Проект "Светлый праздник - Пасха"
проект (старшая группа) на тему

Литвишко Марина Николаевна

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika.docx33.07 КБ
Файл proekt.docx591.14 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.pisanki.doc984 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Теремок»

Сценарий праздника

«Светлая Пасха»

Воспитатель: Литвишко Марина Николаевна

06.05.2013г.

Программное содержание:

- Дать детям представление о празднике «Светлая Пасха».

- Познакомить детей с обычаями, связанных с праздником Пасхи.

- Развивать у детей любознательность.

- Воспитывать у детей любовь к русским народным праздникам и обычаям.

Предварительная работа:

- Знакомство детей с краткой историей праздника Пасхи.

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Чтение отрывков из книг « Закон божий для самых маленьких», «Библия для детей».

- Выставка рисунков и поделок детей детского сада.

- Разучивание стихов о Пасхе, весенних хороводов, игр.

- Подготовка театрализованного представления детьми подготовительной и старшей группы

Материал:

Разрезная картинка с изображением весеннего пейзажа (для фланелеграфа); блюдо с пасхальными яйцами; дранки.

Действующие лица:

Взрослые - хозяйка праздника.

Дети

Ход занятия:

В зале воссоздана обстановка русской избы. Звучит аудиозапись праздничного колокольного перезвона. В зал входит женщина в русском народном костюме – хозяйка избы.

Воспитатель

Здравствуйте, ребята дорогие!

Маленькие и большие!

:

Здравствуйте гости, милости просим!

Пасху открываем, праздник начинаем!

Ребенок (Даша)

Вот и пасха к нам пришла –

Праздник милый для меня!

Сколько радости принес

И печали он унес.

Над лугами и полями

Светит солнышко над нами

Долгожданная весна

Нам день Пасхи принесла.

ВОСПИТАТЕЛЬ

Пришла желанная весна,

Ушла зима в седые дали,

Земля воспрянула от сна

И голубая даль ясна,

И не терзают нас печали.

И светит солнышко с небес

Лучом весеннего привета

Шумит вдали зеленый лес

И гимн звучит: «Христос Воскрес!»

Дети:

Воистину Воскрес!

  1. Хоровод «Пришла весна». Дети садятся.

  1. Аудиозапись «Колокольный звон»

Воспитатель:  Дети, сегодня мы отмечаем праздник Пасхи. . А знаете ли вы, дети, что это за праздник такой – Пасха? (Ответы детей) 

  1. Показ слайдов

В христианском календаре самый главный праздник – Пасха.

Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские.

Но на третий день после смерти он воскрес!

Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна.

С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье!

 

В пасхальное воскресенье люди посещают церковь, где батюшка  после молитвы освящает куличи, яйца.

 Лишь после церкви семья собирается за богатым праздничным столом, угощаются пасхальными куличами.

Лучшим подарком на Пасху было всегда Пасхальное яичко.

. Все поздравляют друг друга, целуют, говорят: «Христос воскрес» и слышат в ответ: «Воистину воскрес!».

Воспитатель:  наши дети подготовили стихи об этом светлом празднике.

Дети выходят и читают стихи.

1 ребёнок:  (Аня)

Воскресенье Христа!

Все полны любви и ласки.

Мы пришли сейчас сюда,

Чтоб отметить праздник Пасхи!

Бог нас учит совершать

Добрые дела для близких.

Никого не обижать

Даже маленькую киску.

Солнышко сильнее греет,

Птичьи песенки слышны.

И листочки зеленеют:

Праздник Пасхи – день весны!

2 ребёнок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

3 ребёнок:

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

4 ребёнок:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

-------------------------------------------------------

Оля Пилюгина

Поселились птицы в гнездах,

Снег растаял как свеча.

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича.

Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес.

И меня целуя, мама

Говорит: «Христос Воскрес!

Хозяйка: Очень хорошие стихи, спасибо, детушки.

Продолжаем наш праздник встречать.

  1.  Танец_____Подготовительная группа  «В роще калина»

Воспитатель:  Скажите мне, детушки, какое самое главное угощение на Пасху? (Ответы детей). Правильно!

Воспитатель:  Посмотрите, сколько у нас пасхальных яиц.

Воспитатель:  Поглядите-ка, люди добрые, гости дорогие, какая красота получилась! "Дорого яичко к Христову дню!" - говорит православный русский народ. Без красного яйца нельзя представить себе Светлого праздника. А ведь и правда, лучше подарка в память о Воскресшем Спасителе нельзя и представить. Как прост этот подарок и как дорог!  Хорошо вы ребята потрудились, молодцы! А играть вы дружно умеете?

Воспитатель:  Сейчас мы покажем, как мы дружно играем.

  1. Проводится игра « Минус одно». На стол ставится тарелка с яйцами по количеству минус один от числа участников. Дети под музыку ходят вокруг стола. Как только выключается музыка, дети берут с тарелки яйца. Ребёнок, которому не досталось яйца, выбывает. Игра продолжается пока не останется один ребёнок.

Воспитатель:  Какие все молодцы! Какие все шустрые, весёлые! Усаживайтесь поудобнее,  приготовила вам я, в подарок, пасхальную сказку. Готовы слушать!

  1. Звучит музыка____________________________________________________________________

Воспитатель:  Ходят сказочки по свету,

Очень рады сказкам дети,

Сказочке на новый лад

Даже взрослый очень рад.

Дело в том, что нынче, дети,

Главный Праздник на планете,

Нынче Пасха, благовест,

Бог Иисус Христос Воскрес!

В нашей сказочке Пасхальной

(Думаю, что не случайно)

Встретим мы героев разных –

Добрых, хитрых, злых, отважных.

Все они - из разных сказок.

Приготовились к рассказу?

Действующие лица:

Настенька -_Аня Агеева

Дружок___Женя Сыромятников

Петушок__Дима Житин

Мышка___Вика Дмитриева

Кошечка__София Пушкина

Бабочка___Диана Щеголева

Белочка____Таня Болдырева

Барашек    Сережа Лопатин

Зайчик_Данил Воротников

Лиса_Полина Ключникова

Волк__Саша Юдин

Медведь__Вадим Смирнов

Ангел_Даша Кузьмина

Сцена 1

Музыка для Насти. Возле домика сидит на лавочке бедно одетая Настенька и шьет. Рядом стоит Дружок.

Сказочница:

Давным-давно это было. На опушке леса в маленьком домике жила-была девочка Настенька. Никого из родных у нее не осталось на белом свете. Но она жила-не тужила, в огороде работала, да в лес по грибы-ягоды ходила. И был у нее верный друг - пес Дружок.

И вот однажды под самую Пасху собралась Настенька в село, на праздничную службу.

Настенька:

В домике я прибрала,

Чисто окна вымыла.

Горит в лампадке огонек...

Хорошо у нас, Дружок?

Дружок:

Хорошо у нас, хозяйка,

Только как не поворчать –

Ни куличика, ни пасхи…

Как же праздник нам встречать?

Настенька:

Праздник мы встречаем в храме,

А не дома за столом.

Нас с тобой Бог не оставит,

Не грусти, Дружок, о том.

(Машет рукой, уходит. Дружок грустно заходит в домик).

Сцена 2

(К домику подходит Петушок и звонит в колокольчик).

Петушок:

Чей домок-теремок, кто в домике живет?

Дружок (выходя из домика):

В доме Настенька живет,

Утром лишь она придет.

А ты кто?

Петушок:

А я – Петушок-Золотой Гребешок.

Из деревни, от ребяток,

Принес яичек я десяток.

Велели Настеньку поздравить,

Да песнями сиротку позабавить.

(Входит с Дружком в дом).

Сказочница:

Вот и яичек Господь на Пасху Настеньке послал. Это из соседней деревни ребята ее не забыли.

(К домику подходит Мышка и звонит в колокольчик).

Мышка:

Чей домок-теремок, кто в домике живет?

Петушок (выходя из домика):

В доме Настенька живет,

В храм она ушла молиться.

Утром лишь она придет,

А почему тебе не спится?

Мышка:

А я – Мышка-Норушка.

Я для милой Настеньки принесла муки,

Будут у нее теперь блины и пирожки.

В зимушку голодную она меня спасла –

Крошек хлебных, семечек для Мышки припасла.

(Входит с Петушком в дом).

