Картотека дидактических игр
картотека (старшая группа) на тему
Картотека дидактических игр по формированию личностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
№ | Название, цель игры, оснащение. | Ход игры |
1 | «Зоологическая столовая» Расширять представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку. Формировать личностное отношение к природе. На каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук). | Играют две команды по 3-5 человек. Воспитатель: Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные - за зеленым, всеядные - за синим. Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем. |
2 | «Беседа с деревьями» Учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; формировать личностное отношение к ней. | Воспитатель: Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберите дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам расскажет. По моему сигналу возвращайтесь. Вернувшись, дети (по желанию) рассказывают о «своем» дереве. Можно провести «Беседу с цветами» (с использованием растений из цветника или уголка природы); «Беседу с животными» (с использованием животных из уголка природы). |
3 | «Путешествие» Формировать личностное отношение к природе. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки | В разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображенном на картинке. I остановка-«Дед Мазай и зайцы». Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: «Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!» Воспитатель задает детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае? Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают. I остановка – «Кошка». На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросил маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад… Что можно сказать о Саше? II остановка – «Цветы». Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно завянут. Их придется выбросить». Что можно сказать о Лене? Как бы поступили вы? |
4 | Назови животных и скажи, кто как кричит. Научить правильно назвать и узнать животных. Формировать личностное отношение к живой природе. Коробка, игрушечные животные и птицы. | Воспитатель вынимает из коробки одну из игрушек (картинку) и спрашивает у детей: кто это. После того как дети скажут животное, он просит показать, как оно кричит. |
5 | Вершки и корешки. Закреплять занятия о том, что в овощах есть съедобные корни и плоды. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Формировать личностное отношение к природе Набор картинок | Дети ищут вершок или корешок по сигналу воспитателя. Подбирают пару, составляют целое растение. |
6 | Птицы, звери, рыбы. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб. Формировать личностное отношение к живой природе. Фишка или мяч. | Воспитатель передает фишку или мяч со словами: «Вот птица. Что за птица?». Ребенок должен назвать любую птицу, которую знает, и передать фишку или мяч другому ребенку. |
7 | Вершки и корешки. Упражнять в классификации, быстрому мышлению. Формировать личностное отношение к природе. | Воспитатель уточняет, что съедобные корни - это корешки, съедобные плоды на стебле – вершки. Воспитатель называет: морковь, дети – корешки; помидор-вершки. |
8 | Дополни предложение. Закрепить знания детей о природе родного края. Развивать речевую активность, память, мышление. Формировать личностное отношение к природе. | Дети находят и называют такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Можно добавлять только одно слово: «Медведь зимой ……. спит» |
9 | Природа и человек. Закреплять и систематизировать знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать личностное отношение к природе. Мяч. | Воспитатель бросает мяч ребенку с вопросом: «Что сделано человеком?» Ребенок отвечает. «Что сделано природой?» Ребенок отвечает. |
10 | «Необычное путешествие» Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе. Формировать личностное отношение к природе. Картинки (20-30 штук) с изображением бережного отношения к природе (люди сажают деревья, подкармливают животных и т. п.) и жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда и т. п.); полоса обоев | I вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей. II вариант. Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок. III вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать. |
11 | «Волшебный поезд» Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных. Формировать личностное отношение к живой природе родного края. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по четыре вагона с пятью окнами); два комплекта карточек с изображением животных. | Играют две команды (в каждой по четыре ребенка-«проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - зверей, во втором - птиц, в третьем - насекомых, в четвертом - земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем. |
12 | Рыба, птица, зверь». Закрепить знания о животных, формировать личностное отношение к живой природе. | Воспитатель указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…..». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать соответствующее животное. Варианты считалки: цветок, дерево, фрукт и т.д. |
13 | «Живые цепочки». Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания. Формировать личностное отношение к природе родного края. Маски (шапочки) животных и растений. Примечание: могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка. Стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле). Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес-это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны дуг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники, так образуются цепи питания. | Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок - растения, второй- растительноядного животного, третий-хищника. Игра проводится в несколько этапов. Воспитатель. По команде «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке. Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем. На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы. На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести. Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий. Цепи можно удлинять. |
