Связная речь детей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение « детский сад « Чебурашка» п. Алябьевский
Выступление из опыта
к педсовету
Тема: « Связная речь детей»
( старший возраст)
Составила : Овсянникова З.А.
2015г
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Развитие связной речи происходит во всех видах организованной деятельности.
Самые простые задания на построение связного высказывания – это пересказ .
Начинала работу по пересказу сказок с самых простых, хорошо знакомых , построенных на повторе ( «Колобок», «Репка», « Теремок») и маленьких рассказов. Толстого, Ушинского, Осеевой
на занятии читаю текст, провожу беседу по вопросам, читаю текст еще раз и затем прошу пересказать. Затем перешла к более большим текстам, детям трудно сразу запомнить последовательность текста, поэтому я использую схемы – модели.
Например: при пересказе сказки «Заюшкина избушка», предложила детям использовать модели заместители – круги разного цвета. Договорились, каждый заместитель будет соответствовать герою сказки. - Для зайца, круг белый. - Лиса – какой круг. Почему? (оранжевый)- Собака – какой круг. Почему?
Для петушка выбрали красный круг, так как вспомнили стихотворение, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки.
Остались два круга голубого и коричневого цвета. Для чего? - остались две избушки: лубяная – коричневого цвета, ледяная – голубого цвета. Таким образом, дети освоили последовательность сказки и быстро справились с заданием, На таких занятиях развивается не только монологическая речь, но и диалогическая т.к использовались вопросы и ответы. Дети не только поддерживают диалог но и дополняют, спорят, исправляют сверстников так же применяю опорные картинки Часто использую инсценировки сказок, и метод интервьюрования ( здесь так же дети не только совершенствуют связную речь, но и развивают диалогическую речь. А для того чтобы дети активно вступали в диалог, умели задавать вопросы и отвечать на них провожу словесные игры « Клубочек»- дети передавая клубок друг другу могут задавать любой вопрос например: « Как тебя зовут?, что ты любишь?» и т. д. « Продолжи предложение» - например: « Сегодня мы не пошли гулять, потому что…..» ит. д. В свободное время дети самостоятельно используют кукольный театр – это развивает интерес к рассказыванию.
Рассказывание имеет свои разновидности.
Первое это составление описательного рассказа, где использую игрушки, предметные картинки, при рассматривании выделяем характерные признаки предметов, на первых занятиях, я давала образец рассказа, просила воспроизвести его, а затем дети по аналогии приступали к описанию новых предметов.
Когда дети научились составлять описательные рассказы, перешла к рассказыванию по последовательной серии картинок. Серия картинок это тот материал, который стимулирует детей к составлению рассказа, облегчает работу, т.к серия картинок подсказывает последовательность рассказа, важно только чтобы ребенок понял ситуацию объединенную определенной логикой.
. Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из жизни, цель таких бесед - научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат. Я провожу такие игры и упражнения: «Назови действия героя, и догадайся, зачем он это сделал?». Или предлагаю поочередно брать картинки, называть героя, его действия обсуждаю: с какой целью он действовал именно так, а не иначе.
Провожу такую игру «Что сначала, что потом» -здесь используется логическая цепочка – сам объект, действие, цель действия -дети называют основную цель действий героя и оценивают результат.
Обучение детей рассказыванию по сюжетной картине, является одним из направлений работы по формированию монологической связной речи.
В работе с сюжетной картиной объясняю, что рассказы можно начинать со слов: «»однажды», «как - то раз», если картина отображает время года, начинаем со слов: «Наступила…» , чтобы рассказ получился связным и последовательным, использую карточки схемы – модели – это помогает начать рассказ, видит как продолжить и как его завершить. (В своей работе , раньше я уже использовала метод мнемотехники, хочу этот метод ввести и сейчас.
Активно применяю составление рассказов из личного опыта, например: прошли такие темы как «Первый день Наташи в детском саду», « Мой лучший друг». Для детей, на мой взгляд, это самая трудная задача по развитию связной речи. Но чтобы дети учились интересно и подробно рассказывать, провожу беседы, наблюдения за играми детей, отмечаю доброе отношение друг к другу». При составлении такого рассказа, так же как и в описательных рассказах даю образец рассказа и так же использую карточки схемы. В свободное время провожу с детьми беседы и прошу рассказать, «как вы провели выходной день», или «что вы видели интересного по дороге в детский сад».
Развитию связной речи помогают и загадки, несмотря на миниатюрность жанра, они обладают многими ценными качествами: активизируют мышление, дают большие возможности для наблюдения за окружающим миром, тренирует внимание и память, развивают любознательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...
Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.
Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Данная консультация поможет родителям работать с детьми над обогащением словаря, формированию грамматического строя речи,развитию и совершенствованию звуковой культуры речи и связной речи с помощью иг...