Дидактические игры для дошкольников
учебно-методическое пособие на тему

Вирт Татьяна Викторовна

Предлагаю дидактические игры для развития и активизации детской речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k8.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю дидактические игры для развития и активизации детской речи:

Дидактические игры для дошкольников

Д/игра «Назови одним словом».

Цель: закрепить обобщающие наименования: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.

Материал: набор карточек.

Ход игры:

Воспитатель перечисляет предметы, а ребёнок заменяет их одним обобщающим словом.

  Например: мама, папа, дочь, сын- семья.

                       

Д/игра «Назови животного».

Цель: закрепить знания о животных, уметь называть и различать животных и их детёнышей.

Материал: картинки с изображением животных.

Ход игры: показать картинки с изображением животных и попросить назвать животных и их детёнышей.

Д/игра «Про мам и их малышей».

Цель: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными; как образуют существительные по аналогии.

Материал: картинки.

 Ход игры.

 Воспитатель показывает  картинку и рассказывает, ребёнок помогает, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу!» - мяукнула мама- кошка, и к ней сразу же примчался рыжий… (котёнок, котёночек).

За ним прибежали остальные… (котята, котятки).

Утка пересчитала своих… (утят, утяток).

Не досчиталась одного… (утёнка, утёночка), пошла искать его.

У лисицы трое лисят.

У волчицы четверо… (волчат).

У медведицы двое… (медвежат). У барсучихи трое… (барсучат).

Д/игра «Угадай чьё?».

 Цель: умение образовывать от существительных притяжательные прилагательные, отвечающие на вопросы чей, чья, чьё?

Материал: набор картинок.

Ход игры.

Воспитатель предлагает ребёнку:

1.      Изображения разных частей тела (голова, ухо, нос, лапы) одного и того же животного, например медведя. Затем выясняет, чьи это части тела, какого животного. Или спрашивает: «Про что можно сказать…»

Медвежье…

Медвежья…

Медвежьи…

2.      В косвенных падежах (воспитатель показывает картинку, затем закрывает и задаёт вопрос, например: «Чего не стало?»

Д/игра «Опиши, что видишь».

Цель: умение согласовывать существительные в роде, числе и падеже.

Материал: набор картинок.

Ход игры.

Воспитатель показывает картинку с изображением какого- либо предмета, а дети подбирают к нему определение, согласуя в роде, числе и падеже. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.

Д/игра «Умей рассказать, что увидел».

Цель: умение составлять описание, повествование, рассуждение.

Материал: набор картинок.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт каждым трём детям по 1 картинке и просит их рассказать по этой картинке в следующей очерёдности: один ребёнок рассказывает об увиденном, описывая картинку, другой - рассуждая, третий - повествуя.

Д/игра «Знаешь ли ты сказку?».

Цель: умение пересказывать литературное произведение, передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

Материал: набор картинок по определённым воспитателем сказкам.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки из разных сказок, затем начинает рассказывать какую – то из них детям, останавливаясь через несколько предложений. Дети по данному началу определяют сказку, её название, находят к ней картинку. Вспоминают продолжение сказки, используя в своём рассказе характеристику действующих лиц, их диалоги.

Д/игра «Моя любимая сказка».

Цель: умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Материал: набор сюжетных картинок.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает картинки в смешанном порядке и предлагает детям разгадать головоломку: определить, в какой последовательности должны лежать картинки и почему. Дети рассматривают картинки, высказываются, раскладывают картинки по порядку.

Д/игра «Давайте помечтаем».

Цель: продолжать упражнять детей в 

согласовании слов в предложении, формировать умение создавать формы условного наклонения.

Материал: -

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям помечтать о том, какие бы подарки они хотели увидеть под ёлкой в Новый год. Ребята рассказывают, а воспитатель следит за тем, чтобы они употребляли правильно  глаголы в условном наклонении.

Д/ игра» Третий лишний».

Цель: закрепить представление детей о домашних и диких животных, умение дифференцировать обобщающие понятия. Учить различать и называть характерные особенности диких и домашних животных.

Материал: набор картинок.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по три картинки. Одну из них они должны убрать. Первая пара детей меняется картинками и так далее. Пока все дети не выполнят задание.

Например: кошка, корова, волк.

Медведь, заяц, собака.

Д/ игра « Найди пару».

Цель: проверить, как дети умеют употреблять разные значения  многозначных слов, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Материал: набор картинок (кнопка, ручка, иголка, кисть, шляпка, гребешок).

Ход игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки, а дети находят картинки, сходные по какому- либо признаку.

Д/ игра «Подбери слово».

Цель: проверить, как дети умеют подбирать антонимы и синонимы к заданным словам.

Материал: набор карточек со словами.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, а дети говорят близкое по значению или противоположное по значению слово.

Например: друг- приятель- товарищ- враг.

Огромный- большой- маленький- крошечный- гигантский.

Ходить- шагать- бегать- лежать- сидеть- прыгать- шествовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников"

В статье представлен опыт реализации проекта для педагогов ДОУ "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников". Проект был успешно реализован МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечен...

дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры по экологическому воспитанию ...

Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.

Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....

Дидактические игры для дошкольников. Пальчиковые игры

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11             Дидактические игры для дошкольников...

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....

Сборник дидактически игры для дошкольников при обучении игры в шахматы

Данные игры помогут легко и быстро обучить детей игре в шахматы...