ПРОЕКТ "МЫ будем дружить"
проект (подготовительная группа) по теме
Данный проект реализован в подготовительной к школе группе. направленность проекта: нравственно-патриотическая.
Основная задача проекта- воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через общение и познание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 2065
Детский сад корпус № 11
Проект «Мы будем дружить»
Старший воспитатель: Бочкова Е.В.
Воспитатель: Квартальнова М.П.
Инструктор по физической культуре: Савиных И.В.
Москва 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего - это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В России межнациональные отношение стоят особенно остро. Ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры и быта.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Этот возраст, хорошо подходит для формирования и развития многих нравственно-патриотических качеств, и толерантности в том числе. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми различных национальностей.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема поликультурности и толерантности давно имеет международное значение. Конституция РФ провозглашает федеративность и многонациональность главнейшими принципами. Эти принципы отражены в Законе РФ «Об образовании», где одним из важнейших приоритетов государственной политики в области образования определяется « … защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Национальная доктрина РФ и Концепция национальной образовательной политики РФ признают необходимость расширения масштабов межкультурного взаимодействия, формирование у обучающихся коммуникабельности и толерантности.
На январь 2010 года в г. Москва (по данным Росстата) - все население составляет 11 503 501человек.
Лица, указавшие национальную принадлежность- 10 835 092 человек
национальность | Количество человек | % соотношение |
Русские | 9 930 410 | 91,6 |
Украинцы | 154 104 | 1,4 |
Татары | 149 043 | 1,4 |
Армяне | 106 466 | 1,0 |
Азербайджанцы | 57 123 | 0,5 |
Евреи | 53 145 | 0,5 |
Молдаване | 27 280 | 0,3 |
Мордва | 17 095 | 0,2 |
Чеченцы | 14 524 | 0,1 |
Таджики | 27 280 | 0,2 |
Узбеки | 35 595 | 0,3 |
Грузины | 38 934 | 0,4 |
Осетины | 11 311 | 0,1 |
Корейцы | 9 783 | 0,1 |
Казахи | 9 393 | 0,1 |
Башкиры | 6609 | 0,1 |
Китайцы | 3222 | 0,03 |
Вьетнамцы | 2970 | 0,03 |
Другие национальности (не перечисленные выше) | 132848 | 1,2 |
Лица, не указавшие национальную принадлежность | 668409 |
Но это только официальная статистика.
Ведь в Москве огромный процент трудовых мигрантов, дети которых являются учениками школ. В 2014-2015 учебном году в потоке первоклассников в ГБОУ Школа №2065 Ш4 обучались:
69%- русские,
31 %( дагестанцы, армяне, молдоване, украинцы, таджики, афганцы, киргизы, монголы и другие), из них 1 % детей понимающих русский язык, но не говорящих на нем.
В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут отличаться. Причины возникновения межнациональных конфликтов у детей различны: социально-экономические, культурно-языковые, культурные и даже конфессиональные. Поэтому формирование у детей и их родителей, педагогов приоритетных духовных ценностей (патриотизма, гражданственности, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали); расширение кругозора детей и родителей; формирование толерантности (толерантное отношение к другим национальностям, религиям и обычаям); дружба между детьми и семьями воспитанников различных национальностей должно стать нормой для современного общества.
В группе, как и во многих других в новых районах г. Москвы, вместе воспитываются дети разных национальностей.
национальность | Количество человек | % соотношение |
Русские | 22 | 73,2 |
Черкесы | 1 | 3,3 |
Дагестанцы | 2 | 6,6 |
Азербайджанцы | 1 | 3,3 |
Армяне | 1 | 3,3 |
Украинцы | 1 | 3,3 |
Калмыки | 1 | 3,3 |
Корейцы | 1 | 3,3 |
Группа совместно с воспитателем Квартальновой М.П. работает по долгосрочному проекту «Я люблю тебя Россия, дорогая моя Русь», дата реализации которого 2014-2016 учебный год. Дети в процессе непосредственного общения, в ходе реализации данного проекта получили знания о России, её истории, её географии, многообразии и многонациональности, но мы считаем, что этого мало для дальнейшего формирования гражданина будущего. Дети должны постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми, и этому необходимо учить. Поэтому мы стараемся – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но и дать первичные навыки общения для жизни в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.
Участники проекта:
Педагоги -3 человека.
Родители- 8 человек
Подготовительная к школе группа «Цветочная» (дети 6-7 лет) – 30чел.
Цель проекта:
Формировать межнациоанальную толерантность у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательного интереса у детей и родителей к культуре разных народов и национальностей.
Задачи проекта для детей:
1. Развитие способности к межнациональному взаимодействию;
2. Формирование уважения и признания к себе и людям разных национальностей, к их культуре и традициям.
3. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
Предварительная работа с 17 августа по 28 августа
Изучение литературы по данной теме | Бочкова Е.В. Квартальнова М.П. Савиных И.В. |
Анализ состава первоклассников в ГБОУ Школа №2065 Ш 4в 2014-2015 учебном году по национальностям. Беседы с заместителем по воспитательной работе, социальным работником о проблемах толерантности учеников начальных классов. | Савиных И.В. Бочкова Е.В. |
Консультация для родителей «Воспитание основ толерантности у дошкольников». Индивидуальные беседы с родителями. | Квартальнова М.П. |
Составление плана по реализации проекта | Бочкова Е.В. |
Подбор методических пособий, наглядно-дидактического материала. | Бочкова Е.В. Квартальнова М.П. Савиных И.В. |
Составление презентаций о национальностях | Квартальнова М.П. Родители воспитанников |
Подбор художественной литературы для чтения. Подбор народных песенок- игр (пополнение фонотеки) | Савиных И.В. |
Пополнение существующих картотек: игры народов мира, пословиц и поговорок. | Бочкова Е.В. Квартальнова М.П. Савиных И.В. |
Реализация проекта
в 2015-2016учебном году с 30.08.2015года по 29.09.2015
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Дата | Темы | Мероприятия | Ответственные |
31.08-2015-по 06.09.2015 | Москва- мой город. Россия и другие страны Я и моя дружная семья | Праздник «День города». Выставка рисунков по теме «Москва - глазами детей». Беседы с детьми «Как я провел лето» Мини презентации детей о своей семье и путешествиях в летний период в рисунках Чтение: былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», рассказ Э. Вилкса «Велосипед», рассказы о семье М. Дружининой. Игры в русские народные игры «Прятки», «Ручеек». Русские пословицы и поговорки о дружбе. | Бочкова Е.В. Квартальнова М.П. Савиных И.В. |
07.09.2015-20.08.2015 | Путешествие по Кавказу. | Семейные презентации: «Армения», «Азербайджан», «Кабардино-Балкария», «Дагестан». Знакомство с черкесским мужским национальным костюмом, национальным танцем. Совместные чаепития родителей и детей. Знакомство с национальной кухней. Чтение художественной литературы: армянская народная сказка «Ремесло- дороже золота». Азербайджанская народная сказка « Два соседа». Беседы с детьми о дружбе. Рассматривание фотографий людей разных национальностей. Чтение стихотворений о дружбе, о глобусе. Армянские национальные игры «Пастух» Азербайджанская народная игра «Палочка-выручалочка» Армянские и азербайджанские пословицы и поговорки о дружбе. Рассматривание иллюстраций природы Кавказа. Сюжетно- ролевая игра «Путешествие — с друзьями». Рисование детьми по замыслу «На горе Арарат». | Бочкова Е.В. Квартальнова М.П. Савиных И.В. родители |
21.09. 2015- 29.09. 2015 | Калмыки и Корея. В дружбе наша сила. | Презентация «Калмыкия» Чтение художественной литературы: Калмыцкая сказка «Сказка о родном крае». Притча «Смена времени». Подвижная калмыцкая народная игра «Прятки». Знакомство с национальным костюмом и национальной кухней. Знакомство с национальным видом спорта - стрельба из лука. Презентация «Южная Корея», знакомство с национальным костюмом показ русской народной сказки «Репка» на корейском языке. Беседа с детьми об олимпийских играх в Сеуле. Парк в Сеуле. Чтение художественной литературы: корейская народная сказка «Честный мальчик». Конструирование: «Парк Дружбы». Выставка детских работ «В группе наша дружба» | Бочкова Е.В. Квартальнова М.П. Савиных И.В. родители |
В результате реализации проекта:
1.Пополнен методический кабинет: - современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста, - пополнена картотека подвижных игр, картотека пословиц и поговорок, фонотека, - консультациями по оказанию родителям педагогической и практической помощи, по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста;
2. Укрепились отношения сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
3. В группе созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
4. У воспитанников развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
5. расширились представления детей об образе жизни, обычаях и традициях, фольклоре, образе жизни разных национальностей, представления
Все вышеперечисленное внесло значительное изменение в психологический климат группы и повлияло на повышение качества образовательного процесса.
Список литературы:
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №9
Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2002.
Приложение: на___11 _ листах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-218422-1390234690.jpg)
непосредственно образовательная деятельность "Будем дружить"
Занятие для детей старшей группы.Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершен...
Конспект развивающего занятия для старших дошкольников Будем дружить.
Цели: Формировать у детей понятия "друг"; " дружба";Формировать толерантное отношение друг к другу;Обучать детей навыкам взаимодействия и сотрудничества;Развивать групповую сплоченность; коммуникативн...
Конспект коммуникативной игры для детей старшего возраста « Давайте будем дружить»
В помощь воспитателям разработан конспект коммунмкативной игры для детей старшего возраста "Давайте будем дружить"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/09/picture-1009790-1518185772.jpg)
Первое родительское собрание в группе «Будем знакомы — будем дружить!»
Первое родительское собрание в младшей группе «Будем знакомы — будем дружить!»...
Коспект коммуникативной игры для детей старшего возраста "Давайте будем дружить"
Коспект коммуникативной игры для детей старшего возраста "Давайте будем дружить"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356874-1634839618.jpg)
Проект по адаптации "Будем знакомы, будем дружить!"
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это особенный период жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Малышу предстоит прис...