Акварелька
рабочая программа на тему

Свиньина Наталья Владимировна

Программа по нетрадиционной технике рисования с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarelka.docx49 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

                «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный  окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализующего его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми  в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается» маленькое произведение искусства.
       «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».   В.А. Сухомлинский.

Дети любят рисовать не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Рисование способствует развитию мелкой моторики пальцев, любознательности, интереса к самостоятельной деятельности, трудолюбия. Изображение различных предметов помогает ребенку познавать мир, развивает фантазию и воображение.
В процессе занятий малыш учится различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый. Нарисованные пальчиком точки в одном случае могут быть зернышками, в другом – пятнышками на спинке жирафа,  в третьем – украсят платье девочки. Отпечаток ладошки может превратиться в петуха или осьминога. Все это способствует формированию художественно-образного мышления.
   

 Программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Е.Н Вераксы, Т.С.Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.) и парциальной программы «Цветные ладошки» И. Лыковой, «Школа 7 гномов», изд. «Мозаика-Синтез»

Программа :

  • Предусматривает заботу о физическом и эмоциональном здоровье, благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка, использование разнообразных видов детской деятельности в целях повышения эффективности образовательного процесса, его креативности и вариативности использования образовательного материала;
  • Позволяет развивать ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями;
  • Направлена  на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
  • Активно помогает детям в освоении соответствующих умений.

     Огромные положительные эмоции вызывает у детей рисование нетрадиционными способами и материалами, которые окружают нас в повседневной жизни.
Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры.
А игра – это ведущий вид деятельности детей раннего возраста. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать

              Цели:   вызвать у детей интерес и желание рисовать,; Удовлетворение потребности детей в самовыражении и формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, обогащение духовного мира детей через нетрадиционные способы рисования ( с элементами аппликации и лепки)

 - развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
  • привлечение родителей и детей к творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
  • - обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, красками, кистью и т.п.
  • - предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

Для успешного освоения программы работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

  • работа с педагогическими кадрами;
  • работа с детьми;
  • взаимодействие с семьёй (Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы  Приглашение родителей на выставки детских работ;

 Привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал т.д.).

Основными педагогическими условиями реализации программы являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности взаимодействие с семьями воспитанников;

Были соблюдены и условия для занятий кружка, что немало важно для детей раннего возраста. Игры-занятия кружка планируется проводить во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности детей, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр. Содержание занятий данного перспективного плана могло изменяться, дополняться различными видами деятельности, которые могли более способствовать реализации задач содержания. Работа по данному направлению строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Весь материал систематизирован. Занятия построены по принципу от простого к сложному. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков.

Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ:  музыкального руководителя, воспитателей Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года при успешном освоении Программы предполагается, что у детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности:

 - знает, что карандашами, фломастерами, кистью и красками можно рисовать;

 - ребенок знаком с нетрадиционными способами рисования, умеет самостоятельно ими пользоваться;

 - различает основные цвета;

 - испытывает потребность и творческий интерес к занятию рисованием;

 - развивается общая и мелкая моторика, воображение и сенсорный опыт ребенка.

 

Направления работы по технике нетрадиционного рисования

«Веселые пальчики и разноцветные ладошки»

  1. Рисование пальчиком

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу, может проводить линии, закрашивать контур. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

     «Печатки-топотушки»

  1.  Рисование штампиком (крышкой пластиковой бутылки, вырезанной печатью из картофеля (морковки),    частью стирательной резинки)

Способ получения изображения: Приготавливается мисочка либо пластиковая коробочка, в которую наливается жидкая гуашь. Штампик опускается в гуашь, и с его помощью делается оттиск на бумаге.

  1.  Рисование методом тычка ватной палочкой

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку (кончик) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета. После работы палочки выкидываются.

ПЕЧАТКА

Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.

Ход работы.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное.  «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т.п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

  1. Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

«Волшебные картинки»

 1..Рисование свеча+акварельные краски

Способ получения изображения: взрослый (ребенок)  рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

2.Рисование восковые мелки+акварельные краски

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

  1. Кляксография (рисование по мокрому)

Способ получения изображения: Лист бумаги намачивают водой с помощью толстой кисточки или кусочка поролона, затем быстро капают чернила (тушь) или дотрагиваются кисточкой с чернилами. Чернила расплываются.

  1. Кляксография (выдувание трубочкой)

Способ получения изображения: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски  (чёрную, коричневую или зелёную), лучше чернила или разбавленную тушь. Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью.

  1. Рисование кусочком картона

          Способ получения изображения: Приготовить полоски толстого  картона размером примерно 3*1 см    с запасом, конец полоски опустить в жидкую гуашь, и проводить линии на листе бумаги, слегка  нажимая.    Для каждого цвета использовать свою полоску. Если картон размок, поменять на новую сухую полоску.

  1. Рисование школьным мелом (тонирование бумаги)

          Способ получения изображения: Положить мел плашмя (боком) на лист бумаги, и равномерно закрасить лист бумаги, после растереть сухой салфеткой из ткани.

