Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики.
картотека по развитию речи (старшая группа)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правильная речь ребенка – это всегда радость для родителей.
На самом деле, от первого прозвучавшего слова из уст малыша до полноценно поставленной речи должен пройти немалый период времени, который порой требует существенных усилий, как от ребенка, так и от его родителей. Ведь для того, чтобы научиться выговаривать более сложные звуки и произносить слова, губы и язык ребенка должны быть сильными и гибкими, а также уметь сохранять необходимо положение для того, чтобы ребенок без усилий смог правильно озвучивать свои мысли.
Правильное речевое развитие является главным в дальнейшем развитии ребенка и его умении общаться со сверстниками и взрослыми.
Чтобы помочь Вам в этом, предлагаем познакомиться с упражнениями для языка и губ, так называемой артикуляционной гимнастикой.
Конечно, это не совсем гимнастика в том смысле, в котором мы привыкли понимать этот термин. Это не физические нагрузки, а упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, помогающие ребенку правильно воспроизводить речь взрослых. Занимаясь с ребенком этими нехитрыми упражнениями, Вы получите удовольствие от такого веселого времяпрепровождения, а ребенок будет просто в восторге. Вскоре он сам будет начинать упражнения, и призывать Вас повторить, проконтролировать, поиграть вместе.
Этот вид гимнастики лучше выполнять перед зеркалом. Кроме безудержного веселья, гримасничание перед зеркалом дает возможность малышу осознать свои действия и выполнить движения правильно. Упражнения можно придумывать самим. Здесь приведены лишь базовые артикуляционные фигуры, на основании которых можно развивать новые и новые.
Когда нужны упражнения
артикуляционной гимнастики?
Чтобы помочь ребенку быстрее приловчиться к произношению сложных звуков и существует артикуляционная гимнастика для малышей, которая является необходимой в нескольких случаях:
1. Когда у ребенка наблюдаются серьезные отклонения в звукопроизношении на основе речевых дефектов.
2. Когда звукопроизношение у ребенка хоть и верное, но вялое.
3. Когда необходимо произвести формирование речевого слуха.
Однако не стоит бежать сразу к логопеду, если ребенок в два года еще не выговаривает какие-то звуки, ведь согласно установленных норм, дети
до 3 лет могут смягчать звуки, сокращать трудные слова или переставлять слоги. Когда же проблема с речью продолжается дальше, тогда ребенка необходимо показать специалистам – стоматологу, логопеду и неврологу.
Основные артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика для малышей считается отличным методом, позволяющим за короткое время достичь отличных результатов, обнаружив и подкорректировав отклонения в речевом развитии ребенка. Специалисты выделяют несколько основных направлений артикуляционной гимнастики:
1. Упражнения для губ, например, «Трубочка», «Забор», «Пятачок» и «Лошадка»;
2. Упражнения для щек и губ – «Хомячок» или обычное похлопывание по щекам;
3. Упражнения для языка - «Часы», «Качели», «Варенье».
Своевременное выявление проблемы и обращение к специалисту поможет в решении речевых дефектов
Нормы произношения звуков
Для выполнения большинства упражнений артикуляционной гимнастики малыша не обязательно водить к специалисту, ведь все это можно проводить и дома, например, в виде игры.
Важно помнить только об основных нормах, на которые стоит опираться. То есть, в возрасте 1-2 лет малыш должен без проблем произносить основные звуки: «А», «О», «П», «Б» и «М».
У детей в возрасте от 2 до 3 лет буквенный запас несколько расширяется и содержит в своем составе следующие звуки: «И», «В», «Ф», «Д», «К», «Н», «Х» и «Г».
А вот дети постарше, начиная от 3 и до 5 лет, должны уметь выговаривать и такие звуки, как «С», «Ц», «Ш», «Ч», «Ж», «Щ», «Р» и «Л».
• Выполнять артикуляционные упражнения можно с раннего детства, развивая подвижность и гибкость языка и губ ребенка
• Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день с помощью артикуляционной гимнастики, его можно научить выговаривать все звуки родного языка.
Старайтесь придерживаться следующих советов:
• Маленьким детям целесообразно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, им нужно видеть, результаты своих действий – куда класть язычок, например, получается ли действие, как на картинке.
• Артикуляционную зарядку нужно проводить каждый день, чтобы навыки закреплялись.
