Экологические игры во второй мл. группе
занимательные факты (младшая группа) на тему

Власенко Инна Анатольевна

Данная подборка игр поможет в работе воспитателям , работающим на группах детеей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolog_igry.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

II мл.группа

Игровое упражнение

«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель. Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

ОПИСАНИЕ. У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных. (Например: это растение цветет, а у него большие листья, а у этого растения толстый стебель.)

II мл.группа

Игровое упражнение

«В ЗИМНЕЙ СТОЛОВОЙ»

Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

II мл.группа

Игровое упражнение

«КАКАЯ ЭТО ПТИЦА»

Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».

Материал. Красочные изображения птиц.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:

  •   Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
  •   Все покричим, как ворона.
  •   Кто кричит «чирик-чирик»?
  •   Покричим, как воробей.

II мл.группа

Игровое упражнение

«ПТИЧКИ»

Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились —

Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

II мл.группа

Игровое упражнение

«ДА ИЛИ НЕТ»

Цель. Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.

Материал. Игрушечный котенок.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель просит показать, где у котенка нос, глаза, хвост и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:

  •   Есть у котенка нос?
  •   Есть у котенка уши?
  •   Есть у котенка рога?   И т. д.

II мл.группа

Игровое упражнение

«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»

Цель. Закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.

ОПИСАНИЕ. Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрешку под растением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.

II мл.группа

Игровое упражнение

«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ РЫБКА»

Цель. Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять

Материал. Голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

ОПИСАНИЕ. Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? — спрашивает воспитатель. — Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

II мл.группа

Игровое упражнение

«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

Цель. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

Материал. Игрушечный руль.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы — птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке».

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Весело скакали,

Зернышки клевали.

Дети-птички летают и прыгают — садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит:  «Тра-та-та, берегись, посторонись».

II мл.группа

Игровое упражнение

«УГАДАЙ, ЧТО В РУКЕ»

Цель. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Материал. Муляжи овощей и фруктов

Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Игровое правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

ОПИСАНИЕ. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.

II мл.группа

Игровое упражнение

«УГАДАЙ, ЧЕЙ ХВОСТ»

Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.

II мл.группа

Лото с элементами моделирования

«КТО ВО ЧТО ОДЕТ»

Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.

Материал. Большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.

ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

II мл.группа

Лото с элементами моделирования

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Материал. Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.

ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

II мл.группа

Лото с элементами моделирования

«КТО КАК ДВИГАЕТСЯ»

Цель. Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.

Материал. Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.

В данную игру одновременно может играть подгруппа детей из трех человек. Для этого рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы малышам.

II мл.группа

Ботаническое лото с элементами моделирования

«ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Цель. Закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.

Материал. Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.

ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты. На одной карте в середине изображен фрукт, на другой — овощ. Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют овощ либо фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

В данной игре в роли ведущего выступает воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо ее освоят, эту роль можно предлагать и ребенку.

При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.

II мл.группа

Игровое упражнение

«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»

Цель. Развивать у детей чувство равновесия, внимание.

Материал. Доска (ширина 25—30 см, длина 2 м), цветные лоскутки, разноцветные кубики.

ОПИСАНИЕ. На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеек.

Ребенку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеек глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (разложенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой!» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идет самостоятельно.

II мл.группа

Игровое упражнение

«КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗУ, ЕЛЬ, ДУБ»

Цель. Найти дерево по названию.

Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

ОПИСАНИЕ. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:

  •   Кто быстрее найдет березу?
  •   Раз, два, три — к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.

II мл.группа

Игровое упражнение

«ВОРОНЫ»

Цели. Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить говорить то громко, то тихо.

ОПИСАНИЕ. Дети-вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!» (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (Тихо)        

Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями.

Дети громко произносят, повторяя за воспитателем

То же..

Дети  тихо  произносят.   Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.

Игра проводится после наблюдения за вороной.

II мл.группа

Игровое упражнение

«ВОРОБЫШКИ И КОТ»

Цели. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаться.

ОПИСАНИЕ. Дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, — это воробышки на крыше. В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот — он спит. «Воробышки вылетают на дорогу!» — говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот — он потягивается, — произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.

II мл.группа

Игровое упражнение

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Цели. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.

ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит «Солнышко!», игра повторяется.

Указание к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем могут быть привлечены 10—12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик». Во время прогулки можно предложить детям пособирать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.

II мл.группа

Игровое упражнение «ЛОХМАТЫЙ ПЕС»

Цели. Учить детей двигаться в соответствии с текстом стихотворения, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.

