проект "Моя умная семья"
проект (средняя группа) по теме
Целью данного проекта стало привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе ДОУ, через организацию совместной с детьми экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по экспериментированию детьми с родителями | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 24 «Искорки»
Название проекта: «Моя умная семья»
Срок реализации проекта: 1 год
Автор проекта: Хаустова Ирина Владиславовна,
воспитатель МБДОУ д/с №24
Зеленогорск-2015
Знания, почерпнутые не из книг,
а добытые самостоятельно,
всегда являются осознанными и
более прочными.
(Выготский Л.С.)
1. Название проекта: «Моя умная семья»
Предлагаемый проект представляет собой систему взаимодействия с родителями в направлении организации детского экспериментирования в ДОУ и дома.
Участники проекта:
- воспитатели;
- родители воспитанников;
- дети;
- музыкальный руководитель.
Срок реализации: 1 год.
Проблема, актуальность:
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от взрослого, находящегося рядом с дошкольником, то есть стоящего у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Одним словом, необходимо предоставить детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать, экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Но ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Как родители реагируют на детские эксперименты? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание познакомиться с тем, что запрещают - накапливается. Ребенок желает познать радость открытия нового, узнать необычные свойства привычных предметов, расширить свои представления о мире, поэтому необходимо, чтобы воспитатель и родитель в любую минуту были готовы к экспериментальной деятельности.
Таким образом, выявилась проблема: родители (большинство) не осознают важности совместного с детьми экспериментирования. Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.
2. Цель и задачи проекта
Цель: привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе ДОУ, через организацию совместной с детьми экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Углубить знания родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника.
- Развивать интерес родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.
- Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ через внедрение современных активных форм взаимодействия.
- Привлечь родителей к активному взаимодействию со своим ребёнком, другими детьми и родителями группы.
- Создать творческую группу родителей «Моя умная семья».
3. План реализации проекта (этапы, мероприятия, формы, содержание, ответственные, целевые группы)
Задачи | Мероприятия | Срок | Ответственные | Ожидаемый результат | |
1 этап. Исследовательский | |||||
1.Изучение состояния проблемы | 1.Подбор литературы по теме 2.Сбор информации (собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение) | Сентябрь 2015 | Воспитатель | Разработка плана работы с учётом индивидуальных особенностей каждой семьи | |
2. Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству | 1. Брифинг-консультация "Роль семьи в экспериментальной работе с детьми" 2. Индивидуальные беседы с родителями по вопросам детского экспериментирования | Сентябрь 2015 | Воспитатель | Создание атмосферы сотрудничества по вопросам детского экспериментирования, понимание родителями и проблемы и некоторых теоретических аспектов предложенной темы | |
2 этап- практический | |||||
1. Знакомство родителей с экспериментальными методиками и технологиями | 1. Групповые родительские собрания: "Методы экспериментирования в детском саду и дома" 2.Презентация центра экспериментирования в ДОУ | Октябрь 2015 Ноябрь 2015 | Воспитатели Воспитатели | Создание атмосферы сотрудничества между родителями, детьми, воспитателями, расширение знаний родителей в направлении методики и практики совместного с детьми экспериментирования. | |
2. Расширить знания родителей в области детского экспериментирования | 1. Консультация "Создание условий для экспериментирования в домашних условиях" 2.Выпуск газеты совместно с родителями "Мы экспериментируем" 3.Создание папки-передвижки "Экспериментирование в домашних условиях" 4. Запуск издания журнала "Экспериментирование с водой, с бумагой, с воздухом" 5. Создание творческой группы родителей «Моя умная семья» | Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 февраль | Воспитатель Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители Родители | 1.Повышение компетентности родителей по вопросам в области экспериментирования. 3.Совместное создание наглядной агитации, журналов, памяток. Инициативность родителей, самостоятельная мотивация к совместной деятельности с детьми, педагогами, другими родителями | |
3. Обучить родителей практическим навыкам в области совместного с детьми экспериментирования | 1. День открытых дверей «Юный исследователь» 2. Мастер-класс "Мы делили апельсин" | Март 2016 Апрель 2016 | Воспитатели Творческая группа родителей | Повышение компетентности родителей по вопросам в области экспериментирования Обмен опыта между родителями | |
3 этап. Обобщающий | |||||
1. Подведение промежуточных результатов. Определение наиболее эффективных форм работы с семьей | 1. Анкетирование, наблюдение 2. Тренинг: "Что я знаю о детском экспериментировании" | май 2016 май 2016 | Воспитатели Воспитатели | Обработка результатов анкетирования Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания в области экспериментирования | |
2. Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания | 1. Развлечение "Я-фокусник" 2. Конкурс «Мама, папа, я - лучшая семья» 3. Фото сессия «Наше творческое лето» | Июнь 2016 Август | Воспитатели Музыкальный руководитель Творческая группа родителей | Создание праздничного настроения, желания взаимодействовать, выявление лучшего семейного опыта | |
3.Теоретическая и практическая обоснованность результатов | 1.Анкетирование, наблюдение детей и родителей. Разработка выводов и рекомендаций по теме, выбор наиболее эффективных форм работы воспитателей с родителями. 2.Лист самооценки для родителей | Сентябрь 2016 | Воспитатель | Сравнение результатов на начальном и заключительном этапе. Дальнейшее планирование |
4. Ожидаемый результат
Качественные критерии | Количественные критерии |
|
|
5. Ресурсное обеспечение
- Интернет-ресурсы;
- бумага для принтера;
- краска для принтера;
- технические средства;
- пополнение центра экспериментирования (пособия, атрибутика)
6. Риски
Риски | Механизмы устранения |
1.Родители не идут на взаимодействие. Чрезмерная загруженность родителей. | 1. Расширение наглядной агитации 2. Реклама деятельности через взаимодействие детей, детей и родителей 3. Мотивация с помощью поощрения (грамоты, дипломы, сувениры) 4. Варианты дистанционного взаимодействия |
2.Невозможность проведения мероприятия в группе | Гибкий график в реализации проекта (возможность замены мероприятий) |
3. Загруженность детей в образовательной деятельности | Интеграция образовательной деятельности |
7.Перспективы развития проекта
1. Дальнейшее совершенствование совместной деятельности детей и родителей в области экспериментирования, введение в старшем дошкольном возрасте методик проектно-исследовательской деятельности детей.
2. Привлечение родителей к активному взаимодействию с детьми, воспитателями и другими родителями в рамках разработки и реализации проектов.
3. Разработка дистанционного родительского клуба «Умное поколение», на индивидуальном сайте воспитателя группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный праздник "Мама, папа, я - спортивная и умная семья"
Логопед с инстрктором по физическому воспитанию разработали и провели праздник с родителями и детьми,который всем очень понравился и старшие группы ждут встречи в следующем году....
УМНЫЕ ЗАНЯТИЯ В КРУГУ СЕМЬИ
Рекомендации дефектолога родителям: как в повседневной жизни (дома, на кухне, в магазине и т.д.) с помощью различных несложных игр обогащать представления ребёнка об окружающем мире, способствов...
Консультация для родителей на тему: «Умные» игры для всей семьи».
Консультация для родителей о пользе использования в домашних условиях конструктора датской фирмы LEGO и его российских аналогов....
Спортивно – логопедический праздник «МОЯ СПОРТИВНАЯ И УМНАЯ СЕМЬЯ»
Спортивно – логопедический праздник «МОЯ СПОРТИВНАЯ И УМНАЯ СЕМЬЯ&raqu...
Спортивный праздник для подготовительной группы «Моя спортивная и умная семья»
приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через совместные спортивные мероприятия....
Клуб семейного дизайна «Умное родительство». Практикум по здоровьесбережению «Здоровье семьи сегодня - успешность ребенка завтра». Формирование культуры здоровья семьи, гармонизация детско-родительских отношений
В рамках встречи клуба семейного дизайна «Умное родительство», представлена методическая разработка массового мероприятия с элементами практикума «Здоровье семьи сегод...
Сценарий мероприятия с родителями в подготовительной группе «Умнички» посвященное празднику «День семьи».
Цель: Формирование понятия ценности доброжелательных семейных отношений.Задачи:Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;Углублять знание о семье как о частичке общества;Формировать музыкальные и с...