« Развитие умственных способностей дошкольников посредством дидактических игр»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Гарипова Лилия Салахутдиновна

Доклад выступления на методическом обьединении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_garipova.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №192» Ново-Савиновского района г. Казани СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД « Развитие умственных способностей дошкольников посредством дидактических игр» Подготовила: Л.С. Гарипова

Слайд 2

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому темой моего опыта стало «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры»

Слайд 3

Актуальность опыта Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы в старшей группе, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поэтому проблема интеллектуального развития старших дошкольников через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность.

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Длительность работы над опытом Над темой: “Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры” работаю в течение последних 2 лет. За это время составила себе четкое представление о том, что дидактические игры способны развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребенка – дошкольника лучше, чем какие – либо другие формы образовательной деятельности. Диапазон опыта Процесс интеллектуального развития старших дошкольников посредством дидактической игры происходит не только на специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образования были заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес к получению дополнительных знаний. Правильно подобранные и хорошо организованные дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.

Слайд 5

Степень новизны Новизна опыта состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным внедрением идей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры воспитания в практику работы дошкольных учреждений. Обобщены методические рекомендации по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста, а так же по использованию современных дидактических игр. Целью своей работы ставлю: найти пути оптимального решения задач интеллектуального развития старших дошкольников посредством дидактической игры: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой. Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач: · развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; · развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки; · последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.

Слайд 6

Описание средств достижения цели Для реализации поставленных задач, использую дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр. К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Так, например, в 6-7 лет ребёнок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на "зону ближайшего развития". Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры при организации непосредственной образовательной деятельности: по формированию целостной картины мира, по обучению, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности , отгадывания и т.п.

Слайд 7

Организация учебно-воспитательного процесса Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или просто в свободное время непроизвольно идет обсуждение среди детей только что полученной информации. В начале каждой образовательной деятельности проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Слайд 8

Во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с детьми проводились игры "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", “Превращения”, "Чудесный лес", "Четвёртая картинка" В гости к бабушке», «Помогаем Золушке», «Волшебные палочки» «Веселая карусель».

Слайд 9

Цель этих игр учить детей некоторым способам обозначения: обозначать свойства разных геометрических фигур различными предметами (форма, величина, цвет), учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений.

Слайд 10

« Математический коврик » Игра учит различать и называть геометрические фигуры, цвета; отчитывать определенное количество предметов по образцу; находить ошибку если количество предметов не соответствует числу, записанному цифры, стоящей рядом; находить предмет такой же формы. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, логического мышления, творческих способностей, пространственного воображения.

Слайд 11

Очень люблю применять в своей работе развивающие игры Никитиных, которые основаны на чудо-кубиках , содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка. Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда научатся систематизировать и комбинировать любой материал. Абсолютно каждая игра с кубиками предоставит ребенку возможность подумать о ее возможном расширении и добавлении чего-то нового. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.

Слайд 12

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются в образовательной деятельности и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. При повторном проведении использовался различный материал: "Чудесное море", "Чудесная поляна", "Чудесный парк". При выполнении заданий этой игры у детей развивалась речь, воображение, логическое Игровая форма обучения – ведущая в дошкольном воспитании, но не единственная. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела программы воспитания в детском саду, распределяю материал по образовательной деятельности, соблюдая принцип последовательности от простого к сложному. Получаемые в образовательной деятельности знания и умения должны быть устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима. При выполнении программного материала растет и активность детей, что позволяет им успешнее справляться с поставленной задачей. Очень важно, чтобы организационная образовательная деятельность создавала у детей хорошее настроение, вызывала радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, добиться результата. Эта радость является залогом успешного развития детей дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития.

Слайд 13

Результативность опыта Результатом своей работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством дидактической игры явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей. Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики. Которая осуществлялась через общение с детьми и родителями. Для его проведения использовала: методы диагностики (наблюдение, анкетирование, беседа). По результатам диагностики уровень усвоения знаний составил:

Слайд 14

Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить: дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы, с удовольствием занимаются, играют. В общении с друзьями используют дидактические игры. Растет интеллектуальная активность детей. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Полученные результаты подтверждают важность использования дидактической игры в интеллектуальном развитии старших дошкольников. Подводя итог выше сказанному, хочется особо подчеркнуть, что дидактическая игра вступает в роли стимулятора для развития интеллекта детей. Важно выбрать такие дидактические игры, которые развивали бы разнообразную умственную деятельность и развивали бы у ребенка именно то, что соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприят...

Развитие умственных способностей дошкольников посредством использования интерактивного оборудования

С данной статьей выступала на городском семинаре "Опыт применения интерактивных технологий в коррекционной работе"...

Развитие умственных способностей дошкольников посредством дидактических игр

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить...

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Пери...

Формирование умственных способностей дошкольников посредством дидактических игр с блоками Дьенеша.

Автор статьи предлагает коллегам активно внедрять в свою работу опыт передовых педагогов-практиков З.Дьенеша и Л.А.Венгера...

"Развитие умственных способностей дошкольников посредством мнемотехники"

Представила опыт работы по теме самообразования на педагогическом совете...

Система педагогической работы по развитию умственных способностей дошкольников посредством системы сенсорных игр

Система педагогической работы по развитию умственных способностей дошкольников посредством системы сенсорных игр...