Творческий отчет "Играя, развиваем речь детей"
материал (младшая группа) по теме

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно  растет объем знаний, которые нужно им передать.  Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Родничок» города Сухиничи

ТВОРЧЕСКИЙ

ОТЧЕТ

Сосновцевой Нины Валентиновны,

воспитателя муниципального казенного

дошкольного учреждения «Детский сад» «Родничок»   города Сухиничи

                               

2014год

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Родничок» города Сухиничи

«Играя, развиваем речь детей»

                                                            Исполнитель:

Сосновцева Нина Валентиновна,

воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Родничок» города Сухиничи

2014год

Содержание

Введение ___________________________________________3                                                                                        

Глава 1. Теоретические  подходы к проблеме развития речи детей дошкольного возраста

1.1Анализ психолого- педагогических исследований по проблеме речевого развития детей __________________________________4-7

1.2Современные подходы к организации работы по развитию речи дошкольников __________________________________________8-12

Глава 2 . Развитие речи детей посредством игровой деятельности

2.1 Виды игр влияющих на развитие речи детей __________13-17

2.2 Особенности работы по развитию речи детей посредством игровой деятельности ____________________________________________18-21

2.3 Родители – наши главные партнеры в работе __________22

2.4 Общие итоги и перспективы  по работе развития речи детей младшего дошкольного возраста ____________________________23-24

 Заключение _________________________________________25

Список литературы ___________________________________26

Приложения

Введение

Развитие речи один из центральных вопросов дошкольной психологии и педагогики. Различные аспекты её развития изучались многими учеными на протяжении десятков лет Л.С.Выгорский, 1956г; С.П.Карпова, М.М.Кольцова, 1979г; В.И.Бельтюков, 1979г. Речь это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Все психические процессы у ребенка: память, внимание, воображение, мышление, произвольное поведение развиваются с прямым участием речи.

Два года- это критический период в речевом развитии ребенка. От того, как в этот сензитивный период (этап возрастного развития ребенка) организуется речевое воздействие на ребенка, зависит его речевая и познавательная  деятельность.

Проработав в детском саду 20 лет, я отмечаю, что «проблемных» детей с каждым годом становится все больше.

При обследовании  детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:

*дети, у которых речь совсем отсутствует;

*дети, которые говорят отдельными словами;

*дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

А ведь к 2 годам в самостоятельной речи ребенка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но  на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего.Целью нашей работы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, , подготовка ребенка к жизни в современном обществе.  

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития речи детей дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого –педагогических исследований по проблеме речевого развития дошкольников

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно  растет объем знаний, которые нужно им передать.  Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это-основное условие успешного обучения. Ведь благодаря  речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Что же следует сделать для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным.

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний-психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т.д., ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Как отмечал известный советский психолог Л.С.Выготский,

слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.

"Обучение только тогда хорошо, - писал Л. С. Выготский,-

когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. "  

А.А.Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал; "Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых" / 1961 ,

Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Н.М.Щелованов и Н.М.Аксарина, Н.Л.Фигурин и М.П.Денисов. М.Ю.Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав "комплекса оживления", который является видом социального поведения ребенка. По их мнению, именно реакция оживления является началом развития речи ребенка.

В настоящее время современные психолингвистические, психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Таким образом, подводя итоги изучения речевого развития детей раннего возраста можно отметить следующие основные моменты:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

 

1.2 Современные подходы к организации работы по развитию речи дошкольников.

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов деятельности. За этот небольшой период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, осваивают основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками. Именно в этот период ребенок приобретает главные человеческие качества: овладевает ходьбой, основами разговорной речи и предметных действий, у него начинается формироваться определенное отношение к окружающему миру (людям, предметам, природным явлениям).

Справедливо отмечено, что основная задача воспитателя- наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными делами, проблемами, идеями,  включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, необходимо развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

На сегодняшний день дошкольные учреждения перестраиваются. Их основная задача - организовать свою деятельность в обновленном содержании.

