Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Муртазина Разина Ирековна

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_vas_roditeli.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем словарный запас малыша

Русский язык – один из самых богатых и выразительных языков мира. Учёные называют его объём – более полмиллиона слов! Представляете, какое мощное средство выражения своих знаний, мыслей, эмоций получает Ваш малыш, изучая русский язык. Ребёнок будет владеть языком на хорошем уровне, только накопив богатый словарный запас.

Лучше начинать развивать речь малыша с самого рождения. Ведь, как известно, именно в возрасте до трёх лет способности ребенка к изучению языка феноменальны. Вспомните детей в двуязычных семьях, которые обязательно становятся билингвами. Мы знаем, что словарный запас бывает пассивным – узнаваемым, но не используемым, и активным – употребляемым в разговоре и письме, причем первый – гораздо шире, особенно у ребёнка. Пополнять следует оба, в определенные моменты жизни слова могут переходить из пассивного запаса в активный и наоборот. Поэтому в первые годы жизни малыша так важно полноценно общаться с ним, максимально наполняя пассивный словарный запас. Агукайте с малышом, не забывая о естественном языке, речи. Когда кроха начнёт говорить, многие слова перейдут в активный словарный запас. Теперь нужно сохранять и пополнять его  – для этого необходима практика употребления слов.

Как малышу освоить богатство русского языка:

1.    Общение – важнейший способ пополнения словарного запаса. Общаться с крохой нужно с самого рождения, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг него, чем сейчас с ним занимаются, называя его части тела и т.п. Малыш понимает абсолютно всё. Его растущий мозг впитывает новую информацию как губка, и в один прекрасный момент Вы услышите всё что рассказывали,  пели, читали. В пример приведем японских мам, которые разговаривают с младенцем, где бы ни находились: дома, в гостях, в метро, и японские малыши начинают говорить (на японском!) раньше, чем начинают ходить.

2.    Чтение, желательно вслух, поскольку восприятие идет по нескольким каналам – видим слово, проговариваем его и слышим. Сначала крохе читает мама, потом он читает сам, когда научится. Без чтения нам никуда – словарный запас человека останется скудным, не выходящим далеко за рамки бытового. Кстати, все «врожденно грамотные» люди попросту очень много читали в детстве и накопили большой пассивный словарный запас.

Чем раньше начать обучение чтению ребёнка, тем шире будет его словарный запас. А приступать к занятиям можно с самого рождения! Малыш может учится читать целыми словами, минуя этап послогового проговаривания. Вы показываете ему карточку со словом и произносите. Карточки можно сделать самостоятельно или воспользоваться комплектом «Чтение с пелёнок», который содержит 800 карточек разного размера, книгу Андрея Маниченко "Как научить ребенка читать", видеокурс для родителей на DVD  и много подарков.

Одновременно кроха знакомится с книгами-листалками, составленными на основе русского фольклора. Также для расширения словарного запаса можно использовать интерактивную программу речевого развития «Говорим с пелёнок», содержащие слова, словосочетания и предложения, проиллюстрированные картинкой или мультиком. Всё это и много другое Вы найдете в комплекте для обучения детей чтения «Букварь с пелёнок».

Специально для самых маленьких компания "Умница" разработала «Систему раннего интеллектуального развития», включающую оба комплекта "Букварь с пелёнок" и "Чтение с пелёнок". Большой набор слов и книги-листалки взаимодополняют друг друга, делая обучение-игру более эффективным и интересным.  «Система раннего интеллектуального развития» - это уникальная возможность начать развитие малыша с самого рождения, выйти в беглое и осмысленное чтение.

3.    Пересказ только что прочитанных сказок и их активное слушание. По ходу сказки Вы можете задавать вопросы, интересоваться мнением крохи, просить его пояснения, а по её окончании спросить, что ему понравилось в сказке, какие выводы он для себя сделал и т.п.

 4.  Разучивание вместе с крохой детских стишков, потешек, загадок, пословиц, поговорок, песенок. Во-первых, их слог очень легко запоминается малышами, а во-вторых, именно в них можно оценить все богатство нашего языка. 30 потешек, считалок, мирилок, прыгалок можно найти в комплекте для обучения чтению «Букварь с пелёнок».

