Рабочая программа для старшей группы № 7 (от 5 до 6 лет) на 2015 – 2016 учебный год
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Образовательная программа старшей группы №7.
Образовательная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», концепцией непрерывного дошкольного и школьного образования, программой развития дошкольного учреждения, в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Пояснительная записка.
Шестой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей, характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Продолжают развиваться психические процессы ребенка. Особенно важным моментом становится общение со сверстниками. Игровые взаимодействия сопровождаются речью. Дети осваивают социальные отношения. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться форма, цвета, величины и строение предмета. Развивается образное мышление. Активно развивается воображение.
Совершенствуется речь, в том числе его звуковая культура. Совершенствуется грамматический строй речи. Богаче становится лексика.
Развивается произвольное внимание.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
У детей продолжает развиваться восприятие, но они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Детский сад № 23 «Саженцы» реализует основную программу детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Дополняя методическими разработками:
1. Колесникова Е. В. – Математические ступеньки «Я считаю до десяти» Методические рекомендации / М.: Издательство "Ювента", 2009.
2. Колесникова Е. В. – "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство "Ювента", 2009.
3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5- 6 лет. Учебно-методическое пособие – М.: Мозаика Синтез, 2008
4. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 5- 6 лет. Учебно-методическое пособие – М.: Мозаика Синтез, 2008
5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5- 6 лет. Учебно-методическое пособие – М.: Мозаика Синтез, 2008
Основные программные направления развития ребенка
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Приоритетным направлением нашей работы с детьми приобщение детей к здоровому образу жизни через дидактические игры и упражнения, беседы.
Реализуем направления через следующие задачи:
- формирование активной позиции в отношении собственного здоровья.
- формирование психического здоровья.
- охрана и укрепление здоровья.
- развивать умение действовать в соответствии с усвоенными правилами.
-формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможными последствиями.
-обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями.
-корректировать проявления эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка ) .
Учебный план на 2015-2016 учебный год для группы №7.
Кол-во занятий в неделю | |
1. Развитие речи | 2 |
2. ФЭМП | 1 |
3. Татарский язык | 3 |
4. ФЦКМ | 1 |
5. Художественное творчество | 2 |
Рисование | 1 |
Лепка | 0,5 |
Аппликация | 0,5 |
8.Физическая культура | 3 |
9.Музыка | 2 |
Общее кол-во | 14 |
Организация образовательной деятельности в старшей группе №7.
Образовательная деятельность | |
Понедельник | ФЦКМ Татарский язык Физическая культура |
Вторник | Развитие речи Музыка |
Среда | Татарский язык Рисование Физическая культура |
Четверг | ФЭМП Музыка Развитие речи |
Пятница | Татарский язык Лепка/ аппликация Физическая культура |
Для реализации совместных усилий в воспитании полноценной личности ребёнка, его целостном развитии немаловажную роль играет социум.
Мониторинг проводится два раз в год: в сентябре и майе (для выявления знаний, умений и навыков, определения уровня развития детей, результаты которой используются в планировании индивидуальной работы.)
Критерии уровня знаний детей.
Критерии диагностики | Ответственный | |
1. Развитие речи | 1.Умение участвовать в беседе. 2.Умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. 3.Умение составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; 4.Умение последовательно, без существенных пропусков пересказать большие литературные произведения. 5.Умение определять место звука в слове. | воспитатель |
2. ФЭМП | 1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке. 2. Умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. 3. Умение называть части суток. 4. Умение называть последовательно дни недели. 5. Располагать предметы разной величины ( 7-10) в порядке увеличения и уменьшения по высоте, ширине, длине. 6. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине). 7. Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов; сторон; равенство; неравенство сторон) 8. Умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). 9. Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверять точность путём наложения. | |
3. ФЦКМ | 1.Умение различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. 2.Умение классифицировать предметы, определять материал, из которых они сделаны. 3. Знание названия родного города. | воспитатель |
4. Развитие речи | 1. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года. 2. Д/и «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля) 3. Д/и «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери - дикие, домашние). 4. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка? 5. Назови зимующих птиц (3-4) и перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? 6. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений? 7. Знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. | воспитатель |
4.Конструирование | 1. Умение анализировать образец постройки. 2. Умение создавать постройки по рисунку. 3. Умение работать коллективно. 4. Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения. | воспитатель |
5.Игровая деятельность | 1.Умение договариваться с партнёрами, во что играть, кто с кем в игре; подчинятся правилам игры. 2. Умение разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей. 3.Умение создавать творческую предметно - игровую среду, используя полифункциональный материал, предметы – заместители и др. 4. Умение в дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш. 5. Умение объяснять правила игры сверстникам. 6. После просмотра спектакля умение оценить игру актёра (актёров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки. 7. Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду; оформлять свой спектакль, используемые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки) | воспитатель |
6. Изобразительная деятельность | В рисовании 1. Умение создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.. 2. Умение использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. 3. Умение использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. 4. Умение выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. В лепке 1. Умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные приёмы и способы. 2. Умение создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. 3. Умение создавать изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации 1. Умение изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезывания, обрывания бумаги. | воспитатель |
7. Художественная литература | 1. Знает 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалочки, 2-3 загадки. 2. Умение называть жанр произведений. 3. Умение драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения. 4. Знает любимого писателя, любимые сказки и рассказы. | воспитатель |
8.Национально – региональный компонент | 1. Интеллектуальная активность в краеведческой поисково - исследовательской деятельности, экологическое сознание в общении с природой. 2. Интерес к народному творчеству, художественной литературе, истории (использование краеведческого материала). 3. Отражение реальной жизни, многообразия окружающего мира в игровой и художественно – творческой деятельности. 4. Представление о семье, родственных отношениях, семейных традициях, социальных ролях; 5. Эмоциональная отзывчивость, культура общения, терпение, толерантность ( терпимое отношение к людям разных национальностей, культуре, истории), гуманизм. 6. Речевое творчество, выразительность монологической речи (пересказ, использование художественных средств, описательные рассказы, сочинение сюжетных рассказов, различие жанров на краеведческом материале). | воспитатель |
9. ПДД | 1. Имеет представление о запрещающих и предписывающих знаках. 2. Умения свободно ориентироваться на дороге. 3. Владеет знаниями о правилах поведения в общественном транспорте. | воспитатель |
10.Культурно – гигиенические навыки | 1. Умение следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. 2. Умение быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу. 3. Умение аккуратного приёма пищи. | воспитатель |
Годовые задачи ДОУ:
- Формировать потребность в здоровом образе жизни у воспитанников, родителей и сотрудников ДОУ
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей через все виды детской деятельности.
- Совершенствовать деятельность по созданию условий для формирования у детей целостной картины мира, воспитание патриотизма, основ гражданственности.
Основные принципы построения и реализации образовательной программы:
Учет возрастных и индивидуальных способностей детей.
- Системность в отборе и преподавании образовательного материала, интеграции задачи и интеллектуально – познавательного, художественно – эстетического, социального развития дошкольника, обогащение содержания образования.
- Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
- Сочетание наглядных и эмоциональных технологий обучения.
- Открытость разнообразных программ для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями.
Условия достижения цели.
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка . Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- обеспечение развития детей в процессе воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
-формирование осознанного отношения к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
Режим дня в старшей группе на теплый период по МБДОУ № 23
Прием, самостоятельная деятельность детей | 6.00-7.55 |
Утренняя гимнастика на воздухе | 7.55-8.05 |
Подготовка к завтраку | 8.05-8.10 |
Завтрак | 8.10-8.35 |
Самостоятельная деятельность, игры, выход на прогулку | 8.35-9.00 |
Образовательная деятельность | 9.00-9.30 |
Игры, наблюдения, воздушные процедуры | 9.30-12.00 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду | 12.00-12.20 |
Обед | 12.20-12.40 |
Подготовка ко сну | 12.40-12.50 |
Сон | 12.50-14.50 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 14.50-15.10 |
Полдник | 15.10 |
Подготовка к прогулке, игры, наблюдения | 15.20-16.25 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину | 16.25-16.40 |
Ужин | 16.40-16.55 |
Прогулка, самостоятельная деятельность, уход домой | 16.55-18.00 |
Прием, самостоятельная деятельность детей | 6.00-7.45 |
Утренняя гимнастика | 7.45-7.55 |
Подготовка к завтраку | 7.55-8.05 |
Завтрак | 8.05-8.20 |
Самостоятельная деятельность, игры | 8.20-8.30 |
Организованная образовательная деятельность | 8.30-10.10 |
Подготовка к прогулке | 10.10-10.25 |
Прогулка | 10.25-11.35 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 11.35-11.50 |
Обед | 11.50-12.10 |
Подготовка ко сну | 12.10-12.20 |
Сон | 12.20-14.40 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 14.40-15.00 |
Полдник | 15.00-15.10 |
Самостоятельная деятельность | 15.10-16.00 |
Игры, подготовка к ужину | 16.00-16.25 |
Ужин | 16.25-16.40 |
Прогулка, самостоятельная деятельность, уход детей домой | 16.40-18.00 |
Режим дня в старшей группе на холодный период по МБДОУ № 23
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Раздел «Физическое развитие»
«Содержание образовательной области „Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».*.
