Развитие детского творчества в работе с природным материалом
методическая разработка (младшая группа) на тему
Консультация для родителей и педагогов детских садов по развитию творческого потенциала дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskogo_tvorchestva_v_rabote_s_prirodnym_materialom.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детского творчества в работе с природным материалом
воспитатель: Карагодина Любовь Григорьевна
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов, различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности и т.п.Поэтому в работе с природным материалом всё это надо учитывать.
Гуляя с детьми в лесу, поле, отдыхая у реки, проводя досуг в парке оглянитесь вокруг и покажите ребёнку не просто упавшую шишку, а ... лесовичка из неё, не ворох опавших листьев под ногами, а ... красивый букет. А вот старое дерево обнажило корни. Приглядитесь повнимательнее - и ваша фантазия поможет увидеть в них птиц и животных.
В тесном контакте с природой раскрываются ребячья выдумка, фантазия, способности, о которых вы вероятной не подозревали. Научите детей работать с различными материалами, обучите их трудовым навыкам - всё это пригодится в жизни.
Разве не приятно самому смастерить подарок, игрушку, сувенир. Их нельзя сравнить с купленными в магазине, как не сравнить ни с тем удовольствием от удачно воплощённого замысла и от радости доставленной близким и друзьям.
В работе с природным материалом важным этапом являются его заготовка. Знакомство детей с природным материалом и его заготовку необходимо одновременно сопровождать формированием у детей заботливого и бережного отношения к миру природы.
Собранный материал лучше сохранять в специально заготовленных коробках,
ящиках установленных в секционных шкафчиках, либо в уголке природы или комнате труда. Хочется ещё раз сказать, что работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребёнка с природой, воспитания бережного ,заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Природный материал — кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок. С этой целью создаются природные мастерские. Природная мастерская можно организовать и в детском саду и дома. В ней всё может быть интересным, необычным: пахнет смолой от шишек ели, поблёскивает солнечным светом смола, перламутром переливают ракушки.
Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской и чтобы они стали хозяевами, задумаемся над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской. Забавой, заполнением свободного времени или в это время ребёнок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду. Изготовление игрушек ,разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придёт и ловкость в работе.
На важность использования природного материала в деятельности ребёнка обращал внимание А.С.Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности культуры ... «В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения большой творческой фантазии»
С прогулки дети часто приносят жёлуди, шишки, ветки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследует его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают ,что орехи -круглые, коричневые, с бугристой поверхностью ;жёлуди- овальные, блестящие, желтовато- коричневые; рогоз- цилендрический, с мягкой бархатистой поверхностью и Т.д.
Встречи с природой расширяют представления детей совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то в последствии ,в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.
В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев ,образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса ,работа усложняется ;детям показывают рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец ,они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна ,творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок ,радость общения в труде ,наслаждение испытываемое в процессе создания красивой поделки ,очень важны для общего развития. Сколько искренней радости ,восторга приносят малышам замысловатые поделки из ракушек, рогозы. Любимой игрушкой становится какой-нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками. Эти эмоции являются
важным стимулом воспитания у них трудолюбия. Результаты коллективного труда ,особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся всё с большим эмоциональным подъёмом. Так при правильной организации воспитательно¬-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством гармоничного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детей в процессе работы с природным материалом
Из опыта работы....
Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.
Консультация для воспитателей старших групп....
Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом
Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой,создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно раз...
Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....
Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков....
Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом
Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно ра...
Консультация для родителей: «Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом»
Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....