Рекомендации родителям к использованию музыки в условиях семьи.
консультация на тему
С самого рождения ребенка необходимо активное участие родителя в дальнейшем музыкальном воспитании малыша. Данная консультация поможет вам в этом разобраться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендация для родителей | 95.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям к использованию музыки в условиях семьи.
С самого рождения малыш, попадая в мир, полный музыкальных звуков, вслушивается в них. Первые и очень важные его музыкальные впечатления связаны с пением мамы, бабушки. Веками они пели нежные, задушевные, ласкающие слух колыбельные песни. У нас много замечательных колыбельных песен, но если вы еще не выучили их, пойте своей крошке приятные мелодии. Вы сами почувствуете, какая мелодия ему больше нравится.
На ней и остановитесь.
Прошел первый месяц, идет второй, и вы поете для своего малыша утреннюю песенку, выражающую ваше нежное и трогательное отношение к нему:
Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, сыночек дорогой!
А я сыноньку люблю,
Ему песенку спою:
- Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, сыночек родной!
Поем дочери:
Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая!
А я доченьку люблю,
Я ей песенку спою:
- Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая!
В период бодрствования малыша включайте время от времени приятную для его слуха инструментальную музыку. Понаблюдайте за ребенком, когда будут звучать разные вокальные или инструментальные произведения, и вы заметите, что слушая одни, он явно испытывает удовольствие, а при восприятии других- дискомфорт. Это значит, Что у вашего крохи уже проявляется музыкальная избирательность.
Итак, к концу третьего месяца ребенок начинает реагировать на пение взрослого и затем на звучание музыки.
Активное участие родителей необходимо в дальнейшем музыкальном воспитании малыша. Продолжаем развивать у маленького восприятие музыки. Поем знакомые ему колыбельную и утреннюю песенки. Можно спеть ласковую песенку перед кормлением:
Кушай, кушай, девочка
Девочка- припевочка,
Кушай, кушай, подрастай,
Всем на радость вырастай!
Или:
Кушай, кушай, мой сынок,
Дорогой ты мой дружок,
Кушай, кушай, подрастай,
Всем на радость вырастай!
Вы доставите ему большое удовольствие, если, напевая веселую песенку, возьмете его ручки в свои и будете хлопать ими или возьмете его ножки и будете сгибать и разгибать их. Врачи советуют делать такую зарядку с ребенком под ритмичную, жизнерадостную песню мамы, возможно, аудиозапись. Отмечается, что малыш делает зарядку в таком случае с особым удовольствием.
Музыка постепенно входит в жизнь ребенка. Он уже начинает затихать и выжидательно смотрит на дудочку в руках мамы. Веселая музыка побуждает его к активности: это и эмоциональные возгласы, и двигательные реакции.
Когда малыш начинает прислушиваться к музыке, можно с ним поиграть.
Вот он лежит в кроватке. Вы поете или играете на детском муз. инструменте ( дудочке, металлофоне), Увидев, что ребенок прислушивается к музыке, повернул головку в вашу сторону, тихо переходите на другую сторону кроватки и опять пойте или играйте.
Имейте в виду, что яркость и разнообразие муз. впечатлений у ребенка достигается не обилием разнообразных мелодий, а различными тембрами звучания одной и той же .Исполнение определенной мелодии на различных детских муз, инструментах повышает устойчивость слухового внимания младенца.
Использование музыки в течении дня должно регулироваться меры и чередоваться с абсолютной тишиной в комнате.
Для занятий с малышом желательно иметь дудочки, металлофон, колокольчик, детские аккордеон, цитру, гусли. Необходимо иметь в записях колыбельные, плясовые песни, классическую музыку.
Ваши заботы не прошли безрезультатно. К концу шестого месяца малыш может:
- сосредоточиваться на пении мамы ( 15- 20 сек,),
- оживляться под пение мамы или музыку.
Наступило второе полугодие первого года жизни. В чем теперь заключается наша помощь ребенку?
Побуждаем малышку к слушанию вокальной и инструментальной музыки, доступной по содержанию и длительности звучания.
Стараемся вызвать импульсивный эмоциональный отклик на спокойную или задорную музыку.