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений.
Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Раздел «Социально- коммуникативное развитие»
Содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
Развитие игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры.
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения
Подвижные игры
Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.
Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
Театрализованные игры
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
Создавать атмосферу творчества и доверия.
Дидактические игры
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека. Закреплять умение выполнять правила игры.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.). Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Образ Я.
Продолжать развивать представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).
Семья.
Углублять представления о семье и ее истории. Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
Детский сад.
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную позицию через проектную деятельность, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.
Родная страна.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.
Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Наша армия.
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.
Раздел «Познавательное развитие».
Содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
•сенсорное развитие;
•развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
•формирование элементарных математических представлений;
•формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
Сенсорное развитие
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (найди в группе предметы, игрушки такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
Формирование элементарных математических представлений
Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).
Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 ш основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).
Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).
Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, - часть меньше целого.
Величина
Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте ) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Форма
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д.
Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: « Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени
Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Предметное и социальное окружение
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п. Расширять представления детей о профессиях. Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформления группового и садовского помещения, организацию развивающей среды продолжить знакомство с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Продолжать знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Ознакомление с природой
Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями,закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Познакомить с птицами (ласточка, скворец).Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения:
Осень. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон).
Лето. Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Рассказать о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).
Раздел «Социально- коммуникативное развитие».
Содержание образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
•развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
•развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
•практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
Формирование словаря
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забегал — выбежал — перебежал).Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы. Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Раздел «Художественно- эстетическое развитие»
Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
•развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
•развитие детского творчества;
•приобщение к изобразительному искусству».
Развитие продуктивной деятельности
Рисование
Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование.
Подводить детей к созданию сюжетных картин на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей?» и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).
Декоративное рисование.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Лепка
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки.
Закреплять привычку тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка.
Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку. Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.
Аппликация
Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Развитие детского творчества
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов в и объектов природы.
Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки - Городецкая, богородская; бирюльки).
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Приобщение к изобразительному искусству
Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.
Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т.д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.
Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
Эстетическая развивающая среда. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, домам, где живут дети, участку детского сада и др.
Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений, формировать понимание зависимости оформления помещения от его функций.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками.
Привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам; использовать при этом созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т.п.).
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещения детского сада (в соответствии с сезоном, праздниками, досуговой деятельностью); объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по их поводу, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Раздел «Чтение и рассматривание книг».
Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:
•формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
•развитие литературной речи;
•приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".
Формирование интереса и потребности в чтении
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 г. Нижнекамск
Муниципальное учреждение «Управление Дошкольного Образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан
Согласовано:
Заведующей МБДОУ № 23 ____________ Габдуллина Л. М. Утверждаю:
Ст. воспитатель МБДОУ № 23
___________ Ибрагимова З. И.
Рабочая программа на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в старшей группе № 7 (от 5 до 6 лет)
на 2015 – 2016 учебный год.
Составила воспитатель:
Вирт Т. В.
Хамзина Л. Н.
Нижнекамск. 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми на 2015-2016 учебный год (средняя группа).
I.Целевой раздел 1.Пояснительная записка1.1.Нормативно-правовая база1.2.Цели и задачи1.3Принципы и подходы к формированию программы1.4.Возрастные особенности детей 4-5лет 1.5 Целевые о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ подготовительной к школе группы МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28» 2015-2016 учебный год
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ подготовительной к школе группы МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28» 2015-2016 учебный год
Представленная рабочая программа для детей подготовительной группы обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.Данная рабочая программа явл...
Рабочая программа Старшей группы (5-6 лет) на 2015- 2016 учебный год апробация
Пояснительная записка. В основе программы лежит важнейший стратегический ...
Рабочая программа воспитателя первой категории Курулевой Т.Г. на подготовительную к школе группу (6-7 лет) № 10 2015 – 2016 учебный год
1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации ПрограммыРабочая программа по развитию детей подготовительн...
Рабочая программа педагогов подготовительной группы «Гномики» общеразвивающей направленности на 2015 – 2016 учебный год
Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-...
Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» на 2015-2016 учебный год младшая группа (3-4 года)
Содержание1.Пояснительная записка_______________________________________________________________________________12. Рекомендуемые результаты освоения программы_____________________________...