Методические рекомендации " Арт-терапия « Газетные человечки» "
консультация на тему
Арт- терапия представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себя средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Арт-терапия « Газетные человечки»
Арт- терапия представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себя средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образцы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно – творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик к персонажам, работа над ролью и т.д.), а также координировать свои функции, выплескивать негативные эмоции.
Игрушки и материалы могут определять или структурировать тип и степень экспрессии ребенка. Именно такие игрушки являются наиболее важными в установлении отношений с ребенком. Ни что не может заменить эмоционального климата, возникающего как результат самодельной игрушки, его индивидуальности и спонтанного взаимодействия. Некоторые игрушки и материалы по самой своей конструкции и оформлению могут скорее, чем другие вызывать определенные типы поведения и в некоторой степени структурировать поведение ребенка.
Кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и не существующие персонажи (Гамби - кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом) могут изображать реальных членов семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда ребенок, разыгрывает сценки с человеческими фигурками.
Когда дети будут готовы, они выберут такие игровые средства, которые помогут им выразить свои чувства более полно и открыто. Когда ребенок почувствует, что он в безопасности, выражение чувств будет спонтанно. Часто дети испытывают эмоции для описания и выражения, которых у них нет словесных выражений. Поэтому структурированные игрушки и материалы могут использоваться для выражения гнева, враждебности. Агрессивные дети чувствуют, что им положено выражать агрессивные чувства; от этого они испытывают удовлетворение и постепенно у них развиваются более позитивные чувства. В момент игры с куклой дети не осознают, что происходит нечто важное, используя самодельные игрушки детям легче исследовать свои чувства, особенно страх или гнев.
Структура занятия:
Ритуал начала занятия. Группа на ковре сделает человечка из газет и скотча.
Дается инструкция по изготовлению (комкать, рвать, обертывать). Поощрять инициативу детей в изготовлении человечка можно, украсить цветной бумагой, сделать лицо, уши, пальцы, придумать имя.
Дети могут создать не только человечка, но и трехголового дракона, щенка, принцессу, разнообразное оружие, птицу. Идеи принимаются и поощряются. Воплощая образ (когда задуманный, а когда и спонтанный) ребенок вкладывает в него свои силы, идеи, наделяет характером, особенностями. Работая над куклой, ребенок обращается к своему «Я». Важно, чтобы ребенок, был удовлетворен работой→ формировать положительный оклик, коррекция, негативных переживаний.
Задание на снятия напряжений «Фейерверк»
У газетного человечка день рождения, устраиваем фейерверк. Для этого используют соломинки для коктейля, бумага А3, акварель. Педагог капает на лист бумаги капли разбавленной акварели, дети через соломинку раздувают цветную воду в разные стороны. Это радует ребят, но играть не более 3-5 минут, так как может закружиться голова.
Задание на обозначение ценности продуктов детского творчества
Вариант 1. Из многих игрушек из газет составить мини-спектакль с участием всех героев. Согласование сюжета психолог-роль наблюдателя, зрителя или автора-комментатора за сценой. Ожившей образ позволяет прожить актуальные отношения и ситуации с чувствами и ожиданиями, обогатить личный опыт.
Вариант 2. На праздник в честь дня рождения могут прийти все возможные герои. Дети окрашивают подушечки пальцев, ладони, боковые стороны ладоней и делают на листе (Размером не менее А2) отпечатки. Предлагается дорисовать гостей (обвести контуры, отделать им ножки, щечки, глазки и т. д). Существа часто похожи на земноводных, пресмыкающихся, насекомых. Забавное задание показывает, что рисование пальцами может быть не только экспрессивным, но и содержательным.
Вариант 3. Можно сделать подарки новорожденному, приготовить праздничный обед (выпечь пирожное, пирожки). Затем торжественное поздравление с добрыми пожеланиями. Через газетного человечка дети получают оптимистические установки и позитивный настрой.
