"О времени всерьез"
материал на тему
Описание педагогического опыта по формированию временных представлений у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_vremeni_vserez.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О времени всерьез
Вундер И.П.
г. Сургут, МБДОУ № 40
e-mail:ipvunder@mail.ru
Время – одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего нас мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Поэтому для человека любого возраста все значимее становится умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. И ребенку, как будущему члену общества умение ориентироваться во времени необходимо. А такие положительные качества как целенаправленность, собранность, организованность возникают и развиваются у ребенка благодаря умению планировать свою деятельность во времени. Для этого нужно научить ребенка в игровой, бытовой, познавательной деятельности регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом готовиться к школе.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: как и чему нужно научить ребенка в дошкольном возрасте? Каждый педагог дошкольник скажет, что, во-первых, играть. Играть интересно, правильно и с пользой. А затем последует огромный список тем для «изучения», знание которых необходимы выпускникам дошкольных образовательных учреждений для успешного обучения в школе, да и вообще во взрослой, самостоятельной жизни. Но, к сожалению, в гонке за накоплением «нужных знаний» многие забывают о том, что гораздо важнее сформировать у дошкольника представление о времени.
Может, кто-то со мной в корне не согласен. Но как сказал английский философ и критик Уильям Хезлитт: «Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной».
Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно. И этому есть свое объяснение, так как время имеет ряд особенностей:
- у времени отсутствуют наглядные формы: его «не видно» и «не слышно»;
- время характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своем последовательном течении, т.е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить;
- время – необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошел; прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами;
- со временем, нельзя совершать какие - либо действия; любые действия протекают во времени, но не со временем; время можно только прожить;
- словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер: утро становится днем, а день в свою очередь, вечером и т.д.
Поэтому именно уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе. Готовность к школе, по мнению родителей - это знание букв и цифр. Я уверена, что если ребенок к моменту поступления в школу не будет уметь читать и считать это, конечно же, не очень хорошо, но так или иначе в школе его этому обязательно научат. А вот если не научить его работать в определенном ритме, укладываться в определенное время, не опаздывать, начинать вовремя то или иное занятие, то в школе ему будет очень трудно этому научиться. И поэтому сложный, но необходимый процесс формирования временных представлений ложится на плечи педагогов-дошкольников.
В настоящее время, в дошкольной педагогике накоплен большой опыт по формированию временных представлений у дошкольников: «Детям о времени» Т.И. Тарабарина и Е.И. Соколова, «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста» Р.Л. Непомнящая, «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Т. Д. Рихтерман, и много другой литературы по-своему интересной и полезной. Но даже опытный педагог не всегда может из множества вычленить то самое необходимое, что позволило бы ответить на следующие вопросы:
- Как обеспечить системность и комплексность в работе по формированию временных представлений?
- Как повысить эффективность используемых педагогических методов и приемов?
- Каковы критерии сформированности временных представлений?
- Как отследить динамику качества знаний?
- Как превратить потребительское отношение родителей к развитию их ребенка в активное взаимодействие и сотрудничество?
После нескольких лет наставничества молодых специалистов, студентов, заметила, что они испытывают затруднения в организации образовательной работы по формированию временных представлений, допускают массу ошибок.
Поэтому мой профессиональный интерес ко времени определил цель моей работы: «Создание методического комплекса способов включения образовательных задач формирования временных представлений у дошкольников в познавательную и игровую деятельность».
Благодаря данному комплексу педагог сможет получить теоретические знания о важности и необходимости организации работы по формированию временных представлений, наглядно увидеть и понять с чего начинать работу, для чего, как делать, что делать и как оценить результат своей работы, тем самым создавая оптимальные условия для всестороннего развития детей.
Комплексность представленного практического и теоретического материалов позволяют любому педагогу решать следующие задачи:
- учить устанавливать элементарные связи и отношения между временными
категориями.
- формировать понимание отношений временной последовательности;
- формировать навыки аналитической деятельности;
- развивать объяснительную и доказательную речь;
- развивать чувство времени;
- формировать такие личностные качества, как самостоятельность,
самоорганизованность, самообучаемость.
Данный методический комплекс представляет собой пакет теоретического и практического материалов.
1. Методическое сопровождение. Теоретический материал по теме «Формирование временных представлений», по методике ознакомления с различными временными категориями.
2. Апробированные и скорректированные перспективные планы работы с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
3. Циклограмма деятельности педагога, которая обеспечивает правильное чередование форм работы с детьми по формированию временных представлений, цикличность, возможность повторения с постепенным усложнением.
4. Конспекты обучающих занятий с детьми всех возрастных групп. Обучающий процесс является одним из средств формирования временных представлений. Занятия по ФЭМП и формированию целостной картины мира являются основными, но интегрированный компонент познавательной деятельности содержит занятия по другим разделам. Это позволяет не загружать детей дополнительными знаниями, а вести обучение в комплексе.
Например, занятие ручным трудом и конструированием позволяют научить детей чувствовать определенные временные отрезки. Чтение художественной литературы позволяет стимулировать познавательную деятельность, развивать способность к самостоятельному мышлению, учит детей рассуждать. В детской литературе время действия, течение и изменение времени изображено в условной образной форме.
5. Комплекс дидактических средств (модели - все часы «Страны Времени») формирует ключевую начальную компетентность – деятельностную, т.е. комплекс умений, связанных с автономизацией самостоятельности ребёнка в разных видах его деятельности. Разработанный комплект дидактических средств, с применением моделей, помогает наглядно обозначить элементарные связи и отношения между временными категориями. А самостоятельная деятельность, без воздействия взрослого воспитывает в детях аккуратность, целеустремленность, желание довести начатое дело до конца, а это первые шаги к самореализации, самообучению и самостоятельности.
