Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста.Виды.Техника.
консультация (младшая группа) на тему
Дыхательная гимнастика для детей младшей группы садика. Виды и техника
Дыхательная гимнастика занимает важную часть физической культуры, её пользу открывали для себя в разное время различные народы путём накапливания простого исторического опыта, и позже польза её была подтверждена научно. Дыхательные упражнения обеспечивают прекрасный дренаж бронхов, способствуют укреплению дыхательной мускулатуры, очищению слизистой дыхательных путей человека, насыщают всё тело свежим кислородом, необходимым для его нормальной деятельности.
Поэтому очень важно обеспечить правильные ежедневные упражнения для маленьких деток младшей группы садика. Дыхательные упражнения должны стать для них неотъемлемой частью ежедневного расписания.
При обилии различных техник дыхательной гимнастики, основанной на йоге и других оздоровительных упражнений и философских систем здоровья, нельзя бездумно следовать какой-нибудь из этих техник. Маленькие дети требуют более тщательного и серьёзного подхода, в том числе:
1. Учёта эффективности каждого упражнения, выбора только самых необходимых, ведь в условиях детского сада нет возможности заниматься малополезными ритуальными упражнениями подолгу.
2. Уровень сложности выполнения упражнения, доступный маленькому ребёнку. Адаптация называний и объяснений упражнений для восприятия ребёнком младших групп садика.
3. Включение в систему упражнений для разных типов дыхания:
- брюшного;
- рёберного;
- ключичного;
- полного;
4. Системный подход. Упражнения должны быть скомбинированы таким образом, чтобы за одно занятие обеспечивались одновременно вентиляция всех отделов лёгких, и укрепление дыхательной мускулатуры и т.д.
Приблизительный план комплекса упражнений может быть составлен из уже известных упражнений, путём их комбинирования при соблюдении описанных выше принципов.
Упражнение №1. "Слушаем дыхание". Очень важно объяснять детям доступным языком в чём польза упражнений, какие бывают типы дыхания. Начинать комплекс поэтому полезно с предложения послушать собственное дыхание, прислушаться к процессу, отследить, как воздух попадает в носик, потом по дыхательному пути наполняет лёгкие: верхние части, средние, нижние. Как вздымается грудь и живот во время глубокого вдоха и как потом воздух спокойно покидает нас.
Попросите детей сперва попробовать дышать легко, в ускоренном темпе, затем глубоко и медленно, пусть попробуют брюшное дыхание, грудное и так далее. Каждое упражнение вы показываете на себе, прикладывая руку к груди или к животу, жестами показывая путь, проходимый воздухом в нашем теле. Это упражнение прекрасно восстанавливает дыхание после физ. нагрузок. Каждый вид дыхания повторить по 5-6 раз.
Упражнение №2. "Дышим одной ноздрёй". Суть упражнения проста и понятна, его цель - тренировка верхних дыхательных путей. Закрываем одну ноздрю указательным пальчиком и дышим 5-7 раз. Важно, как можно выше поднимать диафрагму. Детям это стоит объяснить, как "дышим, пока на животике не появится ямка" или вроде того.
Упражнение №3. "Надуваем шарик". Направлено на брюшное дыхание. Всё просто - дети вместе с воспитателем надувают из животика шарик, вдыхая воздух. Но вдох при этом должен быть не резким, а спокойным, размеренным, медленным. Затем короткая пауза - и спокойный размеренный выдох. Повторить 6-7 раз.
Упражнение №4. "Шарик в груди". После предыдущего упражнения обычно проще объяснить детям, как дышать верхним дыханием. Нужно просто объяснить им, что точно так же, как мы надували только что воздушный шарик в животике, надо сделать и в груди. Убедитесь, что все дети поняли и освоили это упражнение, с ним у некоторых возникают трудности. Повторы: 6-7.
Упражнение №5. "Дыхание с подъёмом". Обеспечивает хорошую вентиляцию нижних отделов лёгкого, при этом хорошо стимулирует верхнее дыхание. Руки, согнутые в локтях, кладём на ключицы. С вдохом тянемся вверх плечами и руками, можно также подниматься на цыпочки, но это не обязательно. Затем плавно опускаемся. Повторить 5-7 раз.
Упражнение №6. "Ёжик принюхивается". Ёжик вышел из норки весной и принюхивается к природе: повороты головы направо и налево и сильное шумное (в разумных пределах) вдыхание воздуха носом. Затем спокойно выпускаем воздух из лёгких через рот. Повторяем 5-7 раз.
Упражнение №7. "Губы трубочкой". Руки на пояс, через носы выдыхаем весь воздух из лёгких, затем задерживаемся на пару секунд, и вдыхаем воздух через свёрнутые трубочкой губы. Набираем полные лёгкие воздуха, снова задерживаем дыхание на пару секунд - и спокойно выдыхаем через нос. Повторить 7-9 раз.
Упражнение №8. "Насосы". Сжав ручки в кулачки, выставляем их перед грудью. Теперь начинаем выполнять наклоны вперёд, глубокие, до самого пола, с порывистыми вдохами и выдохами. Наклон - выдох, выход на исходное положение - вдох. Попросите детей дышать шумно, вдыхая носом, а выдыхая через рот. 8-10 повторений.
Завершение комплекса, как правило, производится при помощи очищающего глубокого дыхания. Глубокий вдох через нос, сопровождающийся выпячиванием живота и грудной клетки, и спокойный, такой же глубокий и полный, выдох. Повторить 5-7 раз.
Выполняя комплекс таких упражнений ежедневно, можно уверенно ожидать хороших результатов в плане развития дыхательной системы ребёнка, укрепления иммунитета и здоровья в целом.
Обычно никаких проблем с тем, чтобы заставить ребёнка выполнять упражнения не возникает - детки с удовольствием повторяют за педагогом все движения и упражнения. Гораздо важнее убедиться, что они правильно поняли ваши объяснения, и действительно дышат, как от них требуется, а не только имитируют правильное дыхание, подражая соседу. Это особенность маленьких детей младшей группы детского сада, им не всегда удаётся с первого раза понять, чего хочет от них их воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ...
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...
статья «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего о...