Методические разработки "Актуальные вопросы детской игры"
методическая разработка на тему
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активности, развивающаяся потребность в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы детской игры.
Игра − наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активности, развивающаяся потребность в общении.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой−либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, те более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.
Игра − подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности.
Существенное влияние на дальнейшее изучение проблемы детской игры оказала педагогическая система А.С. Макаренко. Центральные ее положения относительно целей и методов воспитания подрастающего поколения, роли коллектива в формировании личности ребенка и места игры в решении этих задач были взяты на вооружение передовой практикой.
В работах педагогов и психологов появились новые фактические данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, а также ее различных видов: сюжетно−ролевой, дидактической, подвижной. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов формирования игры и детских взаимоотношений в ней.
Наибольшее развитие получают исследования проблем педагогического руководства сюжетно−ролевыми творческими играми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская). Большое внимание уделяется происхождению детской игры, ее сущности, обсуждаются вопросы целенаправленности и общественной мотивированности этой деятельности. Выясняются пути целесообразного педагогического влияния на содержание детских игр для решения в первую очередь задач нравственного и умственного воспитания дошкольников.
Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились в 50−х годах работы А.П. Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности − игры, труда, учения, подчеркивает А.П. Усова, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка.
В основе такого подхода лежит принцип целенаправленного воздействия на игру, установления связи между ее содержанием и содержанием обучения в детском саду, связи в соответствующей возрасту трудовой деятельности ребенка.
А.П. Усова сделала детские реальные общественные отношения предметом специального исследования. На основе изучения этапов игры и уровней отношений детей она наметила пути дифференцированного педагогического влияния на развитие игры и детской игровой деятельности, на формирование положительных общественных взаимоотношений дошкольников. При этом важно подчеркнуть то большое значение, которое исследователь придавала воспитательной стороне положительного сюжета игры.
- Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными. Конечно, воспитателю следует учитывать специфику каждого вида игры.
- Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью. Содержание сюжета сможет оказать активное воздействие на дошкольника лишь в том случае, если уровень нравственного развития, общей воспитанности детей будет предметом постоянного внимания педагога.
- Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.
В старшем дошкольном возрасте трудовая и учебная деятельность по своей значимости как бы начинает конкурировать с игрой. Тем не менее педагогические формы и методы воспитания наиболее успешно реализуются в условиях практической деятельности, которая включает в себя игровые приемы.
Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.
Методы руководства игрой в разных возрастных группах различны. В раннем и младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Естественно, методы такого обучения не могут быть копиями методов, применяемых в учебной деятельности. Воспитатель создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию; непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив (он еще сложился), а через игрушки, несложную инсценировку и т.д.
Чем старше дети, тем более многоплановыми становятся методы формирования игры и взаимоотношений детей, применяемые педагогом. Продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекомендаций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых материалов. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а воспитатель должен занимать позицию доброжелательного соучастника (независимо от того, берет или не берет он на себя какую−нибудь роль).
Так, постепенно осуществляется возможность использования педагогом метода опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения детей через формирующийся коллектив. Одновременно воспитатель ориентирует дошкольников на то, чтобы они применяли в своих играх знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях и в быту.
Детские игры неразрывно связаны с игрушкой.
Игра в истории человечества.
Социальный характер детской игры.
Игра − то, во что играют, используя комплект нужных для этого предметов. (из словаря Ожигова).
Играть − действовать, развлекаться, забавляться.
Игра − деятельность, в процессе которой происходит отражение окружающей действительности, действий, взаимоотношений.
Детская игра имеет многовековую историю, а именно, игра − социальна по своему происхождению, это элемент культуры общества. Такое понимание происхождения игры дал русский философ Плеханов в работе «Письма без адреса».
Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества, как и искусства, возникла после труда и на его основе.
Мысли Плеханова об историческом происхождении игры были развиты в русской педагогики психологии. История развития игры рассматривается в связи с развитием человеческого общества и изменением положения ребенка в системе общественных отношений.
Игра − социальна не только по своему происхождению, но и по содержанию. Это впервые доказал К.Д. Ушинский. Он указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. К.Д. Ушинский утверждал, что игры не проходят бесследно для ребенка, они могут определить характер и поведение человека в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры
Разработка содержит теоретический и практический материал по организации пальчиковых игр . Пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие реч...

Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"
Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...
Методическая разработка воспитателя детского сада Кабановой Валентины Устиновны «САМОМАССАЖ КАК ИГРА».
Комплекс упражнений по самомассажу....

Методический материал "Социальный характер детской игры"
Игра - деятельность, в процессе которой происходит отражение окружающей действительности, действий, взаимоотношений....
Игра с родителями "Детский вопрос - детский ответ"
Среди детей нашей группы затеялся спор:«Кто из родителей кручеСильный или слабый пол?»Ответ на сей вопрос,детям очень важен»...

Методическая разработка "Вопросы детей и ответы на на них"
laquo;Вопросы детей и ответы на них»Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании...
Методическая разработка для воспитателей детского сада на тему: «Общие методические основы организации детского конструирования»
Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...