Игра в жизни ребенка
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Игра в жизни ребенка»
консультация для родителей
Игра – могучее средство воспитания малыша. А.С.Макаренко писал, что «игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба».
Игры помогают физическому, умственному развитию, овладению трудовыми навыками и привычками, которые вырабатываются и вне игр. Игра – самая эффективная мера дисциплины, способствующая налаживанию хороших взаимоотношений между детьми, развитию волевых черт характера. Для игр и занятий в квартире должен быть детский уголок. Здесь следует поставить столик, стульчик, подобранные по возрасту ребенка, где можно заниматься строительным материалом, играть в настольные игры, лепить, вырезать, рисовать.
Выбор игрушек – дело серьезное. Для каждого возраста нужен соответствующий их набор. Не следует приобретать много игрушек и сваливать их в ящик. Вместе с ребенком их надо привести в порядок: вымыть, расставить на столике или разложить на полочке. Это развивает у него привычку к порядку, располагает к игре.
Годовалый ребенок с удовольствием занимается разборными игрушками: снимает и надевает кольца на пирамидку, втыкает трубочки в отверстия, открывает и закрывает вкладные матрешки, баночки, вкладывая в них предметы, меньшие по размеру. Чаще ребенку нравятся простые игрушки. Нередко он не хочет играть кубиками, а большее время занимается кастрюлями, сковородками, видя, как «играет» с ними мать. Малыш приучается пользоваться игрушечным строительным материалом средней величины; сначала накладывая кубик на кубик, складывая их в кастрюлю. Ребенку второго года жизни интересно смотреть на кошку, собаку, машину. Более старшим интересны движения машин, автобуса, парохода, посещения зоопарка. Но, посещая зоопарк, зверей надо показывать постепенно, начиная с тех, которые ему известны – зайца, волка, медведя.
В возрасте одного года четырех месяцев ребенок воспроизводит несложную пирамидку, показанную взрослым, строит «дом», «поезд», «пароход». Закладывает один предмет в другой, таская их по комнате, возит на веревочке машину.
Между годом и полутора годами пытается подражать действиям взрослых6 укладывает куклу спать, возит ее на тележке, кормит мишку, куклу, игрушечных животных, «прибивает» колею кубиком. Постепенно возрастает внимание малыша. Он может надеть все колесики, разложить и вновь сложить игрушки в коробку. Любит возиться с песком, строить из него, накладывать в песочницу, копаться лопаткой. С этого возраста ребенка надо приучать длительно играть с одной игрушкой, доводя игру до конца.
Ближе двум годам ребенок подражает детям старшего возраста. На втором и третьем годах охотнее играет с куклой, кубиками. Для того чтобы заинтересовать ребенка куклой, надо сшить из отрезков материала одежду для нее, показав, как ею пользоваться.
Дети с большим удовольствием играют посудой. Особенно с увлечением играют они, если им дать несколько ящичков, коробок, гладко оструганных доски различного размера. Из них они строят мостики, трап, по которым с удовольствием будут ходить, изображать лошадку, пристань, пароход с баржей, паровоз и т.д. Наиболее любимы детьми самодельные игрушки, которые можно сделать дома вместе с ребенком.
Не следует давать малышу сразу много игрушек, их изобилие пресыщает, рассеивает внимание. Часть из них надо на время убирать (в закрытый ящик, чемодан). При встрече с ними ребенок будет радоваться им как новым. Покупая игрушки, важно учитывать и возможность удовлетворения ими потребностей ребенка в движении. Летом – мячи, каталки, скакалки; зимой – лопатки, санки. Все игрушки надо мыть горячей водой с мылом, вытирать, привлекая к этой процедуре малыша.
Очень важно приучать ребенка к бережному отношению к своим игрушкам, книгам, одежде. Не разбрасывать их, после игры убирать самому на свое место (столик, полочку), доступное для ребенка. Для порядка очень важно приучать детей с раннего возраста. Поэтому взрослый должен бережно и терпеливо учить ребенка правильному выполнению всех действий, несмотря на то, что самостоятельные действия ребенка на втором году жизни еще не совершенны и часто затягиваются по времени. В таких случаях ребенка надо отвлечь от игры.
Во время прогулок желательно с ребенком играть в «догонялки», в мяч, с игрушками на колесиках, покатать его на трехколесном велосипеде. Очень подвижные дети требуют к себе большего внимания, повседневного привития им умений спокойно и сосредоточенно играть, выполнять данные им поручения. Игру ребенка надо сочетать с отдыхом и рациональным питанием.
Ребенку 2-3 лет хорошо приобрести тачку для развития движений, машины, вожжи, обруч (небольшого диаметра, широкий), трехколесный велосипед. Для развития мышц рук, смекалки хороши разборные игрушки: матрешки, пирамидки, цветные мозаики, кубики.
К трем годам ребенок получает большое удовольствие в обществе других детей. В 3-4 года умеет «давать сдачи», не позволяет командовать собой, любит подражать взрослым: стирать, готовить обед, гладить, делать «уколы», играть в продавца, парикмахера, врача. При правильной направленности игры в этом возрасте она имеет большое значение для психического развития ребенка. Особенно любимы игры с мячом. Мяч для 3-4 летних детей лучше крупного размера (20-25 см. в диаметре) или среднего размера (10-12 см.). Играть с маленьким мячом (диаметром 8 см.) трудно, его не удобно катать, ловить неумелыми руками. Маленький мяч подходит больше детям 6-7 лет, лучше владеющим своими движениями. Полезны для занятий малыша веревочка, камушки, пластилин, грифельная доска для рисования.
В дошкольном возрасте у малыша появляется подражание труду взрослых и их действиям. Для таких игр полезны куклы, игрушечные животные, коляски, автомобиль, самолет, лопатки, заводные игрушки, различный строительный материал.
Взрослые должны показывать малышу, как правильно организовать игру (показывая движения, подходящие соответствующей игре). Для развития мышц спины полезны движения, изображающие сбор грибов, ягод, колку дров. Очень важно с ранних возраста у ребенка вырабатывать привычку к самоорганизации, умение самому найти себе увлекательное занятие, быть всегда занятым, помня, что леность, праздность, ничегонеделание предрасполагает к шалостям, озорству, капризам.
К игре ребенка надо относиться серьезно, внимательно. Не мешать ему во время игры, нельзя уничтожать сделанное им в игре. Убирать свои игрушки он должен после игры сам – это воспитывает у него порядок и расположение к ней.
Перед школой деятельность ребенка становится более разнообразной. Наряду с двигательной активностью, играми у него появляется интерес к спокойным занятиям: рисованию, лепке, настольным играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»
1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....