Кружок "Театралия" 2015-2016 уч.г.
рабочая программа (средняя группа) по теме
Программа кружка "Театралия" на 2015-2016 уч.г.
Средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.kruzhok_poyasn.zapiska.docx | 19.15 КБ |
plan_teat.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется,
играя, а в игре он познает мир»
С.И. Мерзлякова
Пояснительная записка.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Актуальность кружковой работы заключается в том, что в данной форме обучения учитываются особенности и интересы каждого ребенка, который включает индивидуально дифференцированный подход, помогающий осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечая их сдвиги, в развитии и воспитании.
Цель кружка:
Развитие творческих и речевых способностей детей средствами театрального искусства.
.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
5.Ознакомить детей различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6.Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
7.Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии
8.Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
План составлен с учетом интеграции с образовательными областями:
1 .«Социально-коммуникативное развитие»: где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией русского народа, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
2. «Речевое развитие»: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
4. «Художественно- эстетическое развитие»: дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
5. «Музыкальное развитие»: дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
Создание условий.
Для кружковой работы создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм. В группе детского сада организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.
В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы.
Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.
Принципы проведения занятий.
- Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
- Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
- Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов,игры
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики
- Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
- . Импровизация:
- Игра-импровизация под музыку
- Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель
- Ролевой диалог героев сказок
- Инсценирование фрагментов сказок о животных
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам
Часть 3. Завершающая
Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии.
Работа с родителями
- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
• консультации для родителей.
• анкетирование.
• совместные спектакли.
Ожидаемые результаты:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии).
- Личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Кружковые занятия проводятся по 20-30 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятия.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
Тема. Программное содержание | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | |
Сентябрь | «Мир театра» Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации. | Беседа с детьми «Что такое театр». Ряженье в костюмы. Игра «Измени голос». Хоровод-игра «Мышки на лугу» | Беседа с родителями о театрализованной деятельности. |
«Удивительный мир кукол» Показ способов действия с различными куклами. Закрепление знаний о способах действия с куклой | Рассказ о разнообразии кукольных театров. Показ кукольной сценки «Кто в домике живет?» | ||
«Основы кукловождния» Приучать детей использовать в театрализ. играх образные игрушки настольного театра,формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра. | Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши» | ||
Октябрь | «Музыка осени» Познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. | «Выразительное движение». Игровые упражнения. Игра – импровизация «Листочки в саду». Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс» | Анкета для родителей «Влияние театра на вашего ребёнка» |
«Театральная азбука» формировать представления детей о театре (познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью | Упражнения в создании игрового образа. Беседа об игровых образах | ||
«Основы кукловождения» обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра. | «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы» | ||
« В гостях у сказки» Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом. | «Колобок – колючий бок». Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра. Вопросы по содержанию.
| ||
Ноябрь | «Играем в настольный театр» Закрепление знаний о сценическом представлении. Закрепление умений действовать с настольной куклой | Рассказ о возможностях настольной ширмы и способах действий с куклами. Игровые импровизации «Веселый диалог», «Забавные артисты» | Помощь родителей в приготовлении костюмов |
«Основы актерского мастерства» формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия | Этюды: М. Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; | ||
«Все мы делим пополам» Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия. | Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья». Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам». | ||
«Основные принципы драматизации» формировать положительное отношение к играм- драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию. | Сказки: «Теремок», «Колобок», русские народные сказки. Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В. Фетисова) | ||
Декабрь | «Мимика» Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации. | Игра «Что я умею». Упражнения на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркал | Папка- передвижка «Домашний театр» |
«Основы кукловождения» Обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске). | Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей» Сказка на фланелеграфе «Под грибом» | ||
«Страна воображения» Создать положительный эмоциональный настрой; Учить действовать с воображаемыми предметами | Упражнения на развитие воображения и внимания: «Ковер-самолет», «Давайте потанцуем». | ||
«Наше настроение» Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях. | Этюды на выражение основных эмоций: «Чуть-чуть грустно», «Курица с цыплятами», «Гусь». | ||
Январь | «Основы актерского мастерства» Познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека — веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей. | Этюды на внимание, веру, наивность и фантазию. | Помощь родителей в изготовлении персонажей теневого театра. |
«Лесная сказка» Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол. | Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа» | ||
«Музыка в сказке» Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения. | Разучивание музыкальных номеров /хоровод подружек, песня Машеньки, общий танец/. | ||
«Теремок» Знакомство детей с теневым театром.Активизировать детей, развивать их память, внимание. | Разыгрывание сказки с помощью теневого театра. | ||
Февраль | «Три медведя» Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. | Подготовка и драматизация сказки «Три медведя». | Подготовка атрибутов к сказке |
«Основные принципы драматизации» формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; | Сказки: «Рукавичка», украинскаянародная сказка | ||
«Музыкальное путешествие» Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности. | Музыкально-ритмические композиции «Веселые путешественники», «Разноцветная игра». | ||
«Этот необычный театр картинок!» Упражнения на развитие дикции,эмоциональности,силы и высоты голоса. Упражнения на развитие эмоциональности голоса | Рассказ об особенностях театра картинок Рассказ о голосовых способах создания игрового образа | ||
Март | «Веселые этюды» Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах | Пантомимические этюды Игра «Ай, дили, дили.» Разминка для голоса «И-го-го!» Игра – оркестр «Музыка для лошадки». | Выставка рисунков «Любимые герои сказок» |
«Домашние любимцы» Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использ. звукоподражан. | Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»? Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». | ||
«Основы актерского мастерства» Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и пользоваться жестами. | Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает» М. Чистяковой | ||
«Персонажи сказок» Создание игровых образов.Упражнение в исполнении и ролей | Беседа об игровых образах.Чтение сказки,разучивание ролей | ||
Апрель | «Кто сказал мяу?» Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением. | Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»? | Игры с родителями в куклы пальчикового театра |
«Весенний дождь» Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности | Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию. Игра «Дождливо - солнечно». Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс». | ||
«Куклы пальчикового театра» Разучивание способов действия. Упражнения в способах совместного действия | Рассказ об индивидуальной модели ширма-планшет.Беседа о работе с куклой на планшете | ||
«Мы играли, танцевали» имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах. | Игра-имитация «Пойми меня». Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке. | ||
Май | «По следам сказок» Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их | Итоговое занятие кружка. Драматизация сказок по желанию детей. | Помощь родителей в изготовлении игрушек к кукольному театру |
«Основы кукольного театра» Продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях. | Сказки: «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка. | ||
«Веселые игры» Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. | Итоговое занятие кружка: «Веселые игры в стране «Театралии»». |