5.    Игры с крохой в синонимы и антонимы: Вы называете слово, малыш – синоним или антоним. Для игры можно использовать мячик, произнося слова во время бросков друг другу – это весело и вдвойне полезно. Играйте и расширяйте кругозора малыша, показывая ему подписанные карточки с животными, растениями, природными явлениями, окружающими предметами, названиями цветов и т.д. – такие игры объединяет общение и чтение. 

Общайтесь, читайте, пойте, играйте с малышом.
Пусть родной язык звучит повсюду, наполняя жизнь малыша информацией, мыслями, эмоциями!

Мария Логоватовская

Русский язык – один из самых богатых и выразительных языков мира. Учёные называют его объём – более полмиллиона слов! Представляете, какое мощное средство выражения своих знаний, мыслей, эмоций получает Ваш малыш, изучая русский язык. Ребёнок будет владеть языком на хорошем уровне, только накопив богатый словарный запас.

Лучше начинать развивать речь малыша с самого рождения. Ведь, как известно, именно в возрасте до трёх лет способности ребенка к изучению языка феноменальны. Вспомните детей в двуязычных семьях, которые обязательно становятся билингвами.

Мы знаем, что словарный запас бывает пассивным – узнаваемым, но не используемым, и активным – употребляемым в разговоре и письме, причем первый – гораздо шире, особенно у ребёнка. Пополнять следует оба, в определенные моменты жизни слова могут переходить из пассивного запаса в активный и наоборот. Поэтому в первые годы жизни малыша так важно полноценно общаться с ним, максимально наполняя пассивный словарный запас. Агукайте с малышом, не забывая о естественном языке, речи. Когда кроха начнёт говорить, многие слова перейдут в активный словарный запас. Теперь нужно сохранять и пополнять его  – для этого необходима практика употребления слов.

Специально для самых маленьких компания "Умница" разработала «Систему раннего интеллектуального развития», включающую оба комплекта "Букварь с пелёнок" и "Чтение с пелёнок". Большой набор слов и книги-листалки взаимодополняют друг друга, делая обучение-игру более эффективным и интересным.  «Система раннего интеллектуального развития» - это уникальная возможность начать развитие малыша с самого рождения, выйти в беглое и осмысленное чтение.

 
Пусть родной язык звучит повсюду, наполняя жизнь малыша информацией, мыслями, эмоциями!

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет"

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Задачи развития речи детей 2—3 лет

      - Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).
      - Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.
      - Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.  
      - Обеспечивать положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
      - Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
      - Целенаправленно обогащать
словарь детей. Упражнять в умении называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки — голова, ушки, носик, усы, спинка, лапки, хвостик; у чайника — ручка, носик; у машины — кузов, колеса и т. п.).
      - Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умении соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» — девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и др.).
      - Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (
мягкий, белый, звонкий).
      - Начинать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (
плачет, смеется; грустный, веселый и др.).
      - Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
      - Способствовать развитию
грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
      - Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований (
машинка, ключик, уточка и т. д.).
      - Развивать
произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь.
      - Начинать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (
машина — мишка — мышка). Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из 3—4 предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко, ту-ту — тук-тук, ку-ка-ре-ку — ку-ку и т. д.).
      - Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы —
тик-так; поезд — ту-ту-ту; машина — би-би; кошка — мяу-мяу; курочка — ко-ко-ко; корова — му-му-му; молоток — тук-тук-тук; собака — ав-ав-ав и др.).
      - Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
      - Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков.
      - Развивать
диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми. Упражнять в умении обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку.
      - Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо).

Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?

  1. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение.
  2. Четко и ясно проговаривайте свои слова. Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. При этом вы можете прекрасно понимать тот «тарабарский» язык, на котором говорит ребенок, и спокойно общаться с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребенок не сможет общаться с другими людьми — они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова.
  3. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание: «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.
  4. Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...