Консультации
консультация на тему

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Комплексное занятие19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №72»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Комплексное занятие

как одно из условий развития эмоционально-ценностного

восприятия искусства»

                                               Подготовила музыкальный руководитель

                                                    Тумаева Татьяна Леонидовна

Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.

     Музыка, театр и живопись существуют с глубокой древности. Задача педагога – помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой культуры.

     Приобщение детей дошкольного возраста к миру прекрасного, формирование вкуса, общей культуры происходят при условии правильной организации педагогом художественной деятельности детей. Одна из форм – комплексное занятие. Смысл такого занятия в том, что определенная тема раскрывается через различные виды детской  деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной. На занятии дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, лепят, выполняют аппликации, т.е. сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно.

    Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Порой две коротенькие строчки народной песни могут сделать больше, чем скучная беседа и наставления.

     Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, попевки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается и активно включается в предложенную на занятии игровую ситуацию. Особенно нравятся детям комплексные занятия, построенные полностью на фольклорном материале. Одно из них – «Ярмарка». Разве можно устоять на месте, когда звенят бубны, трещат ложки, развлекают народ разудалые скоморохи? Бойко распродают товар купцы. И здесь же, на глазах у всех, работают мастера – это сами дети. Они расписывают Городецкие доски, хохломские ложки, жостовские подносы и многое другое.

     Таким образом, народное искусство, глубоко проникая в жизнь ребенка, формирует его эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры.

     Ведущая роль в становлении творческой личности принадлежит классике. На протяжении многих веков складывались эталоны красоты, имеющие свой круг образов, тем и интонаций. Первое соприкосновение с шедеврами мировой художественной культуры, созданными композиторами, поэтами, писателями, скульпторами, происходит уже в раннем возрасте. Вот почему очень важно, чтобы рядом с детьми находился знающий педагог, способный заинтриговать, увлечь, пробудить потребность в общении с таинством искусства.

     Несомненное влияние на развитие ребенка окажут комплексные занятия с использованием классического репертуара. Тема одного из таких занятий – «Лебедь». Дети познакомятся с образом красивой, величественной гордой птицы, отображенной в творчестве композиторов, художников, поэтов. Слушают пьесу французского композитора К. Сен-Санса «Лебедь», читают отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, слушают стихотворение «Лебедь в зоопарке» Н. Заболоцкого, рассматривают репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь». Свои впечатления дети передают в пластической и танцевальной импровизациях, а затем рисуют.

     Бесспорно, проведение комплексных занятий требует серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – ребенок эмоционально воспринимает окружающий мир и искусство.

Примерный  конспект

комплексного  занятия

 для  детей  старшего  дошкольного возраста

« СКАЗОЧНАЯ     ПТИЦА»

Цель.  Развивать творческие способности детей в различных видах художественной деятельности: умение составить рассказ на заданную тему, выразительно исполнять в танце-импровизации знакомые движения, придумывать свои; самостоятельно выбирать способы действий (жест, мимика, движение) в передаче игрового образа; умение отражать в рисовании, аппликации впечатления от эмоционально-образного содержания музыки, слова, живописи.

     Закрепить знания детей о народных промыслах, сказках, композиторах-классиках, писавших музыку на сказочные сюжеты; о музыкальных инструментах, различных средствах музыкальной выразительности.

     Расширить словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами. Создавать ситуацию творческого поиска.

Материал и оборудование. Выставка: предметы народно-прикладного искусства – гжель, городец, дымка, хохлома, скульптура малой формы.  Художественное слово: «Лебедь в зоопарке» Н. Заболоцкого, «Ясно утро…» И. Никитина, «За морем царевна есть…» А. Пушкина. Музыка: балет «Жар-птица» И. Стравинского. Атрибуты, костюмы: разноцветные ленточки, сарафаны. Изоискусство: иллюстрации художников Т. Мавриной, Л. Владимирского, М. Врубеля («Царевна Лебедь»). Аудио- и видеозаписи.

Ход  занятия. 

     Педагог. Ребята, вы знаете много сказок. В них рассказывается о могуществе и вечной силе добра, о добрых волшебниках и злых колдунах; это и зловещий Кащей-Бессмертный с его мрачным царством кикимор и чудовищ, это и благородный Иван-царевич, спасающий плененную царевну, и многие другие хорошо вам известные сказочные персонажи. Но сегодня поговорим только об одном их них: о необыкновенной, волшебной, сказочной птице. Образ этой птицы часто используется писателями, поэтами, композиторами, художниками и народными мастерами. Сегодня вас ждет много сюрпризов, один из них – выставка народных мастеров. Давайте подойдем и посмотрим.

     Какие виды искусства представлены на выставке? Чей образ передают народные мастера? Какими средствами пользуется автор для выразительности образа? Образ сказочной птицы встречается во многих сказках. Какие это сказки, назовите. (Ответы детей.)

     Садитесь, посмотрим иллюстрации художников к некоторым из этих сказок. (Рассматривают иллюстрации – сказочную птицу художника Л. Владимирского (к книге «Руслан и Людмила»), Царевна Лебедь Т. Мавриной. Отмечают яркие выразительные детали. Используется видеозапись.)

     Давайте вспомним «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой, а сделали красивой птицей с большими крыльями, точеной шеей, грациозной головкой.

     Русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна Лебедь». Он жил давно, в прошлом веке, но его прекраснее полотна до сих пор радуют нас, помогают стать благороднее, добрее, чище.

     Давайте повнимательнее рассмотрим картину. Посмотрите: как будто в самую глубину вашей души заглядывают широко открытые чарующие глаза царевны. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника. Тонкие девичьи руки придерживают полувоздушную фату, перламутровый жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. Далеко, далеко у самого моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробивают сизые тучи, зажигая розовую кромку вечерней зари.

     О лебеди модно рассказывать в стихах. Послушайте, как это сделал поэт Заболоцкий. (Читает стихотворение.)

                                   

                                          Лебедь в зоопарке

                   Сквозь летние сумерки парка

                   По краю искусственных вод

                   Красавица, дева, дикарка –

                   Высокая лебедь плывет…

           

                   Головка ее шелковиста,

                   И мантия снега белей,

                   И дивные два аметиста

                   Мерцают в глазницах у ней.

                   И светлое льется сиянье

                   Над белым изгибом спины,

                   И вся она как изваянье

                   Приподнятой к небу волны…

     Какие вы знаете стихи о лебеде? Прочитайте их.

Дети читают отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина, стихотворение Ивана Никитина:

                    Ясно утро. Тихо веет

                               Теплый ветерок;

                    Луг, как бархат, зеленеет,

                                В зареве восток.

                    Окаймленное кустами

                                Молодых ракит,

                    Разноцветными огнями

                                Озеро блестит,

                    Тишине и солнцу радо,

                                 По равнине вод

                    Лебедей ручное стадо

                                 Медленно плывет;

                    Вот один взмахнул лениво

                                 Крыльями -  и вдруг

                     Влага брызнула игриво

                                 Жемчугом вокруг.

     Педагог.  Образ птицы довольно часто встречается и в поэзии, и в произведениях разных композиторов. Давайте вспомним такие произведения. (Дети называют их.) правильно, это балет «Лебединое озеро»  П.И.Чайковского, пьеса для виолончели «Лебедь» К. Сен-Санса, балет «Жар-птица» И. Стравинского. Образ птицы в этих произведениях везде одинаковый или разный? Какой лебедь у Сен-Санса? У Чайковского? Какая Жар-птица у Стравинского? (Ответы детей.)

     Сейчас я вам загадаю музыкальную загадку. Какой из композиторов рассказывает нам сейчас о сказочной птице? (Звучит в аудиозаписи фрагмент из балета «Жар-птица» Стравинского.) каков характер этой музыки? (Ответы детей.) Что помогло композитору создать такой красочный, яркий образ? Конечно, это богатая инструментовка, т.е. использование композитором многих инструментов в составе оркестре. Какие  инструменты вы услышали? Как рассказывает о Жар-птице музыка? Всегда ли мелодия звучит одинаково? (Ответы детей.) давайте пофантазируем. Пусть каждый придумает свою сказку, навеянную впечатлениями от прослушанной музыки. (Несколько детей рассказывают свои сказки.)

     Сочиняя свои сказки, вы пользовались словами, а теперь под музыку передайте движениями образ сказочной птицы: ее изящество и красоту, нежность, гибкость и легкость движений и еще – прислушивайтесь к остановкам в музыке, в этот момент замирайте, придумывая каждый свою позу для фантастической птицы. (Звучит фрагмент из балета «Жар-птица» И. Стравинского.)

     Я увидела прекрасных волшебных птиц с длинной шеей, пушистым разноцветным хвостом, большими крыльями. Таинственная, загадочная, сказочная птица…  Давайте ее нарисуем. (Дети рисуют, вывешивают рисунки, рассматривают их. Музыка звучит тихо, затем громко.) Ваши рисунки зазвучали, как эта музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....