Сказочница:

Вот и мука теперь у Настеньки есть – Мышка Настеньку отблагодарила.

(К домику подходит Кошечка и звонит в колокольчик).

Кошечка:

Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет?

Мышка (выглядывая из домика):

Ой, спасите, кошка, кошка!

Кошечка:

Не пугайся, меня, крошка!

Не обидит тебя кошка.

В гости к Насте я пришла

И сметанки принесла.

Пропусти меня скорей

К милой Настеньке моей!

(Входит с Мышкой в дом).

Сказочница:

Посмотрите – Кошечка Мышку не стала обижать! Ради такого праздника свою любимую сметанку для Насти отдала.

(К домику подлетает Бабочка и звонит в колокольчик).

Бабочка:

Чей домок-теремок, кто в домике живет?

Кошечка (выходя из домика):

В доме Настенька живет,

Утром лишь она придет,

В храме молится она.

Ты же ночью спать должна!

Бабочка:

Я к Насте с благодарностью нектара принесла.

Она из паутины сейчас меня спасла.

И дальше по дорожке пошла в красивый храм,

А я взяла нектара и прилетела к вам!

(Входит с Кошечкой в дом).

Сказочница:

Сколько уже продуктов набралось – и яйца, и мука, и сметана, и сахар. По-моему, уже можно что-то испечь… Как вы думаете, что можно из этих продуктов испечь? Правильно, кулич!

(К домику подходит Белочка и звонит в колокольчик).

Белочка:

Чей домок-теремок, кто в домике живет?

Бабочка (выходя из домика):

В доме Настенька живет,

Утром лишь она придет.

А ты кто?

Белочка:

Я – Белочка-умелочка.

Я с этой доброй девочкой уже давно дружу,

Но в гости к ней впервые я в домик прихожу.

Мой небогат подарочек, но бедность – не порок.

Изюма да орехов несу я кузовок.

(Входит с Бабочкой в дом).

Сказочница:

Ну, теперь кулич выйдет особенно вкусный – Белочка изюма и орехов принесла.

(К домику подходит Барашек и звонит в колокольчик).

Барашек:

Чей домок-теремок, кто в домике живет?

Белочка (выходя из домика):

В доме Настенька живет,

Утром лишь она придет.

А ты кто?

Барашек:

Я – Баран,

Принес сарафан.

Крёстная Насти

Сарафан шлет и сласти.

(Входит с Белочкой в дом).

Сказочница:

Вот это да! Крёстная для Насти прислала новый сарафан! Будет теперь Настя нарядная в праздник!

(К домику подходят Лиса и Зайчик и звонят в колокольчик).

Зайчик:

Чей домок-теремок, кто в домике живет?

Барашек (выходя из домика):

В доме Настенька живет,

Утром лишь она придет.

(увидев Лису)

Ой, хитрая Лисица!

Как Зайчик не боится?

Лиса:

В святую ночь нельзя нам враждовать.

Затих пред Тайною дремучий лес.

Как радостно, что можем мы сказать:

“Христос воскрес!”

Зайчик:

Воистину воскрес!

Настеньке в подарок

Прими от нас, дружок,

Масла комок

Да белый творожок.

(Отдают корзинку Барашку и входят с Барашком в дом).

Сказочница:

И Лиса, и Зайчик не стали ссориться, а принесли творожок и масло. Теперь звери для Насти смогут еще что-то приготовить… Что? Творожную пасху! Вот как Господь все управил и о Насте позаботился.

(К домику подходит Волк и звонит в колокольчик).

Волк:

Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

Лиса (выходя из домика):

В доме Настенька живет,

Скоро уж она придет.

А ты кто?

Волк:

Я – Волк, зубами щёлк!

Я в чаще на свободе ходить-бродить привык,

Но к этой вашей Насте меня прислал лесник.

Сказал, что уважает и помнит деда он,

Дал туфельки для Насти и передал поклон.

(Кланяется и входит с Лисой в дом).

Сказочница:

А лесник-то еще помнит Настенькиного дедушку! Вот сколько, оказывается, у Насти друзей.

(К домику подходит Медведь и звонит в колокольчик).

Медведь:

Чей домок-теремок, кто в домике живет?

Волк (выходя из домика):

В доме Настенька живет,

Скоро уж она придет.

А ты кто?

Медведь:

Я – Медведь, любитель песни петь.

Мне в берлоге стало не до сна.

А как начали ручьи звенеть –

Понял я – уже пришла весна!

Значит, снова наступила Пасха,

И свершилось чудо из чудес:

Я пришел поздравить нашу Настю

И сказать ей, что Христос воскрес!

Волк:

Заходи, Миша!

Медведь:

Нет, в дом не буду заходить –

Боюсь его я развалить…

Сказочница:

Не стал Медведь заходить в домик, побоялся его развалить. Только повернулся и уходить собрался, глядь – Настенька идет!

Сцена 3

(Появляется Настя и останавливает Медведя).

Настя:

Здравствуй, Мишка косолапый!

Зажила больная лапа?

Будем Пасху мы встречать.

Только нечем угощать …

(Из домика выходит Кошечка).

Кошечка:

Как это нечем? Угощенье на столе!

(Из домика выходят все Настины гости и Дружок).

Хором:

Христос воскресе!

Настя:

Воистину воскресе!

(Настя заходит в домик. Появляется Ангел).

Ангел:

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна – пора чудес,

Журчит родник – Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес –

“Воистину Христос воскрес!”

(Из домика выходит нарядная Настя. Все поют "Пасхальную песенку").

  1. Пасхальная песенка

Воистину Воскрес!!!Хозяйка: Понравилась вам, ребятушки, сказка моя? Что было самое интересное?

Хозяйка: Вот и подошёл к концу наш праздник, праздник пасхи, праздник Воскресенья Христова, но пасхальная радость пусть не заканчивается весь год!

1 ребенок:

Колокольный звон церквей

Над Россией раздается,

А в канавке все живей

Ручеек веселый вьется.

Ярче утренний Восток,

Как тепло в весенний Праздник

К свету тянется росток

Славит радость светлой Пасхи.

Солнца лучик - словно нить

Между небом и землею,

Будут верить – будут жить

Люди дружною семьёй.

Хозяюшка: И мне с вами было любо-дорого ребятушки! Приходите ко мне ещё, я буду вас ждать. Но с пустыми руками я вас не отпущу. Приготовила для вас подарки. Вот вам загадка. Угадайте, что у меня в расписном ларце? Красно катается – всему миру чудо освещается! (Ответы детей) Правильно, яйцо пасхальное.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Теремок»

                               

   

Исполнители проекта:

  • Литвишко Марина Николаевна,

               воспитатель первой квалификационной категории;

  • дети старшей группы «Радуга»;
  • родители,
  • Пожидаева Анна Викторовна, музыкальный руководитель.

Вид проекта: творческо-информационный.

Срок реализации проекта:  краткосрочный 15.04.2013 - 6.05.2013.

                           

C:\Users\марина\Desktop\пасха\20768-otkrytki-pasha.jpg

                                                                                                                         

г.Семилуки 2013 г.

1этап. Целеполагание.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.

Я решила познакомить детей с народными праздниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

Участники проекта: дети старшего возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками. Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

Задачи проекта:

  •  познакомить детей с традициями празднования Пасхи;
  • вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки

      и др.);

  • развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
  • воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща, поиск информации, прививать интерес к православной культуре;

показать возможность творческой деятельности на практике;

воспитывать интерес к народному искусству.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  1. Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
  2. Формирование чувств национального достоинства.
  3. Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, для верующих людей.
  4. Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний. Расширение кругозора детей.
  5. Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
  6. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.
  7. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

2этап. Разработки проекта.

1. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов

о данной теме.

2. Подбор музыкального и литературного материала, народного фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

3. Подбор материала для продуктивной деятельности.

4. Составление тематического планирования мероприятий.

3 этап. Выполнение проекта.

Раздел программы. Формы и методы работы

Центр игровой деятельности

  •  Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк»,
  • Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
  • Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
  • Сюжетно-ролевая игра «Дом» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи)
  • Игры-забавы «Займи место», «Катание яиц», «Пасхальное гнездышко», «Кто лишний?», «Где яички варятся? »
  • Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами»
  • Хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».

Центр художественной деятельности   ОО « Художественное творчество» 

  • Рисование
  • Раскрашивание яичек «Яичко не простое, а расписное»
  •  «Солнышко – колоколнышко»
  • «Вербное воскресение»
  • «Пасхальное яйцо»
  • « Во поле береза стояла»

  • Аппликация:
  •  ««Курочка и пасхальное яичко»»
  • «Веточки вербочки»
  • «Украсим яичко»

  • Лепка:
  •  «Пасхальный кулич»
  • «Корзинка с пасхальными яичками»

  1. ОО «Познпние» ФЭМП. 

Дидактическая игра «Колумбово яйцо»

  1. ОО «Познание».

 Беседа о великом празднике Пасха.

 Рассказ «Чудесное Вербное Воскресенье».

Беседа о видах яичного творчества славян (писанка, крашенка, крапонка, шкрябонка, травленка, малеванка)

Занятие на тему «Что такое Пасха?»

Занятие на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи».

Посадка травки для оформления пасхального яйца.

  1. ОО «Чтение художественной литературы»

Чтение «Легенда о Христовом жаворонке»

Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху? »

стихи о празднике Пасха.

Фольклорные произведения.

  1. Опыты, эксперименты

Выращивание зерен пшеницы, ржи для оформления пасхального яйца (углублять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений).

Эксперименты с куриным яйцом

  1. ОО «Речевое развитие»

Разучивание фольклорных песен и хороводов о весне, цветах, Пасхе.

      Заучивание стихотворения «Распушила ветки верба» Е. Шаламоновой

    Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху»

  1. ОО «Коммуникация»

Групповые дискуссии. Проблемные вопросы: что произойдёт с народом, если он забудет свою историю и традиции? Как сохранить русские игры, обычаи и традиции русского народа? »

  1. Театрализованная деятельность Инсценировка сказки «Пасхальная сказка»

  1. Раскрашивание раскрасок «Пасхальные раскраски»

C:\Users\марина\Desktop\работа\Новая папка\4508.gifC:\Users\марина\Desktop\работа\Новая папка\4912.gifC:\Users\марина\Desktop\работа\Новая папка\4913.gif

C:\Users\марина\Desktop\работа\Новая папка\4918.gifC:\Users\марина\Desktop\работа\Новая папка\4917.gif

  1. Изготовление атрибутов для украшения зала
  2. Работа с родителями 

Папка-передвижка «Большое пасхальное путешествие. Как празднуют Пасху в разных странах мира»

Папка-ширма «Оригинальные способы окраски пасхальных яиц»

Консультация «Пасхальные традиции и их значение для семьи»

Консультация «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции»

Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи? »

4 этап. Презентация проекта.

1. Музыкальное развлечение «Светлая Пасха».

2. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.

3. Совместное творчество родителей и детей «Выставка пасхальных яиц».

5 этап. Определение задач для новых проектов.

Литература:

Князева О. Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.



Предварительный просмотр:

Тема занятия: “Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!”  

Цели:

  • познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;
  • научить рисовать традиционные элементы и орнаменты, на основе орнаментальных сеток создавать различные композиции;
  • совершенствовать умение работать кистью и красками;
  • научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;
  • развивать фантазию, наблюдательность и воображение учащихся;
  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

Оборудование для воспитателя: 

плакаты: с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые, волнистые и зигзагообразные линии), с орнаментальными сетками; игра “Найди пару!” (панно с орнаментальными сетками и яйца-писанки); яйца-писанки.

Ход занятия

I. Вводная часть

Ребята, в этом месяце мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха).

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели.

Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.

Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.

II. Объяснение нового материала

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей).

Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Почему? (Ответы детей).

Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить.

Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - красить и расписывать яйца.

Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть - писанками. Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из бисера, драгоценных камней. (Показ яиц-писанок).

Для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту? (Ответы детей).

Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.

Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх. Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете? (Ответы детей).

Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться.

Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше.

Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое.

Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.

Крашение яиц выполнялось по-разному: их варили в подкрашенной воде, в луковом отваре (шелуха лука), в отваре коры деревьев.

Окрашенные яйца можно было не расписывать, потому что они и так были красивыми - разноцветные скорлупки радовали глаз.

Гораздо сложнее было расписать яйца узорами.