6. Комплект дидактических и развивающих игр. В процессе этих игр закрепляется знание последовательности частей суток, дней недели, сезонов, месяцев, дети учатся устанавливать временную последовательность с разных точек отсчета. В комплект вошли:
- дидактические игры – «Часы гнома Тик - Так», «Чья неделя быстрее соберется», «Веселая неделя», «Когда деревья надевают этот наряд», «Сложи часы гномика Тик - Так», «Что делает Тик – Так» и др.;
- игры – «Скажи какая?» (зима: снежная, холодная, долгая), «Что делаю? (утром – иду в сад, днем – гуляю, ночью – сплю)», «Было, есть, будет (определить время: прошедшее, настоящее, будущее)», «Подбери слово»,
«Кто больше назовет», «Скажи по-другому», «Назови ласково» - на обогащение и активизацию словаря детей;
Игры положительно влияют не только на развитие речи, но и помогают установить связь между понятиями и временными отношениями.
7. Советы и рекомендации родителям и педагогам. Включают апробированные формы работы с родителями: сценарии собраний, совместных с детьми мероприятий, флеш-мобов; консультации и мини-памятки, стендовую информацию, тематические консультации для педагогов.
8. Диагностический комплекс – это пакет диагностических методик, позволяющий не только выявить динамику формирования временных представлений у дошкольников, но и ведение мониторинга результативности проводимой работы. Комплекс содержит пакет диагностического инструментария: критерии и систему оценки, способы выявления, фиксирования, сохранения результатов для дальнейшего анализа.
9. Картотека литературных произведений русских и зарубежных авторов по теме.
- Сборник художественно - литературных произведений для чтения детям (стихи, проза, загадки, пословицы, поговорки).
Представленный комплекс оставляет возможность педагогу, опираясь на разработанный мною материал, совершенствовать свою профессиональную работу с детьми по формированию временных представлений у дошкольников. При этом изменяя, дополняя, расширяя его, что позволит реализовать свои профессиональные и творческие возможности.
Благодаря проводимой на протяжении нескольких лет работе по формированию у дошкольников временных представлений дети свободно ориентируется во времени, оперируют понятиями, устанавливают и видят элементарные связи и отношения, умеют планировать свою деятельность и следить за временем в ее процессе, владеют обследовательскими навыками, активно используют слова, определяющие время в речи. Тем самым формируя начальные специальные (допредметные) компетентности (речевая, математическая, экологическая, художественная, литературная).
Работа по формированию временных представлений результативна не только сама по себе, она является эффективным фактором интеллектуального развития детей.
Для решения задач педагогического комплекса также необходим контакт с педагогами дополнительного образования и специалистами детского сада. Хотя непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП и формированию целостной картины мира являются основной, каждая образовательная область также содержит интегрированный компонент формирования временных представлений.
Например, такие образовательные области, как физическая культура, труд, познание, художественное творчество предполагают выполнение заданий, действий за определенное время. В процессе изобразительного творчества учимся подбирать фон, соответствующий по цвету окраске неба в то или иное время суток, сезон года, соотносить со временем размещение солнца и других светил.
Несмотря на то, что данный проект реализуется мною на протяжении многих лет, я не утратила интереса к этой теме, постоянно работаю над усовершенствованием, добавляю новое, экспериментирую, вношу изменения в соответствии с меняющимися требованиями к образовательному процессу. И надеюсь, что «Методический комплекс, объединяющий наиболее эффективные способы формирования временных представлений у дошкольников в образовательном процессе» поможет моим коллегам обеспечить системность и комплексность в работе над формированием временных представлений, а воспитанникам - успешно овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом готовиться к обучению в школе и жизни в современном обществе.
Литература
Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003.
Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2005.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - Москва: Просвещение, 1991.
Тарабарина Т.И. Соколова Е.И. Детям о времени. – Ярославль: Академия развития, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям "О здоровье всерьез".
План проведения мероприятия.Знакомство с залом ЛФК (лечебной физкультуры), тренажерами и оборудованием.Консультация по профилактике осанки, видам массажа, рекомендуемым в домашних условиях, и закалив...
Викторина "О здоровье и спорте всерьез и не очень..."
В викторине имеються несколько вопросов (о здоровье и спорте) и заданий как на логику так и на практику. Доставит удовольствие как педагогам так и родителям на родительских собраниях....
О здоровье всерьез (презентация)
Презентация к родительскому собранию "О здоровье всерьез".В доступной форме для родителей раскрыты следующие понятия: физическое, психическое, социальное здоровье....
родительское собрание на тему: О «здоровье всерьез».
Улыбки вам дарить не лень? Так улыбайтесь каждый день! Здоровый смех полезен, Спасает от болезней....
родительское собрание на тему: О «здоровье всерьез».
Улыбки вам дарить не лень?Так улыбайтесь каждый день!Здоровый смех полезен,Спасает от болезней....
Методический проект для педагогов "О здоровье - всерьез "
Проект долгосрочный, расчитан на учебный год с сентября по май и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта воспитатели уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранения и укрепления здоров...
Родительское собрание в МБДОУ №40. О здоровье всерьез
1 Анкетирование родителей.2 Оформление стенда «Мы хотим быть здоровыми» (фотографии детей, занимающихся физической культур...