• Длительность занятия – 3-5 минут, но можно делать 2-3 раза за день.
• После еды артикуляционной гимнастикой заниматься нельзя.
• Упражнения лучше проделывать сидя.
Помогайте детям в развитии чистой и отчетливой речи, а артикуляционная гимнастика в картинках поможет вам в этом.
Рекомендации по организации и проведению
артикуляционной гимнастики
Для проведения артикуляционной гимнастики необходимо: зеркало, игровой момент, сказочный герой и хорошее настроение.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомит детей с новым упражнением, например, упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлесон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.
5. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов великое множество.
Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу. Поможем вместе детям научиться правильно и четко говорить.
Будем с язычком дружить,
Звуки внятно говорить!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_rodit.docx | 17.41 КБ |
Этюды | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правильная речь ребенка – это всегда радость для родителей.
На самом деле, от первого прозвучавшего слова из уст малыша до полноценно поставленной речи должен пройти немалый период времени, который порой требует существенных усилий, как от ребенка, так и от его родителей. Ведь для того, чтобы научиться выговаривать более сложные звуки и произносить слова, губы и язык ребенка должны быть сильными и гибкими, а также уметь сохранять необходимо положение для того, чтобы ребенок без усилий смог правильно озвучивать свои мысли.
Правильное речевое развитие является главным в дальнейшем развитии ребенка и его умении общаться со сверстниками и взрослыми.
Чтобы помочь Вам в этом, предлагаем познакомиться с упражнениями для языка и губ, так называемой артикуляционной гимнастикой.
Конечно, это не совсем гимнастика в том смысле, в котором мы привыкли понимать этот термин. Это не физические нагрузки, а упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, помогающие ребенку правильно воспроизводить речь взрослых. Занимаясь с ребенком этими нехитрыми упражнениями, Вы получите удовольствие от такого веселого времяпрепровождения, а ребенок будет просто в восторге. Вскоре он сам будет начинать упражнения, и призывать Вас повторить, проконтролировать, поиграть вместе.
Этот вид гимнастики лучше выполнять перед зеркалом. Кроме безудержного веселья, гримасничание перед зеркалом дает возможность малышу осознать свои действия и выполнить движения правильно. Упражнения можно придумывать самим. Здесь приведены лишь базовые артикуляционные фигуры, на основании которых можно развивать новые и новые.
Когда нужны упражнения
Чтобы помочь ребенку быстрее приловчиться к произношению сложных звуков и существует артикуляционная гимнастика для малышей, которая является необходимой в нескольких случаях:
1. Когда у ребенка наблюдаются серьезные отклонения в звукопроизношении на основе речевых дефектов.
2. Когда звукопроизношение у ребенка хоть и верное, но вялое.
3. Когда необходимо произвести формирование речевого слуха.
Однако не стоит бежать сразу к логопеду, если ребенок в два года еще не выговаривает какие-то звуки, ведь согласно установленных норм, дети
до 3 лет могут смягчать звуки, сокращать трудные слова или переставлять слоги. Когда же проблема с речью продолжается дальше, тогда ребенка необходимо показать специалистам – стоматологу, логопеду и неврологу.
Основные артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика для малышей считается отличным методом, позволяющим за короткое время достичь отличных результатов, обнаружив и подкорректировав отклонения в речевом развитии ребенка. Специалисты выделяют несколько основных направлений артикуляционной гимнастики:
1. Упражнения для губ, например, «Трубочка», «Забор», «Пятачок» и «Лошадка»;
2. Упражнения для щек и губ – «Хомячок» или обычное похлопывание по щекам;
3. Упражнения для языка - «Часы», «Качели», «Варенье».
Своевременное выявление проблемы и обращение к специалисту поможет в решении речевых дефектов
Нормы произношения звуков
Для выполнения большинства упражнений артикуляционной гимнастики малыша не обязательно водить к специалисту, ведь все это можно проводить и дома, например, в виде игры.
Важно помнить только об основных нормах, на которые стоит опираться. То есть, в возрасте 1-2 лет малыш должен без проблем произносить основные звуки: «А», «О», «П», «Б» и «М».
У детей в возрасте от 2 до 3 лет буквенный запас несколько расширяется и содержит в своем составе следующие звуки: «И», «В», «Ф», «Д», «К», «Н», «Х» и «Г».
А вот дети постарше, начиная от 3 и до 5 лет, должны уметь выговаривать и такие звуки, как «С», «Ц», «Ш», «Ч», «Ж», «Щ», «Р» и «Л».
• Выполнять артикуляционные упражнения можно с раннего детства, развивая подвижность и гибкость языка и губ ребенка
• Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день с помощью артикуляционной гимнастики, его можно научить выговаривать все звуки родного языка.
Старайтесь придерживаться следующих советов:
• Маленьким детям целесообразно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, им нужно видеть, результаты своих действий – куда класть язычок, например, получается ли действие, как на картинке.
• Артикуляционную зарядку нужно проводить каждый день, чтобы навыки закреплялись.
• Длительность занятия – 3-5 минут, но можно делать 2-3 раза за день.
• После еды артикуляционной гимнастикой заниматься нельзя.
• Упражнения лучше проделывать сидя.
Помогайте детям в развитии чистой и отчетливой речи, а артикуляционная гимнастика в картинках поможет вам в этом.
Рекомендации по организации и проведению
артикуляционной гимнастики
Для проведения артикуляционной гимнастики необходимо: зеркало, игровой момент, сказочный герой и хорошее настроение.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомит детей с новым упражнением, например, упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлесон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.
5. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов великое множество.
Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу. Поможем вместе детям научиться правильно и четко говорить.
Будем с язычком дружить,
Звуки внятно говорить!
Предварительный просмотр:
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ:
Игра – этюд « Что случилось?»
Цель: развитие воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.
Ход игры. Дети садятся на ковер. Каждому ребенку предлагается выбрать картинку, на которой изображен человек с ярко выраженными внешними характеристиками ( высокий, низкий, худой, толстый, старый ит.д.), испытывающий какую – либо эмоцию ( радость, грусть, злость, боль, страх, удивление и т.д.).
Дети не должны показывать картинки друг другу. После рассмотрения картинки каждый ребенок ( по очереди) без использования слов показывает изображенного человека и эмоцию, которую этот человек испытывает, а остальные дети отгадывают, что показывал ребенок. Если ребенок затрудняется в показе или другие дети не могут отгадать, что он изобразил, то педагог подсказывает ребенку, как лучше выполнить задание.
Игра – этюд «Герои сказок оживают»
Цель: Развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.
Ход игры. Дети садятся полукругом на ковер. Им предлагается выбрать себе сказочный персонаж, который изображен на картинке ( Колобок, Машенька, Буратино, Мальвина, Елена Премудрая, Баба Яга). Каждый ребенок изображает выбранный персонаж, при этом наделяет его каким – либо характером ( добрый, злой, вредный, веселый, неуклюжий, драчливый, трусливый и т.д.). Остальные дети отгадывают персонаж и дают характеристику действиям героя, объясняя, почему он так поступает ( Незнайка – врун или фантазер? На самом деле Баба Яга злая, или она просто обижена на кого – то? Всегда ли Буратино поступает правильно?
Игра – этюд «Угадай, что я делаю?»
Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
Игра – этюд «Одно и то же по – разному»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
1 группа. Задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
2 группа. Задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
3 группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
4 группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
5 группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.
Игра – этюд «Кругосветное путешествие»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
«Грибы»
Белый гриб
Воспитатель: Кто знает, как выглядит белый гриб? Его называют королем грибов. Какая у него ножка? Круглая, крепкая, беленькая. А шляпка коричневая, бархатистая, закругленная. Какой у него характер? Он серьезный, важный, гордый, любит покрасоваться, любит, когда им восхищаются. Кто покажет белый гриб?
Сыроежка
Воспитатель: Как выглядит сыроежка? Она маленькая, хрупкая, с красной или желтой шляпкой, похожа на маленькую девочку. А какой у нее может быть характер?
Она добрая, скромная, веселая, со всеми дружит. Часто сыроежки растут вокруг других грибов. Может быть, они любят водить хороводы? Кто сможет показать маленькую сыроежку? А теперь несколько сыроежек заведут хоровод. Молодцы!
Лисички
Воспитатель: Почему эти грибы так называются? Они очень похожи на настоящую лису рыжим цветом. У лисичек тонкая ножка, шляпка волнистая, как будто с воланами, — лисички настоящие модницы. А какой у них характер? Они хитренькие — прячутся в траве под листочками, не каждый сможет их заметить. Лисички — любопытные хулиганки: осторожно выглядывают из своего укрытия, чтобы ничего не пропустить. Они растут большими семьями, часто по две, по три из одного корешка, как будто построились, чтобы танцевать. Как можно показать лисичек? Давайте покажем большую семью лисичек. Кто хочет быть родителями-лисичками? Все остальные будут детками-лисичками. Как мы можем ручками показать, какая шляпка у лисички? Молодцы!
Маленький молодой гриб и старый сморщенный гриб
Воспитатель: А теперь представьте, что дедушка-гриб гуляет с грибочком-внуком. Как можно показать маленький грибок? Присесть на корточки, сжаться в комочек. А как можно показать большой, старый, сморщенный гриб? Расслабить руки и ноги, сморщить лицо. Какая походка будет у маленького гриба? Маленькие шажки. А у большого гриба? Небыстрая походка, ему трудно быстро ходить, может быть, он немножко шаркает ногами. Давайте покажем.
«Разные собаки»
Воспитатель: Каких собак вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А как можно назвать одним словом собак, которые живут дома?
Дети: Собаки, которые живут дома, называются домашними.
Воспитатель: А тех, которые выступают в цирке?
Дети: Собаки-артисты.
Воспитатель: Эти собаки называются цирковыми. А как можно назвать всех собак, которые помогают полицейским, в МЧС, на границе?
Дети.: Таких собак можно назвать служебными.
Воспитатель: Каких вы знаете служебных собак?
Дети: Овчарки.
Воспитатель: А что делают служебные овчарки?
Дети: Овчарки в аэропорту обнюхивают чемоданы.
Воспитатель: Овчарки на границе ведут себя так же, как и в аэропорту?
Дети: Они обнюхивают землю, деревья, нюхают воздух.
Воспитатель: Кто сможет показать нам разных овчарок?
Дети показывают разных овчарок.
Воспитатель: А какие бывают цирковые собаки?
Дети: Пудели, болонки, есть еще маленькие пудели.
Воспитатель: Кто сможет показать нам, как ведут себя маленькие карликовые пудели? А большие пудели двигаются так же, как и маленькие?
Дети: Маленькие пудели бегают очень быстро и смешно прыгают, а большие ходят не очень быстро, высоко поднимают лапы.
Дети показывают разных пуделей.
Воспитатель: А каких вы знаете домашних собак?
Дети: Овчарка, пекинес, колли.
Воспитатель: Правильно, дома могут жить разные собаки. Кто сможет показать, какая собака живет у него дома? А мы попробуем отгадать.
Подумайте, ребята, какую собаку показывает нам Алена? Посмотрите, как она идет: тяжело, медленно. Это большая собака, может, овчарка. Мне кажется, что Алена пытается показать нам, какая морда у ее собаки.
Дети: Это, наверное, Бетховен, потому что он большой, у него большие щеки висят и еще он пускает слюни.
Воспитатель: Правильно, эта собака называется сенбернар.
А теперь Паша хочет показать свою собаку. Посмотрите, как она идет, какая у нее морда: идет быстро, маленькими шагами, морда смешная. Кто это может быть?
Дети: Маленькая собачка, может быть, пудель.
Воспитатель: Паша, а какая шерсть у твоей собаки?
Паша. Длинная.
Воспитатель: А может быть, у нее есть какое-нибудь украшение?
Паша в уголке ряженья берет бантик на резинке, надевает на волосы.
О л я. Я знаю эту собаку, только не знаю, как она называется.
Воспитатель: Такая собака называется пекинес.
Кто еще хочет показать какую-либо породу собак и их действия?
Дети показывают собак разных пород.
Воспитатель: Молодцы.
«Семья ежей»
Воспитатель: Посмотрите на картинку, кого вы видите?
Дети: Это семья ежей.
Воспитатель: Как вы догадались, что это семья?
Дети: На картинке два больших ежа и два маленьких.
Воспитатель: Какие особенности у ежиков?
Дети: У них вместо шерсти колючки.
Воспитатель: Для чего ежам колючки?
Дети: Чтобы защищаться от врагов.
Воспитатель: Что делают ежики в момент опасности?
Дети: Ежики сворачиваются в клубок, прячут нос и выставляют иголки.
Воспитатель: А как ежики ходят?
Дети: Они быстро бегают, все время сопят, и еще у них получается смешной звук, как будто «пых-пых-пых».
Воспитатель убирает картинку.
Воспитатель: Давайте представим, что мы семья ежиков. Сначала придумаем им характеры. Как ежи выходили из норки? Кто первый? Почему папа? Что он сделал? Как это показать? Второй вышла мама. Кто хочет показать ее? А за ней два ежонка. Мы решили, что у них разные характеры, а значит, они и из норки выйдут по-разному. Как появится осторожная девочка-ежонок? Как выскочит смелый малыш-ежик?
Дети отвечают на вопросы и показывают ежиков.
Воспитатель: Зачем ежики вышли? Просто погулять или по делу? Какие дела могут быть у ежей? Как они это делали? Что могло случиться неожиданного? Увидели людей, может быть грибников? Что ежи могут сделать? Опасность миновала! Но пошел дождик! Сначала маленький, потом сильнее! Скорее домой, в норку! Как семья помогает малышке быстрей бежать? Хорошо придумали!
Дети отвечают на вопросы и показывают ежиков.
Воспитатель: Молодцы!
«Журавль»
Воспитатель: Мы прочитали сказку «Лиса и журавль», а теперь поиграем. Представьте, что вы журавли. Как выглядит журавль?
Дети: У него длинная шея, длинные ноги, он ходит медленно, высоко поднимает ноги.
Воспитатель: Молодцы! А теперь представьте: журавль идет в гости. Что он чувствует, какая у него походка?
Дети: Он радуется, надеется на угощение, он торопится: голова высоко поднята, шаги широкие.
Воспитатель: Что случилось в гостях?
Дети: Лиса обманула журавля: размазала еду по тарелке, и он совсем не наелся.
Воспитатель: Что он чувствовал, когда шел обратно?
Дети: Он был обижен, расстроился.
Воспитатель: Изменилась ли его походка?
Дети: Он пошел медленно, голова опущена, ноги высоко не поднимает.
Воспитатель: А теперь мы сами станем журавлями. Давайте покажем, как мы идем в гости к лисе. А теперь — как мы возвращаемся из гостей.
Дети показывают журавля.
Воспитатель: Молодцы!
«Лисичка»
Воспитатель: В каких сказках встречается лиса?
Дети: «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса», «Лиса и козел»…
Воспитатель: Давайте вспомним, какая лиса?
Дети: Она хитрая, ласковая, тихая, добрая, юркая, модная.
Воспитатель: А давайте подумаем: лиса себя считает красивой? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Представьте, что мама купила вам новое платье (костюм, наряд), и вы стоите у зеркала. Рассматриваете свое отражение, оно вам очень нравится. Вам очень нравятся рукава, воротничок. Тихонько пальчиками трогаете пышные рукава, боитесь их помять, испачкать. А этот наряд вам так идет. Покрасуйтесь перед зеркалом.
Дети «красуются перед зеркалом».
Воспитатель: Лисичка тоже любит красоваться. Она любит свою шубку и боится ее испачкать или помять. Как она должна ходить?
Дети: Лисичка должна ходить аккуратно, тихонько.
Воспитатель: Чтобы всем показать, какая у нее красивая шубка?
Дети демонстрируют.
Воспитатель: Молодцы, у всех хорошо получается!
А теперь каждый загадает лисичку из какой-либо сказки и вспомнит ситуацию, в которой она идет куда-нибудь, покажет нам свою героиню, а мы отгадаем образ.
Желающий показывает свою лисичку, а остальные дети отгадывают ее образ.
«Разный снег»
Воспитатель: Представьте, что пошел первый снег. Какой он?
Дети: Легкий, пушистый, белый, быстро тает.
Воспитатель: Давайте покажем, как снежок падает на землю; то медленно, то быстро опускаются на землю снежинки.
Дети показывают, как падает снежок. Можно выполнять движения под музыку «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
Воспитатель: А что вы чувствуете, когда выпадает первый снег?
Дети: Кто-то радуется, а кто-то грустит, потому что любит лето.
Воспитатель: Давайте покажем, как мы встречаем первый снег.
Дети показывают встречу первого снега.
Воспитатель: Когда выпадает много-много снега, что тогда получается?
Дети: Сугробы.