И особенность писанок в том, что их нужно брать в руки и рассматривать со всех сторон. Это помогает увидеть их как объемные изделия, причем увидеть во всей красоте и каждый раз по-новому. Как вы думаете, почему? (В зависимости от того, как держишь (от ракурса)).

Искусство декоративного оформления поверхности яйца красивыми орнаментами восходит своими истоками к языческому культу прославления солнца и весеннего пробуждения. Яйцо - символ извечного возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания Солнца как источника жизни на Земле.

Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами. (Показ элементов орнамента.)

         

           

Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое “прочитать”. Давайте попробуем! Найдите на писанках знакомые символы. (Показ яиц-писанок).

Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники. Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке.

Многие цветы похожи на маленькие солнышки. Если такие цветы-солнышки располагаются на “полюсах”, это символизирует восход и закат - непрерывную смену дня и ночи, бесконечность жизни.

Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение. (Показ плаката.)

Попробуйте представить, как выглядит каждая писанка с другой стороны!

Каждую писанку можно разделить на части системой условных линий. Орнамент писанки имеет такое строение, что со всех сторон виден повторяющийся (ритмический) узор. Элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий.

На основе этих схем можно создать множество композиций. Давайте поиграем! Попробуйте каждой схеме найти соответственно расписанную писанку. (Проводится игра “Найди пару!” Около каждой орнаментальной сетки находится “карман”, в который учащиеся находят и вставляют соответственно расписанный шаблон писанки.)

 

III. Практическая работа

Сегодня на уроке мы попробуем поучиться замечательному мастерству росписи яиц. А здесь есть свои маленькие хитрости, которые помогут вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки.

1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ.

2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.

3. Когда высохла краска на рисунке, выполненном на одном конце яйца, его можно перевернуть этим концом вниз и начинать расписывать дальше.

4. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.

5. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.

Дети простым карандашом на яйце (скорлупе) рисуют орнаментальную сетку, а потом расписывают его фломастерами или красками.

IV. Подведение итогов

Что нового мы сегодня узнали на уроке? (Ответы детей).

Чему научились? (Ответы детей).

Да, сегодня на уроке вы поучились замечательному мастерству росписи яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки. Ваша писанка будет чудесным подарком родным или друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"

Сценарий к проведению Праздника Пасхи....

Сценарий праздника "Пасха, пасха к нам пришла" для детей старшей группы

Материал помогает познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи в форме игр и развлечений. Способствует формированию культурных ценностей и патриотических чувств....

Консультация для родителей «ПОГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ О СВЕТЛОМ ПРАЗДНИКЕ ПАСХА» В христианстве не найти важнее, светлее и радостнее праздника, чем Пасха. История возникновения праздника уходит далеко в древность и связана с библейскими легендами о рождении, см

Консультация для родителей«ПОГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ О СВЕТЛОМ ПРАЗДНИКЕ ПАСХА»В христианстве не найти важнее, светлее и радостнее праздника, чем Пасха. История возникновения праз...

Беседа с детьми о Светлом празднике Пасхи. Цель беседы: познакомить детей с православным праздником Светлой Пасхи, с его историей. Воспитывать патриотический чувства к традициям русского народа.

БЕСЕДА С ДЕТЬМИо Светлом празднике Пасхи В каком возрасте лучше рассказать ребенку о Пасхе? Скорее всего лучшим моментом для подобного разговора будет возраст, когда ребенок впервые осознает...

Сценарий праздника "Пасха, пасха к нам пришла" для детей старшей группы

Материал помогает познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи в форме игр и развлечений. Способствует формированию культурных ценностей и патриотических чувств....

Развлечение для детей подготовительной группы к христианскому празднику Святой Пасхи «Веселись народ, праздник Пасхи у ворот»!

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, способствующей воспитанию демократически ориентированной, творческой личности, одухотворенной народными идеалами добра и мира, культурными и...

«Святая Пасха». План-конспект открытого занятия в младшей группе, посвященного празднику «Пасха».

laquo;Святая Пасха».План-конспект открытого занятия в младшей группе, посвященного празднику «Пасха».Цель: Познакомить детей с традицией празднования праздника Пасхи.Задачи:Воспитат...