14 | Игра в слова. Развивать слуховое внимание, формировать личностное отношение к природе. | Дети хлопают в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу (волку, белке, лисе). Объясняют выбор каждого слова |
15 | «Кто рядом живет» Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных. Формировать личностное отношение к природе родного края. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, лягушка, цапля, окунь, камыш) - по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета. Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем-это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство | В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего цвета. Дети надевают маски (шапочки). Воспитатель: Определите, кто вы и где живете. Растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга - в красном, обитатели водоема – в синем. После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз. |
16 | «Встреча с растением» Развивать эмоционально – чувственные сферы. Формировать личностное отношение к природе. Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов – на каждого ребенка. | Раздать детям картинки. Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? (Ответы детей). Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать (как бы дает образец рассказа). |
17 | «Радости и огорчения» Развивать эмоционально – чувственные сферы. Формировать личностное отношение к природе. Старичок - лесовичок (кукла); фишки (яркие - желтого, зеленого, красного цвета; темные - серого, коричневого цвета). Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег. | I вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Самое красивое место в парке (сквере)… Мне было радостно, когда… Я очень огорчился (ась), когда… Мне стало грустно, когда… и т. п. За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и темную - за продолжение двух последних. После игры подводится итог - каких фишек оказалось больше: если темных (например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т. п.), обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию. II вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ». Старичок - лесовичок задает вопросы детям. Например: Что тебя порадовало во время прогулки? Что тебя огорчило? За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте). |
18 | «Природа благодарит и сердится» Учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе. Формировать личностное отношение к ней. Фишки (яркие и темные), старичок - лесовичок (кукла). | Игра проводится во время прогулки в лес, парк, сквер. Старичок - лесовичок просит детей ответить на два вопроса: За что природа могла бы сказать вам «спасибо»? За что природа могла бы рассердиться на вас? Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос - яркие (красного, зеленого, желтого цвета) и темные (серого или коричневого цвета) - за ответы на второй вопрос. В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно. |
19 | «Экологический светофор» Развивать представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой, умение оценивать результаты взаимодействия людей и природы; расширять опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности. Формировать личностное отношение к природе. Набор цветных кружков (красного, желтого, зеленого цвета) для каждого из детей. Набор карточек с изображением и описанием поступков человека на природе. | Все участники получают по три кружка: желтый, красный, зеленый. Воспитатель поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает. Красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей. Желтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе. Зеленый – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал экологического светофора. Игра может быть коллективной или проводиться как индивидуальная работа по карточкам: на полученные карточки дети наклеивают сигнал светофора, соответствующий тесту или рисунку на карточке. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. Нерешенные задачи обсуждаются в группе. Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение воспитателя-педагога за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой. Например, наши наблюдения показали, что некоторые ребята поднимали желтую карточку, увидев на рисунке людей, сажающих деревья и кустарники, и поясняли свои действия: «Дерево посадить непросто. Надо знать, как правильно это сделать, иначе можно ему навредить». Поэтому необходимо выслушать ребят, тем самым уточнив подтекст поднятого ими сигнала. |
20 | «Чего не хватает животным» Формировать у детей навыки по уходу за обитателями уголка природы. Воспитывать бережное и личностное отношение к живой природе. Планшеты с изображением животных уголка природы и мест их содержания (клетка с попугаем, террариум с черепахой, клетка с хомяком); карточки с изображением различных условий содержания животных (чистый песок, грязный песок, баночка с чистой водой, баночка с мутной водой, кормушка с зерном, листья, трава), ширма. | Дети сидят за столами. У воспитателя на столе ширма, за которой лежат карточки и планшеты с изображением попугая в клетке, террариума с черепахой, клетки с хомяком. Воспитатель за ширмой вставляет, например, в карман на планшете с изображением попугая карточки с изображением чистого песка, чистой воды, но убирает изображение кормушки с зерном. Показывает планшет детям. Они должны определить, чего не хватает. Затем вместо картинки с изображением баночки с чистой водой вставляет изображение баночки с мутной водой, в которой плавают перья и шелуха. Дошкольники предлагают «налить» чистую воду, так как птицы не любят грязную. Так же проводится игра с другими планшетами. |
21 | «Помощники растений» Закреплять знания дошкольников об уходе за комнатными растениями. Формировать личностное отношение к природе. Пять-шесть комнатных растений разных видов; карточки (открытки) с изображением этих растений; вырезанные из бумаги кружки (для светолюбивых растений – желтые, для тенелюбивых – серые, для теневыносливых – наполовину желтые, наполовину серые; для влаголюбивых – синие, для засухоустойчивых – голубые); кисточки, клей. | I этап. Воспитатель. Сегодня утром я нашла на подоконнике письмо. Оно адресовано вам, Послушайте: «Здравствуйте, дети! Нам очень нравится жить в этой комнате, радовать вас своими листьями и цветами, очищать воздух. Но многие из нас страдают от неправильного ухода. Поэтому мы обращаемся к вам за помощью – узнайте, как за каждым из нас правильно ухаживать, и мы всегда будем вашими лучшими друзьями. Поможем нашим растениям? (Дети соглашаются). Воспитатель берет карточку, называет изображенное растение и предлагает детям найти его. Карточку ставит около растения. Комнатные раст II этап. Когда все карточки расставлены, воспитатель подходит поочередно к каждому растению и рассказывает о нем: откуда оно родом, какие условия ему необходимы. Дети решают, какие кружки нужно приклеить на карточку. Например, если растение любит тень и воду, наклеивают голубой и серый кружки. |
22 | «Ухаживаем за растениями» Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. Формировать личностное отношение к природе. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений. | Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Воспитатель. Я прошла по детскому саду и нашла несколько неухоженных растений: неполитых, пыльных, с сухими листьями. Надо им помочь. Но прежде чем приступать к работе, нужно определить, какой уход требуется каждому растению. Я буду показывать вам цветок, а вы должны найти и поднять карточку с изображением нужного предмета (лейка, ножницы и т. п.). Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за растением. Кто ошибется – дает фант. Карточки выставляются около растений. При разыгрывании фантов воспитатель обязательно подчеркивает, что предлагаемые для выполнения задания должны быть связаны с темой занятия. Например, перечислить названия растений в групповой комнате, вспомнить стихотворение или загадку о цветах и т. п. |
23 | «Ромашка» Расширять представления детей о разных видах трудовой деятельности. Формировать личностное отношение к природе. Вырезанный из картона цветок ромашки (лепестки вставлены в прорези на кружке-сердцевине); карточки с изображением предметов для работы в саду или огороде. | Воспитатель сообщает детям, что им необходимо навести порядок на участке детского сада. Задания записаны на лепестках ромашки: «Собрать мусор», «Подмести дорожки», «Вскопать землю возле деревьев и кустов», «Прополоть клумбу», «Посадить цветы». Дошкольники делятся на группы по 2-3 человека. Представитель каждой группы вынимает из прорези лепесток, воспитатель читает, что на нем написано. Затем группа среди карточек, разложенных на столе, должна выбрать те, на которых изображены: лопата, метла, лейка и т. п. Дети объясняют, как они будут выполнять задание. |
24 | «Разведка полезных дел» Развивать интерес к природоохранной деятельности, осознанное ее выполнение. Формировать личностное отношение к природе родного края. | Отправляясь с детьми на прогулку, воспитатель предлагает обратить внимание на состояние территории детского сада, природных объектов и т. п., вернувшись в группу, просит рассказать о замеченных недостатках. После того как дети сообщат о своих наблюдениях, воспитатель побуждает их подумать, что они могли бы сделать для устранения обнаруженных недостатков, как они будут выполнять предстоящую работу. |
25 | «Корм для животных» Формировать у детей ответственность по отношению к тем животным, которые зависят от человека. Воспитывать бережное и личностное отношение к природе. Карточки с изображением канарейки, черепахи, снегиря; карточки (6-8 штук) с изображением яблока, ягод рябины, капусты, зерен и т. п. | Воспитатель предлагает дошкольникам покормить канарейку (любую птицу или животное, живущее в уголке природы). Обнаруживается, что нет корма (ситуация создается специально). Взрослый говорит, что нужно всегда заготавливать корм заранее, приносить его, дети насыпают зерно канарейке. Воспитатель показывает карточку, например, с изображением черепахи (канарейки, снегиря). Дети из разложенных на полу карточек должны выбрать те, на которых нарисован корм для черепахи (трава, листья, капуста). Кто ошибется, дает фант, после игры фанты разыгрываются. Задания должны соответствовать теме игры. |
26 | «Что за птица?» Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. Формировать личностное отношение к живой природе. | Правило игры: описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией её движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим. Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой. |
27 | «Зоологическое домино» Закрепить знания детей о диких и домашних животных, развивать внимание, сообразительность. Формировать личностное отношение к живой природе. | Игровые правила: кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим. Игровые действия: быть внимательным. Не пропускать карточки, хода, вовремя класть свою карточку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотекадидактических игр
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников...