Семинар - практикум "Формирование успешной социализации в игровой деятельности воспитанников"
методическая разработка по теме
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступление.
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаем значение этому призыву, просьбе, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему из уст ребенка.
«Давай поиграем, ну давай!» И что же он слышит в ответ? - ваше мнение.
(ответы)
«Да некогда мне…Не могу.. Я устала… Тороплюсь….Не успеваю…» - говорим мы своему ребенку.
«Идите, играйте» - часто говорим мы детям в детском саду.
И дети идут и играют: они играют в человека-паука, монстров, которых потом же и боятся, другие в какие-то любовные романы из современных сериалов…
В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит обеды и ужины, занимается стиркой, уборкой. Чаще это свадьбы, шоппинг, бизнес…
То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, совершаем такие поступки, смотрим такие телепередачи и фильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.
Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных явлений в обществе, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность)., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.
Социализация – это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Процесс социализации должен выполнять следующие задачи:
1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;
2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;
3. Адаптировать к социальной среде;
4. Интегрировать в жизнь общества.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение.
Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования. Социально-коммуникативное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка.. В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.. Детство без игры и вне игры ненормально.
Игра как средство познания соц. мира одновременно является средством его моделирования. В игре ребенок конструирует самого себя, учится быть лучше.
Компоненты социально-компетентного поведения.
- умение сказать «нет»;
- умение выражать желания и требования;
- владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
- выражать как позитивные, так и негативные чувства.
Какие ценности можно сформировать в игре?
Ценностные представления:
- нравственные (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость)
- интеллектуальные (истина, знание, творчество)
- эстетические (красота, гармония)
- социальные (семья, отечество)
- валеологические (жизнь, здоровье)
В игре «Семья» - отражают опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства.
Игра с куклой – предмет нравственных переживаний.
Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности.
Регулярное проведение совместных игр обогащает дошкольников новыми впечатлениями, будет способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Детям нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе. Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.
1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).
В игре формируется положительное отношение к образу людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях - все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку пониманию связи между разными явлениями жизни.
3. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.
Являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребёнка; выполняют обучающую функцию;
формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
воспитывают уважение к человеку, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
В статье рассматривается понятие гендерного воспитания, его особенности в дошкольном возрасте....
Особенности гендерного социализации в игровой деятельности
Особенности гендерной социализациив игровой деятельности дошкольников Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен ...
Особенности гендорной социализации в игровой деятельности дошкольников.
Особенности гендорной социализации в игровой деятельности дошкольников....
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...
«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»
воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе...
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников....