"Экосундучок"
материал по теме

Рыжкова Юлия Викторовна

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывают экологические сказки и фольклорные средства (пословицы, загадки, потешки, сказки). Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека экосказок.48.07 КБ
Файл Сценарии экосказок. 23.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказочная страна комнатных растений»

Комнатные растения являются одним из доступных и важных объектов для воспитания и обучения детей и развития у них элементарной экологической культуры. Часто, трудным моментом в этой работе является то, что многие комнатные растения имеют необычные, труднопроизносимые названия. Для того чтобы облегчить процесс запоминания этих названий, можно использовать сказки.

По ходу повествования, дети могут получить и некоторые знания о происхождении растений, правилах ухода за ними, о способах размножения и другие полезные сведения.

Каждая глава этих необычных сказок заканчивается вопросами, которые помогут закрепить знания, развивать внимание, память, расширят круг представлений о комнатных растениях.

После прочтения каждой главы сказки можно предложить детям практические задания, например: нарисовать те комнатные растения о которых говорилось в прочитанной главе, или вырезать из цветной бумаги и наклеить листок, цветок того растения, которое больше всего понравилось. Вариантов таких практических занятий много : природный материал ( засушенные листья и цветы растений), оригами, аппликации из ткани или обрывков бумаги, панно из пластилина и так далее, – самое главное, чтобы эти занятия были интересны детям и вызывали у них только положительные эмоции.

ГЛАВА ПЕРВАЯ, в которой мы впервые встречаемся с королем Абутилоном.

В некотором царстве, цветочном государстве жил да был и правил славный король Абутилон. Это был настоящий король: гордый и даже немного грозный, как и положено быть настоящему королю. Он очень гордился собой и часто повторял:

«Посмотрите на меня, я не похож на другие комнатные растения, я похож на настоящее дерево, у меня и ствол и ветви, как у дерева! А листья, вы только посмотрите, они похожи на короны, а уж если я зацвету, тогда и вовсе нет мне равных: ведь все веточки мои покроются золотыми колокольчиками!»

Так хвастался король перед своими многочисленными подданными. Но они не сердились на него, наоборот гордились своим королем. И только старая нянька короля Абутилона, иногда журила его за излишнее хвастовство. А звали ее тетушка Китайская роза. Она тоже была похожа на деревце: и ствол был у нее и ветви и листья, как у настоящего дерева, но она никогда не гордилась этим, потому что знала: то, как ты выглядишь, не всегда является главным.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:

Понравилась ли вам сказка, а хотите узнать, что было дальше?

Но сначала давайте вспомним: как звали цветочного короля?

Чем гордился Абутилон?

На что похожи листья Абутилона?

Как цветет Абутилон, на что похожи его цветы?

Как звали нянюшку цветочного короля?

Хвастаться – это хорошо?

Нарисуйте листок Абутилона.

ГЛАВА ВТОРАЯ, в которой мы узнаем о других жителях цветочного царства и о его таинственной хозяйке.

Действительно, то, как ты выглядишь, не всегда бывает главным. Это была чистая правда. Вот, например, придворный лекарь, господин Алоэ. Ну, казалось бы, чем ему гордиться: сухим, корявым стволом, или колючими листьями. Однако не было в цветочном царстве ни одного жителя, который бы не знал, каким замечательным доктором был господин Алоэ. И в самом деле: ну кто лучше, чем он мог вылечить сильный кашель или залечить рану?

 Даже сама Хозяйка уважала и любила его: аккуратно стряхивала пылинки с его листочков и опрыскивала их живительной влагой.

Вы спрашиваете, кто же такая – Хозяйка? А Хозяйкой нашего цветочного царства была обыкновенная девочка, которая очень любила свой маленький зелёный сад но, даже не догадывалась, какие удивительные чудеса творятся у нее на подоконнике.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

«Лекарь» – так раньше называли врача. Кто был врачом в цветочном царстве?

Опишите как выглядит Алоэ?

Что можно лечить соком Алоэ?

Найдите Алоэ в нашем живом уголке.

Нарисуйте Алоэ (рисование с натуры).

Кто такая Хозяйка цветочного царства?

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой мы, наконец, познакомимся с королевой.

Как у всех настоящих королей, у нашего Абутилона была королева. А звали королеву Узамбарская фиалка. Давным-давно дальние родственники нашей королевы прибыли из жаркой Африки, а потому Узамбарская фиалка очень боялась холода и кутала свои листья в мягкую и нежную серебристую шубку. Она очень гордилась своей необыкновенной шубкой, и когда Хозяйка приближалась к ней с лейкой, она вздрагивала и шептала:

«Прошу Вас, осторожно, осторожно! Не капайте водой на мою шубку, она может испортиться и покрыться пятнами, лейте воду только под корешок, ну, пожалуйста!»

Да, наша Узамбарская фиалка, безусловно, была настоящей королевой. И как все королевы обожала наряжаться и украшать себя. Иногда она не знала меры и вся была усыпана цветами. Прекрасные и нежные, они, к сожалению, совсем не пахли. И это часто огорчало нашу королеву. Если у нее было особенно плохое настроение, она заявляла королю Абутилону:

«Я не приду сегодня на ваш бал! Какой может быть бал, если у меня нет духов! Ужасно, ужасно!»

Надо сказать, что король обожал балы, потому что любил покрасоваться перед своими подданными, и поэтому, как мог, пытался уговорить капризную королеву не отменять бала. Он утешал ее и говорил:

 «Ну, что Вы так расстраиваетесь из-за пустяков, Ваше величество?! Я сейчас же вызову придворного парфюмера и велю наполнить зал прекрасным ароматом».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ:

Назовите имя цветочной королевы?

Назовите родину узамбарских фиалок?

Почему она просила Хозяйку лить воду только под корешок?

Чем пахли цветки узамбарской фиалки?

Из прямоугольных бумажных заготовок зеленого цвета вырежем овалы, такие же, как листочки фиалки.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ, в которой мы встретимся с придворным парфюмером.

В нашем цветочном царстве у всех жителей было много дел, но больше всего приходилось трудиться тем, кто служил нашему капризному королю.

«Мне жарко!» – мог заявить он ни с того ни с сего. И тут же, его слуга, Фикус, расправлял над Абутилоном свои огромные листья и, как зонтиками, прикрывал его от ярких солнечных лучей.

Вот и у придворного парфюмера всегда было много работы.

А придворным парфюмером была у короля уважаемая Герань. Ее сестра, Герань Душистая, тоже служила королю, – она была незаменимой помощницей королевского лекаря, господина Алоэ. Кроме того, у господина Алоэ был еще один помощник, которого звали доктор Бриофиллюм. Он прославился тем, что лучше всех умел лечить насморк. И Герань Душистую все знали, как целительницу. Она могла быстро избавлять от боли, если у вас заболело ухо.

Но, мы немного отвлеклись, так вернемся же снова к уважаемой Герани. Вы спросите, почему ее назначили главным парфюмером цветочного царства? Да очень просто: ведь стоит только прикоснуться к ее листочкам, как вы тут же почувствуете прекрасный аромат. Скажем вам откровенно, что некоторые жители цветочного царства считали уважаемую Герань немного волшебницей, а сама она была проста, скромна и неприхотлива, и не считала свое умение создавать ароматы чем-то необыкновенным.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ:

Парфюмер – это тот, кто делает ароматные духи. Вспомните, кто был придворным парфюмером в нашей сказке?

Как Фикус служил капризному королю?

Чем прославилась Герань Душистая?

Найдите в нашем живом уголке Бриофиллюм, почему его, как и Алоэ, называют зеленым доктором? Что можно вылечить соком этого растения?

Давайте возьмем несколько крошечных деток с листа Бриофиллюма и поместим их в «тепличку» а через несколько дней проверим – что же получится? (Проводится опыт по укоренению «деток» растения).

ГЛАВА ПЯТАЯ, в которой мы узнаем, как придворные цветочного царства готовились к балу.

«Бал состоится!» Все только и говорили об этом, все только и обсуждали, в каких нарядах стоит появиться во дворце, чтобы обратить на себя благосклонный взгляд короля и королевы.

Госпожа Фуксия все свои веточки украсила великолепными ярко-розовыми цветами-сережками. А лилия Эухарис выбросила длинную «стрелку», на которой распустила два белых ароматных цветка.

«Чем я хуже?» – сказал господин Амариллис и тоже выбросил вверх толстую длинную «стрелку», но потом подумал и добавил еще одну, причем украсил их шестью огромными оранжевыми цветками. Он так стремился понравиться королю и королеве, что даже его луковица была в земле только наполовину.

Пузатый и колючий Кактус, который был Первым Советником короля, говорил: «Вы только посмотрите, этот господин Амариллис, кажется, хочет выпрыгнуть из своего горшка, право, это смешно!». Но никто не обращал внимания на его замечания, потому что все знали, что господин Кактус известный сплетник и ворчун.

Конечно, все придворные старались украсить себя цветами, но не всем они были нужны. Вот, например, госпожа Маранта и господин Колеус могли похвастаться перед всеми не пышными цветами, а своими великолепными, яркими листьями, каждый из которых стоил целого цветка.

Начальник королевских стражников – генерал Ирис, тоже собирался на бал. Он расправил листья-мечи и имел довольно грозный вид, когда осматривал свое войско, состоящее из смелых и выносливых Хлорофитумов. Их листья похожи на острые шпаги, и казалось, они в любую минуту готовы прийти на помощь своему королю, если ему будет угрожать опасность.

 Не будем описывать наряды и украшения всех придворных, потому что нас ждет встреча с еще одной героиней сказки.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПЯТОЙ ГЛАВЕ:

О каких новых комнатных растениях вы узнали из этой главы? Назовите их.

Найдите их в живом уголке?

Кем были Кактус, Ирис, Хлорофитумы?

Почему Маранта и Колеус не спешили украсить себя цветами?

Возьмите «раскраску» – это контур листка Колеуса, рассмотрите внимательно листочки растения, они трехцветные, подберите карандаши, которые вам понадобятся для раскрашивания.

ГЛАВА ШЕСТАЯ, в которой мы познакомимся с юной принцессой цветочного царства.

Надо заметить, что у нашего короля была приемная дочь: юная и прекрасная Традесканция. Королева Фиалка не очень любила свою падчерицу, и часто говорила королю: «Ну, почему она такая невзрачная, разве настоящие принцессы такие? Вот, когда я была маленькой принцессой, то даже тогда украшала себя драгоценными цветами!» На это король отвечал: «Но зато мало кто в моем царстве может похвастаться такими длинными кудрявыми косами!» Так продолжались их споры каждый день, а принцесса Традесканция тем временем подрастала и превращалась в прекрасную девушку с необыкновенно добрым сердцем. Все любили ее и все восхищались ее необыкновенными косами.

Многим нравилась Традесканция, и многие мечтали жениться на юной принцессе. «Еще бы, – говорил советник Кактус – - ведь тот, кто станет мужем нашей принцессы, породнится с самим королём!»

Но Традесканция не спешила отдать свое сердце кому-либо, она ждала, ждала своего единственного принца. Возможно сегодня она встретит его… Но не будем забегать вперед, и дождемся королевского бала.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ШЕСТОЙ ГЛАВЕ:

Назовите имя принцессы?

Рассмотрите Традесканцию и расскажите, чем она отличается от других комнатных растений?

