Консультация "Дидактические игры, их значение и применение в педагогическом процессе".
методическая разработка на тему
В консультации рассказывается о значении дидактических игр, их видах для разных возрастных групп и качествах личности, которые развиваются благодаря им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_ih_znachenie_i_primenenie_v_pedagogicheskom_protsesse.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ОВ «Детский сад общеразвивающего вида №95»
Город Воронеж.
КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Тема: «Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе».
Подготовила: воспитатель Лукинова Л.И.
2015 год.
Значение дидактических игр в педагогическом процессе.
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки, развитие умственных способностей. Д/И – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль:
- они являются методом обучения;
- во-вторых, они являются самостоятельной игровой деятельностью.
В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно - образовательным задачам, выдвигаемым конкретными, программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная деятельность эти игры проводятся во внеучебное время.
В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль его различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. То в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.
Руководство дидактическими играми.
В руководстве дидактическими играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.
- В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учётом времени проведения ( в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.), определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребёнок).
В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала0.
Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.
Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.
Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.
- Если воспитатель тщательно подготовился к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.
Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.
Средний возраст: воспитатель действует через правило и игровые действия не подсказывает.
Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.
- Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен , честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).
Структурные элементы игры.
Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.
Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определённого интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребёнок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.
Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:
- Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
- Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки по виду или по материалу, из которого ини изготовлены.
- Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
- Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определённый состав предметов, группу игроков и прочее и определить изменение, которое произошло в их отсутствие.
Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребёнка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
- обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
- быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.
Правило. Деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребёнок должен вести себя во время игры. Что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребёнок охотно подчинялся правилам.
Результат, заключение игры. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Всё это даёт детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определённые результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников. Похвалить детей, поручить им ведущие роли в игре.
Виды дидактических игр.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. Для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме. Величине. назначению, использованию и т.д..
Настольно-печатные игры –это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображён один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда, посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретённые знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря. Развитие правильной ориентировки в пространстве, формирование диалогической и монологической речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе.
значение и применение дидактических игр в педагогическом процессе...
Дидактические игры, их значение и применение в педагогическом процессе. Презентация
презентация. дидактические игры, их значение и применение....
Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для ...
«Здоровьесберегающие технологии и их применение в педагогическом процессе»
laquo;Здоровьесберегающие технологии и их применение в педагогическом процессе»...
Консультация для воспитателей "Дидактические игры, их значение и применение"
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для ...
Дидактические игры, их значение и применение в педагогическом процессе.
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназн...
Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе
Значение дидактических игр переоценить невозможно.Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения....