Анализ фрагмента "Дом сказок"развивающей среды ДОУ (первая младшая группа)
материал (младшая группа) на тему
Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида №233 Выборгского района города Санкт-Петербурга в числе своих воспитанников имеет детей раннего возраста. Группа «Радуга» является первой младшей группой, в составе которой дети возрастом от 2,5 до 3 лет.
Развивающая среда в групповом пространстве строится с целью предоставления детям возможностей для разнообразной деятельности.
При создании предметно - развивающей среды, учитываются принципы построения в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- Принцип активности, самостоятельности, творчества
- Принцип динамичности фрагмента развивающей среды
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
- Принцип открытости – закрытости
- Принцип учета половых и возрастных различий детей
Построение развивающей среды в «Доме сказок» с учетом изложенных выше принципов дает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей к овладению разными способами деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_razvivayushchey_sredy.docx | 438.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая среда группы «Радуга»
Выполнила :
Густова Анна Николаевна
Фрагмент «Дом сказок»
Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида №233 Выборгского района города Санкт-Петербурга в числе своих воспитанников имеет детей раннего возраста. Группа «Радуга» является первой младшей группой, в составе которой дети возрастом от 2,5 до 3 лет.
Развивающая среда в групповом пространстве строится с целью предоставления детям возможностей для разнообразной деятельности.
При создании предметно - развивающей среды, учитываются принципы построения в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Рассмотрим один из фрагментов под названием «Дом сказок», содержимое которого включает в себя познавательную, социально-коммуникативную, художественно-эстетическую и речевую образовательные области развития детей ДОУ.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
По этому принципу создаются условия установления контакта между взрослым и ребенком. Осуществляется помощь в преодолении барьера в общении между взрослым и ребенком, например во время адаптационного периода. Этот принцип соблюдается при использовании пальчиково театра, который применяется в этот не простой детский период в качестве сюрпризного момента. Сюда же следует отнести кукольный театр.
Принцип дистанции соблюдается, но не полностью, так как в случае изменения позиций взрослого и ребенка: ребенок раннего возраста по своим возрастным особенностям развития не способен «подняться» до позиции воспитателя, соответственно взрослому – приблизиться к позиции ребенка.
Тем самым в «Доме сказок» создаются возможности для реализации различных представлений детей и взрослых о комфортной дистанции при контакте, где воспитатель выполняет роль рассказчика, а ребёнок является либо участником, либо слушателем.
Принцип активности, самостоятельности, творчества
Среда провоцирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. На полках присутствуют и периодически меняются шапочки сказочных героев (лисичка, волчок, лягушка, зайчонок и .т.д), которые используются детьми не только во время праздничных выступлений, но и в самостоятельной деятельности, что в свою очередь является формой творческого восприятия сказочных сюжетов.
Принцип динамичности фрагмента развивающей среды
Среда развития стимулирует воображение детей при организации сюжетно-ролевой игры «Бабушка и Дедушка», которые сидят на стульчиках за столом и пьют чай с угощением. Комплект мебели имеет динамичный характер и выставляется для игры во время досуга.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Игровое пространство в большинстве случаев имеет непересекающиеся сферы активности. Применительно к фрагменту «Дом сказок» используется театральная выносная ширма, которая позволяет каждому ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Ежедневное окружение создает детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда пробуждает у детей двигательную активность, преподнося возможность осуществлять разнообразные движения. В то же время окружающая обстановка имеет свойства тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо с помощью различных дидактических пособий таких, как русские народные матрёшки, тематические вкладыши, книги с объёмными картинками. Ребёнок воспользовавшись на некоторое время этими играми имеет возможность передохнуть физически и активировать свои умственные процессы через мелкую моторику и мышление. Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с восприятия красоты народного творчества посредством наблюдения за оформлением «Дома сказок». В интерьере используются картины на сказочную тематику, стоит русская печь, выполненная в стиле «Гжель», самовар. Дополняется уголок платком и фартуком (выносные), выполненные так же в народном стиле. Созерцание детьми данных предметов интерьера позволяет ежедневно приобщать их к фольклорному искусству.
Принцип открытости – закрытости
Одним из аспектов принципа является открытость культуре. В запланированных мероприятиях по рабочей программе группы «Радуга» присутствуют приобретение картин и литературы для организованной педагогами и самостоятельной деятельности детей.
Особое внимание педагогами уделяется выставка совместных с родителями работ детей на тему «Сказка» к празднику «День матери», что позволяет ребенку познакомиться с работами других детей, выделить понравившиеся произведение.
Принцип учета половых и возрастных различий детей
Оснащение «Дома сказок» интересно как девочкам, так и мальчикам. Мальчики:
- предпочитают в большей степени наряжаться в шапки сказочных героев
- играют в сюжетные игры с самоваром и лакомствами
Девочки:
- предпочитают дидактические пособия
- часто являются инициаторами постановки настольного театра.
Стоит отметить, что запланировано дополнение фрагмента развивающей среды ввиде:
- теневого театра
- картин по сказкам «Три медведя», «Колобок»
- книг с зарубежными народными сказками
Построение развивающей среды в «Доме сказок» с учетом изложенных выше принципов дает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей к овладению разными способами деятельности.
Список принципов построения развивающей среды предоставлен сайтом http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно- развивающая среда в первой младшей группе
Письменная характеристика предметно - развивающей среды в первой младшей группе...
Презинтация предметно - развивающей среды в первой младшей группе
В моей презентации представлен вашему вниманию педагогический календарь на страницах, которого в течении 9 учебных месяцев я буду рассказывать о предметно - развивающей среде в первой младшей группе....
Организация предметно развивающей среды в первой младшей группе
Представлен перечень по каждому разделу...
Предметно-развивающая среда в первой младшей группе.
Развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Хотелось бы ещё раз уделить немного внимания организации предметно-развивающей среды....
Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст» Предметно развивающая среда в первой младшей группе.
Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст»Предметно развивающая среда в первой младшей группе.Воспитатель Белашова Т.А...
Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе
"Центр сенсорного развития"...
Анализ предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе
Анализ проведёный старшим воспитателем, содержит описание предметно-пространственной среды в первой младшей группе "Карапузы"...