консультации для воспитателей
консультация на тему

Консультации  для  воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx50.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 78

План работы с воспитателями

На 2015_ - 20016_ учебный год

Музыкальный руководитель

 Батанова  Ольга  Викторовна

Годовой план работы с воспитателями .

Сентябрь: знакомство воспитателей с итогом качественной диагностики музыкального развития детей на начало учебного года.

Октябрь: Консультация: «Содержание музыкальных уголков в группах».

Ноябрь:  Консультация: «Как воспитать нравственного человека через театрализованную деятельность?».

Декабрь:  Консультация: «Музыкально-эстетическое воспитание и экология».

Январь: Консультация: «Воспитание доброты у дошкольников через театрализованную деятельность».

Февраль: Семинар-практикум «Творчество в движениях и музыкально-игровой деятельности».

Март: Консультация «Влияние музыки сильнее, чем думают многие».

Апрель:  консультация: «Музыкотерапия и арт-терапия в детском саду».

Май: Знакомство воспитателей с итогами диагностики музыкального развития детей на конец учебного года.

Еженедельная работа с воспитателями по подготовке к музыкальным занятиям, праздникам и развлечениям в соответствии с циклограммой.

Регулярная работа с инструктором по физической культуре, педагогами дополнительного образования в подготовке праздников, интегрированных музыкальных занятий, совершенствования предметно-развивающей среды, оформлению музыкального зала к праздникам.

                           

                         Консультация для воспитателей.

                    «Содержание музыкальных уголков в группах»

Программа «Детство» рекомендует создать в детском саду благоприятный психологический микроклимат: мягкие игрушки, мебель, ковры и т.д., непринужденную обстановку (стоя вокруг музыкального руководителя, сидя на стульях, на ковре и т.д.), новую демократическую форму общения: эмоциональность, доброжелательность, учет вкусов и интересов детей.

Предлагается новая методика:

  • Методика совместных действий (воспитатель рядом с детьми на занятиях);
  • Совместные сопереживания (при прослушивании музыки высказывания и детей и воспитателя);
  • Педагогика сотрудничества и сотворчества (воспитатель участвует в инсценировках, играет какую-либо роль вместе с детьми).

Для этих целей в группе необходимо наличие музыкального уголка, куда входят следующие атрибуты:

*Младшая группа: для воспитателя – металлофон, бубен; для детей – колокольчики, погремушки, коробочки с горохом, неозвученая  гитара, балалайка, клавиатура, «ноты»;

* Средняя группа – все атрибуты младшей группы, металлофон, ширма, шумовые инструменты, 3-х ступенчатая лестница, музыкально-дидактические игры: «На чем играю?», «Кто ходит по лесу?», «Угадай инструмент».

1. «Музыкальное занятие»: не озвученное пианино или клавиатура, «ноты».

2.»Магазин музыкальных инструментов»: детские музыкальные инструменты.

3. «Магазин дисков»: диски  с наклеенными на них картинками по тематике песен, магнитофон.

4. Концерт: элементы костюмов, бабочки, микрофон.

 Кроме того воспитателям рекомендуется проводить небольшие праздники-сюрпризы. Это игры, связанные с ручным трудом, обыгрыванием поделок. Например, праздники соломенных кукол, мыльных пузырей, бумажных лягушек и т.д.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей возникает непосредственно по их инициативе. Каждый ребенок по-своему старается выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии. Он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т.д. Таким образом, устанавливается связь с занятиями. Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника, развлечения, просмотра телепередач и т.п.

Наблюдая за игрой детей, воспитатель постоянно руководит и тактично помогает им в самостоятельной творческой деятельности, учитывая интересы и способности каждого ребенка.

                   

                          Консультация для воспитателей.

«Как воспитать нравственного человека через театрализованную деятельность?».

Счастливые улыбки и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствует о том, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает своей яркостью, красочностью и динамикой.

       Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. А театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью.  В кукольном театре дети видят знакомые и любимые игрушки: мишку, кошку, зайку, собачку, Петрушку, - только они ожили, задвигались и заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти ему на помощь.

Тематика и содержание театральных игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившим героем.

Потребность игры у детей, несомненно, велика, и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой - мамой.

С удовольствием, перевоплощаясь в полюбивший образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Увлеченные театральными играми в саду, дети просят родителей продолжить игры дома.

Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Домашний театр очень сплачивает семью, доставляет немало радости и малышам и взрослым. Его можно показать детям, рассказывая сказку, можно пригласить друзей ребенка и организовать вечер сказок, можно показать театрализованное представление в день рождения ребенка всем гостям. Это развлечет и доставит всем массу удовольствия.

Как же лучше и легче организовать домашний кукольный театр дома?

В начале можно использовать игрушки. Когда этот вид работы будет освоен, можно будет изготовить кукольный настольный театр. Его показывают чаще на журнальном столике или на столе, не очень высоком, чтобы детям удобно было его смотреть. Можно использовать рамку из старого телевизора. Тогда ведущим может стать «телеведущим». Сами дети тоже больше любят работать на «телепередаче», хотят «показывать сказку по телевизору».

Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по – своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Таким образом, совершенствуется умение ребенка в управлении персонажем, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все  члены семьи и даже приглашенные.

Используя взятый из книги сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с участниками на самом деле. Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников руководит взрослый человек.

Это новая довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры. В сюжетно -ролевой игре и игре – драматизации дети играют для своего удовольствия, хотя у них и могут быть наблюдатели, своего рода зрители.

Спектакль – это сцена, зрительный зал. Участники спектакля ответственны за то, чтобы зрителям было интересно смотреть и слушать их. Это уже игра не только для себя, но и для других.

В детском саду или школе не сложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще один, два, реже три ребенка.  Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель –то у них совсем другая, чем в условиях детского сада.

Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.

Таким образом, в театральной игре ребенок воспринимает знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно- образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут почувствовать себя уверенно среди сверстников.

                           

                                   Консультация для воспитателей.

                 Музыкально-эстетическое воспитание и экология.

           Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Эту задачу выполняет музыка.

  Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир. Через музыку мы учим детей милосердию, учим любить и беречь красоту природы; музыка способствует тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д.

Все эти задачи решают музыкальные занятия. Занятия позволяют формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Они дают возможность уточнить личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни. И все это воплощается в песнях, играх, хороводах и танцах. Например: хоровод «Во поле березка стояла», танец «Рябинушка кудрявая», песня Сосниной:

Кругом звенят сосульки, поет ручей в лесу.

Мы были на прогулке, мы слушали весну.

Доносится из парка веселый шум сосны,

Нет лучшего подарка, чем песенка весны.

Музыкальные занятия включают такой вид деятельности, как слушание. Слушание музыкальных произведений способствует воспитанию многих положительных качеств личности ребенка и всего коллектива детей.

Для того, чтобы усилить интерес к пьесе или песне, перед их исполнением показываю несколько слайдов или репродукций с изображением картин зимней, весенней, осенней, летней природы, предлагаю детям на прогулке посмотреть вокруг, увидеть красоту природы в любое время года. Перед исполнением пьес использую художественное слово: стихи, загадки.

Малыши очень любят слушать сказки. Дети улавливают смысл, умеют следить за развитием действий, особенно детям доступны сказки о животных: "Колобок", "Три медведя", "Заяц, лиса, петух", "Теремок", "Маша и медведь". Эти сказки несут "экологическую информацию", дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Например, на занятии предлагаю детям творческое задание: создать образ скачущей белочки из сказки о царе Салтане.

 Дети слушают музыку про зверька, затем под музыку передают образ белочки: грызут орешки, отбрасывают скорлупки, залезают на дерево, спрыгивают, "умываются", приводят в порядок свой красивый хвост и т.д.

На следующем занятии предлагаю ребятам новые творческие задания. Дети воображают себя "трусливым зайцем", "мышкой", "лягушкой", неуклюжим медведем, летающей, порхающей бабочкой..." и т.д.

Летом на прогулке мы все вместе любовались красотой летнего дня  (яркое солнце, весело щебечут воробьи, много зелени - деревья, кусты, трава). Вспомнили стихи и песни о лете, о солнышке. Понаблюдали за бабочкой, как она перелетает с цветка на цветок, как складывает крылья. Обращали внимание на жуков, на божью коровку. Нельзя собирать их в коробочки, они приносят пользу, посмотрели, как они улетели. Пропели песню про жука "На лужайке у пенька..." Е. Трутнева. «По солнышку», Попатенко. Сквозь макушки деревьев полюбовались голубым небом. Послушали пение птиц, шорох листвы. Рассмотрели цветущую на участке рябину, полюбовались красотой, запахом.

