Авторское пособие. Обучение игре на инструментах
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методика обучения навыкам и способам игры на детских музыкальных инструментах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskoe_posobie._obuchenie_igre_na_instrumentah.doc | 138.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ И СПОСОБАМ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Автор – составитель Гущина Анжелика Леонидовна
МЕТАЛЛОФОН
Подготовительное упражнение при обучении игры на металлофоне:
«ЗАЙЧИК»
Цель: Научить координировать движения, способствовать развитию мышц кистей рук.
Ход упражнения:
Дети стоят свободно, я говорю: “Пришёл зайчик, поклонился” - киваю головой.
“Вот какие мягкие лапки у зайчика”- показ движением рук от плеча (дети повторяют).
“Вот какими мягкими руками я играю на металлофоне” (дети повторяют).
Игровые упражнения и приёмы правильного звукоизвлечения
Цель: Учить детей приёмам правильного звукоизвлечения (держать правой рукой молоточек и извлекать звук из одной пластины металлофона), приучать детей к постоянному слуховому контролю. Учить изменять частоту ударов.
1.Упражнение: “Весёлые зайчата”
Методика проведения:
Дети берут молоточки и показывают как маленький зайчик прыгает- удары по маленькой пластинке – высокий звук.
Большой зайчик прыгает на большой пластинке – низкий звук.
Зайчик прыгает по лесенке вверх, по лесенке вниз. Дети показывают на металлофоне поступенное движение движение мелодии вверх и вниз. Остановился и прыгает на одной ступеньке. Дети играют на одной пластинке металлофона.
2.Упражнение: “Большой и маленький колокольчики”
Методика проведения:
Музыкальный руководитель. На металлофоне можно показать, как звучат большой и маленький колокольчики. Большой колокольчик будем показывать на большой пластинке металлофона, а маленький - на маленькой пластинке.
Дети берут молоточки и изображают на металлофоне большой и маленький колокольчики.
3.Упражнение: “Большие и маленькие часы”
Методика проведения:
Музыкальный руководитель. На металлофоне частыми ударами молоточка по маленькой пластинке можно показать, как ходят маленькие часики, а редкими ударами по большой пластинке - как ходят большие часы. Дети берут молоточки и изображают, как ходят большие и маленькие часы.
4.Упражнение: «Дятел и воробей»
Методика проведения:
Музыкальный руководитель. В лесу на дереве сидит дятел, он стучит по стволу дерева так – изображает на большой пластинке металлофона удары дятла, а маленький воробей быстро прыгает с ветки на ветку – изображает прыжки воробья на маленькой пластинке металлофона.
5.Упражнение: “Летний дождик”
Методика проведения:
Музыкальный руководитель:
“Пошла Наташа гулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (дети
берут молоточки и ударяют по пластинке металлофона несколько раз).
Вначале капельки падали редко (дети изображают редкими ударами), потом
всё чаще и чаще (дети ударяют часто). Наташа раскрыла зонтик и стала ждать, когда кончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился.
ТРЕУГОЛЬНИК
Технические приёмы при обучении игры на треугольнике.
При обучении игре на треугольнике учим детей правильно держать перед собой в левой руке, поясняя, что высоко поднимать инструмент нельзя, ударять палочкой нужно спокойно, осторожно, мягким прикосновением по середине горизонтальной его части. Звук должен быть лёгким и упругим, и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой – звук сразу прекратится.
1. Игровое упражнение: “Зажигаем звёздочки на небе”,
Цель: Научить приёмам правильного звукоизвлечения на треугольнике. Учить ударять палочкой спокойно, осторожно, мягким прикосновением по середине горизонтальной части треугольника.
Методика проведения:
Музыкальный руководитель. Мы с вами сегодня волшебники и у нас в руках волшебные палочки (показывают). С помощью волшебных палочек мы будем зажигать на небе звёзды. Чтобы звёздочка вспыхнула, загорелась нужно лёгким, мягким движением руки прикоснуться волшебной палочкой по середине треугольника. Если вы услышите лёгкий, звонкий звук, значит звёзвочка загорелась и мы с вами продолжаем дальше зажигать звёздочки на небе.
2. Игровое упражнение: “Весенняя капель”.
Цель: Осваивать приёмы игры на треугольнике. Учить добиваться лёгкого, упругого звука, изменять частоту ударов. Обучить приёму остановки звука (Прекращать звучание треугольника).
Методика проведения:
Музыкальный руководитель. Давайте с вами послушаем, как за окном поёт капель (слушают звучание капели). Звук лёгкий, звонкий. Возьмём треугольники и изобразим звон капели (дети изображают). Солнышко пригрело сильнее и всё чаще и чаще стали падать капельки с крыши (дети изменяют частоту ударов). Но вот наступила ночь и пение весенней капели прекратилось (музыкальный руководитель показывает, как нужно остановить звучание треугольника, дети повторяют).
БУБЕН
Бубен издаёт звуки, различные по характеру, в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем.
1.Игровое упражнение: “Гопачок”.
Цель: Познакомить детей с бубном и научить различным приёмам звукоизвлечением (громким – тихим).
Репертуар: укр. нар музыка «Гопачок».
Методика проведения: Музыкальный руководитель. Бубен может звучать тихо (показывает, ударяя пальцами), а может звучать громко (показывает, ударяя мягкой частью ладони). Если украсить игрой на бубне музыку, то на тихую музыку бубен будет звучать тихо, а на громкую – громко.
Слушаем внимательно музыку и играем на бубне так, как подсказывает вам музыка.
2.Ритмическая игра: “Еду – еду” р.н.п..
Цель: Формировать восприятие и воспроизведение ритмического рисунка в
речевых играх на музыкальном инструменте - бубне.
Методика проведения: Музыкальный руководитель и дети проговаривают слова, одновременно исполняя ритмический рисунок.
КОЛОКОЛЬЧИК
Игровое упражнение: “Колокольчик”
Цель: Учить при игре на колокольчике передавать разное звучание (громко-тихо), в зависимости от того о каком колокольчике говорится – весеннем или зимнем. Способствовать приобретению навыка разного звукоизвлечения.
Весёлый колокольчик -
Динь-динь, динь-динь, динь-динь--
Смеётся и хохочет --
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
Дети играют на колокольчике громко.
Он пел зимой чуть слышно--
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
Дети играют на колокольчике тихо.
Но солнце снова вышло-
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
И звонкие капели -
Динь-динь, динь-динь, динь-динь--
В ответ ему запели-
Динь-динь, динь-динь, динь-динь... (В. Татаринов)
Дети играют на колокольчике громко.
ЛОЖКИ
Игра: “Весёлые ложкари”
Репертуар: р.н.м. “Ах вы, сени”
Цель: Учить разнообразным приёмам игры на ложках соблюдая ритм.
Методика проведения: Музыкальный руководитель.
Наступило раннее утро. Встали ложки – подружки, потянулись, посмотрели друг на дружку и поздоровались.
(Дети поднимают руки с ложками вверх и опускают их перед грудью)
Утром солнышко проснулось, нашим ложкам улыбнулось.
(1-8 т.Частые удары ложка о ложку выпуклой стороной)
Завтракать теперь пойдём и блинчиков напечём.
(9-16 т.Удар ложка о ложку с поворотом вниз то правую то левую/выпуклой стороной/)
Пошли гулять – смеяться, да на качелях кататься!
(1-8 т. Опускают руки с ложками вниз, часто ударяя друг о друга, поднимают вверх).
А сейчас, мои ребятки, поиграем с вами в прятки.
(9-16 т. Удар ложка о ложку перед собой один раз “вот мы” ,затем прячут за спину).
А теперь поднимем ложки и покружимся немножко.
(Подняв руки с ложками вверх, кружатся).
Закружились и упали и по полу застучали.
(9-16 т. Дети присаживаются на корточки и хаотично стучат ложками о пол).
Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно. (Складывают ложки в корзинку).
БАРАБАН
При игре на барабане нужно учить правильно держать палочки, точно передавать ритм.
Игра: “Начинаем перепляс”
Цель: Учить озвучивать стихотворение и придумывать ритмический рисунок на барабане.
Методика проведения: Музыкальный руководитель читает стихотворение и точно передаёт его ритм. Затем предлагает детям самостоятельно придумать ритмический рисунок. Нужно сыграть так, чтобы у каждого барабана был свой неповторимый ритм.
Музыканты, веселей!
Барабанов не жалей!
Раз, два, три, три, два, раз,
Начинаем перепляс!
Собирайтесь, плясуны, плясуны,
Бегемоты и слоны, и слоны,
Зайцы, ёжики, еноты,
Все, кому плясать охота!
(П.Синявский.)
ДУДОЧКА
Игровое упражнение: «Дудочка-сопилочка»
Цель: Овладеть навыками игры на дудочке. Формировать восприятие и различение ритмического рисунка.
Методика проведения: Музыкальный руководитель. Дуть в дудочку надо нежно. Если дуть слишком сильно, дудочка от боли начинает кричать. Пожалейте её!
А теперь повторите за мной песенку которую поёт дудочка: Ту-ту, ру-ту-ту (дети повторяют ритмический рисунок).
Ту-ту, ру-ту-ту,
Ту-ту, ру-ту-ту.
Вот как дудочка дудит,
Всех ребяток веселит.
МАРАКАС, РУМБА
Играя на маракасе, румбе нужно держать их перед собой. Играя ими необходимо передавать ритмический рисунок произведения.
Игра: «Укрась мелодию»
Репертуар: «Баба Яга» П. И. Чайковского
Цель: Сформировать навыки игры на маракасе и румбе. Сочинить аккомпанемент к пьесе «Баба Яга» П. И. Чайковского. Учить одновременно начинать игру, согласованно играть в ансамбле. Способствовать развитию внимания детей, умение слушать аккомпанемент на фортепиано.
Методика проведения: Музыкальный руководитель предварительно знакомит детей с произведением «Баба Яга» П.И. Чайковского.
Дети определяют трёхчастную форму произведения, характер каждой части. На следующее занятие музыкальный руководитель приносит маракасы и румбы. Рассказывает об их отличительных свойствах - звучание маракаса схоже со звучанием большой погремушки, а для румбы характерен резкий металлический звук.
Затем предлагает украсить произведение «Баба Яга» П.И. Чайковского.
АРФА
При игре на арфе, медиатр нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается лёгким, упругим движением по струне.
Игра: «Придумай сказку»
Цель: Сформировать навыки игры на инструменте. Придумывать образные ассоциации и озвучивать игрой на арфе.
Триола
При игре на триоле необходимо одновременно дуть в мунштук и нажимать на клавишу. Дуть в мунштук следует равномерно расходовать дыхание.
Игровое задание: «Прочитай ритмический рисунок» (ритмический рисунок ТА-ТА-ТИ-ТИ-ТА и др.)
Цель: Сформировать приемы правильного извлечения, совершенствовать навыки чтения ритмических схем.
Пианино
- Игра «Полюби клавиши»
Цель: Знакомить детей с клавиатурой фортепиано.
- Игра «Кто здесь в домике живет?»
Цель: Познакомить детей с расположением белых клавиш на клавиатуре фортепиано.
Оборудование. Иллюстрация, на которой изображены два домика: в маленьком - три окошка, в большом – четыре.
Методика проведения. Предлагается детям представить, что все четыре клавиши – это «крыши домиков», в которых «живут» белые клавиши: в маленьком домике под крышей расположены ДО, РЕ, МИ; в большом домике под «крышей» - ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Малыши на клавиатуре фортепиано находят «маленькие» и «большие домики».
* * *
Кто здесь в домиках живет?
Ты об этом нас спроси.
В первом доме – До, Ре, Ми.
Во втором – Фа, Соль, Ля, Си.
* * *
Ксилофон
Постановка рук и приемы игры на металлофоне и ксилофоне идентичны. Играют на нем сидя или стоя двумя молоточками.
- Способ.
Упражнение «Тили-бом» (соль – до, соль – до)
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом
Цель: Добиться ровного, одинакового удара обеими руками сохраняя данную скорость пульсации.
- Способ: «Птичка-синичка»
Цель: Научить способу игры «форшлаг».
«Форшлаг» - исполняется легкими и быстрыми скользящими движениями молоточка с одной пластинки на другую одной рукой.
- Способ: «Ручеёк»
«Глиссандо» - молоточек скользящим движением проводится по ряду пластинок.
Игра «Укрась мелодию»
Цель: Научить навыкам и способам игры, учить проявлять самостоятельность и творчество в аранжировке музыкального произведения.
Музыкальный репертуар: «Игра с колокольчиками» из оперы «Ночь перед Рождеством» Н. Римского – Корсакова.
Методика проведения: Прослушиваем произведение и украшаем разными приёмами игры
Баян, аккордеон.
Освоение технических приемов игры.
При игре на баяне, аккордеоне показать детям как правильно сидеть и держать инструмент. Аккордеон или баян устанавливается на правом колене, левая часть инструмента поддерживается левой рукой, левый полукорпус охватывается левой ладошкой с таким расчетом, чтобы не задеть кнопки ( т. к. дошкольников обучаем игре только правой рукой). Учим детей расположению звуков, чередованию пальцев при игре, разъясняем, что продолжительность звука зависит от того, какое будем движение меха. Для этого нужно иметь много силы в левой руке.
Игровое упражнение: «Гармошка»
Цель: Научить приему правильного звукоизвлечения.
Методика проведения:
Дети извлекают звук, нажимая одну и ту же клавишу два раза, в то время как мех выполняет одно движение – раскрывается, и два звука в обратном направлении.
Погуляем по дорожке,
Спой мне песенку свою,
Я сыграю на гармошке
И немножко подпою.
Кастаньеты
При обучении игре на кастаньетах обратить внимание детей на их громкое звучание. Поэтому учить правильно брать в правую руку и слегка ударять
«лепестками» о ладонь левой. Звук при этом несколько приглушится, ритмический рисунок слышен отчетливее.
Игра: «Укрась мелодию»
Музыкальный репертуар: «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского
Цель: Учить импровизировать аккомпанемент на кастаньетах «Неаполитанской песенки» из «Детского альбома» Чайковского. Научить приемам игры на музыкальном инструменте кастаньетах.
Трещётки
Игровое задание: Придумать сказочного героя которого можно озвучить с помощью трещотки.
Цель: Учить выполнять два приема игры на трещотках встряхивание и покачивание. Учить правильно встряхивать деревянными пластинами, четко ударяя друг о друга.
Блокфлейта
При игре на блокфлейте воздух надо направлять в отверстие нежно, чтобы не вырвался свист. Обращать внимание на качество звучания, на слаженность и приятность звука. Частота звука зависит от силы вздувания воздуха: чем быстрее воздух проходит в отверстие, тем выше он будет звучать.
Поэтому если флейта завышает, надо ослабить вздувание, размягчить мышцы. Если занижает, то наоборот: подтянуть мышцы и усилить дыхание.
Игровое упражнение: «Птичьи переклички»
Цель: Научить техническим навыкам игры на флейте.
- «Чирикать» можно так, как делается форшлаг: палец опускается чуть позже, чем начинается вздувание.
- «Кукование»: первое кукование делает левая рука (звук безымянного пальца – соль). Второе, низким голосом – правая рука (ми).
- «Уханье» - прием глиссандо (скользя), когда пальцы поднимаются не одновременно, а врассыпную, снизу вверх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское пособие "Пальчиковые игры"
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...
Авторское пособие "Дидактическая игра "Путешествие со звездочётом в космический зоопарк"
Заинтересовать детей воображаемым путешествием в просторы космоса...
Авторское пособие "Дидактические игры для развития математических способностей дошкольников"
Авторское пособие "Дидактические игры для развития математических способностей дошкольников"...
Авторское пособие. Дидактическая игра по обучению грамоте: "Составь слово".
Цель:Обучать дошкольников звукобуквенному анализу слова, закрепить навык чтения, развивать память, внимание, логическое мышление.Задачи:- Упражнять в выделении первого звука в слове.- Учить ...
Авторское пособие дидактическая игра: "Найди и назови"
Дидактическая игра "Найди и назови" предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Игра развивает внимание, ориентацию в пространстве, умение находить изображение в уменьшаемой проек...
Авторское пособие. Дидактическая игра: "Предмет и форма"
Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах; формировать умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; способствовать развитию зрительного внимания.Правила игры: подобрат...
Авторское пособие. Дидактическая игра: "Количество и счёт"
Цель игры: формировать у детей умение соотносить цифру с количеством предметов; закреплять знание цифр от 1 до 5; спосбствовать развитию зрительного внимания; воспитывать самостоятельность....