«Влияние взаимодействия детей со взрослыми на развитие личности ребенка»
консультация на тему
Влияние взрослого на формирование личности ребенка осуществляется также в процессе других видов деятельности — рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_vzaimodeystviya_detey_so_vzroslymi_na_razvitie_lichnosti_rebenka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида
«Золотой ключик»
города Балашова Саратовской области»
Статья на тему:
«Влияние взаимодействия детей со взрослыми на развитие личности ребенка»
Подготовила
воспитатель
Арнаутова Анна Александровна
г.Балашов 2015
«Влияние взаимодействия детей со взрослыми на развитие личности ребенка»
Особое место в развитии личности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить его за помощь» и т. п.).
Чем старше становится дошкольник, тем все большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребенок усваивает с помощью взрослых также немалое число правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.
Усвоение правил поведения — процесс постепенный. Детально исследовавшая этот процесс В. А. Горбачева так характеризует его: «...Дети младшего детского возраста вначале воспринимают все правила как частные конкретные требования воспитательницы, направленные только к ним самим. В ходе общего развития ребенка, в процессе воспитательной работы с ним, вследствие многократного восприятия одних и тех же требований к себе и другим детям и соблюдения этих правил дети, по мере установления связей с товарищами, начинают осваивать правило как правило, т. е. как обобщенное требование...».
Постепенно возрастает степень осознанности усвоенных правил поведения. Существенное влияние на их выработку оказывает жизненный опыт ребенка, его индивидуально-типологические особенности. Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Огромное значение в формировании правил поведения детей имеет педагогическая оценка.
К числу важных путей влияния воспитателя на формирование личности ребенка относится путь создания в группе детского сада благоприятного эмоционального климата для психического развития каждого ребенка. Выявление наиболее эффективных путей руководства системой межличностных отношений с Целью создания такого микроклимата является актуальной задачей современной педагогической, детской и социальной психологии.
Интересные данные в этом направлении были получены учеными в ходе социально-психологического исследования, проведенного под руководством Т. А. Репиной. При изучении ценностных ориентации детей, их оценочных отношений психологи обнаружили, что популярность ребенка в группе зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности. Это позволило ученым предположить, что если обеспечить успех в деятельности детям малоактивным, с низким социометрическим статусом, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысит их уверенность в себе, активность. В исследовании была поставлена задача выяснить, как влияет успех ребенка в деятельности на отношение к нему сверстников, как изменится их статус, если дать ему ведущую роль, предварительно подготовив его к этому.
Детей обучали способам конструирования со строительным материалом, принимая во внимание ряд преимуществ этой деятельности (результат ее предметно выражен, конструктивные умения, сформированные в этой деятельности, могут быть перенесены в игровую деятельность, сам процесс обучения конструктивной деятельности несложен, данная деятельность представляет интерес для детей детского возраста). Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Под влиянием успешной деятельности малопопулярных детей стало изменяться отношение к ним сверстников. Успех в совместной конструктивной деятельности ранее непопулярных детей положительно сказался как на изменении их статуса, так и на общей самооценке, уровне притязаний. Эмоциональный климат для этих детей в группе улучшился.
В ходе исследования А. А. Рояк были найдены конкретные, различающиеся между собой пути в налаживании отношений между детьми в зависимости от того, какого рода трудности взаимоотношений испытывал ребенок («операциональные » или «мотивационные»). Оказалось, например, что для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей с «операциональными» трудностями необходимо было прежде всего обогатить предметно-содержательную сторону игровой деятельности, что осуществлялось путем совместных игр- занятий таких детей с воспитателем.
Требовалась и организация дальнейшего «активного устроения» ребенка в жизни детского общества. Положительные результаты дает объединение таких детей вначале с наиболее доброжелательными детьми, обладающими ярко выраженными положительными личностными качествами. У детей, испытывающих «мотивационные» трудности в общении со сверстниками, для тех, у кого недостаточно сформирована потребность в общении, не следует на первых порах активизировать контакты со сверстниками. Целесообразно вначале подбирать для них 1-2 партнеров, увлечения которых совпадали бы с их основными увлечениями, и лишь затем постепенно и осторожно расширять круг их общения. Успеху в работе с детьми, испытывающими «мотивационные» труд- ности иного характера (авторитарные организаторы), способствует работа, направленная на переориентацию неправильно сформированных мотивов общения, и прежде всего преодоление нежелания считаться с мнением партнеров по игре.
Особо важную роль в формировании межличностных отношений детей в группе имеет игра как ведущая деятельность детей, грамотное руководство ею со стороны взрослых.
Влияние взрослого на формирование личности ребенка осуществляется также в процессе других видов деятельности — рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий В процессе продуктивной трудовой, учебной деятельности у детей складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками (сделали игрушки для малышей, вырастили цветы в подарок мамам, красиво спели песню, научились читать по слогам и т. п.), формируется общественная направленность, познавательные мотивы, волевые и другие ценные личностные качества.
Список литературы
- Влияние взрослого на формирование личности ребенка: [Электронный ресурс]. 8.03.2013 url: http://www.detzdrav.com/11081.html
- Влияние взрослого на развитие личности дошкольника: [Электронный ресурс]. 21.05.2015. Url: http://medicinapediya.ru
- Влияние взрослого на развитие личности ребенка:[Электронный ресурс]. 217.02.2015. Url: http://yar-saledou.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка
Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка...
Роль оценки взрослого в развитии личности ребенка
Оценка результата весьма важна, но не менее важно раскрыть те критерии, по которым взрослые оценивают любую работу. Ведь любая работа имеет замысел, способ его реализации и результат. По каждому из эт...
Конспект нетрадиционного родительского собрания для старшей группы. Тема «Роль взрослых в развитии личности ребенка. Экологическое воспитание дошкольников в семье».
Родительское собрание....
Консультация для родителей . Тема: "Влияние взрослого на развитие личности ребенка"
Советы родителям о наиболее щепетильных моментах в общении с детьми....
Влияние фестивалей, конкурсов и спартакиад на развитие личности ребенка
Как повысить самооценку ребёнка и развить такие качества: лидерства, самостоятельности и выносливости и т.д....
Влияние различных форм народной культуры на развитие личности ребенка.
В статье кратко говорится о роли фольклора и некоторых народных ремесел в развитии личности малыша....
Совместное взаимодействие детей и взрослых – условие развития речи ребенка
В данной статье дано объяснение важности взаимодействия взрослого и ребенка для речевого развития ребенка....