Эффективность работы дошкольных учреждений в значительной мере зависит от обновления педагогического процесса и отношения к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности.

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

 Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

 Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

 Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ. О.М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.

А.Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения. Начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Все это и определяет основные задачи речевых игр.

Какие это задачи?

  • Развивать речь как средство общения.
  • Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми.
  • Поддерживать стремление к активности, позицию «Я сам», поощрять стремление ребенка высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказ.

Тематика игр может быть самая разнообразная, в том числе и та, что использовалась на втором году жизни. Однако при сохранении сюжета игры меняется содержание, способы взаимодействия взрослого и ребенка. Повышается активность и самостоятельность детей. При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2-3 лет уже больше знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят коровку, разговаривают с ними как видели в жизни).

В дошкольный период ребенок не только накапливает впечатления, расширяет свой опыт, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, которые образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания материала и методов для проведения занятий. Иными словами взрослый преподносит ребенку то, с чем ему полезно познакомиться.

Для успешного проведения занятий требуется, прежде всего, создание благоприятного климата, теплого и доброжелательного отношения к детям. Уверенность ребенка в том, что он может в любой момент обратиться к воспитателю за помощью или советом и получить на это положительный отклик- создает у него ощущение комфортности.

Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы наши внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка.

Глава 2 Развитие речи детей посредством игровой деятельности.

2.1 Виды игр влияющих на развитие речи детей

Проблема развития речи средствами игровой деятельности актуальна и по сей день, она требует расширения, дополнения и обогащения теоретических и практических рекомендаций по организации игровой деятельности дошкольников в ДОУ с целью речевого развития детей и овладения ими родным языком. Игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Игра – первая ступень воспитания, она представляет исключительно благоприятные  условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Её характером определяются речевые функции, содержания и средства общения.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Ранний возраст- период, благоприятный для общего психического развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека.

Важно вовремя заметить первые ростки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать Человека. И поэтому каждая из игр фактически многофункциональна , направлена на комплексное развитие ребенка. Так задачи речевого решаются в единстве с задачами по формированию таких качеств личности, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность и др.

Поскольку в раннем возрасте общение, а затем предметная деятельность являются ведущими, в задачах и содержании игр предусмотрено овладение детьми способами общения  и элементарными предметными действиями, т.е. непосредственно-эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие происходит в форме игры и является при этом самоценным.

Содержание игр направляет взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком. Взрослый и ребенок объединены общей игровой задачей, совместным выполнением игровых действий.

В итоге малыш не только усваивает то или иное «учебное» содержание, но и испытывает чувство радости от общения, одобрения взрослого и своих успехов. Поэтому он испытывает чувство безопасности, защищенности, ощущает свою нужность взрослым. У него развивается привязанность к играющему с ним человеку.

В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на их всестороннее воспитание, - это зависит от взрослых.

Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других - физического, в третьих- художественного.

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям знания и умения: дидактические, подвижные, игры-драматизации, музыкальные игры-забавы.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно–ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие  всего лучшего, что может быть в ребенке.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью

Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Что могут сформировать у детей занятия-игры - коммуникативные способности и качества:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.

Детство- это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей- ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра- главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

2.2 Особенности работы по развитию речи детей посредством игровой деятельности

Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться  о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Поэтому нельзя недооценивать роль родного языка, развитие которого самым тесным образом связано  с развитием  сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Все это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить работе по развитию речи малышей. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна  решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Свою работу по данной теме я начала с диагностирования  детей по этому направлению.(приложение).

В практике работы с детьми раннего возраста мною выработались многочисленные приемы, при помощи которых можно помогать ребенку  быстрее овладеть речью.

Самый главный этап работы это создание доверительных отношений между ребенком и педагогом. Мой помощник в работе это игрушка-Петрушка, который всегда приходит на помощь.

Для обучения через игру эффективны все  возможные методы. В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также  существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной речи. Объединяя игру с обучением, я получаю возможность сделать процесс осмысленным и интересным.

