Семинар-практикум "Язык принятия и неприятия"
материал на тему

Клокова Елена Анатольевна

Содержание семинара позволяет определить критерии принимающего и непринимающего воспитателя и отработать навык общения с ребенком, используя "язык принятия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_prinyatiya_doshk-ki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум  

«Язык принятия»

Цель: знакомство с понятием «принятие» ребёнка, особенностями принимающего и непринимающего поведения. Определение «языка принятия» и «языка неприятия».

Содержание семинара – практикума.

1. Упр. «Букет пожеланий».

Перед началом семинара предлагаю Вам составить для себя любимых букет пожеланий. Каждый, кто захочет может пожелать себе и коллегам что – то хорошее – доброе – вечное. То, что будет сопутствовать нам в ближайшее время.

2. Упр. «Мои воспитанники».

Мы собрали для себя прекрасный букет. Я предлагаю добавить в него ещё один прекрасный цветок – «язык принятия ребенка».

Для начала я предлагаю Вам разделить лист на 2 части. Слева напишите, что Вас радует в ваших воспитанниках, а в правой – что огорчает.

Какую часть было легче заполнить? Где получилось больше пунктов?

Некоторые характеристики оказались в разных колонках. Почему? Могут ли недостатки быть продолжением  достоинств и наоборот?

3. Информационная часть.

В педагогической и психологической литературе часто можно найти «оду» безусловному принятию ученика во всех его проявлениях. Однако воспитатели  ставят перед собой воспитательные и образовательные задачи: дать определённые знания, научить планировать и контролировать свою деятельность, воспитать самостоятельность, ответственность, аккуратность и многое другое. Часто при безусловном принятии эти задачи бывают невыполнимы и воспитатель  вместо «идеального» воспитанника получает весьма эгоцентричную личность.

Э. Фромм писал о важности как безусловной, так и условной любви. Воспитатель имеет право любить ученика «за что – то» , тем самым показывая ему важность каких – то его проявлений. Воспитатель должен сочетать в себе качества матери,  как носителя безусловной любви и качества отца, как носителя условной любви. Но если воспитанник Вам чем – то не нравится что лучше: искреннее непринятие или неискреннее принятие? (Обсуждение).

У каждого воспитателя существует зона (или сфера) принятия и зона непринятия. То, какая зона больше представлена в отношениях с воспитанником зависит от некоторых факторов, которые условно можно разделить на 3 группы:

1) личность воспитателя (его характер, темперамент, ожидания к воспитаннику, стереотипы и установки в обучении и воспитании, собственный  опыт и т. д.);

2) личность ребёнка (его обучаемость и воспитуемость, интеллект, активность, эмоциональное благополучие и т.д.);

3) особенности ситуации (присутствие других людей, длительность общения и т. д.).

По степени принятия – непринятия можно выделить 3 типа воспитателей.

Если Вы чаще прибываете в состоянии принятия, Вас можно назвать относительно принимающим. Если для Вас более характерны чувства, связанные с непринятием ребенка, то Вы скорее всего непринимающий воспитатель. А может быть Вас нельзя с достаточной определённостью отнести к какому – либо типу, потому что соотношение этих зон может меняться в зависимости от разных условий? Например, вы по – разному реагируете на «неугомонного» воспитанника на простом и на открытом занятии.

Одним из критериев диагностики собственного отношения к детям в аспекте принятия может стать то, насколько быстро и легко заполнялись графы таблицы «Что меня радует (огорчает) в моих воспитанниках». Если Вы легко вспомнили недостатки детей и затруднялись в описании достоинств, то Вас вряд ли можно назвать принимающим. Однако даже те воспитатели, которые относят себя к принимающим не всегда могут  показать воспитаннику своё принятие. Принятие должно быть продемонстрировано. Именно поэтому очень важно научиться говорить на «языке принятия».

Обсуждение. Что значит «язык принятия» и «язык непринятия»? Чем отличается оценка поступка и оценка личности, временный язык и постоянный язык, невербальные проявления «языка принятия и непринятия».

4.Упр. «Придумываем язык».

Я предлагаю Вам составить список элементов «языка принятия» и «языка непринятия». Нам нужно как бы ответить на вопрос: «Как ребенок узнаёт, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?»

Примерный список элементов.

«Язык принятия»                                                          

Оценка поступка, а не личности.

Похвала.

Комплимент.

Временный язык.

Ласковые слова.

Поддержка.

Выражение заинтересованности.

Сравнение с самим собой.

Одобрение.

Согласие.

Позитивные телесные контакты.

Улыбка.

Контакт глаз.

Доброжелательные интонации.

Эмоциональное присоединение.

Поощрение.

Выражение своих чувств.

Отражение чувств ученика.

«Язык непринятия»

Отказ от объяснений.

Негативная оценка личности.

Сравнение не в лучшую сторону.

Постоянный язык.

Указание на несоответствие ожиданиям.

Игнорирование.

Команды.

Приказы.

Подчёркивание неудач.

Оскорбления.

Угроза.

Наказания.

«Жёсткая» мимика.

Угрожающие позы.

Негативные интонации.

А теперь поучимся разговаривать на «языке принятия». Желающие побывать в «шкуре» воспитанника будут говорить от лица ребёнка фразы, которые мы слышим на занятиях, во время прогулок, а остальные составляют ответные фразы сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны воспитателя, «воспитанник» сидит, а воспитатель встаёт. Затем «воспитанник» делится впечатлениями.

Во время выполнения задания помните, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всём соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, всё – таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его как личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения.

5. Обратная связь (Что взяли для себя? Что было самым важным?). Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Безусловное принятие ребенка»

в данном тексте в легкой доступной форме описан главное правило воспитания детей - принятие ребенка таким, какой он есть. также содержится презентация к родительскому собранию...

Мастер- класс для педагогов «Обучение дошкольников пониманию и принятию другого человека, как значимого и ценного»

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Не секрет, что в нашей стране и за рубежом обострилась ...

Безусловное принятие

Безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Причин...

Принятие христианства на Руси

призентация для детей подготовительной группы...

ПЛАН мероприятий по формированию законопослушного поведения, воспитанию патриотизма, межнациональной дружбы, неприятия идеологии экстремизма с воспитанниками ДОО на 2019-2020 уч.г.

Перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств: основ гражданственности,...

"Неприятие в семье - проблема несчастливых детей"

     Понять и принять — это два правила счастливой семьи: насколько люди способны принимать друг друга, настолько глубоким будет их взаимопонимание. Вот только в жизни все ...

«Принятие своего «особого» ребёнка. Стадии принятия. Сопровождение семьи»

В данной статье представлены  «острые моменты», с которыми сталкиваются родители «особого» ребёнка в ситуации принятия.  Каждый ребенок уникален и неповторим. У каждо...