Таким образом, у детей накапливаются знания об особенностях предметов. И экологические знания носят общий характер: дети имеют представления о временах года, замечают изменения в погоде и связь между некоторыми природными явлениями, знакомы с ближайшим экологическим окружением, умеют отличать деревья от трав, листья от цветов, называют цвет природных предметов, узнают растения, различают высоту звуков, подражают голосам животных, птиц. В различных ситуациях они проявляют заботу, внимание, сочувствие, сострадание; учатся беречь природу.

Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания детей трудно переоценить, так как гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру.

В жизни ребенка праздник занимает особое место. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление праздника, музыкальное сопровождение, костюмы персонажей.

В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в ходе праздников и развлечений – деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей  новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

Эмоциональное развитие, «воспитание» чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталоны эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе.

Расскажу немного о празднике, который мы проводили с детьми старших групп на природе. До леса добирались на маршрутном такси. Затем

ребята отправились в лес, к Лесовику. Напомнили, что в лесу нужно поучиться слушать шуршание листьев, песенку ветра, пение птиц, жужжание шмелей, пчел, комаров и т.д.

Лесовичок рассказал детям, что он бережет и стережет в лесу деревья, кусты, ягоды, грибы, цветы. Он поинтересовался у детей, зачем они пришли: цветы брать, кусты ломать? А затем поведал детям о том, что к нему в гости приходят не только добрые люди, но и злые. Лесовичок просил ребят ничего не губить, не ломать. И поинтересовался, умеют ли дети слушать лес, он ведь тоже очень музыкален. Лес умеет петь, шуметь, шуршать.

Неожиданно взгляд Лесовичка падает на сломанное дерево. Кто же дереву поможет? Все захотели помочь перевязать, подвязать сломанное дерево. Лесовичок похвалил ребят и предложил поиграть с ним. Он провел много интересных игр: "Из какого материала сделаны вещи, предметы? Из чего сделаны стулья, столы, пианино, скрипка?" "Угадай, с какого дерева этот листок?" И, конечно, все дети с заданием справились хорошо.

Поиграв с Лесовичком, ребята отправились к речке, где их уже ждал Водяной. С Водяным дети слушали пение лягушек, любовались камышами, побрызгались водой. И, конечно, много играли в игры-аттракционы.

А в заключение праздника Лесовичок угостил всех ребят вкуснейшим чаем из полезных ягод и трав. Эта встреча запомнилась ребятам надолго!

Таким образом, через музыку мы даем детям знания о природе, учим любить и беречь красоту природы. И мы уверены, что наши дети не будут ломать деревья и кусты, бессмысленно срывать цветы и вытаптывать цветники.

Перефразируя писателя известного,

Мы говорим, на сердце руку положа:

          «Пусть будет в человеке все прекрасно:

           И мысли, и поступки, и душа!

           В гармонии с природой и с собою

           На свете чтобы жили малыши,

           Воспитывайте в детях, берегите,

           Храните экологию души!»

Консультация для воспитателей.

«Воспитание доброты у дошкольников через театрализованную деятельность».

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

        Наше понятие о добре представляется в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы, феи, готовой придти на помощь.

        Тематика и содержание театрализованных игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и обязательно должна найти место в импровизированных играх детей. Это доброта и отзывчивость, честность, смелость, взаимопомощь, крепкая дружба героев. Дети начинают подражать своим любимым героям, отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованных игр оказывать влияние на детей.

        Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

        Влияют на дошкольников как положительные, так и отрицательные герои. Если положительные качества постоянно поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети в большинстве случаев подражают добрым и честным героям.

        Одобрение взрослыми достойных поступков создает у детей ощущения удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

        Во многих сюжетах происходит борьба, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей.

        Однако дети могут подражать и отрицательным героям. Но отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение.

        Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его. В этих случаях будут уместны стихи Сергея Махотина и Юрия Шигаева.

                        Миша злым сегодня был

                        Оттолкнул братишку.

                        Даже маме нагрубил

                        И уткнулся в книжку

                        Но едва открылась книжка,

                        Покраснев, прочел мальчишка:

                        «Ветер по морю гуляет

                         И кораблик подгоняет

                         Он бежит себе в волнах

                         На раздутых парусах

                         Мимо острова Буяна

                         Мимо Миши - грубияна.

и второе:       Я ответил маме грубо

                       Мой щенок оскалил зубы

                       Кот обижен: « Что с тобой?»

                       В у кошки хвост трубой.

                       Даже хрюшка – непослушка

                       Мне сказала даже хрюшка:

                       « Как же это Витя,

                       Маму ты обидел?»

        Дошкольникам очень трудно показать отрицательные черты героя (жадность, хитрость, злость) иронично, чтобы вызвать соответствующую реакцию зрителей. Их исполнение может и не вызвать отвращение к аморальному поступку. Поэтому отрицательные роли лучше исполнять воспитателю с помощью различных кукол.

        Куклам необходимо создать отталкивающую внешность, а  негативную характеристику можно дополнить соответствующей интонацией. Водить куклу и высказываться за нее нужно так, чтобы вызвать у детей активную реакцию. Например, дети могут устраивать различные препятствия на пути волка к домику, где живет бабушка Красной Шапочки.

        Отрицательные персонажи в конце сказки обычно бывают наказаны. Но иногда можно прибегнуть к приему творческого изменения концовки, особенно, если она трагична. Это сказки: «Колобок», « Курочка Ряба», « Красная Шапочка».

        Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Стоит только подать такую мысль детям, показать пример, и они с удовольствием поддержат предложение.

        Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети -  зрители  своими репликами подсказывают «артисту», как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонаж. Так ребенок, незаметно для себя, как бы присваивает положительные качества героя.

        Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

        В результате, ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.      

Семинар – практикум для воспитателей.

«Творчество в движениях и музыкально-игровой деятельности».

Страх, неуверенность, излишняя осторожность… Приобретая эти качества, не так то просто освободиться от них в так называемой взрослой жизни. Именно неуверенность в своих возможностях или способностях, страх перед оценками посторонних людей мешают нам  совершать свои шаги а жизни. Все приобретения в детстве значительны и богатство их содержания зависит от взрослых.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития. А основу всему и в создании условий, и в развитии способностей – это развитие творчества. Ведь творчество – это и инициатива, и свобода, и смелость , и полет фантазии, то есть все то, что реализует многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка. Для того, чтобы ребенок проявлял творчество, необходимо жить с ним в одном мире наблюдений и переживаний. Занятия любым видом творческой деятельности требует большой наблюдательности, а развитие наблюдательности поведет к бесстрашию. «Нельзя бояться того, что нас окружает» - говорили в древности.

Очень важно обогатить жизненный опыт детей яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Дети должны иметь возможность с раннего детства проявить свои творческие способности как им только захочется это сделать. А захочется обязательно, как только они увидят в руках воспитателя куклу, игрушку, яркую шапочку. Только важно знать и помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не «на показ» и неверно ориентировать только на результат, подменяя поиск образцом, творчество – исполнением, желание – принуждением.

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Задача взрослого заключается в том, чтобы показать что-то, увлечь ребенка, не требовать повторить действие, цель другая – радоваться. В предлагаемой консультации подобраны игровые занятия и упражнения, которые помогут развить внимание, память, мышление, воображение, восприятие, привить навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

Если ребенок мал или он уже   ы том возрасте, когда сомневается в своих способностях, надо начать с простых упражнений, которые помогут поверить в свои способности, подарят радость и большую уверенность в себе. Эти же упражнения повторяются, когда они станут старше.

«Кто я?»

Игра для детей любого возраста. Взрослый жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то, например: поезд, машину, дерево, собаку, самовар – все зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать избранное. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

«Обезьянка»

Ребенку предлагают стать обезьянкой или зеркалом и повторить все, что делает взрослый: он шагает, и обезьянка шагает, поднимает руки и обезьянка тоже и т.д.

Упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают: «правильно - неправильно», «успевает обезьянка или не успевает». Играющие могут поменяться ролями, когда правила игры становятся понятны ребенку, в обезьянку или зеркало превращается взрослый. Смена ролей активизирует творческое воображение детей.

В этой игре, как и во многих других, музыка может помочь найти необходимый двигательный образ, придаст движениям пластичность и выразительность. А вот какая встреча может произойти у зеркала, когда детям предлагается ролевая гимнастика:

  1. Нахмуриться как:

1) Король;

2) Ребенок, у которого забрали игрушку;

3) Человек, которому хочется улыбаться, но он скрывает это.

  1. Улыбнуться как:
  1. Мать ребенку;
  2. Младенец матери;
  3. Кот на солнце.
  1. Изобразить:
  1. Лицо наказанного Буратино;
  2. Обиженную собаку;
  3. Обезьянку, изображающую вас;
  4. Наездника на лошади.

«Отгадай, кто мы?»

     Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся  в кого-либо или во что-либо. Ведущий выходит, а играющие договариваются и приглашают водящего.

     Движениями дети показывают, во что они превратились, например, в слонов, зайцев, строителей, дровосеков и т.д., ведущий отгадывает и, отгадав, «расколдовывает».

     Прочитайте очень выразительно, нараспев стихотворение. Попросите ребенка выразить содержание в движениях:

Вдоль по реченьке лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет.

Сапожком своим постукивает,

Да по пятачкам пристукивает.

     А вот игра, которая развивает артистизм, воображение. Предложите ребенку любой платок (при желании можно заменить его  шарфом). Попросите с помощью платка, движением, мимикой изобразить: бабочку, лису, волшебника, бабушку, больного с зубной болью.

     Хорошо развивает воображение и творчество в движениях соревнование: чей танец покажется лучше, чьи движения интереснее и выразительнее. Предложите придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это могут быть и детские песенки. Характер движений должен соответствовать звучанию музыки.

     А вот игра, конечно, для более старших детей, но которая замечательным образом помогает развить воображение, но, самое главное – внимание, быстроту реакции. Играющие по ситуации садятся или стоят в углу. Из них выбирается «управитель» и «гость». «Гость» выходит из комнаты. «Управитель» назначается так, чтобы «гость» не знал, кто выполняет эту роль. По правилам игры все участники повторяют за управителем те движения, которые он им показывает. «Гость», войдя в комнату и внимательно наблюдая за играющими, должен догадаться, кто же является «управителем».

     Движения могут быть самыми разнообразными: от простых хлопков до любых танцевальных, главное, чтобы «гость» не заметил, кто из играющих является ведущим, т.е. «управляющим».

     Для развития у ребенка выразительности при передаче различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения, предлагаемые психологом М.И.Чистяковой. Вот некоторые из них.

«Лисичка подслушивает»

     Лисичка стоит у избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они разговаривают.

«Что там происходит?»

     Мальчики стоят в тесном кругу и что-то делают, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.

«Кузнечик»

     Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладонями, а он – прыг, и вот уже стрекочет в другом месте.

«Вкусные конфеты»

     У девочки в руках воображаемый кулак с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощенье вкусное.

«Любящие родители»

     Мама медведица и папа медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала медведица-мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына, и сам тоже немножко покачивается. Мама медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

«Два клоуна»

     Два клоуна подбрасывают воображаемый мяч, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, поднимают мячи, но теперь они бросают их друг в друга.

«Новая кукла»

     Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок.

     Все эти игровые задания и упражнения помогают детям освободиться от комплексов, активно участвовать в театрализованных играх, прививают умение импровизировать, дают возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня подготовки. Каждый ребенок развивается в удобном для него темпе и не тормозится развитие одаренных детей.

          Развивая в детях творческое начало, умение импровизировать, мы тем самым можем увести детей от копирования «взрослого» театра, где роли диктуются, заставляют его принимать заученные позы и повторять одно за другим, зазубривать. Когда дети, как автомашины, выходят на сцену, повторяют заученное, кажущуюся радость детей в подобных спектаклях мы, взрослые, создаем сами, волнуем и нервируем их своим возбуждением. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ними и спектакль, который дает массу чисто нервных переживаний. Такие представления лишены самого главного – творчества.

     И, пожалуй, самая главная цель, которую мы можем и должны ставить перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми-заданиями и упражнениями, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и стремлением, чтобы навыки, полученные в играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

                                       

                                   Консультация для воспитателей.

«Влияние музыки сильнее, чем думают многие»

                                     «Музыка обладает магической силой-

           Вдруг собирает рассеянные мысли и дает

                            покой встревоженной душе».

                                                                                                       У.Конгриев

Много веков назад древнегреческие рукописи гласили: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».