Особенность этого возраста , дети любят слушать. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь, и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.

В ритуал моей работы входит чтение с детьми потешек во время режимных моментов: мытье рук, перед едой, во время одевания и др. , для этого изготовлена картотека потешек.

Стихи, рассказы, сказки для лучшего восприятия нужно рассказывать наизусть, детям очень нравиться использование героев рассказа. Например, стихотворение про зайку, игрушка зайка, которого дети могут потрогать и поиграть с  ним. А потом рассказывают уже ему стихотворение.

Обыгрывание игрушек –очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, а происходит процесс обучения игры с ними.

Чтение книжек также способствует развитию речи детей. Не все и не сразу дети любят слушать, но постепенно приобщая детей к этому, с помощью различных игровых сюжетов, мне удается привить любовь к чтению книг. Дети с удовольствием слушают, потом самостоятельно рассматривают, «читают», пересказывают, бывает и наизусть то, что им было прочитано.

Давно известно, развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Для лучших результатов своей работы  я уделяла особое внимание развитию мелкой моторики рук. Все упражнения проходили в игровой форме. Начиная, с элементарных, смять кусочек бумаги, потом разгладить, до более сложных ,выкладывание мозаики или показ пальчикового театра. И во время игры  всегда проговаривать действия и привлекать к разговору детей, заканчивая обучение показом пальчикового спектакля.

Использование пальчиковых игр благоприятно сказывается на развитии речи детей. Мною создан уголок  в группе  с пособиями для развития мелкой моторики.

Огромное значение в развитии речи детей имеют сюжетно-ролевые игры.

Третий год жизни характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут), но постепенно, при правильном руководстве, направленном на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10).

По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы – заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем «Саша везет машину», то к концу года он изображает « я- шофер».

Объединяя игру с обучением, я получаю возможность сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное, на мой взгляд, – заинтересовать малышей, пробудить творческую активность. Большое значение  игры - занятия по обучению детей раннего возраста развитию речи через рисование, лепку, конструирования я строю на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлении с природой, искусством, фольклером , игра) с различными направлениями воспитательной работы. При обучении детей рисованию, лепке, конструированию активно использую игру. Обыгрывание сюжета рисунка, поделок из пластилина и соленого теста, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, всегда сопровождаю эмоциональными комментариями, дети очень любят, когда использую литературный материал: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный результат  данного вида деятельности.

Занятия по рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжетов работ по продуктивной деятельности я всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами ,тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, на мой взгляд, необходимо постоянно зажигать в детях огоньки творчества, поэтому свою задачу определяю следующим образом - стремиться эмоционально зарядить детей, превратить каждое занятие в увлекательное приключение.

Для более продуктивной работы по данному направлению, я решила использовать проектную деятельность по теме «Моя любимая игрушка».

Работая над проектом в течении трех месяцев мне удалось добиться значительных результатов в развитии речи детей и коммуникативных навыков. Заметен результат в развитии умений рассматривать игрушки, сравнивать их, высказывать свое мнение, значительно активизировался словарь детей, эта работа способствовала накоплению игрового опыта детей.

Итогом проекта был проведен совместный с родителями праздник «До свидания , ясельки»,на котором дети смогли показать результаты нашей работы, а родители получили положительный заряд эмоций.

Накопленным опытом я делилась с педагогами ДОУ и района, выступление на педсовете, районном методическом объединении.

2.3 Родители –главные наши партнеры в работе

Проблемы в речевом развитии детей- одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов и психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.

Поэтому, любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.

Начиная работу по данному направлению мною было проведено родительское собрание, на котором я объяснила родителям важность данной работы.

В лице родителей я нашла надежных помощников. Они никогда не отказывали в разучивании с детьми стихотворений, в составлении рассказа о любимой игрушке, заполнении анкет по интересующим меня вопросам.

