Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Программа предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «Детство».
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_skazka.docx | 89.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
педагога ДОУ с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(средняя группа, 4-5 лет).
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»
2014
Содержание
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 1
1.2. Цели и задачи реализации Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.4. Планируемые результаты освоения Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.5. Характеристика возрастных особенностей детей среднего возраста . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка .10
2.2. Комплексно - тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3. Организационный раздел
3.1. Регламентация образовательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2. Распорядок и режим дня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.3. Расписание образовательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.4. Работа с родителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Приложения
Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Комплекс утренней гимнастики (карточки)
Картотека прогулок
1. Целевой раздел
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного бюджетного учреждения Центр развития детский сад «Родничок» Нефтеюганского района, поселок Пойковский и программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др. в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)
Общие сведения о группе. В средней группе на начало учебного года 28 человек, из них: 12 мальчиков и 16 девочек. Все дети соответствуют возрастным рамкам данной группы.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
‒ укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
‒ целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
‒ обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
‒ развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
‒ развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
‒ пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность;
‒ органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
‒ приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
‒ приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом Программы стал раздел – Игра как особое пространство развития ребенка.
В средней группе воспитатель продолжает обогащение игрового опыта детей.
Задачи развития игровой деятельности:
- Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).
- Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
- Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать
способы их игрового взаимодействия.
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А. Петровский) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы. Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов - заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Речевые контакты становятся более длительными и активными. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям.
Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Имеет представления:
— о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («строить дом»);
— о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;
— об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя,
повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;
— о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
1.5. Характеристика возрастных особенностей детей среднего возраста
Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей.
К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Внимание становится всё более устойчивым. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
2.Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Образовательная деятельность для детей среднего возраста представлена пятью образовательными областями.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Дошкольник входит в мир социальных отношений. Задачи образовательной деятельности:
- Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.
- Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
- Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.
- Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Понимание и различение ярко выраженных эмоциональных состояний, их проявление в мимике, жестах, в интонации голоса, связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу. Освоение способов проявления сочувствия, отзывчивости на эмоциональное состояние детей и взрослых.
Взаимоотношения и сотрудничество. Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений. Освоение умений вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой игре, продуктивной деятельности: элементарно согласовывать замысел, вести диалог, проявлять внимание к действиям партнеров.
Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим. Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе.
Семья. Ребёнок имеет представление о семейных делах, событиях жизни (совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе, зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу).
Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности
- Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей.
- Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
- Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда;
- Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир. Обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении: сервировка стола; мытье посуды; поддержание чистоты и порядка в групповой комнате; стирка белья; приготовление пищи. Формирование представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда. Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых.
Самообслуживание и детский труд. Отчетливое представление о процессах самообслуживания, правилах и способах их выполнения. Развитие самостоятельности в выполнении процессов самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно-бытового труда.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи образовательной деятельности:
- Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
- Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.
- Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Содержание образовательной деятельности
Ознакомление с помощью картинок, инсценировок с игрушками, ситуаций с возможными опасностями в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; с правилами поведения: как позвать взрослого на помощь. Освоение способов безопасного обращения с предметами (ножницы, стеклянные, колющие предметы). Правила спокойной игры: не ломать постройки детей, не кидаться песком, соблюдать осторожность в подвижных играх. Знакомство со светофором, знание о значении его сигналов и правилах перехода улицы только на зеленый сигнал.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Задачи образовательной деятельности:
- Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.
- Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением.
- Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
- Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
- Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
- Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
- Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
Содержание образовательной деятельности
Развитие сенсорной культуры. Различение и называние цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета. Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей. Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов. Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описание предмета по 3-4 основным свойствам.
Формирование первичных представлений о себе, других людях. Овладение умениями сравнивать людей разного возраста и пола, видеть особенности внешности, прически, одежды, обуви, подбирать одежду и обувь в зависимости от сезона. Освоение разнообразия профессиональных занятий взрослых, развитие умений узнавать и называть людей отдельных профессий. Проявление интереса к общению со сверстниками. Освоение представлений о себе - своего полного имени, фамилии, возраста, пола, любимых занятий. Проявление интереса к особенностям своего организма, заботы о нем.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве. Родной город: Освоение представлений о названии родного города (села), некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему « Мой город».