Несомненно, музыка влияет на сердце и разум, и поэтому может использоваться для того, чтобы настроить их либо на добро, либо на зло. Считается, что определенный вид музыки развивает маленьких детей умственно и эмоционально. Даже те, кто заикается, могут пропеть фразы, которые им трудно произнести. Музыка поразительно влияет на людей, которые страдают нервными заболеваниями, даже с расстройством двигательной функции.

Очевидно, что огромное влияние музыки на человека может быть полезной. Но существует и опасность, в том, что в руках людей жадных и беспринципных музыка может стать смертоносным оружием. Некоторые исследования указали на прямую связь между антиобщественным поведением и определенными видами музыки.

Музыка помогает словам и идеям проникнуть в сердце. Редко какая–нибудь радио или телепередача обходится без музыкального сопровождения, и часто сам текст мало что значит. Зато правильно подобранная музыка позволяет рекламе эмоционально воздействовать на слушателей – привлечь внимание людей – обращаясь скорее к их чувствам, чем к разуму.

Но если реклама может нанести удар по карману покупателей, то музыка и слова песен порой таят в себе гораздо большую опасность. Вслушиваетесь ли вы в слова или нет, пульсирующий ритм и повторяющаяся мелодия уже несут в себе определенную мысль.

Главными темами часто бывают мятеж против всех и вся, насилие пьянство, наркомания и т.д. Музыка может возбудить толпу, ослепляя ее, и тогда здравый смысл уступает место опасным сиюминутным страстям, столь характерным для поведения толпы. Дикое поведение публики на рок-концертах подтверждает, что это так. Но означает ли это, что любая музыка оказывает на человека дурное влияние?

Считаются, что процессы, связанные с логикой и речью, происходят, в основном, в левом полушарии, а восприятие чувств и эмоциями ведает правое полушарие.

Музыка способна быстро вызывать чувства и эмоции невероятной силы. То, что в книге описывается многими предложениями, в музыке часто можно выразить одним аккордом.

Все вместе элементы музыки: тембр, ритм, мелодия, гармония и диссонанс, производят мощное воздействие на слушателей и могут либо побуждать их к чему-нибудь, либо успокаивать. Например, гармоничные звуки приятны, когда как диссонанс режет слух и действует на нервы. Но тесное переплетение гармонии и диссонанса производит на нас сильное эмоциональное воздействие. Едва заметные колебания и напряжение звука, его легкие перепады ласкают слух, в то время как музыку, основанную только на гармонии, бывает скучно слушать.

Существует философское направление утверждающее, что одно музыкальное произведение одинаково влияет на всех. Другие же считают, что реакция человека на какую-нибудь мелодию или песню зависит от его душевного состояния в данный момент или от его прошлого. Поэтому, чтобы оградить свой ум и сердце от отрицательного влияния, к музыке нужно подходить избирательно.

Древние греки считали, что музыка развивает личность, делая ее более гармоничной. В нашем веке, превозносящем знания в области точных наук, экономики и логики, подчас мало времени уделяется изящным искусствам, эмоционально развивающим личность.

Исследования показали, что младенец будет регулярно слушать мелодичную музыку, то это разовьет его способность учиться, тогда, как во многих семьях самые маленькие не слышат музыки совсем.

Музыка тесно связана с речью, так как музыка, так и речь – это то, что свойственно исключительно человеку – они отражают нашу потребность в общении: когда музыка «говорит» - наши чувства «слушают».

Послушать хоровое музыкальное произведение полезно и приятно. Но еще больше радости получает, когда сам играет на каком - либо музыкальном инструменте или поет вместе с друзьями. Музыкальная осведомленность наполняет человека новыми красками.

В жизни много интересного, но во всем нужно быть умеренным, сохранять здравомыслие и избирательно подходить к развлечениям. Это касается не только выбора музыки, но и количества времени, отводимого на то, чтобы ее слушать или играть самим, особенно детям.

К музыке стоит подходить уравновешенно. Если какая – то музыка отрицательно сказывается на ваших чувствах, поступках или отношениях с людьми, измените свой музыкальный вкус. Особенно это относится к содержанию песен: на ваше сознание могут влиять желания людей, чьи нравственные убеждения отличаются от ваших.

Не забывайте: музыка сильно влияет на сердце и разум, настраивает либо на добро, либо на зло!