Воспитатель: А как можно показать сугроб?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Можно показать нескольким детям: присесть или прилечь рядом. Можно и одному показать сугроб: расставить ноги, развести руки немного в стороны и свесить вниз, сгорбиться, свесить голову.
А легко по сугробам ходить?
Дети: Нет. Ноги проваливаются, застревают в снегу, нужно высоко их поднимать.
Воспитатель: Покажите, как вы пойдете по глубокому снегу. А через сугробы? А если ледяная горка встретилась? Вот и выбрались на утоптанную дорожку, как пойдем теперь?
Дети показывают, как они пробираются по снегу.
Воспитатель: А теперь вспомним, как по заснеженному лесу пробирается падчерица из сказки «Морозко». Сначала расскажите, как вы это представляете, а потом покажите в сценке.
Дети рассказывают, а потом показывают сценку.
«Чайник»
Предварительно воспитатель обсуждает с детьми разные виды чайников (по форме, деталям, материалу).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем изображать чайник, да не простой, а умеющий думать. Попробуем? Давайте вспомним, какие чайники бывают?
Дети: По материалу чайники бывают стеклянные, металлические, пластмассовые, по форме — круглые, продолговатые и пр.
Воспитатель: Наш первый чайник вообразил себя стеклянным. Он не совершит ни одного резкого действия — он боится, что его заденут и разобьют. Идет, опасаясь наткнуться на что-нибудь. Осторожно укладывается в постель. Предупреждает всех знакомых и незнакомых о своей особенности, чтобы они не разбили его случайным движением, ведь не все знают, что он стеклянный. Слишком горячий чай нашему чайнику вреден — он может лопнуть. Походите по комнате так, как если бы вы были стеклянным чайником!
Дети показывают, как может ходить стеклянный чайник.
Воспитатель: Лучше всего получилось у Вани и у Ани. Покажите еще раз, а мы посмотрим. Какие интересные движения, мимику использовали ребята, чтобы показать характер этого объекта? Кто хочет рассказать про эти чайники? Они одинаковые или чем-то различаются?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь задумайте свой чайник: какой он по характеру, из какого материала сделан, какой формы? Помните: ваш чайник должен быть неповторимым.
Дети по очереди показывают свой образ. Выделяются, лучшие или наиболее понравившиеся.
Воспитатель: Мы с вами создали целую страну чайников, вам понравилось?
Дети: Да!
Варианты усложнения
1. На основе реальной жизни: чайник кипит, свистит, наливает чай, разбился, используется не по назначению и пр.
2. На литературной основе: «Вспомните, мы недавно читали сказкуГ.-Х. Андерсена, где главным героем был важный чайник. Покажите нам его,отразив характер этого необычного героя».
Этюд «Зачарованный ребенок»
Цель этюда: адекватное использование жеста.
Ребенка очаровали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления (шкаф, стол, внизу, вверху, там и т.п.).
Этюд «Вежливый мальчик»
Цель этюда: выражение вежливости.
По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчик.
Этюд «Спать хочется»
Цель этюда: расслабление мышц. Мальчик попросил отца, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше его клонит в сон. Он долго борется со сном, но в конце засыпает.
Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови подняты, голова клонится вниз, руки опущены.
Этюд «Возьми и передай»
Цель этюда: тренировка выразительности движений.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
Этюд «Праздничное настроение»
Цель этюда: выражение радости.
Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-го акта оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо группы, стоящей у стены, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить, что они в праздничной одежде идут на праздник. Настроение у них радостное, праздничный). Выразительные движения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова поднята, на лице - улыбка.
Этюд «Капитан»
Цель этюда: выражение смелости, уверенности.
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свищет ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он поведет свой корабль в порт назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.
Этюд «Нахал»
Цель этюда: выражение наглости.
Мальчик с гармошкой сел на скамейку под окнами жилого дома и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только заснула больная дочка! »-« А мне что? »- сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.
Этюд «Солнышко и облачко»
Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног.
На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2-3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Значение артикуляционой гимнастики, рекомендации родителям по проведению гимнастики. Упражнения для язычка с картинками и стихами из книги Н.В. Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика"...
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....
Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики
памятка для родителей...
Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики
Правильное речевое развитие является главным в дальнейшем развитии ребенка и его умении общаться со сверстниками и взрослыми. Чтобы помочь Вам в этом, предлагаем познакомиться с упражнениями для ...
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен ...
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики...