Предупреждение психических травм у детей дошкольного возраста вследствие не педагогических форм воздействия воспитателей
консультация на тему
Работа с людьми, особенно с детьми, не терпит стихии, самотека, инертности. Как только она вышла из-под контроля самокритичного сознания, мы совершаем ошибки, и чаще всего непоправимые. Вот именно о последствиях данных ошибок пойдёт речь далее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktogenii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение психических травм у детей дошкольного возраста вследствие не педагогических форм воздействия воспитателей
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка.
Я бы хотела более подробно остановиться на технологиях обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, т.е. на технологиях, обеспечивающих психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Ребенок и детский сад — тема непростая. Достаточно просто послушать разговоры на детской площадке, чтоб понять это. И проблемы поднимаются самые разные — от того, в какой садик лучше пойти, конфликтов родителей с воспитателями, до побоев и издевательств над детьми. Причем последняя тема вызывает огромное число откликов "с обеих сторон". А ведь для ребенка на 4-5 лет его жизни детский сад становится вторым домом, в котором он проводит большую часть дня.
Никто не спорит, что работа воспитателя трудна. Попробуй-ка справиться с не одним десятком орущих карапузов, найти к каждому их них подход! Только к одной воспитательнице дети идут с радостью, любят её, и подчас с нетерпением ждут, когда вновь отправятся в детский сад, а к другой – наоборот. Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.
В нашей с вами не лёгкой работе от каждого из нас зависит не только сиюминутное психическое состояние других людей (детей, родителей, других педагогов), но и их будущее. Работа с людьми, особенно с детьми, не терпит стихии, самотека, инертности. Как только она вышла из-под контроля самокритичного сознания, мы совершаем ошибки, и чаще всего непоправимые. Вот именно о последствиях данных ошибок пойдёт речь далее.
В современной педагогике и психологии всё чаще можно услышать такой термин, как «дидактогения». Она определяется как негативное психологическое состояние ребёнка, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, и т. д.) в форме угнетенного состояния, страха, фрустрации и других состояний, которые негативно отражаются на деятельности ребёнка, поведении в социуме и в межличностных отношениях.
По мнению специалистов – дидактогения является причиной неврозов. То есть дидактогения – это вред, наносимый в первую очередь психике ребенка, его личности профессиональным словом, мимикой жестом, взглядом, действием, поведением воспитателя, учителя.
Иногда это происходит неосознанно, как говорится – под настроением. Но как показывает практика, это явление – результат сознательного акта, так званого педагогического воздействия: указать, постыдить, наказать, внушить, перевоспитать и т.д. Педагог может и не подумать, какой вред причиняет ребенку, что эта психическая травма может привести к печальным последствиям, таким как:
- Нервный срыв;
- Невроз;
- Астения
- Различные фобии и т.д.
По официальным данным ВОЗ, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний - в 1,6 раза.
Психологические исследования детей в психоневрологических больницах выявляют последствия такого воспитательного участия взрослых, в которых можно выделить несколько общих психотравмирующих для ребёнка ситуация.
- Неблагоприятная оценка уровня какого-то вида деятельности ребёнка высказывается ему самому, хотя он слишком мал, чтобы безболезненно воспринять её (например: «Ты не умеешь рисовать», «Ты плохо читаешь»…).
- При высказывании ребёнку неблагоприятной оценки его деятельности расширяется объём того, что подвергается этой оценке Т.е. от оценки поступка идёт переход к оценка личности ребёнка («Ты не только плохо читаешь, ты ещё и хвастаешься детям, ты хвастун, а у самого ещё и под носом грязно. Грязнуля!).
Мальчик 5 лет; в детском комбинате после завтрака (не переносимая им манная каша) возникает рвота. Воспитатель резко отчитывает его, называет “тошнотиком”, в наказание полураздетого заставляет долго стоять в углу в холодном помещении. После этого у мальчика нервный срыв с отказом посещать детское учреждение.
- Психотравмирующее действие низкой оценки усиливается эмоциональной окраской. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребёнка выражается в укоряющих, порицающих, наказующих интонациях, и нередко – в грубой оскорбительной форме. Однако мы взрослые не учитываем, что общей возрастной особенностью дошкольного возраста является внушаемость. Даже полугодовалому малышу можно внушить чувство неловкости – укоризненными интонациями и соответствующей мимикой. Не сколько подбор слов, сколько их эмоциональная окраска и выраженное в ней отношение влияет на ребёнка, вызывая соответствующую реакцию.
В Санкт-Петербурге воспитательница ругала малышей матом и, возможно, даже била, пока взрослых не было рядом. Сейчас улики сыщика-карапуза тщательно изучают в прокуратуре. «Возвращаясь из садика, по вечерам Ваня плакал и молчал, – рассказала мама. – Сначала мы подумали: по маме скучает, привыкнет, адаптируется. Но чем дальше, тем чаще забирали домой его уже в слезах, а иногда и с синяками». «Тоже думали: мальчик же все-таки растет, «боевые» раны», – думал папа. «Нам просто интересно было, что же такое все-таки происходит там», – констатирует мама. С утра Ване во внутренний кармашек свитера положили папин диктофон. Писать он может непрерывно 150 часов, а звук слышит на расстоянии в несколько метров. Так что, даже повесив свитер на стул, перед тем как лечь спать в тихий час, невидимый слушатель не переставал следить за Ваней. Следующую ночь рыдала уже мама малыша, узнав, что выпало на его долю за полгода в садике. Порядки в этом садике сродни даже не армейским, а тюремным. Так, унитаз воспитательница называла «парашей», а детей – «суками» и «козлами». «Бл***ь, вымотал мне все нервы сволочь такая, – «воспитательница» со стажем средних лет женщина, по-видимому, одевает Ваню. «Твое место у параши», – она же ведет его в туалет перед сном. «Уже по всякому эту суку избила», – в очередной раз опять сорвалась воспитательница, и причитает, – «Аж, руку себе всю отбила». Среди Ваниных фраз можно разобрать только плач и постоянно повторяющие только слова: «Мама придет, мама придет…». «Не придет!» – обрывает воспитательница. Дальше слышны хлопки. Последние слова, записанные диктофоном: «Как у Вани день прошел?» – интересуются родители. «Все хорошо», – улыбнулась воспитательница. С «боевого» задания Ваня вернулся с разбитой губой, и синяками на спине.
- Очень значительным психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребёнка с кем-то другим, кто ему противопоставляется. Кроме низкой самооценки, оно создаёт основу для последующего развития зависти, эгоцентризма и тревожной настороженности к оценкам вообще. Сравнение может наоборот, затормозить побуждение брать пример. Так формируется негативизм, немотивированный отказ.
- Сильным травмирующим фактором являются различные, не педагогические методы наказания: толкания, шлепки, подзатыльники, побои и т.д.
Ребенок недавно придя из детского сада, сказал, что воспитательница ударила его кулаком в плечо. Не очень поверила сыну, но когда через несколько дней на плече ребенка увидела огромный синяк, то пошла в сад. Воспитательница отпиралась, сказала, что малыш фантазер, а от самой в это время в разгар ее рабочего дня разило водкой.
Ребенку 5 лет. В группу перевели нового воспитателя. Через 2 месяца стал просыпаться за ночь 3-5 раз, а через 4 месяца ребенка забираем без синяков, а после 8 вечера они начинают проявляться .Проявляются до 11 часов утра. Синяки по 4 штуки. полукруглые от костяшек пальцев. Ребенок упорно молчал, а потом не выдержал, все рассказал. Оказалось это не срывы, а метод воспитания .Написали заявление в прокуратуру, судмедэкспертизу прошли, с милицией у детсада опросили детей с разрешения и в присутствии родителей. Дети подтвердили, что избивает 2 детей ( гиперактивных).Завтра состоится заседание суда (мирового), но дело уголовное. Мы ее простили, но ради других детей все это затеяли. Ребенку психику испортили, мы его 5 месяцев реабилитировали. Арттерапией и еще много чем.
- В отдельную группу психотравмирующих факторов можно отнести наказания за несоблюдения режимных моментов в садике (не спит на тихом часу, не ест, не вовремя отпросился в туалет и т.д.)
Мама пришла за дочерью в детский сад. Девочка начала молча одеваться, вынимая одежду из шкафчика. Усталая мать не придала значения молчанию ребенка, и только на улице ей это показалось странным. «Доченька, что же ты не отвечаешь мне?» - спросила мать и, внимательно посмотрев в лицо своего ребенка, попыталась разжать ей челюсти...Челюсти были плотно сжаты: рот полон винегрета.
Источник травмы - поведение воспитателя, продиктованное его стремлением во что бы то ни стало накормить детей (хороший аппетит - главное достоинство детсадосвского ребенка).
Девочка 5 лет во время занятия отпросилась в туалет. В ответ воспитатель грубо отказала. Девочка обмочилась в группе, это увидели дети. Далее у ребенка отмечается невротическая реакция со слезами, беспокойством. Как следствие такого рода переживаний – девочку долго беспокоила урофобия: навязчивый страх перед неожиданными повелительными позывами к мочеиспусканию.
- И к последним психотравмирующим ситуациям я бы хотела отнести именно ситуации не вмешательства педагога во время унижения и оскорбления, а может и избиения ребёнка другим лицом.
Воспитатель (подменный) на некоторое время выходит из группы. Две девочки хватают мальчика за руки и начинают тащить по полу. Вырываясь, мальчик толкает одну из девочек. Та падает и разбивает голову. Мама девочки увидела лишь через день затянувшуюся рану. На вопрос:»Кто тебя ударил?», девочка конечно же ответила, что это мальчик. На следующий день утром девочку привела бабушка, и, увидев мальчика, схватила его за плечи, начала трясти и кричать: «Да я тебя убью, руки тебе повырываю, биться будет нечем!». Рядом стояла и наблюдала всю сцену воспитатель группы. После данного случая мальчик стал отказываться ходить в сади, стал плохо спать ночами, появились случаи ночного энуреза.
К сожалению, в садиках действительно бывают случаи реального насилия, и хотя происходят они далеко не так часто, как думают многие родители, но разбираться с ними следует очень серьезно.
И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспетку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И наша с вами задача помочь участникам воспитательного процесса сделать это грамотно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработкаСеминарское занятие для воспитателей на тему: «Сохранение физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста»
МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский районМетодическая разработкаПедагог-психолог Сергеева М.ВСеминарское занятие для воспитателей на тему: «Сохранение физического и психического здоровья у д...
Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"
Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...
Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...
"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.
Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....
Предупреждение психических травм у детей дошкольного возраста
Рекомендации педагогам по предупреждению психических травм у детей дошкольного возраста...
Выступление на педагогическом совете Д/С «Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста».
laquo;Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста»....
Круглый стол для воспитателей детского сада «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
Сегодня за круглом столом, мы будем говорить о важности предупреждения психоэмоционального напряжения у воспитанников дошкольного возраста.Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из крите...