Освоение стихов, песен о родной стране.
Ребенок открывает мир природы. Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы, растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов. Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут)
Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития.
Различение домашних и диких животных по существенному признаку, распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания.
Первые шаги в математику. Использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина). Сравнение объектов по пространственному расположению, определение местонахождения объекта в ряду.
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, сравнения их по количеству, счета и называния чисел по порядку до 5-6.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Задачи образовательной деятельности:
- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
- Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
- Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
- Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
- Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
- Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Содержание образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности. Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников.
Использование средств интонационной речевой выразительности и элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов. Обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени и отчеству.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Использование в речи полных, распространенных простых предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании; составление описательных рассказов из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительной речи.
Развитие речевого творчества. Сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.
Обогащение активного словаря. Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, из которых они изготовлены; названий живых существ и сред их обитания; слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения; слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Освоение произношения наиболее трудных — свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; самостоятельно произносить слова.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Проявление интереса к слушаю литературных произведений. Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Изобразительное искусство
Задачи образовательной деятельности:
- Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы.
- Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства.
- Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом.
- Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Проявление интереса к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам. Развитие умений художественно-эстетического восприятия: последовательно рассматривать предметы и произведения, узнавать изображенные предметы и явления; видеть их выразительность, соотносить с личным опытом.
Декоративно-прикладное искусство: знакомство с близкими опыту детей видами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления. Особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность.
Графика: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации текста; украшение книги. Ценность книги и необходимость бережного отношения к ним. Средства выразительности.
Живопись: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения. Средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира.
Скульптура: способы создания скульптуры: пластика, высекание. Особенности её содержания - отображение животных, портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика и движение, материала.
Архитектура: представления о том, что окружающие детей сооружения – дома – архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям.
Развитие умений различать между собой скульптурные, живописные и графические изображения, предметы разных народных промыслов.
Первое посещение музея. Представления о музее, произведениях искусства в музее, правилах поведения. Интерес детей к посещению музея.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности:
- Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности;
- Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и технических умений, освоение изобразительных техник.
- Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
- Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.
Содержание образовательной деятельности
Интерес к изобразительной деятельности, изобразительным материалам и инструментам, стремление заниматься изобразительной деятельностью по собственному желанию. Развитие умений принимать замысел будущей работы, предложенный педагогом или поставленной самостоятельно. Развитие умений создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке изображать типичные и некоторые индивидуальные признаки, в конструировании передавать пространственно-структурные особенности постройки.
Изобразительно-выразительные умения. Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчетливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передать в работах позы, движение, жесты персонажей, некоторые детали, соотносить предметы по величине. Умения подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа. Составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую.
Технические умения. В рисовании: умения отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Умения уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; правильно удерживать инструменты; сохранение правильной позы при рисовании. Аккуратно пользоваться материалами.
В аппликации: освоение доступных способов и приемов вырезания и обрывной аппликации; из полос и вырезанных форм составлять изображения разных предметов. Умения правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали.
В лепке: умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка. Знакомство с конструктивным и комбинированным способом создания изображения. Освоение некоторых приемов лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание и т.п.
В конструировании: из готовых геометрических фигур: умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Умения выполнять простые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий. Использование несложных схем сложения для выполнения работы в лепке, аппликации, конструировании; частичное преобразование постройки, работы в соответствии с условием. Проявление индивидуальных предпочтений в выборе изобразительных материалов, сочетании техник, создаваемых образах. Опыт участия в совместном со взрослым и детьми изобразительном творчестве, сотрудничество с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
Художественная литература
Задачи образовательной деятельности:
- Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
- Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
- Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений.
- Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки.
- Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Расширение читательских интересов детей к литературе. Получение удовольствия от общения с книгой, стремление к повторной встрече с ней.
Восприятие литературного текста. Освоение умений внимательно слушать и слышать литературное произведение, сочувствовать и сопереживать героям произведения, представлять в воображении героев, с помощью педагога понимать общее настроение произведения.