Вместе с детьми выполняется коллективная работа «Принцесса Традесканция» Взрослый раскатывает из коричневого или темно-зеленого пластилина тонкие длинные веточки, выполняет фоновую часть, а дети после разъяснения и показа лепят листочки.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ, в которой мы вместе с нашими героями отправимся на бал.

Итак, бал начался! Куда ни посмотри, – всюду прекрасные цветы и листья, все сверкает и благоухает. И, конечно, в центре внимания – король Абутилон, весь усыпанный золотыми колокольчиками и его королева, украшенная без меры ярко-фиолетовыми, махровыми цветами. Принцесса Традесканция тоже здесь,… но куда это она так пристально смотрит? Что это за чудесный цветок, скромно стоящий в стороне от всех? «Это Бальзамин», – сказала Кислица, встряхнув своими треугольными листочками. Наша Кислица всегда всё про всех знала. «Говорят, что он прибыл к нам из какой-то далекой восточной страны, поэтому его еще называют султанским, но я слышала, как наша Хозяйка называла его «огонек», значит он не очень знатного рода!» – прошептала Кислица принцессе.

«Огонек! Как он прекрасен!» – подумала Традесканция.

А, что же Бальзамин? Он тоже не сводил глаз с юной красавицы. Его блестящие зеленые листочки трепетали, а розовые цветы, щедро усыпающие его полупрозрачные стебли, кажется, стали еще ярче.

Весь вечер проговорили Бальзамин и Традесканция. О чем?! Да, разве это важно? Важно то, что они, наконец, встретили друг друга!

На балу было так весело, что, кажется, никто и не заметил этой встречи. Но это вовсе не так…

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СЕДЬМОЙ ГЛАВЕ:

Найдите комнатное растение с треугольными листьями, как оно называется?

Как вы думаете, почему это растение называют кислицей?

Какое растение Хозяйка называла «Огонёк» и почему?

Назовите правильное название «огонька».

Нарисуйте Бальзамин акварельными красками.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ, в которой события приобретают серьезный оборот.

Вы помните королевского советника? Так вот, господин Кактус строго следил за тем, что происходит в зале, и сразу заметил молодую пару, беседующую в стороне ото всех.

 Скажем вам по секрету, что королевский советник сам уже давно мечтал жениться на принцессе и поэтому то, что он увидел, страшно разозлило его. Не медля ни минуты, он подошел к королеве и, как бы между прочим, сказал: «Ваше Величество, не кажется ли вам неуместным общение нашей принцессы с этим чужестранцем? Кто он? И какого рода? Я слышал, его называют Ванькой мокрым! Полагаю, ему не место среди нас, благородных цветов!»

Королева Фиалка очень рассердилась и немедленно пожаловалась королю. Абутилон, конечно любил свою приемную дочь, но уж очень не хотел ссориться с королевой, а потому велел отправить принцессу Традесканцию в Высокую Башню, – подумать над своим поведением! Трудные времена настали для наших влюбленных. Целыми днями стояла Традесканция на балконе Высокой Башни и смотрела вниз, туда, где ждал ее самый нежный и милый сердцу цветок.

С каждым днем длинные косы принцессы становились все длиннее и длиннее, а навстречу ей тянул свои веточки Бальзамин. Он так тосковал, что на листочках у него выступали прозрачные капельки-слезы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ВОСЬМОЙ ГЛАВЕ:

Почему советник Кактус хотел помешать дружбе Принцессы и Бальзамина?

Рассмотрите внимательно Бальзамин и скажите, почему иногда его называют Ванькой мокрым? Знаете ли вы ещё какие-нибудь названия этого цветка? (сахарное деревце, недотрога).

Вместе с детьми провести опыт, доказывающий, что Бальзамин влаголюбивое растение. (Примечание: опыт следует проводить осторожно, не допускать гибели растения!)

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ, в которой подтверждается известная истина о том, что добро всегда побеждает зло.

Все жители цветочного царства видели страдания юной пары, и вскоре до короля дошли слухи о том, что многие осуждают его. «Нет, этого нельзя допустить! Могут начаться беспорядки!» – подумал король и немедленно велел позвать Советника Кактуса. А Кактус уж и сам был не рад, что затеял это черное дело. «А что, если король узнает, кто все это начал, тогда не быть мне королевским Советником» – с ужасом думал он.

«Ваше Величество, – воскликнул он, войдя к королю, – всем известно Ваше доброе сердце и великодушие, так простите же принцессу, и пусть все в нашем цветочном царстве узнают об этом. Я думаю, Вам следует готовиться к свадьбе!»

«Свадьба!? Это значит бал, и не просто бал, а самый чудесный, самый грандиозный бал…» – мечтательно произнес король.

Советник Кактус прекрасно знал о том, как обожает король праздники и балы, и решил этим воспользоваться, ну, а уговорить королеву не составит труда.

Вскоре, жителям цветочного царства была объявлена воля короля, и все стали тщательно готовить свои наряды, ведь свадьба дело не шуточное…

А, что было потом? Какой была свадьба, как прошел чудесный бал, какие необыкновенные гости прибыли на это торжество, и, наконец, удалось ли господину Кактусу избежать наказания?… все это уже совсем другая сказка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДЕВЯТОЙ ГЛАВЕ:

Вы знаете такую поговорку: «Добро – побеждает зло!». Что это означает, как вы думаете?

Вспомните героев сказки и назовите тех, кто вам понравился?

Назовите героев сказки, которые вам не очень понравились и расскажите почему?

Расскажите, какие комнатные растения есть у вас дома и как вы ухаживаете за ними.

Нарисуйте.

Елки на Луне

     Ты, конечно, видел на небе Луну? Красивую, желтую, яркую и все время разную. Иногда - полную, круглую, а иногда - тоненький месяц. Ну, так вот, сегодня я тебе о ней что-то расскажу.

     Однажды на Луну полетели американские астронавты. Выполнили намеченную работу, погуляли и привезли на Землю фотографии того, что видели. А увидели они на Луне только огромную пустыню, камни, горы. Все коричневое, тусклое, скучное. Ни цветочка, ни одной, даже маленькой травинки! Просто – мертвая планета. С Земли она нам кажется светлой и желтой только потому, что ее освещает наше Солнце.

     Все люди думают, что Луна всегда была такой, но я тебе открою секрет! Давным-давно это была цветущая зеленая планета, похожая на нашу Землю. Но в лунных лесах ты бы не увидел ни берез, ни дубов, ни рябинки. Там росли только елки. Большие и меленькие, с длинными и короткими иголками, мягкие пушистые и колючие. А на еловых ветках висели удивительные золотые шишки. В них лунатики, так звали жителей Луны, находили разнообразные подарки.

     Один раз в год, на Новогодний праздник, они приносили елки в свои домики и так же, как и мы, украшали их игрушками, шарами, гирляндами разноцветных огоньков. В самый разгар веселья лунатики срывали золотые шишки и вынимали из них самые желанные и удивительные сюрпризы. Все были очень довольны и любили Новый год больше других праздников.

     Но праздник проходил. Веселье, к сожалению, очень быстро заканчивалось. С зеленых красавиц осыпались иголки, они засыхали, и их выбрасывали на помойку.

     Однажды кому-то в голову пришла отличная идея. Почему бы ни праздновать Новый год каждый месяц? Эта мысль очень понравилась всем лунатикам. И началась у них веселая жизнь круглый год: хороводы вокруг елок, игры, танцы, подарки из золотых шишек!

     Но спустя некоторое время около каждого домика стала расти гора из когда-то живых зеленых елочек, которые стали похожи на скелеты. Эти коричневые горы все росли и росли, пока не закрыли собой все домики, самих лунатиков, и … всю Луну.

     Вот так планета умерла. И ничем ей уже помочь нельзя. Не ждет ли такая же участь нашу Землю? Вспомни, сколько убитых елок после каждого Новогоднего праздника валяется в наших дворах! Зачем мы их убиваем? Придумай, как можно веселиться, встречать Деда мороза, не трогая живых елочек. Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

«Путешествие капли»

 Был темный пасмурный день, и над городом проходила большая туча. У нее было много детей-капелек. Она рассылала их в ручей, на асфальт, на землю. Как и у других, у нее была любимая дочка-капелька. Она послала ее на землю, но, видно, перестаралась. Туча шла слишком быстро, поэтому капелька упала на крышу пятиэтажного дома. Она лежала там до самой осени и превратилась в сосульку. А когда наступила зима, то сосулька увидела снежинку, которая медленно спускалась на крышу.

 – Как тебя зовут? – спросила сосулька. Но тут подул сильный ветер, и снежинку отнесло в сторону. Конечно, сосулька сильно опечалилась и подумала, что придется ей висеть здесь, глядеть на прохожих, которые даже не смотрят на нее. Но скоро наступила весна и сосулька почувствовала, что тает.

 – Помогите! – закричала она изо всех сил, превращаясь в каплю. Со звоном упала она на асфальт и стала стекаться в лужицу. Там было мокро и грязно. Но самое главное, она нашла там ту самую снежинку, с которой зимой не успела поговорить.

 – Кто ты такая? – спросила снежинка.

 – А разве не помнишь? – ответила капля. Ну, конечно, снежинка сразу узнала ее, и они подружились. Солнце пекло сильно, и капля стала подниматься вверх. "До свидания!" – крикнула она и превратилась в облако. Через несколько дней она опять пролилась на землю, но теперь на северный полюс. Там она превратилась в снежинку и осталась навсегда.

«Жизнь в реке»

 В одной очень чистой реке жила рыбка. Эта рыбка была не простая, а волшебная. Хвостик у рыбки переливался синим, красным, желтым цветом. У рыбки было много друзей: улитки, раки, головастики и другие рыбки.

 Однажды построили у реки завод. в воду стали сбрасывать отходы, и вода загрязнилась. Все подводные жители думали, как и что делать. Было много вопросов, рыбка сделала предложение, и оно было такое:

 – Мы должны уплыть в другое место, чтобы люди поняли, что нельзя загрязнять реки.

 Всем это предложение очень понравилось и все согласились. В этот же день все жители реки решили уплыть в другую реку. Все друзья рыбки очень скучали о своем родном доме.

 В одно прекрасное утро люди заметили, что рыбки исчезали, и тогда люди решили очистить воду. Люди поставили на заводах очистные фильтры. Когда рыбка узнала об этом, она с товарищами вернулась в свою родную реку.

«Одуванчик»

 Носит одуванчик

 Желтый сарафанчик.

 Подрастет, нарядится

 В беленькое платьице.

 Легкое, воздушное

 Ветерку послушное.

 Лишь только пригрело солнышко, на лужайке появился желтоголовый одуванчик. Едва он вылез из-под земли, как сразу же с любопытством начал рассматривать все вокруг. Первое, что он увидел, был огромный желтый шар у него над головой. Он решил, что это его мама, потому что шар был такой же желтый, как и его голова, и от него шло ласковое тепло. Когда одуванчик внимательно огляделся, он заметил, что рядом с ним живут много таких же, как и он, желтоголовых братцев. Он весело покивал им головкой, помахал листочками, и они ему радостно ответили ему тем же. Неожиданно на его голову опустилась огромная полосатая пчела. Она сердито жужжала и копалась хоботком в его лепестках. Одуванчик хотел прогнать ее, но потом побоялся: уж очень она была серьезная. Потом он познакомился с божьей коровкой. Она рассказала ему много интересного об окружающих его предметах. Он узнал, что самые страшные создания – это люди. Они вытаптывают все вокруг, а также отрывают “головы” цветам. А если они приезжают на огромных жуках – машинах, то все вокруг задыхаются от их яда – бензина. Одуванчик с ужасом думал о встрече с людьми.

Сказка про маленькую тележку

Жила-была Маленькая Тележка. Она была удобная и быстрая. Яблоки и арбузы, дыни и цветы, хлеб и молоко, глиняные горшки и шерстяные носки – все это легко помещалось в Тележку. Хозяин очень любил и лелеял ее. На ночь ставил в теплый сарай, в котором пахло травами, а под крышей жили ласточки. Каждый вечер они слетались к Маленькой Тележке, чтобы обсудить последние новости.

- Нет, вы слышали? Соседский кот опять украл цыплят, надо с этим как-то бороться… Лапу ему, что ли, отдавить?

- Что вы, он же живой, - сказала Тележка (от волнения у нее даже закрутились колеса: Нельзя быть такими жестокими. Надо просто отремонтировать цыплятник. Завтра же привезу свежих досок, на стройке можно будет взять.

- Вот ты всегда так, а мы бы ему уже хвост оторвали! От него одни неприятности.

- Красотки-щебетуньи, кот хороший, с хозяином не повезло: работать не хочет, только водку пьет. Мыши давно уже разбежались с нашего двора, вот кот и голодает.

- Ладно, пусть живет. Мы не против. Только бы гнезда не разорял.

- Он не будет, я с ним поговорю.

Постепенно все затихало, Ночь накрывала город своим звездным покрывалом, вывешивала на небо Луну-фонарь и пела колыбельную.

Маленькой Тележке снились волшебные сны, в которых она была то прекрасной каретой для феи, то быстрым фрегатом для пиратов, то Большой Телегой, которую часто встречала на дороге.

- Когда Маленькие Тележки вырастают, они превращаются в Большие Телеги? – часто спрашивала она у своего Хозяина. А он только улыбался в свои усы, и катил дальше.

День был просто чудесный, Маленькая Тележка грелась на солнце, как вдруг подлетели ласточки и начали что-то кричать.

- Там кот тонет! Мальчишки кинули его в воду: хотели посмотреть умеет он плавать или нет?

- Бежим спасать кота!

- Ты же не можешь без Хозяина уйти со двора…

- Я все могу, если захочу…

Тележка вспомнила свои сны, расправила паруса и полетела к обрыву. Там, в овраге, наполненном талой водой, кот боролся за свою жизнь. Он барахтался, насколько хватало лап. Тележка разбежалась и прыгнула.

- Как здорово быть птицей! Как я хочу летать!

Овраг оказался глубоким, и Тележка камнем пошла на дно. В последний момент коту удалось на нее запрыгнуть и выскочить на берег.

- Ой, что теперь будет! - заволновались ласточки: Надо лететь за Хозяином, иначе Тележку унесет в море.

Что было потом, Маленькая Тележка узнала лишь пять дней спустя. Хозяин очень переживал, сможет ли Тележка быть такой же легкой и быстрой после талой воды. Он покрасил ее в небесный цвет, расписал белыми ромашками, обул колеса в новые шины, и решил отправиться путешествовать по свету, чтобы Маленькая Тележка, наконец, увидела, что там, за горизонтом. За компанию они взяли с собой кота, который был очень благодарен Маленькой Тележке за спасение. Он мурлыкал свои кошачьи песни, и зализывал ей маленькие трещинки.

Маленькая Тележка мечтала, что когда вырастет и станет Большой Телегой, Хозяин сможет построить себе фургон и поселить в нем прекрасную женщину. А Хозяин теперь называл ее Сошедшая с Небес и верил, что она принесет ему счастье.

 

Андрей КЕДРИН

Последний турист

Утро выдалось прохладным. Желтые стебли травы скрежетали при каждом шаге путника, роняя черные капли росы на его поношенный плащ. Человек взобрался на очередную горку и замер на минуту, переводя дух. Горький и жесткий, колючий, как искры электросварки воздух с шипением проходил через фильтры противогаза. Сердце бухало в груди, ноги тяжелели, мысли путались. Человеку не хватало того кислорода, что выжимал из окружающего воздуха новейший дыхательный аппарат. Путник поморщился, ощутив попутно гладкую поверхность маски на лице и провел рукой в перчатке по стеклу, словно стирая пот со лба.

“Хорошо, конечно, когда у тебя есть армейский защитный костюм. Никакая тварь его не прокусит, да и  от кислотных дождей хорошая защита. Вот, жабоед, с дубовой кожей, как скорчился... а ведь вроде бы приспособился...”, – человек пнул носком тяжелого освинцованного сапога бесформенный комок, лежавший на краю тропы и тут же отпрянул. В уши вдавился назойливый писк. Надрывался динамик радиометра: чуть сдвинувшись с намеченного маршрута, путник ступил в зараженную зону. «Вот, только от радиации этот костюм не спасает”, - продолжил он свою речь, упражняясь в ораторском искусстве для себя самого: “А тут любая железяка как реактор излучает». Человек пошатнулся, кашлянул и рванулся к внутреннему карману плаща. Маленький шприц впрыснул лекарство: новое средство от всех видов ядов, попутно выводящее и радиацию.

Таких в запасе было еще пять, и пользоваться ими нужно было регулярно, если хотелось жить. А жить хотелось еще сильнее, чем пройти через эту степь, какие-то железобетонные развалины и найти там, на краю света, место, где можно дышать без противогаза. Человек сделал еще шаг, и тут что-то масляно-блестящее метнулось из травы, сбило его с ног. Нефтяной червь — существо, появившееся в бензиновых лужах, быстро росло и становилось одним из самых опасных хищников. Затрещала прочная ткань плаща, путник успел отбросить тварь прочь и побежал дальше по тропе...

“Остановите эксперимент!” - человек в белом халате рванул рубильник, возвращая подопытного в реальный мир. Жертва нефтяного червя вскочила на ноги, срывая провода датчиков и с трудом понимая слова врача.

“Довольны?..” - наблюдатель в черной форме двинулся к дверям, но остановился на мгновение: “Компьютер закончил моделировать условия на планете через тысячу лет”.

Таких прогулок по хакасским курганам... нам не надо!

 

Ярослава СЕМЕНЮК

Белое перышко

Жили-были дедушка и бабушка. И была у них внучка Катенька. Она очень любила ходить в степь гулять. Однажды, гуляя вместе с бабушкой, увидела воркующих диких голубей. В это время в степи уже появились первые цветы, к ним прилетели красивые бабочки. Пахло свежей травой, и где-то рядом пели свои песни жаворонки.

Когда бабушка и внучка пришли домой, каждый занялся своим делом. Катенька стала рассказывать дедушке, каких она видела птиц и что ей очень понравились голубка.

- Бабушка, а можно взять твой платок? – спросила внучка.

- Возьми. Сама знаешь, где он лежит, - сказала бабушка.

Катя подошла к шкафу, открыла дверцу и взяла с полки черный с белыми цветами платок. Накинула его на плечи.

- Посмотри, бабушка, - она развела руки в стороны, - я как птица. Пойду на балкон.

- Что же будь птицей, - ласково сказала бабушка.

И вдруг произошло невероятное: взмахнув руками, как крыльями, Катя превратилась в Голубку–Белое перышко.

Внизу под домом сидела стайка голубей. Они клевали крошки хлеба, которые высыпал им дедушка.

Белое перышко присоединилась к стайке. Ворковали голуби. Отгоняли новую голубку, и никто не хотел уступить ей ни крошки: самим мало. Но вот от стайки отделился один Голубь и стал защищать новую голубку. Так они и подружились.

Голубки то поднимались в синюю небесную даль, то опускались на зеленую травку. Им было хорошо вдвоем. Но однажды, когда они в очередной раз взмыли вверх, к ним стремительно начал приближаться молодой Орел. Забеспокоились голуби. До земли далеко, до укрытия тоже. А Орел уже рядом. Вот-вот лапами ухватит голубку. Не бросил Белое перышко Голубь. Он кинулся на Орла. А Орел схватил его за шею когтями и прокричал громко:

- Ищи своего друга за синей рекой у гор Саян.

Опечаленная голубка опустилась на землю. Посидела на травке, потом поднялась к окошку, где жила бабушка. Но окошко было закрыто. Белое перышко билась об оконное стекло, но бабушка этого не слышала, её не было дома.

Ничего не поделаешь: пришлось голубке расспросить у своих новых друзей, куда Орёл унес её друга.

- Как вы, думаете, мой друг еще жив? – спрашивала она их.

- Может, и жив. Скорее всего, это был злой Колдун, а не Орёл. Ты пойди к реке Енисей и спроси у утки Лысухи, может она знает, где гнездо орла.

Полетела Белое перышко к реке, села на песок на небольшом островке и дожидается пока утки из воды выйдут. Утки ведь не знают, что их Белое перышко дожидается. Они все по реке носятся, рыбку ловят. Но вот они устали, прилетели на островок и сели рядом с голубкой.

- А ты чего здесь сидишь, ждешь ли кого-то? – спросила самая главная утка.

- Скажите, милые утки, не знаете ли вы случайно, где находится гнездо орла. Он унес моего друга.

- Нет, не знаем. Ты полети вверх по Енисею, может рыба Форель знает.

Полетела Белое перышко к форелевому хозяйству, что за поселком Майна находится. Увидела серебристую форель. Но рыба Форель жила в неволе и никогда не слышала о том, где может жить Орел.

Долго голубка летала. Она так уставала, что к вечеру ее совсем покидали силы. Но с рассветом она снова начинала поиски. Однажды она встретила Косулю.

- Косуля, не подскажешь ли ты мне, где гнездо Орла, который унес моего друга Голубя? Может, видела? Может, слышала? - спросила Голубка.

- Вон за той горой, возле старой шахты и живет Орел-колдун. Но ты сама туда не лети, попроси Муравья, он сходит и всё разведает, - сказала Косуля.

Голубка так и сделала. Муравей согласился ей помочь. Он пробрался с перышком голубки, которое она ему дала, в гнездо Орла.  Гнездо было большим, и Муравью пришлось перелезать через многочисленные хворостины, из которых оно было сделано. Он чуть не потерял перышко. Когда он подполз к Голубю, тот узнал знакомый запах и моргнул Муравью, чтобы тот сидел тихо. Так они дождались утра. Утром Орел улетел. Муравей рассказал Голубю, что его ищет Белое перышко.

- Сегодня после обеда Орел понесет меня в город, там будет какой-то праздник. Он превратит меня в парня, и вместе с другими парнями я буду танцевать там брейк-данс, - сказал Голубь.

- Как же тебя вернуть обратно в стаю? – спросил Муравей.

- Понимаешь, я ведь заколдованный парень. И когда Орлу хочется развлечься, он меня превращает то в человека, то в голубя.

- Как же тебе помочь?

- Выход есть. Вот только сумеем ли мы воспользоваться ситуацией? Когда закончится танец, надо, чтобы мне на плечо села Голубка. Тогда Орел ничего не сможет сделать, и я останусь человеком, - сказал Голубь.

- А как же тебя отличить от других парней?

-  У меня желтое оперенье. Тем я и отличаюсь от других голубей. Значит, моя футболка будет желтой. Так меня Белое перышко и узнает.

И вот настал день праздника. На площади у саяногорского кинопарка «Альянс» собрались парни и девушки, там проходила «Весенняя неделя добра». Дошло дело и до танцев.

Вдруг на площадь прилетела Белое перышко. Она, важно пританцовывая, приблизилась к парню в желтой футболке. И как только смолкли последние  звуки музыки, она быстро взлетела и села парню на левое плечо. Вдруг поднялся ветер, и все увидели в летающего Орла. Он не смог вовремя ухватить своего Голубя.

А Голубка улетела домой, к бабушке. Окошко было открыто. Она села на стул.

- Ты уже вернулась, внученька? – ласково спросила бабушка и взмахнула рукой.

Белое перышко превратилась в девочку, которая и рассказала бабушке о своих приключениях.

- Бабушка, я помогла Голубю стать человеком. Он даже не знает, что я девочка, а не птица, - грустно сказала Катенька.

- Не переживай, деточка, пройдут годы, ты вырастешь и встретишь своего Голубя.

А теперь давай отметим твое возвращение: будем пить чай с ватрушками. Зови дедушку.

Они сидели на кухне, и Катя все рассказывала и рассказывала о своих впечатлениях. Их было так много, что можно было бы написать целую книгу сказок.

 

Татьяна ШАХРАЙ (ЛЁЗИНА)

Мир ярких красок

Целый день семилетний Ванюша рисовал бабуле подарок. Смешивал краски и выводил кисточкой незамысловатые узоры, цветочки и забавных зверят. Маленькая Алёнка тоже хотела «чего-нибудь покрасить», но старший брат даже близко не подпускал ее к своему столу.

- Мала еще, только все испортишь! – приговаривал Ваня.

И вот, когда рисунок был почти готов, в дверь позвонили…

- Бабушка пришла!!! – радостно закричала Алёнка и в суматохе, пробегая  мимо, нечаянно опрокинула стаканчик, в котором брат ополаскивал кисточку. Огромная серая лужа разлилась по рисунку, превращая яркие художества в грязное пятно.

- Ой?!? – только и смогла промолвить девочка.

- Я так и знал! – гневно роняя слезы, кричал мальчишка.

- Что у вас здесь происходит? – мягким голосом спросила бабушка, которая не понимала, почему малыши так поссорились.

- Я хотел подарить тебе рисунок, а она…

- Я же не специально!... – наперебой начали объяснять дети.

- Перестаньте ругаться, вы же брат и сестра! – примирительно сказала бабушка и обняла любимых внуков, – завтра еще красивей нарисуете, а сейчас пора спать. Но если вы пообещаете больше не ссориться, я расскажу вам новую и очень интересную сказку!

Ребята, тут же забыв про обиды, залезли в кроватки и приготовились слушать. Бабушка приглушила в комнате свет и начала свой рассказ:

- Было это в давние-придавние времена… Когда озера были синие-синие, одуванчики желтые, как цыплята, а молодые листочки на высоких деревьях поражали своей нежной зеленью. Словом, цветов в природе было столько, что даже воздух казался ярким, а в брызгах дождя под лучами летнего солнца, как в мыльных пузырях, отражались все краски радуги.

Люди очень радовались всей этой красоте и, совершенствуя мир, в котором живут, стали строить заводы и фабрики, машины, пароходы и всякие прочие, очень нужные в их жизни современные механизмы. Технический прогресс до того захватил и взрослых и детей, что они начали забывать обо всем первозданном и любовались природой, не выходя из дома, с помощью телевизоров и компьютеров.

Трубы заводов выпускали облака дыма, а производства сливали свои отходы в местные речушки. И тогда Синяя красочка обиделась на людей и, посчитав себя не нужной, ушла в далекий дремучий лес. И стали облака не голубыми, а серыми. И стали озера не прозрачно синими, а грязными… Но никто не заметил перемен.

В редкие часы летнего отдыха семьи ездили купаться и загорать, ломали ветки и жгли костры. Они, не задумываясь, оставляли после себя фантики от конфет и колбасы, пустые бутылки и целлофановые пакеты. А зимой беспощадно вырубали зелёные ёлки и пихты, выкидывая их сразу после праздников. Скоро вся земля была засыпана мусором… Зеленая красочка долго пыталась отстоять свое право на существование в этом мире, создавая по свету общества любителей природы, иначе говоря «зеленых». Но все было напрасно: большинство людей были слишком заняты… Тогда и Зеленая красочка вслед за синей ушла в дремучий лес. И исчезли с планеты зеленые деревья и трава. Без зелени не стало ни цветов, ни ягод, ни овощей, ни фруктов. Ведь дерево без листочков никогда не принесет плодов!

Шло время… Люди делали новые открытия, были довольны и счастливы. Они научились создавать искусственные продукты и выращивали их. Рассердились тогда и три самые яркие краски: Красная, Оранжевая и Желтая и тоже ушли на край земли в дремучий лес.

В этот же момент исчезли солнце и луна… И остались у людей только четыре цвета: белый, серый, коричневый и черный. Некоторые, самые внимательные люди, начали замечать, что стало  не интересно жить, как-то серо и скучно. Не выдержав несправедливого замечания, Белая красочка собралась в дорогу вслед за остальными. И как только она ушла, сразу пошел черный снег, а коровы - перестали давать молоко… Вот тогда-то белый свет стал совсем не белым и далеко не милым.

Животные, прознав, что где-то на Земле есть дремучий лес, в котором живут красочки, отправились на их поиски. Ведь зверюшкам хотелось кушать, а без зеленой травы и голубой чистой воды им было очень тяжело.

И увидав, как все животные покидают людей, какой-то «серый» дядя закричал: “Наступает экологическая катастрофа!!!” И вмиг по телевизору, радио и в интернете прозвучали его слова. А когда люди оглянулись по сторонам, то поняли, что они потеряли что-то очень важное, а именно: краски жизни!

Вышли они на улицу, и, изнемогая от голода и холода, начали наводить на планете порядок. Очистили поля и озера, леса и ручейки. Придумали воздушные и подводные фильтры, которые не выпускают вредные вещества, а перерабатывают их. Люди стали внимательнее относиться к природе и друг другу и тогда постепенно краски вернулись из дремучего леса. И вновь засияло солнышко, и зажурчали ручьи, залетали разноцветные бабочки по медовым полям. А потом и животные начали вновь кормить и одевать все человечество. А «серого» дядю избрали  президентом. Если бы не он, то остался бы от планеты только маленький клочок дремучего леса на краю земли, в котором не было бы людей».

… Наступило утро. Ванюшка не знал, рассказала ту сказку бабушка или это был такой необыкновенный сон, но одно он понял наверняка – без красок природа станет невыразительной и тусклой, надо беречь и сохранять ее каждый день!

...Брат тихонько разбудил Алёнку, поставил ее у окошка, взял в руки краски и начал учить ее рисовать.

– Смотри, это – Солнце! Оно большое и желтое! А это листья, они - зеленые! А это облака – такие голубые…

- Как здорово! – сказала Алёнка, - что мы живем в таком цветном и красивом мире!



Предварительный просмотр:

НОД «Сказка»

(старший дошкольный возраст)

 Задачи:

1. Дидактическая:

Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Способствовать развитию у детей умения использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

2. Коррекционная:

Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к животным и растениям _

Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.

Формы организации деятельности:

Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности

Структура занятия:

Получение письма от волшебника

Сочинение продолжения сказки

Игра «Сравни и назови».

Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».

Игра «Хорошо – плохо».

Пальчиковая гимнастика с прищепками

Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам

Словесная игра «За что я люблю весну»

Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».

Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью «Детям группы «Зайчики». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).

Дети с воспитателем садятся на ковер и  читают письмо.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик).

Солнце круглое, как… (мячик).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).

Солнце румяное, как… (блинчик).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.

Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?»

Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.

Ответы детей:

Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.

Начал таять снег.

Потекли ручьи.

Зазвенела капель.

Воспитатель: «А что же было дальше?»

Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.

Ответы детей:

Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.

Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».

Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.

Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».

Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили». Дети садятся по кругу друг за другом  и на спине впереди сидящего «рисуют»: капель, солнышко, цветы и т. д.

Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?

Ответы детей:

Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».

Ответы детей:

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» («Птичье пение»).

Проводиться игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»

Ответы детей:

Воспитатель: «А что хорошего, в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

Мы не видим птиц, не слышим их пения.

Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»

Ответы детей:

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.

Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.

Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.

Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.

Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?

Ответы детей:

Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.

Воспитатель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).

Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Ответы детей:

Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).

Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.

НОД «Деревья в осеннем лесу» — поучительная экосказка, для детей средней группы

Цель: способствовать формированию  знаний детей о деревьях (березе, рябине, осине, их строении, назначении частей - корень, ствол, ветки, листья).

Воспитывать в детях доброе отношение к живой природе.

Ход:

Жил-был Колобок. Скучно ему стало на окошке, он и покатился: с окошка на крылечко, с крылечка на тропинку, с тропинки в лесок. Катится Колобок по лесу, а на встречу ему Сорока-белобока летит, стрекочет:

-Осень наступила, деревья к зиме готовятся …

-Как это к зиме готовятся, кто такие деревья, как узнать деревья? - хотел спросить Колобок, да не успел, улетела уже Сорока-белобока.

Вышел из-за кустов Старичок-Лесовичок и спрашивает Колобка:

-Чего грустишь?

А Колобок и говорит:

-Летела мимо Сорока-белобока и трещала: деревья к зиме готовятся, а где они и как они готовятся, не рассказала. А мне так хотелось с ними познакомиться.

-Не переживай, Колобок, сейчас я тебе все расскажу.

-В моем лесу растет много разных деревьев. Есть береза, ее легко узнать: у нее белый ствол, а листочки осенью становятся желтыми как монетки(показать)

Растет в моем лесу еще одно дерево: у него зеленоватый ствол, а листья крупные круглые на длинном черенке. Подует ветерок, и задрожат листочки на ветру, как будто их кто-то напугал. Это осинка (показать лист, черенок, дерево). Осенью листья становятся ярко-желтого цвета.

Рябину тоже легко узнать по резным листьям зеленого, красного, оранжевого цвета. На рябине растут ярко красные ягодки - пуговки. Про рябину есть загадка: Платье потерялось, а пуговки остались (показать рябину в разном виде на картинках, рассмотреть листья.

-А почему говорят, что деревья живые? – спросил Колобок.

-А вот посмотри и послушай, я тебе расскажу. У всех деревьев в земле сидят большие корни. Они удерживают дерево, чтоб оно не упало. Еще корни дерева умеют пить водичку и полезные витаминки из земли. Дальше водичка с витаминками поднимается по стволу к веткам и листочкам. Осенью солнышко мало греет, становится холоднее, льют дожди. Водичке тяжелее подняться по стволу вверх, тогда листья начинают желтеть и опадать. К зиме все деревья должны сбросить свои листики. Зимой деревья расти не будут, а будут спать и отдыхать (сказка сопровождается показом моделей)

-А теперь, чтоб ты, Колобок, и ребята лучше запомнили мои деревья в лесу, поиграем в игру:

«Какого дерева не стало? »

«Чьи детки? »

Старичок-лесовичок:

-Хочу, Колобок, показать тебе одно мое лесное правило: раз мои деревья живые, значит, им бывает больно, так же как и людям. Я вас очень прошу, не ломайте ветки на деревьях! Пусть на них распускаются листочки и птицы строят гнезда для маленьких птенцов.

Колобок:

-Спасибо тебе, Старичок-лесовичок, я не забуду твое лесное правило. Мне пора возвращаться домой, покачусь, бабе с дедом расскажу про деревья. А вы, ребята, дома маме и папе расскажите о березе, осине, рябине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экосундучок"

Русские народные песенки, заклички, попевки, потешки, загадки, пословицы, погоровки, считалки, приметы, народные игры – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это кл...