ОПИСАНИЕ. Дети стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет?

Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

Указания к проведению. Пространство между псом и детьми должно быть большим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.

II мл.группа

Игровое упражнение «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»

Цели. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты,— это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Воспитатель следит за тем, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.

Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточках. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.

II мл.группа

Игровое упражнение «УТОЧКА»

Цели. Закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движения утят.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель показывает игрушки — большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. Читает стихотворение про уточку:

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Под кустиком, под березкой.

Сама, утя, хожу,

Детей своих вожу,

Сама, утя, поплыву,

Детей своих поведу.

После этих слов детки-утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.

средняя группа

Игровое упражнение

«ПОЧТАЛЬОН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ»

Цель

Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровое действие. Составление загадок об овощах.

Материал

Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Ход игрового упражнения

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посыпке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

средняя группа

Игровое упражнение

«ГДЕ ЧТО ЗРЕЕТ»

Цель

Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игрового упражнения

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной — плоды и листья одного растения (яблоня), на другой — плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.)

Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

средняя группа

Игровое упражнение

«СОБЕРИ УРОЖАЙ»

Цель

Учить различать дары полей, садов. Помочь собрать урожай труженикам полей.

Ход игрового упражнения

Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.

средняя группа

Игра «КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ»

(Модели — грядка, сад)

Цель

Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило

Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой — значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой — «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.

Игровые действия.

Поиск предметов, соревнование команд.

средняя группа

Игра «КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ»   окончание

ХОД ИГРЫ

Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

«А сейчас будем соревноваться — чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку „Яблоко" или модель „Сад") надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец — модель „Огород") овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).

Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).

После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

средняя группа

Игра «К ДЕРЕВУ БЕГИ!»

Цель

Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

Игровое правило

Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву беги!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.

средняя группа

                 Игра «К ДЕРЕВУ БЕГИ!»                   

ХОД ИГРЫ

Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру „К дереву беги!" Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его. У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит...» Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!». Дети бегут к елке.

Воспитатель. А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (Предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)

После рассказа-описания Лены воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три — к дереву беги!».

В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.

средняя группа

Игра «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите „да", если же то, что в огороде не растет, вы скажете „нет". Кто ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель. Морковь.          Дети. Да!

Воспитатель. Огурцы.            Дети. Да!

Воспитатель. Свекла.        Дети. Да!

Воспитатель. Сливы.        Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь — людей насмешишь. Будь внимателен!»

средняя группа

Игровое упражнение «РАНЬШЕ — ПОЗЖЕ»

Цель. Развивать логическое мышление.

Ход упражнения

Задание № 1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других» (четыре картинки).

Задание №2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. «Покажите картинку, где луковицы посажены позже других».

Задание №3. К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «Покажите картинку, где морковь посажена раньше».

Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажите картинку, где репа посажена позже».

средняя группа

Игровое упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель. Развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход упражнения

Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты.

Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?

Дети. Цветные, не прозрачные.

Воспитатель. Ворона каркает, а сорока?

Дети. Сорока стрекочет.

Воспитатель. Петух кукарекает, а курица?

Дети. Курица кудахтает.

Воспитатель. Лягушка квакает, а лошадь?

Дети. Лошадь ржет.

Воспитатель. У коровы теленок, а у овцы?

Дети. У овцы ягненок.

Воспитатель. У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дети. У бельчонка мама белка.

средняя группа

Дидактическая игра

«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...»

Цель

Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.

Ход игры

Приготовляются фишки. В первом ряду — звери, во втором — птицы, в третьем — рыбы, в четвертом — насекомые.

Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

средняя группа

Игра

«БЕГИ В ДОМ, КАКОЙ НАЗОВУ»

Цель

Найти предмет по назначению.

Игровое действие.

Бег (с увертыванием) к определенному предмету.

Игровое правило

Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.

Ход игры

Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.

При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.

средняя группа

Игра «НАЙДИ ПАРУ»

Цель. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Задание. «Найти предмет по сходству»

Игровое действие. Поиски похожего предмета.

Правила. Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Оборудование. Листья трех-четырех деревьев в соответствии с количеством детей.

Ход игры

Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.

средняя группа

Игра «НАЙДИ ЛИСТОК, КАК НА ДЕРЕВЕ»

Цель

Учить детей классифицировать растения по определенному признаку.

Задание. Найти часть по целому.

Игровое правило

Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.

Ход игры

Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

средняя группа

Игра «ОПИШИ, МЫ ОТГАДАЕМ»

Цель

Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Вариант I. Задание. Описать предметы и найти их по описанию.

Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила. Давать описание подробно и четко, в принятой последовательности.

Ход игры

Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.

Вариант II. Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку — описать какой-либо овощ, например, свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель предупреждает водящего, что на загаданный плод не надо долго смотреть, так как остальные дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу догадаются. При этом следует напомнить последовательность описания: сначала рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе.

средняя группа

Игра «ОПИШИ, А Я ОТГАДАЮ»

Цель

Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Игровое действие. Загадывание воспитателю загадок.

Игровые правила. Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят таким образом, чтобы растения ему не были видны.

Ход игры

Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем он начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т.д.

Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

средняя группа

Хороводая игра «ЛЕТИ, ЛИСТОК, КО МНЕ В КУЗОВОК»

Цель. Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.

Материал. Корзинка для сбора листьев, засушенные листья или их трафареты из цветного картона, или шапочки с изображением листочков (рябины, березы, клена, тополя).

Ход игры

Дети заводят хоровод:

Осень в гости к нам пришла,           Дети берутся за руки и идут по кругу.

Дождь и ветер принесла.        

Ветер дует, задувает,                   Поднимают руки вверх и качают

С веточек листы сдувает.                         ими из стороны в сторону.

Листья на ветру кружатся                    Ребята разбегаются в разные

И под ноги нам ложатся.                 стороны, кружатся и приседают.

Ну, а мы гулять пойдем                           Ребята  опять  собираются  в кружок.

И листочки соберем.        

Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Рябиновый листок, лети в мой кузовок».

Ребята, в руках которых листочки рябины, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину.

средняя группа

Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель

Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

Игровые действия

Ребенок достает из мешочка фрукт.   Обследует его,   называет. (К концу года можно использовать муляжи, активизируя память детей.)

Усложнения.

1. Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка.

2. Воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка. Например, овощ похож на шарик с длинным хвостом, твердое. (Свекла.)

средняя группа

Игра «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ»

(с элементами пантомимы)

Цель. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры

Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Задание № 1. Показать, что стало холодно.

Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Задание №2. Показать, что идет холодный дождь.

Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.

Задание №3. Показать, что вновь светит солнышко.

Дети прыгают, бегают, веселятся.

Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.

Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.

Задание № 5. Усложнение. Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.

средняя группа

Словарное упражнение

«КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ»

Вариант I. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель. Насекомые — это...

Дети. ...муха, комар, ...

Воспитатель. Рыбы — это...

Дети. ...карась, щука, ... .

Вариант II. Воспитатель называет видовое понятие, а дети — обобщающее слово.

Воспитатель. Муха, комар — это... Дети. ...насекомые.

Воспитатель. Золотая рыбка, карась — это... Дети. ...рыбы.

средняя группа

Дидактическое упражнение

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка. Две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.

Игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).

средняя группа

Дидактическое упражнение

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Вариант I. На столе три-четыре карточки с изображением насекомых, рыб. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них и спрашивает: «Что изменилось?».

Вариант П. На столе выкладываются пять-шесть картинок и не убираются, а меняются местами. Вопрос тот же, что и в варианте I.

средняя группа

Словарная игра

«ПОВТОРЯЙ ДРУГ ЗА ДРУГОМ»

Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет свое (жук, комар...). Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

Можно играть с одним или несколькими детьми.

средняя группа

Словарное упражнение

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»

Цель

Уточнить и углубить знания о времени года.

Ход упражнения

Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения во второй младшей группе "Прогулка в зимний лес".

Развлечение способствует воспитанию доброжелательного отношения к окружающему миру. Использованы пальчиковые игры, загадки, песни, стихотворения, дидактические, логоритмические, подвижные  игры....

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Подвижные игры во второй младшей группе. Предлагаю картотеку прогулок для второй младшей группы.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»       младшая группа Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и ...

Экологические игры во второй младшей группе

Картотека экологических игр во второй младшей группе...

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе " Экологическая тропа"

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе " Экологическая тропа"Цель: Создать условия для расширение знаний детей о растениях.Задачи:  Познавательные: Расширить...

Методическая разработка образовательной деятельности по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»

Возрастная группа: вторая младшая группаТема: «Экологическая тропа»Цель: Создать условия для расширения знаний детей о растениях.Задачи:Познавательные: Расширить знания...