Рабочая программа в подготовительной к школе группе.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа может стать хорошим помощником для планирования работы на учебный год в дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch.programma.docx | 212.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа подготовительной к школе группы №3 – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Рабочая программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель и задачи реализации программы
Цель
- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активной практики в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Особенности развития детей 6-7 года жизни.
Ключ возраста. Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребёнка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребёнок занимается не тем, чем хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, поставленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не всё учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребёнок должен не только решать поставленную задачу по содержанию, например аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься написанием палочек, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например самолёт.
Эмоции. Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных реакций. Развивается система устойчивых чувств и отношений — глубокая и осознанная любовь к близким, включая иногда домашних питомцев; устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию.
Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы.
Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать то содержание, которое ему в данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным.
Психологическое отличие произвольных памяти и внимания от более ранних форм этих процессов в том, что раньше дети запоминали то, что «само запомнилось», и были внимательны, когда что - то приковывало их внимание. Теперь же ребёнок ставит перед собой особые цели — запомнить или быть внимательным — и стремится к их выполнению.
Дети также овладевают особыми приёмами управления своей памятью и вниманием.
Речь. На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года насчитывается почти 3000—3500 слов. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, способы словоизменения; увеличивается объём сложных предложений.
Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям; например, она проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогам в работе с детьми седьмого года жизни важно использовать это языковое чутьё, а при решении некоторых задач делать на него ставку (например, упражняя детей в словообразовании, в употреблении имён существительных в родительном падеже и пр.).
Таким образом, в речевом развитии ребёнка 6—8 лет акцент перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связной речи ребёнка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребёнком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя.
Дети 6—8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания.
Ребёнок обретает способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании — уменьшается или увеличивается.
Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственным воображением по сравнению с более старшими детьми.
Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами. При этом, если речь идёт о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печёные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребёнок представляет себе свои пирожки — примечателен сам факт детализации подробностей, возникающих в представлении детей образов.
К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.
Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным образцом — наглядным или же заданным в форме словесной инструкции. Творческая работа без образца выполняется при желании и по желанию и потому не требует от ребёнка дополнительных усилий по организации собственного внимания.
Ребёнок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования — важный этап становления деятельности и общей социализации.
Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссёрская игра, которая также способствует психическому развитию ребёнка, развивая его познавательную сферу, символическое и наглядно- образное мышление.
Вместе с тем ведущую роль в развитии детей по-прежнему принадлежит совместной сюжетной игре. Реальные отношения, которые возникают у детей в игре, выполняют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребёнка.
Игра основывается на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребёнка на сверстника.
Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртывание планирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с индивидуальной.
Игровые замыслы детей 6—8 лет заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Несмотря на то что бытовые сюжеты остаются, они приобретают несколько другой характер. Помимо этого, появляются романтические, героические, фантастические сюжеты.
Появление таких сюжетов связано с тем, что, во -первых, реально накопившийся у детей игровой опыт значительно обогатился; во -вторых, дети приобрели многие знания и представления об окружающем их мире и о том, что находится за его пределами; в - третьих, после 6 лет жизни дети способны оперировать имеющимися у них представлениями, образами, реализуя их в разных взаимосвязанных событиях. Именно поэтому в играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета.
Следующая особенность заключается в том, что заметное расширение знаний об окружающем, особенно о человеческих действиях и взаимоотношениях, приводит к увеличению в игре числа ролей, необходимых, с точки зрения детей, для полноценной игры. Поэтому игровые группировки детей расширяются от двух-трёх до пяти-семи участников. Увеличение числа ролей усложняет ролевые отношения, усиливает необходимость чёткой координации действий всех участников игры.
Самостоятельно, без участия взрослых, дети в общих чертах могут обговаривать замысел игры, распределять роли и разыгрывать их. В играх старших дошкольников всегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются». Разногласия по поводу дальнейшего развёртывания сюжета дети этого возраста (в отличие от маленьких детей) улаживают без помощи взрослых. Дети, не разделяющие точку зрения лидера, пытаются найти аргументированные доказательства своего, на их взгляд более правильного, предложения по дальнейшему развитию сюжета, делают попытки отстоять свою точку зрения, скоординировать её с точкой зрения других партнёров по игре.
Поскольку старшие дошкольники уверенны и самостоятельны в игре, то они совершенно по - иному относятся к участию в игре взрослого. Если у младших дошкольников игровой опыт был ещё несовершенен и они почти всегда с большим удовольствием принимали в игру взрослого с его идеями, уступали ему даже главные роли, то шестилетние дети сами охотно занимают главные роли. Взрослый их устраивает в качестве советчика, не принимающего непосредственного участия в игре, но вовремя помогающего преодолевать сюжетные или организационные трудности.
У детей формируются предпосылки учебной деятельности.
Сознание. Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.
Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор.
Первое условие соблюдения норм — это знание и понимание детьми моральных предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали — поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что оценивается, испытывает ли человек отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисходительно.
Первая особенность морального сознания детей седьмого года жизни — это расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению.
Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребёнка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм.
Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому. Это отношение может быть чётко выраженным и осознанным или почти не проявляться; может быть эмоционально окрашенным или, скорее, рациональным; положительным или отрицательным и т. д.
Отношение к себе. У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть.
Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребёнок нуждается в поддержке взрослыми убеждения в том, что в нём много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям. Важной педагогической задачей становится воспитание у каждого ребёнка чувства уверенности в том, что взрослые (воспитатели, родители) его уважают.
Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Вы, возможно, обращали внимание на то, что некоторые дети хвастаются, до скольких они умеют считать, сколько букв знают и как охотно они готовы научиться ещё чему-нибудь. Причина такого отношения ребёнка к собственным возможностям лежит в том, что он как бы видит себя в ближайшем будущем более умным, знающим и компетентным, чем в данный момент. Иными словами, в его образ «себя», каким он хотел бы стать, входит владение новыми знаниями и умениями. И это стремление видеть себя более продвинутым и совершенным и тем самым соответствовать своему представлению о том, каким он может и хочет стать, является мощным побуждением учебной деятельности.
Отношение к сверстникам. Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.
Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.
Педагогическая диагностика.
Ребёнок в возрасте 6—8 лет:
- хочет взрослеть;
- способен вести себя в соответствии с конвенциональными нормами;
- имеет представление о стилях речи и уместности употребления разных форм в
- разном социальном контексте;
- имеет представление о безопасном поведении в быту (опасные предметы), при-
роде, на улице, с незнакомыми людьми;
- психологически устойчив к неуспеху, способен настойчиво достигать цели;
- играет в сюжетные игры «с продолжением»;
- с интересом слушает литературные произведения «с продолжением»;
- выполняет инструкции взрослого;
- имеет сформированную готовность к школе
Ребёнок в возрасте 6—8 лет:
- умеет правильно держать карандаш, кисть, ножницы, пользоваться линейкой и ша-
блоном, ориентироваться на листе линованной бумаги в клетку и в линейку;
- способен оценить красоту произведений изобразительного и музыкального искусства, дизайнерских изделий, окружающих его объектов рукотворного мира, с удовольствием слушает рассказы о создании объектов, поразивших его воображение
- способенк изобразительному творчеству, самостоятельно определяет цель своей рабо-
ты (создаёт замысел), выстраивает и реализует цепочку своих действий по достижению
замысла, включая самостоятельный выбор изобразительных средств;
- способен импровизировать при игре на музыкальных инструментах, воспроизводить ритм, простые мелодии (на металлофоне, шумовых инструментах).
Ребёнок в возрасте 6—8 лет:
- выполняет задание: «Посчитай, пожалуйста, до скольких можешь»;
- выполняет задание: «Отсчитай, пожалуйста, ... камешков (от 10 до 20)»;
- отвечает на вопрос: «Каким по счёту стоит мишка?»;
- отвечает на вопрос: «Какая это цифра (цифра 2, 4, 7, 8, 9)?»;
- называет предлагаемую ему фигуру (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- называет цвет предлагаемой ему фигуры;
- называет, что на картинке лишнее (четыре предмета);
- отвечает на вопросы: «Какая полоска бумаги длиннее? Какая короче?»;
- отвечает на вопросы: «Какой домик выше? Какой ниже?»;
- отвечает на вопросы: «Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?»;
- называет одним словом то, что перечисляется (обобщающие понятия);
- отвечает на вопросы: «Какое сейчас время года? Сколько времён года? Какие ты
знаешь?»;
- отвечает на вопросы: «Какой сейчас месяц? Какие месяцы ты знаешь? Какой будет
следующий? Какой сегодня день недели? Какое сегодня число?»;
- отвечает на вопросы: «Что ты делаешь утром? вечером? Когда ты спишь?»;
рассказывает историю по картинкам;
- выделяет группы предметов, имеющих сходное назначение или возможности (на-
пример, инструменты для резания или «те, кто может летать»); имеющих одинаковые
детали (например, кабину, хвост);
- показывает предмет (при выборе из пары): легкий — тяжёлый, мягкий — твёрдый,
тёплый — холодный, светлый — тёмный, гладкий — колючий, прямой — кривой;
- рассказывает, чем похожи и чем различаются два предмета;
показывает предмет, который находится над..., под..., перед..., за..., около... (на-
пример, игрушечного стола);
- отвечает на вопрос: «Что находится спереди — сзади (вверху — внизу, близко —
далеко) от тебя?»
При необходимости индивидуально может быть проведена диагностика общего
развития ребёнка с привлечением квалифицированных специалистов — психолога, логопеда. Диагностика физического развития проводится медицинским работником или инструктором по физической культуре в соответствии с возрастными нормативами и рекомендациями специалистов.
Содержательный раздел.
Учебный план.
Направление развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие | Двигательная | Утренняя гимнастика Двигательная разминка Физкультминутка Подвижные игры и физические Упражнения на прогулке Игры с правилами Соревнования Гимнастика после сна | Ежедневно, 10-12 мин Ежедневно, 7-10 мин Ежедневно, 3-5 мин
Ежедневно, 20-25 мин
Ежедневно, 12-15 мин Ежедневно, 15-20 мин 2-3 раза в неделю 15 мин Ежедневно, 10 мин |
Познавательное развитие | Двигательная Продуктивная Коммуникативная Познавательно-исследовательская | Подвижные дидактические игры Игровая Сюжетные игры Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Беседа Речевая ситуация Составление отгадывание загадок ситуативный разговор Экскурсии Наблюдение Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование | Ежедневно, 12-15 мин. Ежедневно, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей 2-3 раза в неделю, продолжительность 15-20 мин Ежемесячно Ежедневно, 12-15 мин. Ежедневно, 12-15 мин. 1 раз в 2-3 мес. Ежедневно, 12-15 мин. 1-2 раза в неделю, 10-15 мин |
Социально-коммуникативное | Двигательная Продуктивная Коммуникативная Трудовая Познавательно-исследовательская | Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Беседа Речевая ситуация Составление отгадывание загадок ситуативный разговор Сюжетные игры Совместные действия Дежурство Поручение Экскурсии Наблюдение Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование | Ежедневно, 12-15 мин. Ежедневно, 12-15 мин. Ежедневно, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей 2-3 раза в неделю, продолжительность 15-20 мин Ежемесячно Ежедневно, 12-15 мин. Ежедневно, 12-15 мин. Ежедневно, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей 1 раз в 2-3 мес. Ежедневно, 12-15 мин. 1-2 раза в неделю, 10-15 мин |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная Коммуникативная Трудовая Музыкально-художественная Чтение художественной литературы | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Беседа Речевая ситуация Совместные действия Музыкально-дидактические игры Чтение Обсуждение Разучивание | 2-3 раза в неделю, продолжительность 15-20 мин Ежедневно, 12-15 мин. 2-3 раза в неделю, 10-15 мин 2-3 раза в неделю, 15-20 мин. |
Речевое развитие | Коммуникативная Музыкально-художественная Чтение художественной литературы | Беседа Речевая ситуация Составление отгадывание загадок ситуативный разговор Сюжетные игры Исполнение Импровизация Музыкально-дидактические игры Чтение Обсуждение Разучивание | Ежедневно, 12-15 мин. Ежедневно, 12-15 мин Ежедневно, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей 2 раза в неделю, 30 мин 2-3 раза в неделю, 15-20 мин. |
Взаимодействие с семьей и социумом.
Месяц | Темы родительских собраний | Консультации | Беседа индивидуальная работа | Информация родительского уголка |
Сентябрь | Психологические особенности детей подготовительной группе | « Режим дня дошкольника». « Одежда и обувь детей в группе». | « По адаптации, обновление инвентаря» «Одежда детей в разные сезоны года на прогулке» | « Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». |
Октябрь | « Правила безопасности дома и на улице». « Как провести выходной день с ребенком» | « Развиваем речь детей». Привлечение родителей к участию в выставке поделок «Бабушкин сундук» | « Охрана жизни и здоровья детей», «Мы это должны уметь» | |
Ноябрь | « Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» | « Проведение закаливающих мероприятий дома и в детском саду» Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками!» | "Рекоменда-ции родителям по организации питания детей» | |
Декабрь | Способы предупреждения отклонений в поведении ребенка. Аспекты взаимодействия. | Семья и детский сад – как партнеры в формировании детского здоровья | « О необходимости выполнения режима дня в детском саду» Привлечение родителей к смотру – конкурса "Фабрика Деда Мороза». | "Формирова-ние уважительно-го отношения к детским работам".
|
Январь | Профилактика нарушения осанки у детей» | Прежде чем воспитать ребенка» | « Обучение грамоте» « Воспитание самостоятель-ности у ребенка». | |
Февраль | День открытых дверей для родителей | « О правилах жизни ребенка в семье». «Без вашей помощи нельзя». | Привлечь пап к участию в празднике 23 февраля; родителей к оформлению стенда « Мой папа – защитник Родины» | « Театр – помощник в воспитании» (рекоменда-ции музыкального руководителя) «Физкультура на свежем воздухе». |
Март | Семья на пороге школьной жизни. | « Научить ребенка трудиться» « Введение в математику в семье». | Привлечение родителей к участию в тематической выставке «Рисуем вместе с мамой». | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей». «Упражнения для профилактики плоскосто-пия» |
Апрель | Семья глазами ребенка». «Духовно – нравственное воспитание детей в семье | Привлечение родителей к участию в акции «Цветочная фантазия» | «Как предоставить ребенку возможность самостоятельно экспериментировать с неживой природой в домашних условиях, создавая условия». | |
Май | Правила безопасности общения с компьютером | « Что должен знать ребенок по окончании старшей и подготовительной группы». «Обучение детей правилам дорожного движения». | Участие родителей в итоговых занятиях « Вот и стали мы на год взрослее». Привлечение родителей к подготовке к выпускному утреннику. | «Во что играют наши дети». "Распростра-нение среди родителей знаний о правильной организации работы ребёнка за компьютером." |
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (схема).
Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная).
Климатические особенности:
При организации воспитательно-образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия средняя полоса России, время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега, морозы и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются: холодная зима и жаркое лето.
В холодное время года уменьшается продолжительность пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно-образовательной деятельности);
2. летний период (июнь-август, для которого составляется режим дня с учетом смены видов деятельности на свежем воздухе)
2) Демографические особенности:
Состав подготовительной группы №3: мальчиков-9 чел., девочек-14 девочек. Анализ социального статуса семей выявил, что в группе дети из полных (80%), из неполных (20%). Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (70%) и средним профессиональным (30%) образованием.
3) Национально – культурные особенности:
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Саранска и Республики Мордовия в целом. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период. Данная информация реализуется через экскурсии, беседы, проекты.
Сетка занятий подготовительная группа №3
Понедельник Четверг
Утро радостных встреч
1) 9.00-9.30 1) 9.00-9.30
Развитие речи ФЭМП
2) 9.40-10.10 2) 9.40-10.10
Конструирование и Рисование
ручной труд 3) Физкультура
3)10.30-11.00 на воздухе
Физкультура
Вторник Пятница
1) 9.00-9.30 1) 9.00-9.30
Познавательное Аппликация
развитие 2) 9.40-10.10
2) 9.40-10.10 Познавательное
ФЭМП развитие
3)10.40-11.10 3)10.40-11.10
Музыка Музыка
Среда
1) 9.00-9.30
Обучение грамоте
2) 9.40-10.10
Лепка
3)10.50-11.20
Физкультура
!! п.д. Досуг
«Ознакомление с худ. литературой»
Модель двигательного режима детей
Вид занятий и форма двигательной деятельности | Особенность организации | ||
1. Физкультурно-оздоровительные занятия | |||
1.1 Утренняя гимнастика | Ежедневно, на открытом воздухе или в зале, длительность 10-12 мин | ||
1.2 Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз) | Ежедневно, в течение 7-10 мин | ||
1.3 Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 3-5 мин | ||
1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 мин | ||
1.5 Дифференцированные игры- упражнения на прогулке | Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 мин | ||
1.7 Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений) | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин | ||
2. Специально организованные занятия в режиме дня | |||
2.1. По физической культуре | 3 раза в неделю, одно - в часы прогулки | ||
2.2 Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей | ||
3. Физкультурно-массовые занятия | |||
3.1 Неделя здоровья (каникулы) | 3 раза в год (в конце октября, начале января и в конце марта) | ||
3.2 Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе | 2-3 раза в год (40 мин) | ||
3.3 Физкультурный досуг | 1-2 разав месяц 30 мин | ||
4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи | |||
4. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовыхмероприятиях | Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья |
Система физкультурно – оздоровительной работы МДОУ состоит из:
-комплексной системы физкультурно – оздоровительной работы;
-оздоровительного режима;
-оптимального двигательного режима;
-форм и методов по оздоровлению детей;
-мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей;
-направления работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей;
В работе с детьми решаются следующие задачи:
- охрана жизни и здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие
физических качеств;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- формирование правильного отношения к физкультурным занятиям.
В решение этих задач используются следующие формы организации физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия в зале, на воздухе, утренняя гимнастика, физкультурные досуги и т.д.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Формы и методы | Содержание |
Обеспечение здорового образа жизни |
|
Физические упражнения |
|
Гигиенические и водные процедуры |
|
Свето-воздушные ванны |
|
Активный отдых |
|
Диетотерапия |
|
Музыко - терапия |
|
Психогимнастика |
|
Физиотерапия |
|
Система закаливающих мероприятий
подготовительная | |
Осень | – воздушно-температурный режим - воздушные ванны во время одевания – утренний прием на улице - облегченная одежда – умывание лица, рук прохладной водой – прогулки на свежем воздухе |
Зима | – воздушно-температурный режим – воздушные ванны во время одевания – утренний прием на улице -- облегченная одежда – умывание лица, рук прохладной водой – прогулки на свежем воздухе
|
Весна | – воздушно-температурный режим – воздушные ванны во время одевания – утренний прием на улице -- облегченная одежда – умывание лица, рук прохладной водой – прогулки на свежем воздухе – солнечные и воздушные ванны |
Лето | – воздушно-температурный режим – воздушные ванны во время одевания – утренний прием на улице -- облегченная одежда – умывание лица, рук прохладной водой – прогулки на свежем воздухе – солнечные и воздушные ванны |
1 – воздушно-температурный режим
2 – воздушные ванны во время одевания
3 – утренний прием на улице
4- облегченная одежда
5 – полоскание рта после еды
6 – умывание лица, рук прохладной водой
7 – прогулки на свежем воздухе
8 -витаминотерапия
9 – солнечные и воздушные ванны
Проветривание в детском саду
Согласно этому документу, проветривание комнат должно осуществляться ежедневно и неоднократно в отсутствие детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит о температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. Широкая аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). Все помещения с постоянным пребыванием детей нуждаются в проветривании. В «Требованиях» есть подробная таблица с кратностью свежего воздуха в зависимости от помещения, возрастной группы и местоположения детского сада.
ТРЕБОВАНИЯ САНПИН К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;
Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.
Причина частой заболеваемости ребенка не может находиться в прямой зависимости от проведения прогулок в детском саду. Напротив, в детском саду реализуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья каждого ребенка.
При организации прогулок в осеннее - зимний период, следует:
1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать:
- обморожение, переохлаждение или перегревание организма ребенка;
- намокание детской одежды, обуви;
2. Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для осенне-зимнего периода:
- травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;
- травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;
- падение с горок, в случаях отсутствия страховки воспитателя
(обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания);
- травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;
- травмирование ног воспитанников: при наличии ямок и выбоин на участке, при спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;
- травмы при скольжении по ледяной дорожке;
- при организации труда дошкольников;
- травмы, ушибы во время игр со спортивными элементами;
- травмы, ушибы во время игр на мокрой и скользкой площадке;
- травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;
- травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
Перечень методических пособий для реализации программы.
Направление развития | Программы | Технологии и методики |
Познавательное развитие | Программа «Радуга» Программа «Мы в Мордовии живем» Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» | Способ познания «вижу — действую» и восприятие информации посредством слова (с частичной опорой на наглядность; проводят беседы (коллективные и индивидуальные); практикуют проведение познавательных вечеров (досуга) «Сейчас узнаем»; развивают и обогащают традиции «Встречи с интересными людьми», используют познавательные рассказы воспитателя «Знаете ли вы?»; создают макеты и модели; организуют совместную с детьми проектную деятельность (например, «Кругосветное путешествие под российским флагом», «Мой край (моя республика)»); организуют практическую деятельность; создают панно «Времена года» (новый вариант); создают альбомы «Мы их знаем», «Все работы хороши»; проводят экскурсии и целевые прогулки; организуют работу с познавательной литературой («Полочка умных книг»); проводят итоговые мероприятия (праздники); организуют познавательные развлечения; проводят викторины, конкурсы; организуют экспериментирование; проводят групповые праздники; создают и пополняют коллекции (предметные, информационные), используют их содержание в расширении кругозора детей; пополняют познавательные копилки (тематические) используют художественную литературу (стихи, сказки, рассказы) проводят дидактические игры; используют математические спектакли; проводят викторины; используют инновационные интерактивные обучающие средства, развивающие компьютерные игры при обучении детей Беседы на тему безопасности в быту, в природе, на прогулках, на дороге и т.п. |
Речевое развитие | Программа «Радуга» Программа «Мы в Мордовии живем» | Проводят артикуляционную гимнастику (5—6 лет); учат детей осуществлять самостоятельный анализ артикуляции звуков; развивают мелкую моторику: развивают тактильные ощущения; проводят пальчиковые игры штриховку карандашом, изготавливают и используют трафареты (обведение букв и цифр, штриховка); проводят игровые упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, словаря, грамматического строя речи; организуют беседы с детьми; используют «Копилки слов», созданных по различным критериям (синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, обозначающие предметы организуют выставки («Моя любимая игрушка», «Семейный альбом») и проводят экскурсии по ним, рассказы о своей любимой игрушке, членах своей семьи, их профессиональной принадлежности; активизируют словарный запас детей в различных видах деятельности, создавая широкие возможности речевой практики; используют возможности театрально-игровой деятельности, игровых ситуаций для отработки навыков диалогической речи; используют произведения искусства, изобразительную и театрализованную деятельность детей, художественную литературу, дидактические игры и задания для мотивации составления детьми описаний; продолжают традицию ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, рассматривание с детьми детских книг; практикуют приём изменения знакомых ребёнку текстов для составления им повествовательных высказываний используют пересказ литературных произведений как средство для развития понятийной стороны речи для закрепления полученных представлений о правилах построения монологов разного типа; используют пальчиковые игры, различные штриховки, упражнения с мелкими пред- метами для формирования ручной умелости и подготовки руки к письму. освоение пространственных отношений относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив; формирование навыков ориентировки на листе бумаги: аналитико-синтетическая деятельность, элементарные графические умения. С целью подготовки детей к обучению чтению педагоги: проводят игровые упражнения, дидактические игры на дифференциацию звуков, на определение позиции звуков в слове, последовательности звуков в словах, ударного слога; практикуют игры на обучение детей звуковому и слого-звуковому анализу слов. |
Художественно-эстетическое развитие | Программа «Радуга» Программа «Мы в Мордовии живем» | Использование иллюстрированных альбомов, каталогов, видеоматериалов, интерактивных наглядных пособий по искусству (живопись, скульптура, архитектура) для ознакомления детей с различными его видами, воспитания эстетического восприятия произведений искусства; знакомят детей с дизайном как проектно-эстетической деятельностью, целью кото- рой является определение формальных качеств различных объектов, изделий; практикуют использование иллюстрированных каталогов модной одежды и обуви, в том числе детской, аксессуаров, каталогов мебели, посуды для воспитания эстетического восприятия окружающего мира ; используют рисование, лепку, аппликацию по замыслу или заданной теме, приёмы создания изображения применяют в образовательном процессе биографический метод: рассказы о выдающихся художниках, писателях, композиторах. |
Физическое развитие | Программа «Радуга» Программа «Мы в Мордовии живем» Программа «Здоровячок» | Упражнения, направленные на развитие скоростных и координационных способ- ностей, выносливости; практикуют самостоятельную организацию детьми подвижных игр; практикуют выполнение основных движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности с целью овладения детьми различными по характеру движениями; продолжают использовать командные подвижные игры с элементами соревнования, с элементами спортивных игр, Также используются здоровьесберегающие технологии: Триз, дыхательные упражнения статические и динамические, звуковая гимнастика, игры на развития внимания, памяти, ориентировки в пространстве, релаксационные упражнения, хождение по шипованным коврикам, гимнастику для глаз, пальчиковая гимнастика, подвижные и спортивные игры, звуковая гимнастика, |
Социально-коммуникативное развитие | Программа «Радуга» Программа «Мы в Мордовии живем» Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» | Коммуникативные: дыхательные упражнения статические и динамические, звуковая гимнастика, игры на развития речи, внимания, памяти, ориентировки в пространстве такие как дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные. Триз, проектная деятельность, трудовые поручения, наблюдение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа старшей-подготовительной к школе группы.
Рабочая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, образовательной программы МДОУ – в соответствии с Фед...
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)...
Рабочая программа для подготовительной к школе группы
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программа для подготовительной к школе группе на 2015-2016 учебный год.
Целью рабочей программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие пре...
Рабочая программа для подготовительной к школе группе
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы ЛГ МАДОУ «ДСОВ №2 «Брусничка» и в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре ос...
Рабочая программа для подготовительной к школе группе
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы ЛГ МАДОУ «ДСОВ №2 «Брусничка» и в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ подготовительной к школе группы МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28» 2015-2016 учебный год
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных...