Консультация "Дидактические игры, их значение и применение в педагогическом процессе".
методическая разработка на тему

Лукинова Людмила Ивановна

В консультации рассказывается о значении дидактических игр, их видах для разных возрастных групп и качествах личности, которые развиваются благодаря им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ОВ «Детский сад общеразвивающего вида №95»

Город Воронеж.

КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Тема: «Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе».

Подготовила: воспитатель Лукинова Л.И.

2015 год.

Значение дидактических игр в педагогическом процессе.

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки, развитие умственных способностей. Д/И – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль:

- они являются методом обучения;

- во-вторых, они являются самостоятельной игровой деятельностью.

В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно - образовательным задачам, выдвигаемым конкретными, программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная деятельность эти игры проводятся во внеучебное время.

 В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль его различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. То в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

Руководство дидактическими играми.

В руководстве дидактическими играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

  1. В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учётом времени проведения  ( в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.), определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребёнок).

В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала0.

Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.

 Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры  со взрослым.

Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности  со  взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

  1. Если воспитатель тщательно подготовился к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.

Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст: воспитатель выполняет  роль  ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст: воспитатель действует через правило и игровые  действия не подсказывает.

Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

  1. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен , честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).

Структурные элементы игры.

Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определённого интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребёнок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:

  1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
  2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки по виду или по материалу, из которого ини изготовлены.
  3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
  4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определённый состав предметов, группу игроков и прочее и определить изменение, которое произошло в их отсутствие.

Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребёнка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

- обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

- быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Правило. Деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребёнок должен вести себя во время игры. Что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребёнок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Всё это даёт детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определённые результаты. В конце некоторых  дидактических игр нужно наградить её участников. Похвалить детей, поручить им ведущие роли в игре.

Виды дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. Для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме. Величине. назначению, использованию и т.д..

Настольно-печатные игры –это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображён один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда, посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретённые знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря. Развитие правильной ориентировки в пространстве, формирование диалогической и монологической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе.

значение и применение дидактических игр в педагогическом процессе...

Дидактические игры, их значение и применение в педагогическом процессе. Презентация

презентация. дидактические игры, их значение и применение....

Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для ...

«Здоровьесберегающие технологии и их применение в педагогическом процессе»

laquo;Здоровьесберегающие технологии и их применение в педагогическом процессе»...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры, их значение и применение"

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для ...

Дидактические игры, их значение и применение в педагогическом процессе.

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназн...

Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

Значение дидактических игр переоценить невозможно.Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения....