Консультация для родителей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Упрямый ребенок»
(консультация для родителей)
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение – помыть руки; готовиться ко сну, убрать игрушки – ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что
Взрослые начинают относиться к этому, как закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако, считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность.
Причины упрямства ребенка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном процессе и подходе к нему.
Упрямство – это отрицательная реакция на требования, действия взрослых.
У самых маленьких упрямство может выражаться в нежелательной настойчивости. Например, полуторагодовалый малыш упорно хочет завладеть привлекшим его вниманием предмета. Никакие «нельзя» его не останавливают. Когда же предмет убирают, ребенок пытается достать его, стучит кулачками и ногами, упорно повторяет: «Дай!» Подобные сцены обычно заканчиваются слезами. Чем младше ребенок, тем неосознаннее его негативные проявления, которые заменяют ему неумение объяснить взрослым свое желание. По мере роста ребенка и развития его упрямство начинает приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становится приятным способом поведения для достижения цели.
Часто упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит.
Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребенка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его»;- думают взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.
Родителям необходимо показать ребенка врачу специалисту, чтобы исключить предположение о нервности. Когда родители убедятся, что их опасения напрасны, необходимо проанализировать сложившиеся в семье отношения между взрослыми и ребенком и раскрыть причину «нервных» взрывов малыша.
Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.
Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослого. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой – когда взрослые без конца одерживают ребенка, все ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер.
Е.А.Аркин писал: «В случаях упрямства мы должны иметь в виду, что корень упрямства лежит очень часто не в ребенке, а в поведении окружающих его взрослых».
Следует предостеречь родителей и еще от одной распространенной ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны их выражение в поведении ребенка одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, и его надо искоренять, а настойчивость – положительное качество, которое требует поддержки.
Папа и мама называют своего сына упрямцем за то, что он может часами упрашивать их почитать ему книгу или ответить на волнующий его вопрос. Если отец пытается отделаться односложным ответом, то сын, не удовлетворенный объяснением, снова бежит к нему с вопросом. Это не упрямство, это настойчивость, основанная на любознательности, упорство в достижении цели. Такие качества надо всячески поддерживать и развивать в ребенке.
Вот, например, как поступает воспитатель в таких случаях. Юля тщательно наводит порядок в шкафу. Даже тогда, когда все ребята уже ушли из группы, девочка продолжает свое занятие.
- Еще минуточку… сейчас закончу,- просит она воспитателя.
- Хорошо,- соглашается педагог, т.к. понимает, что нужно дать ребенку возможность завершить начатое. Если же время не позволяет, объясняет
Девочке, что сейчас придется подчиниться общему распорядку, а закончить работу можно будет потом. А если ребенок забыл, то надо напомнить ему об этом.
Иногда взрослые усматривают упрямство там, где его по существу нет. Мальчика уговаривают спеть или рассказывать стихотворение. Все на него смотрят, ждут, а он только ниже опускает голову и молчит. Они думают и считают поведение мальчика выражением упрямства.
В этом случае взрослые должны быть очень осторожны и не принимать заторможенность нервных процессов за упрямство. Такое состояние мнимого упрямства может возникнуть под влиянием сильных раздражителей – необычной обстановки, присутствия незнакомых людей, всеобщего внимания.
Родители не должны сломить попытки упрямства силой, а особенно физическим наказанием.
В.А..Сухомлинский писал: «Вся сущность человеческого воспитания заключается в том, чтобы желания личности гармонировали с интересами коллектива, общества, народа, отечества. Желание надо с первых дней сознательной жизни ребенка культивировать…
Человек, не научившийся в детстве управлять своим и желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадежным. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве кормили бездумно потребительским счастьем. А потом приходит еще более страшное бедствие – нежелание трудиться производительно. Это звенья одной и той же цепи.
При правильном воспитании руководство детским поведением не представляет особых трудностей, ребенок проявляет готовность следовать указаниям взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...