Итог занятия. Дети выбирают среди своих поделок те, которые хотят оставить для выставки, прикрепляют к стенкам или расставляют по комнате. Собравшись на ковре, участники занятия прощаются, психолог благодарит за работу, активность, пожелает удачной недели, напоминает о следующей встречи.
Занятие « Дракончики»
Цель: Создание условий для свободных действий, способствующих избавлению от обременяющих детей базовых запретов.
Ритуал начало занятия. На этом занятии детям предлагается «превратиться в дракончиков»
Задание на перевоплощение, самовыражение. Ребята у зеркал раскрашивают лица в виде мордочек дракона (грим или акварель) Иметь полотенце, вату, детское молочко, крем. Должна пройти специальная подготовка, так как нужны социальные нормы. Сам педагог может, раскрасит свое лицо - смешки, переглядывания. Встречаются дети, которые из-за психологических особенностей отказываются наносить краску на лицо (уточнить, что после занятия будут чистые).
Коллективная работа «Дома Дракончиков». Дракончики живут в круглых норках, и предложить на бумаге А-1 нарисовать круги.
(Л. Д. Лебедева «Практика арт- терапии подходы, диагностика, система занятий» с. 106-115).
- сначала дети рисуют круги по всей площади листа, закрашивая их, выбирая любые цвета
- затем провести дорожки между «норками», чтобы дракончики могли по ним гулять и ходить друг к другу в гости.
- норки, пространство между ними раскрасить травка, цветы и т.д. Задание стимулирует групповые процессы. Дети делят пространство, учатся согласовывать действия. Дети заняты не только своей частью, высказывать пожелание другим детям. Задание демонстрирует личностные особенности детей, притязание, характер проблем каждого.
Дети могут рисовать и что-то другое (домики, холмики). Важна спонтанность, самовыражения, процесс взаимодействия.
Задание на создание ситуации успеха. «У Дракончика много друзей» других дракончиков, а можно и других существ. Дети конструируют их из геометрических фигур (бумажных овалов, кругов размером 4-6 см.) с помощью сцеплера, придумывают им имена. Это необходимо для волшебства. Получается шутливая игра.
Итог занятия: Дракончики опять превращаются в детей (умываюсь).
Методы и приемы работы
« Фейерверк» (день рождение газетного человечка)
Дети изготавливают газетного человечка, затем, чтобы повысить эмоциональный фон праздника раскрашивают разноцветными каплями через соломку лист бумаги, тем самым снижая внутреннее напряжение.
« Мини-спектакль» ( с участием всех героев)
Оживший образ позволяет прожить актуальные отношения и ситуации с чувствами и ожиданиями.
« Праздник»
Изготовление забавных земноводных, пресмыкающихся, насекомых – это гости, которые пришли на праздник.
« Дома Дракончиков» (коллективная работа)
Задания демонстрируют личностные способности детей, характер проблем каждого.
« У Дракончика много друзей»
Изготовление из геометрических фигур с помощью сцеплера других дракончиков, можно и других существ, придумывают им имена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие « Сказка о разноцветных человечках»
Цель методического пособия :облегчить процесс обучения чтению и письму...
Методическая разработка по развитию навыков мелкой моторики рук «Голодный человечек».
Игровое пособие "Голодный человечек" можно изготовить самостоятельно из подручных материалов. Необходима Ваша фантазия и умение вязать крючком. Данное пособие пользуется огромной популярностью у деток...
Методическая разработка "Путешествия весёлых человечков"
Обучение дошкольников правилам дорожного движения...
Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"
ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...
Методическая разработка "Веселые человечки" с использованием бросового материала в подготовительной группе
Методическая разработка "Веселые человечки" с использованием бросового материала в подготовительной группе....
Методический материал для рабочей тетради «Рисую маленьких человечков»
Методический материал для рабочей тетради «Рисую маленьких человечков»...
Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"
Метод маленьких человечков (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутренние строения объектов и взаимодействия между ними....