       7.Отпечатки листьев

            Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов,  затем                                             прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  1. Монотипия

            Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует              половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисова6ния каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.                    Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  1. НАБРЫЗГ

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

10.РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы:

1-ый способ

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации

11.ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы:

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

12. КЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы.

1-ый способ

Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю…  Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.

2-ой способ

Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

13. РИСОВАНИЕ ПО-СЫРОМУ

Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.

Ход работы.

1-ый способ

Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.

2-ой способ

Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

14. МЯТАЯ БУМАГА

Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

Ход работы.

1-ый способ

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

2-ой способ

Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ

Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным

рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных

карандашей.

Ход работы.

Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов,

силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном

порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой

бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится

открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию,

 декоративный узор. Этим же способом можно потереть

края силуэта, которые

 приложены к листу бумаги.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ

Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель,

тушь, бумага

Ход работы.

Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к

 листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести

 такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием

 можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки,

стоит только пофантазировать.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА

Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры,

восковые карандаши, уголь или другие графические материалы

Ход работы.

1-ый способ

Широкой кистью наносится пятно произвольно или в

соответствии с задуманным изображением. Когда оно

 высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие

детали или краской или другими изобразительными материалами.

Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.

2-ой способ

Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик.

Затем широкой кисточкой по верх изображения краской

нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок.

Так можно изобразить деревья, ветки и ствол

нарисовать восковыми карандашами, а крону краской.

Фантазируйте.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага,

кисти, вода.

Ход работы.

В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести

 несколько разноцветных или однотонных капель краски.

Положить в коробку

2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались,

 смешивая краски, создавая узор.

РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох

шишки, колоски и т.п.  Бумага, невысокие полые формы с

краской — гуашь, темпера, кисточка.

Ход работы.

Природный материал обмакивают в форму с краской и

прикладывают к бумаге, слегка прижимают –

остается отпечаток. В зависимости от изображения

подбирается и природный материал для отпечатывания.

Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть

краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья,

 цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака

можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр.

Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой,

 пушистые зверьки, крона деревьев и др.

РИСОВАНИЕ  ПЛАСТИЛИНОМ

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

Ход работы.

На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом

контур. Рисуйте по нему теплым пластилином.

Получается очень даже выразительно. Ребятишки

в полном восторге.

ЦВЕТНЫЕ ФИГУРКИ НА СТЕКЛЕ

Материал: Краски в тюбиках, прозрачная пленка или

 стеклянная поверхность, лист бумаги, клеевая лента.

Ход работы:

1-ый способ

Чтобы получить рисунок, надо тонкими полосками выдавить

 краску из тюбиков на пленку, оставляя широкие поля,

 друг от друга. Можно использовать побольше разных красок.

Аккуратно наложить второй слой пленки на изображение,

прижать края. Кончиками пальцев разровнять краску. Приложить

картину к окну, разгладить ее и посмотреть, как свет играет на

 красках. Оклеить по периметру клеевой лентой.

2-ой способ

На стекло, зеркало наносят краску так же, как и в первом способе.

Затем прикладывают на него бумагу и прижимают сверху еще

 одним стеклом, или каким либо тяжелым предметом. 

 Это позволит краске одновременно разойтись по листу бумаги

 Затем груз убирают, ждут высыхания краски на бумаге.

После чего дорисовывают мелкие детали кисточкой

или другими изобразительными материалами.

Материалы и оборудование:

Наглядно-методические пособия: плакаты большого формата «Цвет», «Форма», серия «Мир в картинках» (мир природы, мир предметов), игрушки, народные игрушки, муляжи , предметы искусства.

Рисование – цветные карандаши, гуашь, акварель, кисть разного  размера №3,5,7, альбомные листы, лист ватмана

Лепка – дощечки, наборы разного цвета пластилина, тесто для лепки, стеки, фартуки для работы;

Аппликация – клеевой карандаш, наборы двусторонней цветной бумаги, клеевая кисть.

Природный материал, бросовый материал ( шишки, желуди, листья, палочки, перышки, ягоды рябины, арбузные семечки, лепестки цветов…)

Методическая литература:

1. - От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ПОД РЕД. Н.А.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 304с.

2.  - Комплексные занятия по программе «От рождении я до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа/ авт.-сост. О.П.Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 292 с.

 3. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,    конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144 с., 24 ..вкл.

4. Халезова-Зацепина М.Б./Лепка в детском саду. Альбом для детского художественного творчества для детей 2-4 лет.

5. «Учимся играя» - журнал/Педагогическая помощь родителям .2012 №1-6

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования», изд. «Каро», СПб, 2007

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, «Изд. Скрипторий 2003», 2007

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой,

Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «В гостях у Акварельки».

Викторина для детей старшего дошкольного возраста....

Викторина «В гостях у Акварельки».

Викторина для детей старшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Акварелька"

Изобразительное искусство и очень древнее, очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём,...

"Веселая акварелька"

Перспективныцй план работы кружка по рисованию в старшей группе...

рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...

Конспект НОД по программе Акварелька. Тема: Пластиковая картина.

Занятие для развития творческого мышления дошкольников....

Перспективный план кружка по нетрадиционной технике рисования "Веселая акварелька" младшая группа

План расчитан на полный учебный год из расчета 2 занятия в неделю....