рабочая программа в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №57»
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Рассмотрена и принята Утверждаю:
на педагогическом совете № Заведующий МАДОУ
МАДОУ «Детский сад №57». «Детский сад № 57».
Протокол №___от______2014г. _____________ О.В.Каргальская.
Приказ №____от__________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
совместной деятельности педагога с детьми
подготовительной к школе группы №8(6-7 лет);
составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.
срок реализации программы- 2014 - 2015 учебный год.
Составили воспитатели:
Бисингазиева Ж.Р.
Куангалиева Г.Г.
Энгельс 2014г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка...........................................................................3
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.....................................................................................5
- Организация жизнедеятельности детей
- Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении................................................................................................7
- Циклограмма непосредственно образовательной деятельности..........9
- Учебный план реализации ООП в подготовительной к школе группе по программе «От рождения до школы» на 2014-2015 уч. год.........10
- Организация развивающей предметно- развивающей среды............14
- Содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Приложение 1................................................15
- Целевые ориентиры освоения программы............................................31
- Работа с родителями. Приложение 2....................................................32
- Организация дополнительного образования
Кружковая работа «Юные мастера». Приложение 3..........................34
- Методические материалы и средства обучения........................................34
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Ведущими целями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника».
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
- . Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная группа)
У ребенка в 6-7 лет повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов. Отстаивает усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. «От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка».
Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 6-7 лет (подготовительная группа) по образовательным областям:
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, не требуется соблюдать его буквально. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению.
2. Организация жизнедеятельности детей.
2.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Режим дня подготовительной к школе группы на холодный период 2014-2015 учебный год
Режимные моменты | Время |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак 1 | 8.30-8.50 |
Подготовка к НОД | 8.50-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность, занятия со специалистами | 9.00-9.30 9.40-10.10 10.20-10.50 |
Завтрак 2 | 10.10-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 11.00-12.40 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.40-12.50 |
Подготовка к обеду, обед | 12.50-13.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.15-15.00 |
Постепенный подъём, самостоятельная деятельность | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.40 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность, занятия со специалистами | 15.40-16.40 |
Игры, самостоятельная деятельность | 16.40-17.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.15-17.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 18.20-18.45 |
Самостоятельная деятельность, уход домой | 18.45-19.00 |
Режим дня подготовительной к школе группы на летний период
2014-2015 учебный год
Режимные моменты | Время |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак 1 | 8.30-9.00 |
Игры, подготовка к прогулке, занятиям и выход на прогулку | 9.00-9.30 |
Занятия на участке | 9.30- 10.00 |
Завтрак 2 | 10.00-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдения, солнечные ванны, труд | 11.00-12.40 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 12.40-12.50 |
Подготовка к обеду, обед | 12.50-13.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.15-15.00 |
Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.45 |
Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку | 15.45-16.00 |
Игры, досуг, наблюдения на участке | 16.00-17.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.20-17.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 17.45-18.45 |
Самостоятельная деятельность, уход домой | 18.45-19.00 |
2.2. Циклограмма непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе № 8 (6-7 лет)
Понедельник | ОО «Художественно-эстетическое развитие» Лепка/аппликация ОО «Познавательное развитие» Ребёнок и окружающий мир ОО «Физическое развитие» Физкультурное | 9.00-9.30 9.40-10.10 10.20-10.50 |
Вторник | ОО «Познавательное развитие» ФЭМП ОО «Речевое развитие» Ознакомление с худ.литературой ОО «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальное | 9.00-9.30 9.40-10.10 10.20-10.50 |
Среда | ОО «Речевое развитие» Развитие речи ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конструирование/худ.труд ОО «Физическое развитие» Физкультурное | 9.00-9.30 9.40-10.10 10.20-10.50 |
Четверг | ОО «Познавательное развитие» ФЭМП ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование ОО «Физическое развитие» Физкультурное н/в ОО «Социально- коммуникативное развитие» | 9.00-9.30 9.40-10.10 10.20-10.50 11.00-11.30 |
Пятница | ОО «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование ОО «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальное | 9.00-9.30 9.40-10.10 10.20-10.50 |
2.3. Учебный план реализации ООП в подготовительной к школе группе по программе «От рождения до школы» на 2014-2015 учебный год
Длительность НОД – 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной к школе группе -60 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности- не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Один раз в день для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В тёплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.
№ п/п | Части образовательного процесса | Продолжительность НОД в неделю | Объем НОД в неделю | Продолжительность НОД в год | Объем НОД в год |
1. | Обязательная часть | ||||
Федеральный компонент «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой | |||||
1.1. | Физическое развитие Двигательная деятельность | ||||
1 | Физкультурное занятие | 90 | 3 | 3240 мин(54 час) | 108 |
1.2. | Познавательное развитие Познавательно- исследовательская деятельность | ||||
1 | «Ребёнок и окружающий мир»: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение. (чередуются) | 30 | 1 | 1080 мин (18час) | 36 |
2 | «Формирование элементарных математических представлений» | 60 | 2 | 2160мин (36час) | 72 |
1.3. | Речевое развитие | ||||
1 | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» | 60 | 2 | 2160мин (37час) | 72 |
2 | «Ознакомление с художественной литературой» | 30 | 1 | 1080 мин (18час) | 36 |
1.4. | Художественно- эстетическое развитие Продуктивная деятельность | ||||
1 | «Рисование» | ||||
2 | «Лепка» | 15 | 0.5 | 540мин ( 9час) | 18 |
3 | «Аппликация» | 15 | 0.5 | 540мин ( 9час) | 18 |
4 | «Конструирование» | 30 | 1 | 1080 мин (18час) | 36 |
5 | Музыкальное занятие | 60 | 2 | 2160мин (36час) | 72 |
1.5. | Социально- коммуникативное развитие | 30 | 1 | 1080 мин (18час) | 36 |
Игровая деятельность | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||
| Трудовая деятельность | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||
2. | ИТОГО: | 450 | 15 | 16200мин (270час) | 540 |
2.1. | Часть, формируемая участниками образовательного процесса | ||||
2.2. | Кружковая работа «Юные мастера» | 30 | 1 | 1080 мин (18час) | 36 |
2.3. | ИТОГО: | 480 | 16 | ||
3. | ВСЕГО: | До 17 |
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год), по основным видам организованной образовательной деятельности:
• Познавательное развитие ( познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира ).
• Социально – коммуникативное развитие ( труд, безопасность)
•Речевое развитие ( развитие речи, чтение художественной литературы.)
• Художественно – эстетическое развитие ( рисование, лепка, аппликация, музыка)
• Физическое развитие (физическая культура, здоровье).
- физическое развитие- Двигательная деятельность- Формы образовательной деятельности: подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники. Продолжительность и количество НОД- в неделю 90 мин. (3 НОД).
- Познавательное развитие- а) Познавательно- исследовательская деятельность- формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. Продолжительность и количество НОД- в неделю 60 мин.(НОД)
-б) конструирование- формы образовательной деятельности: конструирование из бумаги, природного и иного материала. Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (1 НОД)
- Речевое развитие- Развитие речи- Формы образовательной деятельности: беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций. Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин., 1 НОД.
- Социально- коммуникативное развитие -а) коммуникативная деятельность- Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. Продолжительность и количество НОД- в неделю 30 мин., 1НОД; б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд- Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. Продолжительность и количество – ежедневно в режимные моменты не более 30 мин; в) игровая деятельность- формы образовательной деятельности: сюжетно- ролевые, дидактические и др. Продолжительность и количество – в режимные моменты.
- Художественно-эстетическое развитие- а) Изобразительная деятельность. Формы образовательной деятельности: рисование, лепка, аппликация, коллаж, ознакомление с художниками, выставка. Продолжительность и количество НОД – в неделю 90 мин., 3 НОД; б) Восприятие художественной литературы и фольклора. Формы образовательной деятельности: беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихотворений, театрализованная игра. Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин., 1 НОД; в) музыкальная деятельность. Формы образовательной деятельности: слушание, импровизация, исполнение, музыкально- подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. Продолжительность и количество НОД – в неделю 60 мин., 2 НОД.
2.4. Организация развивающей предметно- развивающей среды.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и /или культурно- эстетического характера. Это условие существования человека, его жизненное пространство. Образовательная среда в детском саду предлагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного возраста. Под предметно- развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно- пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды
Развивающая предметно- пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически привлекательной.
3. Содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Приложение 1
Познавательное развитие
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
пояснительная записка
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творческие, конструкторские способности.
По программе конструктивной деятельности отводится 1 час в неделю.
Целевые ориентиры (интегративные качества) освоения программы:
• Способны соотносить конструкцию предмета с его назначением.
• Способны создавать различные конструкции одного и того же объекта.
• Могут создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
пояснительная записка
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве и времени.
В подготовительной группе воспитатель должен содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовить детей к школе.
В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить два занятия в неделю (примерно 70-72 занятия в год). На занятиях наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно предусматривается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.
распределение программного материала на год
Примечание:
1. Последовательность изучения тем и количество занятий, отводимых на каждую тему, могут варьироваться воспитателем.
2. Изучение данных тем не ограничивается указанным количеством занятий. Предполагается, что эти темы закрепляются во второй или третьей части других занятий по математике.
Целевые ориентиры (интегративные качества) освоения программы:
• Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляют из множества отдельные его части (часть предметов).
• Устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находят части целого множества и целое по известным частям.
• Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
• Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
• Соотносят цифру (0-9) и количество предметов.
• Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками («+», «-», «=»).
• Различают величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения.
• Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимают зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
• Делят предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивают целый предмет и его часть.
• Различают и называют: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб; проводят их сравнение.
• Воссоздают из частей, видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм большие.
• Сравнивают предметы по форме.
• Узнают знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира.
• Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначают взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются простейшими знаковыми обозначениями.
• Определяют временные отношения (день - неделя - месяц), время по часам с точностью до 1 часа.
Знают:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
• Арифметические знаки «+», «-», «=»; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5 рублей.
• Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
При формировании целостной картины мира расширяются и уточняются представления детей о предметном и социальном окружении:
• Формируются представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
• Углубляются представления о существенных характеристиках предметов, свойствах и качествах различных материалов.
• Обогащаются представления о видах транспорта (наземном, подземном, воздушном, водном).
• Расширяются представления об элементах экономики и сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
• Формируются элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру, продуктивные виды деятельности.
Важно также определить место человека в природном и социальном мире, познакомить детей с происхождением и биологической обоснованностью различных рас. Продолжать знакомить с библиотеками и музеями, углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками).
Продолжается ознакомление с природой:
• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
• Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
• Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
• Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
• Развитие интереса к миру природы.
• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.
• Закрепление и углубление представлений дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах; знакомство с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу.
• Объяснение экологических зависимостей, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления, воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия; обучение правильному поведению в природной среде, основам экологической культуры личности.
• Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
• Обобщение и систематизация знаний детей о жизнедеятельности растений и животных.
• Формирование представлений о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы), желания беречь природу; знакомство с деятельностью людей по охране диких животных.
• Систематизация и углубление представлений детей о сезонных изменениях в природе.
Необходимо развивать познавательный интерес к миру природы:
• Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
• Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.
• Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных; закреплять знания детей о животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране и других странах.
• Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных; формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга; воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
• Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой, в рисовании, лепке и аппликации.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
Целевые ориентиры освоения программы:
• Имеют разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
• Выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.
• Знают герб, флаг, гимн России.
• Называют главный город страны.
• Имеют представления о родном крае, его достопримечательностях.
• Имеют представления о школе, библиотеке.
• Знают некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
• Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
• Знают правила поведения в природе и соблюдают их.
• Устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Речевое развитие
Пояснительная записка
Содержание образовательной области « Речевое развитие » нацелено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя и произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Целевые ориентиры:
• Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляют по плану и образцу рассказы о предмете по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
• Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов
• Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
• Называют в последовательности слова в предложении, звуки, слоги в словах.
• Находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.
• Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве).
• Способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
• Интересуются новым неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире).
• Способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).
• Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
• Откликаются на эмоции близких людей и друзей.
• Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
• Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Соответственно программе на образовательное направление «Коммуникация» составляет 34 занятия.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пояснительная записка
Содержание образовательного направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.
Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.
Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение, искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
• произведения устного творчества русского народа и народов мира;
• классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
• современная литература (русская и зарубежная).
Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
• ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;
• специальные занятия;
• свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной литературы.
Перечень произведений для чтения детям 6-7 лет внушителен, поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.
1-я неделя: чтение народных и авторских сказок, драматизация небольших произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);
2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;
3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;
4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.
Целевые ориентиры освоения программы:
• Различают жанры литературных произведений.
