особенности общения в семье
методическая разработка на тему

Материал по взаимодействию с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар с элементами тренинга23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар педагога- психолога  с родителями с элементами тренинга

 по теме:

« Общение с детьми дошкольного возраста в семье»

  1. Презентация « Особенности общения в семье»

1 слайд  

Мы живём в эпоху, в которую всё большее влияние приобретают средства массовой информации. В то же время это век ужасающего взаимного отдаления людей, век одиночества в толпе. Отсутствие глубокого общения создаёт порой такие психологические проблемы, которым трудно противостоять,  и вылечить их становится всё труднее. Это относится и к обществу в целом, и к каждой отдельной семье.

2  слайд

Родителей часто слышу разговоры с детьми: они ни к чему не приводят. Пример этому - всем хорошо знакомый диалог:
- В садике ел?
-  Да
- Почему такой как  грязный поросенок, не успеваю вам стирать и гладить, думаете у меня время много.Я тоже устаю прихожу с работы… Затем следуют нотации родителей или рассказ о том как они торопятся.
Ели слышно ребенка…
-  Испачкался  случайно.
 Другая ситуация. В иных семьях принято разговаривать с ребенком резким голосом, одергивать, высмеивать его оплошности, при этом родители общаются с ним очень мало.

Какое поведение ребенка будет преимущественно развиваться в таких семьях?

Требуется ли для ребенка специальное обучение общению.

Ребенок будет вести себя соответственно поведению своих родителей. Он будет пытаться хитрить или же замкнется, не умея налаживать контакты .Пока ребенок воспитывается в условиях семьи, то проблема общения может быть незаметной, в семье все будет происходить, на первый взгляд, так, как обычно. Но когда он пойдет в детский сад, где необходимо будет взаимодействовать со сверстниками, то конкуренция на равных может дать такой эффект, при котором малыш займет позицию общения усвоенной в семье . Обычно детям не требуется специального обучения общению. Обучение общению — процесс естественный. Ребенок учится общаться, подражая тому, как это делают родители. Таким образом проявляется психологическое жестокое обращение с ребенком. Данное явление проявляетсякак в неблагополучных так и в обычных семьях.

3  слайд

А вы наказываете своих детей? Возможно, этот вопрос покажется странным — абсолютное большинство современных родителей ответит на него утвердительно, ведь воспитание без наказания невозможно. Но как отличить грубое отношение родителя, которое наносит серьезную душевную травму, от справедливого наказания или воспитательного процесса. Когда мать шлёпает расшалившегося ребёнка, что бы она при этом ни говорила, она показывает ребёнку пример, как надо реагировать на чужую неправильность, и ребёнок в точности воспроизводит родительский урок на сверстниках или тех, кто слабее, чьё поведение ребёнку не нравится. Применяя физическое наказание, родители учат ребёнка решать конфликтные ситуации с помощью силы, тем самым воспитывая в ребёнке агрессию. Жесткие воспитательные воздействия, наказания не способствуют решению проблем, а могут приводить к отчуждению родителей и детей, к формированию у ребенка агрессии.» определение наказанию. “В самом общем значении слова, наказание - это применение к человеку или животному каких-то неприятных или нежелательных для него мер воздействия, причинение ему страдания в ответ на неповиновение или нежелательное, антинормативное поведение.

4 слайд

Пройдя по скверу, где гуляют мамочки, почти всегда можно услышать: “Посмотри ты вообще ничего незнаешь, сколько можно тебе говорить  или учить тебя вот Катя все знает много чего, на занятиях все отвечает просто  умненькая девочка!” И после этих слов начинает потихоньку рушиться детский мир ребёнка. Что вызывает эта фраза у ребёнка? Поставьте себя на его место. Если бы вам сказали, что вы хуже, чем ваши подруги. Правильно, негативное отношение к тому человеку и разочарование к тому, кто это сказал. Если сравнение производится с чужим ребенком, ваш малыш слышит: «Этот чужой малыш для нас лучше, чем ты. Его успехи важнее для нас, чем твои». Вы искренне считаете, что такая несправедливость может быть «двигателем прогресса»? Если же сравнение происходит с братом или сестрой, то ребенок слышит: «Мы любим его больше». Фразы-сравнения взращивают зависть и ревность. Даже если ребенок и постарается быть лучше Пети, он никогда не будет способен радоваться успехам других и привыкнет воспринимать чужие достижения как собственное поражение.

Сравнивать можно только ребенка с самим собой: «Я вижу, что ты старался, и у тебя получилось гораздо аккуратнее, чем в прошлый раз» или «Мне кажется, ты не приложил много сил, а вот вчера у тебя получилось более удачно». Тогда ребенок может понимать, движется он вперед или же сделал шаг назад. Гораздо важнее, есть ли у ребенка личный прогресс, чем то, насколько он лучше или хуже соседского Пети.

 5 слайд

Как научить ребенка говорить о своих чувствах?

 1. Выслушайте ребенка.

Дайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. «Да» «Хорошо» «Что было дальше?» Не перебивайте его и не давайте советов.

2. Делитесь с ним своими чувствами.

- Мне было грустно, когда я разбила свою любимую чашку.

3. Комментируйте его чувства.

- Я понимаю, что ты разочарован, что не получил подарок, который хотел.

Возможно после этого ребенок расстроится еще больше. Не пугайтесь этого! По крайней мере, маленький человек выплеснет негативные чувства наружу, а не замкнется в себе. Обратите внимание! Я не говорю в этой статье о том, что вы должны соглашаться с любой ситуацией, а о том, что нужно принимать и понимать состояние детей.

6 слайд.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

  7 слайд

Принципы построения общения с детьми

Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.

Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.

8 слайд

Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.

   Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.

9 слайд

При общении с ребенком необходимо отказаться от таких слов-заявлений :

« Ели ты не будешь себя вести, как положено, то тебя никто и никогда не будет любить»

« Какой же ты глупый»

« Бестолковый! Ну. ничего не понимаешь!»

Перекладывать на плечи ребенка свои собственные проблемы, меньше жаловаться детям.

Не допускать унижения ребенка словом, суждением.

Не делать преждевременных  и окончательных заключений о  ребенке, его личности….

  1. Упражнение «Не кричите на ребенка»

Родители разбиваются по парам. Один участник пары должен стоять и кричать на другого по какому-то придуманному поводу, а другой участник, в свою очередь, должен присесть на корточки или встать на колени, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я МАЛЕНЬКИЙ И Я ПРОСТО ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ЛЮБИЛИ».

Обсуждение Все участники говорят о том, что впервые на самом деле глубоко прочувствовали, что чувствует в этот момент ребёнок…

  1. Решение семейных ситуаций

Ситуация 1

Вопрос. При каких условиях ребенок растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным?

Ответ. Если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь, то в такой атмосфере у ребенка развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Малыш в таком случае усваивает особенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он настроен конструктивно.

Ситуация 2

Ситуация. Пока ребенок маленький, ему не приходит в голову, что у него нет папы. Став постарше, он это начинает осознавать. Малыш этим открытием очень обеспокоен, у него появляется легкая возбудимость.

Кто из родственников может помочь реализовать потребность ребенка в отце?

Решение. Взрослый мужчина может дать ребенку много, если сумеет стать другом малыша. Лучший выход из создавшегося положения — если воспитанием сына займется отец, хотя он и ушел из семьи. Особую роль в мужском общении могут сыграть братья или дедушка.

Ситуация 3

. У папы было большое желание иметь сына, и мама тоже присоединилась к нему. Другими словами, мама приобрела тот же мотив, что и папа. Но, вопреки ожиданиям, у них родилась девочка.

Дайте прогноз возможного развития общения родителей с дочерью.

Решение. Воспитание дочери будет окрашиваться мальчишескими мотивами. Соответственно этому будет строиться и общение. В такой ситуации родители не видят существующих качеств девочки — ее чувственности, грациозности и т. п. Они этих качеств могут просто не заметить, так как изначально хотели видеть в ребенке только волевые мальчишеские черты. В результате воспитания неправильно реализуется любовь к ребенку.

Задание 4 . 

Предположим, ребёнок в гостях у   бабушки пролил молоко на пол. Ему  сказали : "Ну что ты такой неуклюжий! Посмотри на этот беспорядок!"

Ваши действия: скажете: "Вот тряпка. Пожалуйста, вытри молоко", - и это принесёт удивительный эффект. Примеры добрых слов: - Спасибо, что помогла мне вытереть пыль со стола. - Ты проделал хорошую работу, помыв посуду. - Это делает меня действительно счастливым. - Я тебя люблю! - Мне нравится, что ты не забываешь аккуратно складывать свою куртку.

  1. Флеш- тренинг  « Берегите своих детей»
  2. Рефлексия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности общения с детьми в семье"

Цель консультации: дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциоях, их влиянии н...

Групповая консультация для родителей "Особенности общения с детьми в семье"

Цель консультации: дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на...

Консультация для родителей «Особенности общения с детьми в семье»

Эта консультация поможет показать важность и значимостьобщения детей в семье для полноценного развития ребёнка, расширить представление родителей об эмоциях, их влияние на общение, дать советы и реком...

Анкета для родителей "Особенности общения родителей и детей в семье"

Умение поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание – все это способствует снижению конфликтных ситуаций в общении, ребенка со сверстником, ребенка со в...

Заметки психолога "Особенности общения с ребенком в семье"

В сатье рассматриваются основы  общения родителей с детьми с помощью  шести принципов, которые можно записать в виде рецепта. . Этот рецепт может стать основным законом воспит...

Рекомендация для родителей «Особенности общения с ребёнком в семье »

Миссия родителей –научить ребёнка брать  ответственность  за свои поступки на себя....