Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Памяти павших..."
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект предназначен для ознакомления детей с героическим прошлым нашего народа через рассматривание картин о Великой Отечественной Войне. К конспекту прилагается презентация с картинами о ВОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект "Памяти павших..." | 29.93 КБ |
Презентация картинами о ВОВ | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
«Памяти павших…»
Воспитатель I категории
Якимова Ольга Владимировна
Конспект НОД в старшей группе
Тема: «Памяти павших…»
- Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
Цель: Знакомство с героическим прошлым русского народа; с великим праздником «День Победы».
- Задачи:
- Продолжать знакомить детей с известными произведениями живописи различных жанров: батальным жанром живописи, посвященным темам войны и военной жизни; с отображением трагизма годов войны в изобразительном искусстве («Художественно-эстетическое развитие»);
- Развивать эмоциональный отклик на представленные в произведениях образы, активизировать проявление чувств патриотизма, сочувствия, сопереживания, этических и эстетических чувств и оценок («Социально-коммуникативное развитие»);
- Продолжить формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа («Социально-коммуникативное развитие»);
- Обобщить знания детей о Знамени Победы («Познавательное развитие»);
- Уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны («Познавательное развитие»);
- Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей («Речевое развитие»);
- Воспитывать уважение к защитникам Родины («Социально-коммуникативное развитие»);
- Активизировать использование слов и словосочетаний: военная жизнь – батальный жанр живописи, священная война, трагизм, единство, мужество, ликование, День Победы, Знамя Победы отечество, Родина («Речевое развитие»).
Рекомендации:
- Занятие сочетается с чтением и обсуждением стихов и рассказов о Великой Отечественной Войне и Дне Победы. На музыкальных и физкультурных занятиях – прослушивание и разучивание песен, танцевальных этюдов, посвящённых ВОВ и Дню Победы. Беседы о годах войны, о героях, не только фронтовых, но и героях тыла; о детях войны.
- На выставке представлены предметы ВОВ (солдатский котелок, планшет, фляга, каска, кобура, военная форма, советский граммофон и т.д.), репродукции картин с изображением сцен войны и военной жизни; фотографии быта и отдыха солдат во время войны, тружеников тыла, парада Победы 9 мая 1945 г. и т.п.
- Для создания соответствующей атмосферы, в начале занятия можно прослушать песню «Поклонимся великим тем годам» Автор текста - Львов М., композитор - Пахмутова А. Дети могут одеть военные пилотки или георгиевские ленты. В конце занятия можно прослушать или спеть песню «День Победы».
- Методы и приёмы:
- наглядные: работа с презентацией, рассматривание произведений изобразительного искусства, фотографий, предметов на выставке;
- словесные: беседа, вопросы, чтение стихотворений
- практические: игровые упражнения, подвижная игра, исполнение песен.
- Материалы и оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация к занятию, запись песни, «Поклонимся великим тем годам» Автор текста - Львов М., композитор - Пахмутова А. выставка художественных произведений о ВОВ, выставка предметов ВОВ (солдатский котелок, планшет, фляга, каска, кобура, военная форма, советский граммофон и т.д.), халаты для медсестёр, пилотки и плащи для раненых солдат, бинты и «носилки» (для игры), карандаши, восковые мелки, листы бумаги для рисования.
Визуальный ряд к занятию:
П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»
Дейнека А.А. «Оборона Севастополя»
П.Кривоногов «Поединок»
М.Самсонов «Сестрица»
Ю.Непринцев «Отдых после боя»
Н.Бут «Письмо маме»
П.Кривоногов «Победа. Рейхстаг взят»
Б.Иогансон «Праздник Победы»
Э.Асадов «День Победы»
Фотография «Знамя над Рейхстагом»
- Формы организации деятельности
Деятельность детей | Формы и методы организации |
| Рисование |
| Общение с воспитателем, между собой |
| Физминутка, подвижная игра |
| Слушание песен, исполнение |
| Восприятие произведений, читаемых воспитателем, детьми |
- Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1.Воспитатель обращает внимание детей на выставку картин (репродукций). Предлагает догадаться о теме сегодняшней встречи. | Обращают внимание на выставку, рассматривают картины. Высказывают свои предположения о теме встречи | Включение в образовательную деятельность, формирование заинтересованности, желания получить новые знания. Развитие логического мышления. |
2. Педагог предлагает детям прослушать песню «Поклонимся великим тем годам» Автор текста - Львов М., композитор - Пахмутова А. в исполнении И.Кобзона. Беседа по прослушанному произведению: «О чем эта песня?», «Как вы понимаете выражение «кипела Волжская вода?», «Что хотел сказать нам автор песни, когда говорил о «Великих тех годах?» | Слушают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы педагога, высказывают свои предположения. Делают выводы. | Создание необходимой эмоциональной атмосферы – понимание важности/величия затронутой темы. Формирование умения развёрнуто отвечать на вопросы педагога, вести диалог по теме, высказывать своё мнение, аргументируя его. Развитие речи. |
3. Воспитатель рассказывает детям о начале Великой Отечественной войны в 1941 г. и предлагает рассмотреть картину П.Кривоногова «Защитники Брестской крепости»: Здесь изображена Брестская крепость. Герои пограничники первые встретили врага. 22 июня 1941 года на рассвете здесь разорвались первые немецкие снаряды и бомбы. Грохот и вой самолетов покрывали все. Бомба за бомбой, снаряд за снарядом. Но застава не дрогнула. Пограничники грудью заслонили крепость. И здесь фашисты впервые узнали, что такое советская стойкость и советское мужество. Педагог предлагает одному из детей рассказать стихотворение. | Слушают рассказ воспитателя, рассматривают картину. Слушают стихотворение Долго немцы крепость бомбили. Долго взять ее не могли Сколько сил они положили, Об этот осколок земли. С каждым днем оборона, слабела Не слабел только дух боевой. Но немецкая рать одолела Пал над натиском «Город герой». | Формирование знаний об истории ВОВ, её начале, о мужественности защитников Брестской крепости. Знакомство с новым стихотворением |
4. Воспитатель предлагает рассмотреть следующую картину А.Дейнека «Оборона Севастополя». Спрашивает детей «Как вы думаете, кто здесь изображён?». Рассказывает об этой картине: Севастополь в числе первых городов подвергся налету фашистской авиации. Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя. Мужество, отвагу и стойкость в боях проявили бойцы и командиры морской пехоты. Задаёт вопросы: «Ребята, как вы думаете, моряки выиграли этот бой? Почему?» (они смелые, храбрые, мужественные). Благодаря именно этим качествам, воины смогли победить в этой войне. | Рассматривают картину, отвечают на вопросы педагога, слушают рассказ воспитателя. Делают выводы. | Формирование знаний о новом произведении изобразительного искусства, посвящённого теме Священной войны. Формирование знаний об обороне Севастополя, представлений о страшном бое, об ужасе военных лет, о солдатах-героях, защищающих свою Родину. |
5.Педагог обращает внимание детей на выставку предметов ВОВ. Спрашивает детей «Как вы думаете, что это за предметы?». Рассказывает о каждом из них, как они служили солдатам, кто их изготавливал для них – труженики тыла. Поясняет, понятия «фронт» и «тыл». | Рассматривают предметы на выставке, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Слушают объяснения воспитателя. | Формирование знаний о предметах войны, о том какую роль они несли для солдат. Формирование представлений о понятиях «фронт», «тыл». |
6.Воспитатель предлагает рассмотреть следующую картину П.Кривоногова «Поединок». Обращает внимание детей на цветовую гамму, выбранную художником. «Что он этим хотел подчеркнуть?», «Что хотел сказать нам в сюжете этой картины?», «Почему имен такое название он дал своему произведению?» | Рассматривают картину П.Кривоногова. Отвечают на вопросы педагога. Высказывают свои предположения. | Знакомство с новой картиной. Формирование умения выделять цветовую гамму, которую использовал художник, определять настроение картины. Развитие умения вести диалог по теме, высказывать свои предположения, аргументируя их. |
7.Педагог предлагает ребятам немного передохнуть и выполнить игровое упражнение. «Стойкий оловянный солдатик» Наклонитесь все вперед, А потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, Наклоняйтесь, не ленитесь! На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руки ты прижми к груди, Да смотри, не упади! Руки вверх, руки в бок, И на месте- скок, скок, скок! Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже, а потом… Марш на место не спеша. | Выполняют игровое упражнение. | Рефлексия, развитие умения сочетать движения с речью |
8.Воспитатель обращает внимание детей на следующую картину М.Самсонова «Сестрица». Спрашивает «А кто же помогал раненым солдатам во время боя?», «Кто лечил и ухаживал за ними в госпитале?». Рассказывает о некоторых подвигах военных медицинских сестёр во время ВОВ. Подчеркивает их смелость и силу. | Рассматривают картину. Отвечают на вопросы педагога, высказывают сои предположения. Слушают рассказ воспитателя, задают вопросы по ходу беседы. | Формирование знаний ещё об одном произведении изобразительного искусства, посвящённого теме войны. Формирование представлений о труде военных медицинских сестёр во время ВОВ, эмоционального отклика на произведение художника. Воспитание уважения к героям войны. |
9. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Помоги раненому». Девочка медсестра, одетая в белый халат, пробирается сквозь все преграды на поле боя к раненому бойцу ( мальчик сидящий на стуле). («дуга», не задев её, осторожно пройти «по болоту» ,низкие кубики, или из бумаги «пяточки», обойти «мины» (кегли) змейкой). Достает из кармана халата бинт и перевязывает бойцу ногу (руку). Побеждает та девочка, которая быстрее всех прошла путь с препятствиями и оказала помощь раненому. | Играют в игру, поддерживают другу друга, помогают при необходимости. | Формирование положительного эмоционального настроя, более чёткого представления о работе военной медсестры, умения работать в команде, дружеских отношений в группе. |
10. Педагог предлагает передохнуть после подвижной игры и рассмотреть следующее произведение Ю.Непринцева «Отдых после боя». Рассказывает и редких затишьях и минутах отдыха во время войны. Обращает внимание на лица солдат и командиров, на их настроение. Спрашивает «Как вы думаете почему они улыбаются, ведь война-это очень страшно?». Подводит детей к выводу, что даже во время войны советские солдаты не теряли силы духа и улыбались в надежде на скорую победу и мирное небо над головой. | Рассматривают произведение. Слушают рассказ воспитателя, обращают внимание на лица отдыхающих солдат. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Слушают пояснения педагога. | Формирование представлений о жизни солдат во время войны, об их быте и отдыхе; о силе духа советского воина. Развитие мышления детей, умения отвечать на вопросы развёрнуто, используя сравнения, обосновывать свой ответ. |
11.Воспитатель обращает внимание детей на следующую картину Н.Бута «Письмо маме». Предлагает внимательно её рассмотреть, отмечает позы отдыхающих солдат. Спрашивает «Как вы думаете, что делает солдат?», «Кому он пишет письмо?», «почему именно маме?». Рассказывает о тяжёлых месяцах ожидания матерей сыновей-солдат, о надежде хоть на маленькую весточку от сына. Между боев солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. | Рассматривают картину. Отвечают на вопросы педагога, делают свои выводы, объясняют почему они так решили. Слушают рассказ воспитателя. Задают вопросы. | Формирование представлений детей о тяжёлом ожидании матерей, об их страхе за своих сыновей; формирование эмоционального отклика на картину. Развитие умения отвечать на вопросы педагога сложными предложениями, вести диалог; развитие умения логически мыслить. |
12. Воспитатель предлагает детям передохнуть, сделать зарядку для глаз. После рассказывает, что во время войны солдаты очень любили петь для поддержки боевого духа. Особенно выделялась среди них песня «Катюша». Рассказывает об истории её возникновения и предлагает её исполнить | Выполняют зарядку для глаз. Слушают рассказ педагога. Поют песню «Катюша» | Рефлексия. Формирование представлений о песнях военных лет и о их роли в жизни солдат. Совершенствование умения петь слаженно, интонационно выделяя особые фрагменты песни. |
13. Педагог обращает внимание детей на следующее произведение П.Кривоногова «Победа. Рейхстаг взят». Рассказывает детям: Дыхание войны ощутил каждый человек: протяженный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб. Но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу темным силам. Люди мужественно сражались с врагом, жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества. Наша Армия освободила нашу Родину и по пути до фашистской Германии многие страны. Штурмом была взята столица Германии - Берлин. | Рассматривают произведение. Слушают рассказ воспитателя. Задают вопросы. | Формирование представлений о новом произведении изобразительного искусства, о художнике, который во второй раз упоминается. Формирование эмоционального отклика на сюжет произведения: наконец-то победа! Развитие умения задавать вопросы по произведению. |
14. Воспитатель обращает внимание детей на фотографию на следующем слайде. Над куполом главного здания в Берлине - Рейхстага - взметнулось красное знамя. Красное знамя водрузили на здание Рейхстага сержант М. Егоров и младший сержант Кантария. Вот оно - знамя Победы. Знамя Победы - это красное знамя. Оно стало символом Победы. Красный цвет знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также пятиконечная звезда. «Где мы можем увидеть красное знамя победы?» Знамя Победы вы можете увидеть во время праздничного парада на Красной Площади в Москве. | Рассматривают фотографию. Слушают рассказ воспитателя. Задают вопросы. | Знакомство с особой фотографией времён войны. Формирование представлений о Знамени Победы, как о символе наступившего мира. Развитие умения задавать вопросы по теме, не перебивать друг друга, высказывать свои впечатления в речи. |
15. Педагог предлагает детям рассмотреть следующее произведение: Б.Иогансон «Праздник Победы». Воспитатель рассказывает детям: по окончании войны, на главной площади страны в столице был праздничный парад в честь дня Победы, который состоялся 9 мая 1945г. По сей день каждый год мы отмечаем этот великий день – День Победы. В этот день все люди выходили на площади в своих городах и прославляли советских солдат, спасших всех от фашистов и подаривших им мирное небо над головой. Конечно, не обошлось без салюта в столь великий день. | Рассматривают картину, слушают рассказ воспитателя, беседуют с педагогом, задают вопросы. | Знакомство с новой картиной и художником. Формирование представлений о состоявшемся параде Победы 9 мая 1945 г. Формирование эмоционального отклика и понимания важности этой даты для всей нашей страны, для всего мира. |
16. Воспитатель предлагает рассмотреть ещё одно произведение Э.Асадов «День Победы». Здесь художник показал нам праздник Победы в одном из городов нашей великой страны. Обратите внимание на лица людей. Люди не только радовались в это день, но и грустили, плакали по погибшим солдатам, отдавшим свою жизнь за мир. Именно поэтому во всем известной песне «День Победы» есть такие стоки «Это праздник со слезами на глазах». Воспитатель предлагает ребятам исполнить эту песню. | Рассматривают произведение. Обращают внимание на лица людей. Слушают пояснения педагога. Исполняют песню. | Формирование представлений о новом произведении, о двойственности праздника, эмоционального отклика на произведение и рассказа педагога. Формирование патриотических чувств, гордости за советских солдат, за свою страну. |
17.Воспитатель подводит итоги. Предлагает детям нарисовать рисунки, посвящённые Дню Победы, сложить их треугольником, как делали солдаты во время войны и на празднике Победы подарить Ветеранам ВОВ, им наверняка понравится. | Слушают предложение воспитателя, соглашаются, выполняют рисунки и складывают их треугольником. | Формирование положительного эмоционального настроя, желания сделать подарок для Ветеранов, защищавших нашу Родину. Развитие воображения, умения продумывать содержание и сюжет рисунка. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»
Дейнека А.А. «Оборона Севастополя»
П.Кривоногов «Поединок»
М.Самсонов «Сестрица»
Ю.Непринцев «Отдых после боя»
Н.Бут «Письмо маме»
П.Кривоногов «Победа. Рейхстаг взят»
Б.Иогансон «Праздник Победы»
«Знамя над Рейхстагом». Фотография
Э.Асадов «День Победы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»
Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)
Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию, познакомит дошкольников с жизнью детей во время войны....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".
Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...
Методическая разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
Разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям – не игрушка!»
Цель: закрепление знаний пожарной безопасности....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....