• Называют любимые сказки и рассказы; знают наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
• Называют двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
• Выразительно читают стихотворение; пересказывают отрывок из сказки, рассказа.
Художественно – эстетическое развитие
РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ
Пояснительная записка
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимы общие для всех возрастных групп условия:
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые детям предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей дошкольников, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, их работы могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
Программой предусмотрены 2 занятия по рисованию, по 0,5 занятий в неделю лепкой и аппликацией.
Целевые ориентиры освоения программы:
• Различают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
• Называют основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании:
• Создают индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
• Используют разные материалы и способы создания изображения.
В лепке:
• Лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создают сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
• Выполняют декоративные композиции способами налепа и рельефа.
• Расписывают вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации:
• Создают изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.
• Создают сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).
Физическое развитие
Пояснительная записка
Содержание образовательного направления «Физическая культура», в рамках образовательной области «Физическое развитие», нацелено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании.
На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развить самостоятельность.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Целевые ориентиры освоения программы:
• Выполняют правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
• Могут прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см, мягко приземляться; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега - 180 см, в высоту с разбега - не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
• Могут перебрасывать набивные мячи (вес1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
• Умеют перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
• Выполняют физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
• Следят за правильной осанкой.
Художественно – эстетическое развитие. Музыка.
Пояснительная записка
У детей 6—7 лет появляется интерес к музыкальной грамоте, стремление выразительно исполнить песню, танец, проявлять творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Они мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству.
Продолжительность занятия составляет 30 минут. При организации занятий необходимо учитывать следующее:
• Восприятие музыки проходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств.
• Осознание эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает в конечном счете развитие музыкального вкуса и сознания, которое зависит от педагога, организующего работу так, чтобы ребенок почувствовал образ и смог передать его с помощью разных видов культурно-художественной деятельности. Синтез разных видов искусств и интеграция культурно-художественной деятельности в эстетическом воспитании основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами.
• Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, ребенок испытывает потребность выразить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче художественный опыт дошкольника, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее его творчество.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни. Музыкальные занятия состоят из трех частей:
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Целевые ориентиры освоения программы:
• Узнают мелодию Государственного гимна Российской Федерации.
• Определяют жанр прослушанного произведение (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
• Определяют общее настроение, характер музыкального произведения.
• Различают части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
• Могут петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
• Могут петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
• Умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
• Умеют выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
• Инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах.
• Исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК
Пояснительная записка
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. Дошкольный возраст - это целая эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на ее эмоциональном восприятии.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут, открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранности и преумножении природных богатств. Природа - это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.
Мир природы с его необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связи между ними, гармоничное сосуществование с природой и психологическая готовность беречь природные ценности везде, всегда, ответственное отношение к природному окружению - это основа экологического образования и воспитания. «Шестым чувством» назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определенной ступени сознания. Развить у детей «шестое чувство» - значит научить их экологически мыслить.
Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к природе.
Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания детей, но и для обогащения ума впечатлениями, души - красотой и светом.
К концу дошкольного возраста в результате сезонных наблюдений у детей формируется умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связных рассказов, художественно-игровой и трудовой деятельности. Под влиянием впечатлений существенно меняется и отношение к природе. Появляется желание сберечь ее красоту, то есть зарождается действенная любовь к природе.
Использование игровых приемов, а также практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль. При изучении природы в системе, логической последовательности, во взаимосвязи всего живого с внешней средой у ребенка формируется тот образовательный стержень, который необходим для совершенствования его экологического мышления, осознанного, правильного отношения к природе и готовности к практической деятельности, направленной на сохранение природы.
ОСВОЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Для передачи дошкольникам знаний о правилах безопасности дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:
• Игрушки и игровое оборудование. Транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, «скорая помощь», милицейская машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр «Бибабо», дикие животные. Перфокарты (A3) с представленными разными ситуациями на дороге. Режиссерская игра «Путешествие по городу». Мини-макет микрорайона (города) на столе. Лабиринты: «Найди правильный путь», «Помоги добраться до бабушки». Алгоритмы: «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога!», «Найдите пешеходный переход».
• Наглядно-дидактические пособия. Картинки с изображением общественного транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, метро, маршрутное такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картинки с изображением специализированного транспорта: пожарная машина, «скорая помощь», милицейская машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка; картины: изображение улицы города (со знаками и светофором), перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 х 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге, переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки.
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Фартуки или шапочки с изображением знаков (4 шт.); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с «зеброй» и «островком безопасности». Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне представлен общественный транспорт: автобус, поезд, машина, а также макеты домов, общественных зданий, дорожных знаков.
• Маршруты безопасного пути от детского сада до дома ребенка.
Содержание образовательного процесса представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ.
Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве: справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, чем отличается грузовой и легковой транспорт, имеют представление о таком специализированном транспорте, как экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка, пожарная машина, милицейская машина, «скорая помощь». Умеют правильно себя вести во всех видах общественного транспорта. Ориентированы в том, что есть такой вид транспорта, как метрополитен (метротрам), знают, как правильно себя вести в данном транспорте. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге; о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним, проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Имеют представление о том, люди каких профессий работают на машинах. Знают об особенностях труда водителей различных видов транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; о том, что на дороге есть «островок безопасности», имеют представление о его назначении; об особенностях движения транспорта на перекрестке; о регулируемом перекрестке и работе регулировщика; знакомы со знаком «Регулируемый перекресток», с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес; безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»; запрещающих знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; имеют представление о знаках сервиса: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи» и др. Знают о дорожных знаках «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Имеют представление о назначении поста ГИБДД на дороге, об особенностях работы сотрудников ГИБДД.
Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных, режиссерских играх. Подбирает художественную литературу и диафильмы, которые способствуют обучению и закреплению правил дорожного движения. Организует образовательный процесс по ознакомлению с правилами дорожного движения через проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учит отличать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки. Знакомит с правилами перехода дороги при двустороннем движении и на перекрестке. Закрепляет знания и умения детей по использованию правил дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, применяя макеты. Совершенствует умения регулировать движение на перекрестке в роли милиционера-регулировщика на транспортной площадке.
Родители. Знают и соблюдают правила дорожного движения. Принимают активное участие в проектной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, участвуют в праздниках и развлечениях. Знакомят с адресом проживания, учат, как безопасно добраться от дома до детского сада. Имеют представление о том, что должен знать ребенок соответственно возрасту о правилах дорожного движения, и знают, что ему рассказать. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, экскурсии.
Целевые ориентиры освоения программы:
• Соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения.
• Различают и называют специальные виды транспорта («скорая помощь», пожарная машина, милиция), объясняют их назначение.
• Понимают значения сигналов светофора.
• Узнают и называют дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
• Различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра».
• Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
3.1. Целевые ориентиры освоения программы
● ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
● ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда ,другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
● ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
3.2. Работа с родителями. Приложение 2
Содержание работы с семьей по направлениям:
«Здоровье»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
«Физическая культура»:
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Безопасность»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
«Социализация»:
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
«Труд»:
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познание»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
«Коммуникация»:
- развивать у родителей навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
«Чтение художественной литературы»:
- доказывать родителям ценность домашнего чтения;
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
«Художественное творчество»:
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
«Музыка»:
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
См. программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (стр. 267-273).
3.3. Кружковая работа «Юные мастера». Приложение 3
4.Методические материалы и средства обучения
- Дидактические игры (см. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа, стр. 143-155).
- Дидактические материалы по сопровождению коммуникативной деятельности (см. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа, стр. 146-153).
- Дидактические материалы по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности (см. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа, стр. 146-153).
- Дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности (см. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа, стр. 146-153).
- Дидактические материалы по сопровождению двигательной деятельности (см. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа, стр. 145-153).
- Дидактические материалы по сопровождению чтения художественной литературы (см. Программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2010, стр. 243-245).
- Дидактические материалы по сопровождению музыкально-художественной деятельности (см. Программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2010, стр. 252-256).
- Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности (см. Программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2010, стр. 247-249).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя, подготовительной группы, по программе"Детство"
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З...
Рабочая программа для подготовительной группы по программе "Детство"
Рабочая программа составлена на основании методических советов Программы «Детство» (Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой) с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож
Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...
Рабочая программа старше-подготовительной группы по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"
Данная рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной) группы разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы по программе "Детский сад 2100"
Рабочая образовательная программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ...
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на основе программы : "Миры Детства: Конструирование Возможностей"
Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. Дороновой (авторский коллектив: Т.Н.Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова,...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...