Приобщаем к элементарным движениям под музыку ( хлопки и т.п. )
Вовлекаем в простейшие игровые действия под музыку.
Приучаем к виду простых детских муз. инструментов и их звучанию.
В этот период мама может петь малышу народные песни. В песнях обращайтесь к ребенку по имени. Это для него очень важно. Включайте в муз. репертуар ребенка бытовые песенки, например : Мы простынку поправляем,
Мы кроватку убираем
Вот так, вот так, вот так.
Вот так, вот так, вот так.
Пение сопровождайте соответствующими движениями.
Напевайте песенку про любимые, знакомые малышу игрушки : куклу, зайку. Пойте так, чтобы кроха видел, что вам это занятие очень нравится. Можно использовать при пении игрушку. Например, исполняя песню « Птичка», мама показывает соответствующую игрушку.
Птичка летела, летела, летела,
На ладошку села, села, села.
Села- посидела, по- си- де- ла,
Опять улетела. Ай!
Соответственно тексту «птичка» летает, садится на ладошку ребенка, улетает.
В этом возрасте ребенок начинает с особым интересом относиться не только к пению, но и к движениям под музыку. Его занимает то, как танцуют мама и папа, как мама весело машет платочком, как она хлопает в ладоши.
Полезно поиграть в народные игры, например в «Козу рогатую». Прежде всего эту игру затевают для того, чтобы повеселить ребенка. Сначала малыш внимательно слушает песню: Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами:
- Забодаю, забодаю.
Затем при словах «забодаю, забодаю» живо реагирует на движение маминых пальцев, смеется.
К 9 месяцам ребенок может:
- с удовольствием слушать пение мамы или музыку, эмоционально по- разному реагируя на спокойную или задорную;
- пытаться подражать элементарным движениям под музыку;
- различать звучание колокольчика, дудочки;
- эмоционально реагировать на игровые действия взрослых.
И вот малышке скоро год. Какова роль взрослого в муз. воспитании ребенка в этот период?
Продолжаем развивать муз. восприятие, побуждаем малыша слушать пение взрослого, инструментальную музыку, доступную по содержанию и длительности звучания, а также игру на детских муз. инструментах.
Поощряем эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (спокойную- веселую, грустную- задорную)
Приобщаем к элементарной активности в пении ( подпевание слогов «ай», «да», «эй»), к элементарным плясовым движениям под музыку( хлопки, топание ножками, помахивание платочком и т. п.
Помогаем выполнять простейшие движения в играх под пение и музыку.
К концу первого года малыш с удовольствием слушает детские песенки и потешки.
Пополняя запас бытовых песенок, поем при умывании:
В руки мыло мы возьмем
И водичку мы польем
Моем руки быстро, быстро, быстро.
Моем руки чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли
Глазки тоже мы помыли,
Полотенцем утирались
На себя мы любовались!
Ребенок с удовольствием будет умываться под такую веселую песенку! Все предыдущие, уже известные ему песенки вы тоже должны обязательно петь, тем самым постепенно расширяя муз. кругозор крохи.
Малыш все больше любит слушать инструментальную музыку. Чтобы привлечь к ней внимание, заинтересовать, вы показываете источник музыки и лишь потом включаете его или исполняете мелодию на муз. инструменте. Его занимает то, как танцуют взрослые, меняя движения под текст песни. Если текста в танце нет, желательно припевать «ля- ля- ля» и т. п. Для музыкально- двигательных показов подходят несложные по содержанию песенки , текст которых помогает выполнять неспешные действия, например танец- песня «Платочек» :
Я платочек покажу, покажу, покажу!
А потом им помашу, помашу, помашу!
Спрячу я платочек свой
Поищи-ка его! Ой!
Продолжаем играть в различные муз. игры, прежде всего _ народные. Одна из любимых игр детей этого возраста- «Сорока- сорока». Настоящий кладезь народной педагогики. Во- первых, взяв пальчики ребенка в свои руки и загибая их, мы разрабатываем мелкую моторику пальцев, что имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка. Во- вторых, слушание песни формирует муз. слух.
С каждым месяцем малыш становится все более отзывчивым на музыку : активно воспринимает показ, откликается голосом и движением, улыбается , громко смеется. Разделите с ним радость от общения с музыкой!
Итак, к концу первого года ребенок:
- с удовольствием слушает пение взрослого и пытается ему подражать;
- любит слушать музыку, эмоционально откликается на мелодии контрастного характера;
- проявляет некоторую активность в пении;
- пытается выполнить отдельные элементарные плясовые движения;
- включается в музыкальные игры.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Напоминаем, что сначала ребенок лишь слушает музыку, а на этой основе будет пытаться петь и танцевать. Родителям советуем как можно чаще слушать музыку с малышом. Пусть звучит та, от которой вы сами получаете удовольствие. Эстетический вкус ребенка в большей мере зависит от вашего вкуса. Осознавая это, постарайтесь, чтобы ваш малыш слушал произведения истинного искусства.
Какую музыку слушать ребенку и на что родителям необходимо обращать внимание? Начинайте с приобщения его к слушанию веселой мелодии, сыгранной на металлофоне (или аудиозапись). Потом дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбельную. При умывании петь одну песенку, при одевании _ другую, на прогулку- третью.
Включая в жизнь ребенка различные песенки, вы помогаете ему расти веселым и жизнерадостным. Можно дать малышу куклу и предложить не только послушать колыбельную, но и покачать под нее куклу, если он предварительно видел, как вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз включите плясовую и покажите, как кукла пляшет под веселую музыку. Когда ему станет все понятно, он сам будет играть с куклой так же, как вы ему показывали.
Мало- помалу у ребенка накапливается опыт первоначальных муз. впечатлений : предложите послушать, как танцует медведь, как летает птичка, как лает большая собака, как лает маленькая собачка- щенок.
На втором году жизни дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием.
Не советуем при слушании музыки показывать совершенно новые игрушки. Ребенок в таком случае перестает слушать музыку, а рассматривает новинку.
Ребенок уже легче осваивает несложные движения под музыку. В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Чаще танцуйте под музыку сами или вместе с ним.
Желательно, чтобы дети исполняли несложные пляски под пение взрослого. Например:
А мы с Катей пляшем ,пляшем , пляшем ( берутся за руки)
Ручками мы машем, машем, машем (машут руками)
Ножками мы топаем, топаем, топаем (топают ногами)
Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем ( хлопают руками)
Большое значение в воспитании имеют совместные игры под мамино пение. Посадите его лицом к себе, держите за ручки, напевая « По кочкам, по кочкам…» и подбрасывая на коленях. Желательно повторять игры « Сорока- сорока», « Коза рогатая». Начинаем играть в догонялки, приговаривая: « А я Ванечку люблю, его быстро догоню!». Ребенок убегает, а вы с возгласом « а-а-а» ловите его.
По каким признакам можно судить о том, что муз. развитие вашего малыша идет успешно?
- Ребенок с интересом слушает пение ( мамы, папы и т. д.) и музыку. Исполняемую на муз. инструментах
- С большим удовольствием включается в пение взрослого, выполняет элементарные движения по тексту песни вслед за взрослым, пытается танцевать самостоятельно.
Необходимо подумать о повседневном общении ребенка с музыкой. Постарайтесь, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно ожидать от вашего ребенка в подростковом возрасте, если с первых лет жизни он слушал только такую музыку! Едва ли он будет способен потом воспринимать более сложные муз. произведения, поздно будет приучать его и к классической музыке.
К концу второго года кроха может сосредоточенно слушать муз. произведение около минуты. Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями под музыку. Если у вашего ребенка развито умение слушать музыку, подражательность, то он с удовольствием будет включаться в пляску с вами.
Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Вы берете на себя роль ведущего. Наиболее яркая форма муз. активности в данное время _ подпевание. Для пения рекомендуется подбирать специальный репертуар с повторяющимися, простыми по звуковому составу словами. Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно пропевая каждый звук. Ребенок будет вам подражать.
Чаще используйте пение в течение дня. Знакомые бытовые песни можно дополнить песней для зарядки:
Мы зарядку делаем вместе с мамой.
Мы зарядку делаем вместе с папой
Ручками мы хлопаем _ хлоп, хлоп, хлоп
Ножками мы топнем мы топаем _ топ, топ, топ.
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ.
Задачи музыкального развития усложняются. Ребенок растет и хочет больше
Знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед про-
Слушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их со-
держании. Постепенно он начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то
Рассказывает. И просит вас спеть песню про зайчика или про медведя.
А может быть, вы сами играете на музыкальном инструменте? Считайте, что
Вашему ребенку повезло. Тогда можно придумывать небольшие рассказы и
Иллюстрировать их музыкой. В таком контексте малыш лучше воспринимает
Музыкальные образы и запоминает музыку.
Если слушание музыки в течение года было регулярным, ребенок сам попросит
Сыграть что-либо или включить музыку и с интересом будет слушать ее.
Можно познакомить ребенка с различной динамикой музыкальных звуков:
Колокольчик может звучать тихо или громко.
В этом возрасте малыш уже способен различать детские муз. инструменты
По тембру: например, колокольчик от дудочки.
Если вы хотите выучить с ребенком новую песню, помните, что сначала надо дать ее послушать. Исполняйте песню с предельно ясной артикуляцией, с четкой дикцией
И в замедленном темпе, а затем неспешно и последовательно вовлекайте малыша в совместное пение . Попросите его помочь вам
В этом возрасте можно формировать первые творческие проявления у детей в музыкальной
Деятельности, в частности – в певческой. Например, вы даете малышу куклу и предлагаете
Прослушать песенку про его любимую куклу Катю:
Катю очень я люблю
Кате песенку пою
После этих слов звучит или колыбельная, или плясовая музыка, и под музыку ребенок
Самостоятельно выполняет соответствующие движения с куклой ( пляшет с ней или укладывает ее спать)
Не меньшей популярностью у детей пользуются пляски под музыку. Они с удовольствием
Пляшут под песни, выполняя соответствующие тексту несложные движения: топают ножками, хлопают, полуприседают- эти движения естественны для маленьких.
Ребенок любит танцевать в паре не только с мамой, но и с игрушкой. Можно, взяв в руки куклу, показать незатейливый танец, напевая:
У МЕНЯ ЕСТЬ КУКЛА КАТЯ, Я ЕЕ ЛЮБЛЮ
Приглашу ее на танец, с нею попляшу.
Припев: Ножкой топ, топ, топ. Ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
А потом прыг, прыг, прыг- закружились все мы в миг!
Ребенку очень понравятся танцы с атрибутами: цветочками, листочками, флажками, снежинками, платочками.
Как и прежде, ваш малыш любит играть. Наиболее популярными на третьем году становятся игры в догонялки: «Зайцы и медведь», «Курочка с цыплятами и кошка».
По-прежнему нравится ребенку игра в прятки. В домашнем театре звучит все более разнообразная музыка, ребенок сам наряжается, используя для изображения персонажей элементы костюмов.
Считайте, что ваши усилия не пропали зря, если вы видите, что ваш малыш:
- может подолгу и заинтересованно слушать датские песенки, пьесы, с радостью узнавать знакомые мелодии;
- различает музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания;
- любит петь знакомые песни, поет эмоционально. Чаще всего ребенок этого возраста не пропевает верно мелодию, однако не останавливайте его, главное- поддерживайте желание петь;
- с удовольствием танцует, играет под музыку. Танцует в паре и один.
Выполняет несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или согласно по тексту. Охотно участвует в играх под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей: "Обучение дошкольников математике в условиях семьи"
Рекомендации для родителей...
Методические рекомендации «Устранение речевых дефектов детей в условиях семьи»
В презентации учитель - логопед даёт методические рекомендации родителям по созданию оптимальных условий для эффективного устранения речевых дефектов ребёнка в условиях семьи....
Основные правила стретчинга и рекомендации к его использованию в домашних условиях
Стретчинг, или статичная растяжка, относится к тем удобным видам спорта, которые не требуют никакого оборудования. Поэтому занятия стретчингом вполне доступны в домашних условиях. Однако растяжка, как...
Рекомендации родителям: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
laquo;Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дал...
Рекомендации родителям по сохранению комфортного климата в семье в условиях дистанционного обучения
Рекомендации родителям по сохранению комфортного климата в семье в условиях дистанционного обучения...