Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Почему важно развитие мелкой моторики руки ребёнка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему важно развитие мелкой моторики руки ребёнка?
Развитие ребёнка происходит поэтапно, каждый этап очень важен, от его успешности зависит развитие малыша, его способности, появление тех или иных интересов, и в целом формировании личности ребёнка.
Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно.
Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики?
Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, а в центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь.
Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что пока ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.
Принципы подбора игр на развитие мелкой моторики:
1. В игре обязательно должны сочетаться движения на напряжение и расслабление.
2. Должна быть задействована вся кисть руки.
3. Уровень сложности упражнения и игр должен соответствовать возрасту.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
3- 4 года.
1. Фольклорные пальчиковые игры: «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками», «Солим капусту», «Два медведя».
2.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шероховатый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками определяет их на ощупь, что это), «Горячее – холодное», «Мокрое – сухое».
3.Различные игры с водой.
4. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Сушим одежду» (ребёнок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает её на шнурок, в картинке для этого сделано отверстие).
5. Игры – шнуровки: «Ботинок», «Яблоко и червячок», «Пуговица», «Домик» и др.
6. Мозаики (крупные и мелкие).
7. пазлы (твёрдые и мягкие): «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кораблик», «Паровозик», «Петушок», «Бабочка», «Сестра и брат», «Зайчик и собачка», «Одень девочку», 2Одень мальчика», «Собачка», «Медвежонок», «Зайчик», «Клоун».
8.Игры с пластилином.
9. Игры на базе конструктора «Лего», (или другого). Эти игры способствуют не только развитию мелкой моторики, а также формирований о цвете, форме и ориентировке в пространстве.
10. Рисование:
- Обводка плоских фигур (дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственная ладонь).
- Обводка трафаретов на разные лексические темы («Животные», «Овощи», «Фрукты» и др.
- Рисование через стекло;
11. Аппликация – учить рвать и мять бумагу, наклеивать.
12. Домашние дела, способствующие развитию мелкой моторики:
- Перемотка ниток.
- Завязывание и развязывание узелков.
- Перебирание круп и бобовых.
- Массаж ладошек грецкими орехами и карандашам.
- Водные процедуры, переливания воды ( можно предложить помыть пластмассовую посуду или постирать бельё , объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание, развешивание).
Правила проведения игр на развитие мелкой моторики:
- Игровые занятия должны постепенно усложняться.
- Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
- Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всём должна быть мера!).
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или ребёнок неважно себя чувствует.
- Не допускайте переутомления ребёнка в игре.
Литература:
1. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ;
2. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;
3. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ;
4. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ;
5. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г. ;
6. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» Москва, 2001г. ;
7. Чурзина Н. О. «Пальчиковые куклы» - Москва, 2007г. ;
8. Драко М. В. «Развивающие пальчиковые игры» Минск, 2009г.
9. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход - Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С. 21-28.
10. Ткачева В. И. Играем каждый день - Методические рекомендации. - Мн. : НИО, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика?» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые ребенок должен усвоить. А для этого нужно позаботиться о с...
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....