Творческая деятельность на основе литературного текста. Проявление желания запоминать поэтические тексты, пересказывать знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы с опорой на иллюстрации и без них другим детям и взрослым, игрушкам.
Музыка
Задачи образовательной деятельности:
- воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;
- развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;
- развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.
- развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки;
- способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;
- стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Содержание образовательной деятельности
Распознавание настроения музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух- и трех частных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Задачи образовательной деятельности:
- Развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений.
- Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость.
- Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни
- Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами.
Содержание образовательной деятельности
Порядковые упражнения. Построение в колонну по одному по росту. Перестроения из колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой ведущего, самостоятельное перестроение в звенья на ходу по зрительным ориентирам. Повороты переступанием в движении и на месте направо, налево и кругом на месте.
Основные движения. Представления о зависимости хорошего результата в упражнении от правильного выполнения главных элементов техники: в беге — активного толчка и выноса маховой ноги; в прыжках — энергичного толи маха руками вперед — вверх; в метании — исходного положения, замаха; в лазании — чередующегося шага при подъеме на гимнастическую стенку одноименным способом.
Подводящие упражнения. Ходьба с сохранением правильной осанки, заданного темпа (быстрого, умеренного, медленного). Бег. Бег с энергичным отталкиванием мягким приземлением и сохранением равновесия. Виды бега: в колонне по одному и парами, соразмеряя свои движения с движениями партнера, «змейкой» между предметами, со сменой ведущего и темпа, между линиями, с высоким подниманием колен. Бросание, ловля, метание. Прыжки на двух ногах с поворотами кругом, со сменой ног. Сохранение равновесия после вращений, или в заданных положениях: стоя на одной ноге, на приподнятой поверхности. Подвижные игры и игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики рук, быстроты реакции, скоростно-силовых качеств, координации, гибкости, равновесия. Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах самостоятельное.
Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.
3. Организационный раздел
3.1. Регламентация образовательной деятельности
1. | Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент (обязательная 60%) | Средняя группа | |
1.1 | Познавательное развитие | НОД | Кол-во занятий м. в нед./ м. в мес./ м. в год |
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность | - | ||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | 1 20/80/640 | ||
Формирование элементарных математических представлений | 1 20/80/640 | ||
2 40/160/1280 | |||
1.2 | Речевое развитие | Развитие речи | 1 20/80/640 |
Чтение художественной литературы | |||
3 60/240/1920 | |||
1.3 | Социально-коммуникативное развитие | Социализация | # |
Труд | |||
Основы безопасности жизнедеятельности | |||
1.4 | Художественно-эстетическое направление | Музыка | 2 40/160/1280 |
Рисование | 1 20/80/640 | ||
Лепка | 0,5 20/40/320 | ||
Аппликация | 0,5 20/40/320 | ||
4 80/320/2560 | |||
1.5 | Физическое направление | Физическая культура | 3 60/240/1920 |
3 60/240/1920 | |||
ИТОГО: | 10 200/800/6400 | ||
2. | Вариативная часть (формируемая ДОУ – 40 %) | ||
Вокальный ансамбль «Соловушки» | Художественно-эстетическое | + | |
Кружок «Ловкие ладошки» | + | ||
Кружок «Звонкий каблучок» | + | ||
Дизайн – студия «Твори и фантазируй» | + | ||
3. | Региональный компонент | * | |
Итого: | 2 40/160/1280 | ||
ВСЕГО: | 12 240/960/7680 | ||
ВСЕГО (СанПиН): | 12 240/960/7680 |
3.2. Распорядок и режим дня.
Задача воспитателя – создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Использовать в непосредственно образовательной деятельности физкультминутки, двигательные паузы между образовательными ситуациями, разнообразить двигательную деятельность детей в течение дня. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную образовательную деятельность дошкольников с педагогом и самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей.
Режим работы средней группы составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду:
- пятидневная рабочая неделя;
- режим работы НРМ ДОБУ ЦРР д/с «Родничок» - 12 часов;
- ежедневный график работы - с 07.00 до 19.00 часов
- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Климатические особенности организации образовательного процесса в средней группе. При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности нашего региона. Мы проживает на территории, приравненной к району Крайнего севера. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. Холодный период: учебный год сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. Летний период июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Режим дня в детском саду (Холодный период года)
Средняя группа
Время | Режимные моменты |
7.00-8.20 | Утренний приём, игры, утренняя гимнастика (взаимодействие с родителями, беседы с детьми, наблюдения в природном уголке, дидактические игры, самостоятельная деятельность в центре художественного творчества) |
8.20-8.45 | Подготовка к завтраку, завтрак |
8.45-10.15 | Совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельные игры, непосредственно образовательная деятельность (реализация образовательных областей) Второй завтрак |
10.15-11.55 | Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение в природе, труд в природе, подвижные игры, дидактические игры, индивидуальная работа по развитию движений), возвращение с прогулки |
11.55-12.30 | Подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну |
12.30-15.00 | Сон |
15.00-15.30 | Постепенный подъём, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия Полдник |
15.30-16.45 | Игры ролевые, дидактические; индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям; самостоятельная игровая и художественная деятельность детей; дополнительные услуги |
16.45-17.10 | Подготовка к ужину, ужин |
17.10-19.00 | Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой (наблюдения в природе, труд в природе, подвижные игры, дидактические игры, индивидуальная работа по физическому воспитанию, другим видам деятельности, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями) |
Режим дня в детском саду (Теплый период года)
Средняя группа
Время | Режимные моменты |
7. 00 – 8. 15 | Утренний прием детей на улице (при благоприятной погоде), игры, наблюдения, утренняя гимнастика, дежурство детей, взаимодействие с родителями |
8. 15 – 8. 35 | Подготовка к завтраку, завтрак |
8. 35 – 10. 00 | Самостоятельные игры, образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического направления |
10. 00 – 10. 10 | Второй завтрак |
10. 10 – 11. 30 | Подготовка к прогулке, прогулка: наблюдения в природе; игровая деятельность на участке (подвижные игры, творческие игры, хороводные, игры с песком, водой и ветром, самостоятельные игры); трудовая деятельность; индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию Возвращение с прогулки |
11. 30 – 11. 45 | Закаливающие процедуры |
11. 45 – 12. 15 | Подготовка к обеду, обед |
12. 15 – 15. 00 | Подготовка ко сну, сон |
15. 00 – 15. 30 | Постепенный подъем, взбадривающая гимнастика, закаливающие процедуры, подготовка к полднику |
15. 30 – 15. 40 | Полдник |
15. 40 – 16. 40 | Игры: подвижные, творческие, дидактические; индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям; самостоятельная игровая и художественная деятельность детей |
16. 45 – 17.10 | Подготовка к ужину, ужин |
17. 10 – 19. 00 | Подготовка к прогулке, прогулка: наблюдения в природе; игровая деятельность на участке (подвижные игры, творческие игры, самостоятельные игры); работа в цветнике и на огороде; индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию Взаимодействие с родителями. Уход детей домой. |
Система закаливающих мероприятий.
Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинским работником детского учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени процедуры. Бодрящая гимнастика с элементами корригирующей, дыхательная гимнастика. Умывание лица и рук после сна. Полоскание горла после сна. Постепенное обучение полосканию рта после еды. При осуществлении закаливания следует придерживаться основных принципов:
- закаливающее воздействие вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливание осуществляется на фоне различной двигательной деятельности;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне.
3.3. Расписание образовательной деятельности
Учебный план состоит из двух частей:
- инвариантной (базовой);
- вариативной (дополнительной).
В инвариантной части учебного плана реализовывается Федеральный компонент, который обеспечивает достижение необходимого усвоения программы дошкольного воспитания и обучения детей. Инвариантная часть реализуется через обязательные НОД, отводимые на усвоение основной программы. Организованные занятия начинаются с 1 сентября. Учебный план включает в себя 32 учебные недели.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД в средней группе – 20 минут. Перерыв между занятиями не менее 10 минут. В середине занятия педагоги проводят физкультурную минутку.
Режим реализации образовательных областей
на 2014-2015 учебный год
Средняя группа «Сказка»
Дни недели |
Базовая часть (Инвариантная) |
Вариативная часть | |||
Понедельник | 9.00-9.20 | Двигательная деятельность (Физическое развитие) | |||
9.40-10.00 | Познание (Природный мир/Социальный мир) | 15.30-16.20 | «Ловкие ладошки» | ||
Вторник | 9.00-9.50 | Познание (ФЭМП), п/п | |||
15.30-15.50 | Музыкальная деятельность | 15.10-15.30 16.20-16.45 | «Твори и фантазируй» «Соловушки» | ||
Среда | 9.00-9.20 | Двигательная деятельность (Физическое развитие) | |||
10.00-10.50 | Изобразительная деятельность (Лепка) /Коммуникативная деятельность (Речевое развитие) | 15.30-15.55 16.05-16.30 | «Звукоград» «Звонкий каблучок» | ||
Четверг | 9.00-9.50 | Изобразительная деятельность (Рисование (на группе) Познание (Социальный мир) |
|
| |
15.30-15.50 | Музыкальная деятельность | 15.10-15.30 | «Звукоград» | ||
Пятница | 9.00-9.20 | ЧХЛ | 9.30-9.55 | «Соловушки» | |
10.30-10.50 | ОИЧ (на воздухе) | 15.30-15.50 | «Звонкий каблучок» |
Режимные моменты время | Количество часов, минут в день | ||||||||||
Средняя группа | |||||||||||
Сон |
2ч15мин = 135мин | ||||||||||
Прием пищи, гигиенические процедуры | 1ч30мин = 90мин | ||||||||||
Образова- тельная Деятельность | Обязательная часть программы | 9,7 ч | 5,8 ч | ||||||||
Вариативная часть | 3,5 ч | ||||||||||
Самостоятельная деятельность | 3 ч =180 мин | ||||||||||
Образовательная деятельность в режимных моментах (прогулка) | 4 ч =240 мин | ||||||||||
Непосредственно образовательная деятельность | 40 мин |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
(количество НОД в неделю)
НОД (количество единиц /часов) |
Средняя группа | |
Кол-во единиц | Кол-во часов, минут | |
НОД (Обязательная часть) | 10 | 200 мин |
НОД (вариативная часть) | 2 | 40 мин |
Итого | 12 | 4 ч |
Сопутствующими формами обучения в средней группе являются кружки. Реализация приоритетного направления работы ДОУ осуществляется в вариативной части, через организацию платных дополнительных образовательных услуг. Дети средней группы посещают следующие кружки:
- «Ловкие ладошки»
- «Звонкий каблучок»
- «Соловушки»
- «Путешествие в звукоград»
-«Твори и фантазируй»
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Дежурство | ежедневно |
Прогулка | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно |
3.4. Перспективный план работы с родителями средней группы на 2014-2015 учебный год
Сентябрь
1. Организационное родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
2. Памятка для родителей «Ребенок 4-5 лет»
3. Консультация. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта - современный подход к формированию нравственных ценностей у дошкольников
Октябрь
1.Шпаргалка для родителей «Если дети балуются», «Если ребенок кусается»
2. Индивидуальная консультация «Игры и упражнения для развития речи детей»
3. Помощь в оформлении фотоальбома «Семейные фотографии»
Ноябрь
1. Родительский университет. Спорный вопрос: словесная похвала или материальное поощрение
2. Рекомендации для родителей по ОБЖ «Кто стучится в дверь ко мне? »
3. Консультация «Игрушки для пятилеток»
4. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»
Декабрь
1. Консультация. «Семь разных заблуждений о морозной погоде»
2. Индивидуальная консультация «Неполная семья. Особенности воспитания»
3. Помощь в подготовке и проведении новогоднего праздника
4. Практикум для родителей «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Январь
1. Консультация «Словесные игры с мячом и их влияние на развитие речи детей »
2. Рекомендации для родителей «Безопасность ребенка»
3. Индивидуальные беседы. Оказание помощи отдельным семьям.
Февраль
1. Общее родительское собрание «Если ребенок смеётся - значит, мы всё сделали правильно»
2. Консультация «Делаем сами своими руками – влияние сенсорного воспитания на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
3. «Зимние пейзажи». Творческие работы детей и их родителей.
4. Акции: «Подари книгу детям».
5. Беседа с родителями о прогулках вечером, в выходные дни
6. Советы родителям «Отцовская забастовка или почему папы равнодушны к собственным детям»
Март
1. Консультация. «Следим за осанкой вместе с детьми» - принципы развития сознательного отношения дошкольников к своей осанке.
2. «Четвероногие друзья» - конкурс фотоколлажей домашних питомцев. Совместная деятельность воспитанников и их родителей.
3. Индивидуальная консультация «Организация семейных прогулок»
4. Стенгазета «Мама, мамочка, мамуля»
5. Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ
6. Совместное создание в группе огорода
Апрель
1. Консультация. «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» - правила безопасности и жизнедеятельности в семье.
2. Фольклорное развлечение «Широкая Масленица
3. Памятка для родителей «Просмотр телепередач»
4. Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей
5. Уборка территории от прошлогодней листвы, сухой травы и прочего мусора.
6 Тематические консультации. «Как учить стихи играючи»
Май
1. Родительское собрание .Итоги мониторинга качества образования детей. Подведение итогов реализации образовательной области «Безопасность»
2. Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка»
3. Анкета и советы для родителей «Как выбрать место для летнего отдыха»
4. «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели
5. Оформление благодарностей. Почётные грамоты для родителей
Приложение №1
Методическое обеспечение программы.
Перечень программ, технологий, методических пособий
Раздел программы | Методическое обеспечение |
«Социально- коммуникативное развитие» | Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М., МозаикаСинтез, 2010, И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПбДЕТСТВО-ПРЕСС 2008 Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Безопасность.– СПб., «Детство-Пресс», 2002 Т. И Данилова, Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Н.Л, Безопасность.– СПб., «Детство-Пресс», 2008 Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Н.Л, Безопасность.– М: ООО Издательство АСТ-ЛТД.,1998; Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. СПб, Детство-Пресс, 2011; Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб Детство-Пресс, 2011; Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. -М., Мозаика-Синтез, 2007 Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. -М., ТЦ Сфера, 2009 Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. -М., Мозаика-Синтез |
«Познавательное развитие» | Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. -М: Мозаика-синтез, 2008. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. -М., Николаева С.Н. Программа и условия ее реализации в детском саду.-М., Мозаика-Синтез, 1999. Николаева С.Н Эколог в детском саду. М., Мозаика-Синтез 2002 Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! СПб -Детство-Пресс,2003. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб -Детство-Пресс, 2008. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. М.-ТЦ Сфера, 2005. Тугущева Г.П.,ЧистяковаА.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. СПб -Детство-Пресс, 2008. Коротовских Л.Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. СПб, Детство - Пресс, 2011.
|
«Речевое развитие» | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008. Гербова В.ВЗанятия по развитию речи. 2008. -М., Мозаика-Синтез, А.И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. -М., Мозаика-Синтез,2006. Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб, Детство-Пресс, 2011 Гербова В.В Приобщение детей к художественной литературе. М:, Мозаика-Синтез, 2005. Зацепина М.Б.,Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М:, Мозаика-Синтез, 2006.
|
«Художественно-эстетическое развитие» | Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет “Цветные ладошки”М:”КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”,2007 Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. Лыкова И.А. Детский сад и семья. М.Карапуз, 2010; Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. М.Карапуз, 2010; Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. -М., Мозаика-Синтез, 2005 Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой, СПБ, Детство-пресс, 2010.
|
«Физическая культура» | Степаненкова Э.Я. – Физическое воспитание в детском саду. -М., Мозаика-Синтез, 2008, Фирилева Ж.И., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. -СПб, “Детство-пресс” 2000. Степанникова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. Рунова М.А., Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000; Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. М. Мозаика-Синтез, 2010 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа «Гномы», 1,5 – 3 года). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного д
Рабочая программа охватывает следующие образовательные области:· социально - коммуникативное развитие (направления – труд, безопасность, социализация , коммун...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (вторая младшая группа , 3 - 4 года). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольно
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рожден...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа , 5-6 лет). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного д
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до ш...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа , 6-7 лет). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного д
Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рожд...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (вторая младшая группа, 3-4 года).
Рабочая программа...
Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От
Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на осн...