Не стоит недооценивать индивидуальные беседы с родителями по волнующим их вопросам. Для многих родителей в индивидуальном порядке были изготовлены консультации. Для решения некоторых вопросов мы привлекали нашего логопеда. Организуя, фотостенды по определенным темам, повышается заинтересованность родителей к педагогическому процессу.

Благодаря посещению родителями нашего праздника, родительских собраний с показом презентаций, у пап и мам возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с педагогом приобретает более открытый и дружеский характер.

2.4 Общие итоги и перспективы работы

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения- устной речью. Речевое общение в его полном виде- понимание речи и активная речь- развивается постепенно.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно- трудовой. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять развитию речи детей раннего возраста. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной речи.

Безусловно, работая по данному направлению, были достигнуты заметные результаты.

К концу года дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают рассказы без использования средств наглядности, запоминают стихи и песенки, говорят придаточными предложениями, хотя грамматически не всегда правильно, появляются вопросы «зачем», «когда».

Речь детей стала более эмоционально выразительна, у них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и предложения.

К концу года играя, дети могут действовать в воображаемой ситуации, отражая её в активной речи: «Поехал в гости к бабушке на автобусе. Автобус сломался…остановился… ехать не может  не смог приехать».

Оценивая проделанную работу, я вижу, что многое мне удается сделать, и дети к концу года соответствуют основным показателям речевого развития.

Вместе с тем я вижу и недостатки в моей работе:

-в наши дни в ДОУ с группами различных вариативных форм по воспитанию и развитию детей раннего возраста воспитатели к проблемам развития речи относят и потерю интереса к чтению. В семьях детям читают мало или совсем не читают. Поэтому считаю необходимым объяснять родителям, как важно читать детям.

-родители зачастую не знают, какое  влияние оказывает развитие мелкой моторики руки на речь, поэтому в семьях мало пользуются разнообразными художественными материалами для рисования, лепки, аппликации.

-в процессе работы с детьми использование как можно чаще методов проектов, которые приносят ощутимый результат.

Я надеюсь, все эти задачи нам удастся решить, и мы с детьми и родителями  сможем подняться на ступеньку выше.

Заключение

Раннее детство или «годы чудес» – период интенсивного физического и психологического развития. В этот период закладывается эмоциональное отношение ребенка к жизни, людям, стимулы к интеллектуальному развитию, что отражается на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека.

Невозможно переоценить роль родного языка, который позволяет осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Надо помнить, что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми.

Именно процесс общения помогает малышу лучше адаптироваться в новых для него условиях дошкольного образовательного учреждения, почувствовать себя защищенным, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к жизни, самостоятельность, уверенность в себе. Именно эти показатели являются фундаментальными для дальнейшего интеллектуального и познавательного развития ребенка в раннем возрасте.

Проблема развития речи средствами игровой деятельности актуальна и по сей день, она требует расширения, дополнения и обогащения теоретических и практических рекомендаций по организации игровой деятельности дошкольников в ДОУ с целью речевого развития детей и овладения ими родным языком. Игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Список литературы:

1. Белая К.Ю. Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста. М., 2002г

2. Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. М., 2008г

3. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) М..1999г

4. Выгорский Л.С. «Мышление и речь»

5. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе»  М.,2008г

6. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности»  М., 2012г

7. Григорьева Г.Г. «Играем с малышами» М., 2011г

8. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» М., 2010г

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология» М., 2001г

10. Максаков А. И. « Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2005г

11. Максаков А. И. « Развитие правильной речи ребенка в семье». Пособие для родителей и воспитателей. М., 2005г

12. Печора К. Л « Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». М., 2005г

13. Подгорных О.М.  «Формирование целостной картины мира у детей». Из-во «Учитель» 2014г

14. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. «Развитие общения детей со сверстниками» М.. 2008г

15. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»

16. Интернет –ресурсы:

- www.pedagogie.ru

- www.bibliofond.ru

- nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"

Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...

Информационно-творческий проект "Развиваем речь через театрализованную деятельность"

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей....