Зачем нужны пальчиковые игры?
консультация (младшая группа)
Зачем нужны пальчиковые игры
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужны пальчиковые игры
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А Сухомлинский
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движении пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые игры.
Пальчиковые игры существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым малышом. Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, когда необходимо переключить внимание ребенка. Это замечательная возможность плодотворного общения с малышом. Но это не главное их достоинство.
Развитие речи
Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша.
Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.
Первое время малыш повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т.п. Позже ребенок будет стремиться самостоятельно озвучить свои действия.
Память
Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения. Играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений.
Ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.
А вот взрослому, который играет с ребенком, желательно знать текст игр наизусть. Но, если на это нет времени, прочтите стихотворение, чтобы представить его содержание, разберите движения и первое время играйте с ребенком, подсматривая в книгу. Текст, подкрепленный действием, запоминается очень быстро.
Подготовка руки к письму
Конечно, сильные, гибкие, ловкие умелые пальчики вашего ребенка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.) А пальцы, как и другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать.
Ручки ребенка еще не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.
Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Внимание
Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности.
Способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.
Воображение
Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Артистизм
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам.
Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны
Первые математические понятия
Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо-влево, выше-ниже, дальше-ближе, длиннее-короче, больше-меньше и т.п. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны малышу.
Пальчиковые игры и упражнения
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда взрослый для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда он трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновении. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует раз...
Консультация для родителей "Зачем нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры развивают у детей - речь, память, внимание, воображение, артистизм и мелкую моторику пальцев рук....
Зачем нужны пальчиковые игры?
Ответ на вопрос и рекомендадии....
ЗАЧЕМ НУЖНЫ "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"?
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук.Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенн...
Буклет для родителей "Зачем нужна пальчиковая гимнастика?"
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мо...
Зачем нужны пальчиковые игры?
Зачем нужны пальчиковые игры?...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....