"Возрождение культурных традиций русского народа"
проект на тему
Пояснительная записка
Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozrozhdenie_kult_traditsiy_rus.naroda.docx | 524.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка» п. Пурпе Пуровского района
Возрождение культурных традиций русского народа
Старший воспитатель: Ишпаева С.Е.
2013-2014 гг.
Пояснительная записка
Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства
Тип проекта: творческий.
Срок реализации проекта: один год
Участники проекта:
- Дети старшей и средней группы;
- Родители;
- Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры.
Объект исследования: русские народные календарные праздники.
Актуальность:
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток замечаем, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта:
- познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Коляда», «Сороки», «Масленица», «Пасха»;
- вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки. Знакомство с обрядами народных празднований.
- развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
Формы работы:
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
- Участие в игровой деятельности.
- Самостоятельная деятельность.
- Проведение ситуативных бесед.
- Заучивание стихов и песен.
- Организация выставки работ «Русское народное творчество».
- Организация и проведение мероприятия совместно с родителями «Ярмарка».
- Подведение итогов проекта.
Методы и приёмы:
- Наблюдения;
- Беседа;
- Сбор информации;
- Работа с литературой;
- Обработка собранной информации;
- Творческая работа.
Содержание работы:
Осуществление проекта по основным видам деятельности
Познавательная деятельность:
- «В гостях у хозяйки»
- «Как на Руси весну встречали»
- «Как на святки в вечерок девицы гадали»
- «Собран с поля урожай…»
- «Традиции и обряды русского народа»
- Совместная деятельность:
- наблюдения за изменениями в природе
- создание уголка «Русской избы»
- Беседы:
- « Что нам осень принесла»
- « Рождественские святки»
- «Коляда»
- «Сороки»
- «Праздник масленицы»
- «Пасхальные атрибуты»
Игровая деятельность:
- Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
- Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
- Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Художественная деятельность:
Рисование
- « Осенняя березка»
- «Праздник у зверят, рождество в лесу»
- «Солнышко – колоколнышко»
- «Масленица – барыня!»
- «Пасхальное яйцо»
- « Во поле береза стояла»
Аппликация:
- «Осенний ковер»
- «Игрушки для зверят на рождество»
- «Барышня на масленице»
Лепка:
- «Пасхальный кулич»
- «Дымковский козлик на ярмарке»
- «Овощи с грядки»
- «Блинчики для зайчат»
Трудовая деятельность:
- «Кукла из соломы»
- «Рождественские подарки».
Выставки совместного творчества детей и родителей:
- «Барышня Осень»
- «Пасхальные куличи и яйца»
- «Масленица-кривошейка»
- «Зимняя фантазия»
Музыкальная деятельность:
- Музыкальные занятия
- Совместная деятельность:
- Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
- Игра на шумовых народных инструментах.
Развлечения:
- «Осенины»
- «Рождественские колядки»
- «Масленица»
- «Вот и лето к нам пришло!»
Заключение:
- Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми «Ярмарка»;
- выставка работ «Русское народное творчество»;
- Оформление презентации проекта.
Ожидаемые результаты:
- Устойчивый интерес к культуре русского народа.
- Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
- Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Оценка результатов проекта
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:
- Обновлена предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Русь обрядовая, Русь сказочная…», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
- сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
- создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
- установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Культурные традиции русского народа" модифицированная программа по нравственному воспитанию дошкольников
"Культурные традиции русского народа"...
«Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»
Актуальность данного проекта заключается в том , что каждый человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной ку...
Анкета "Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа"
Уважаемые родители!Предлагаем ответить на вопросы анкеты, которые помогут узнать о Вашей осведомленности о народных традициях, связанных с историей русской тряпичной куклы.https://quick.a...
Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Проек...
Презенация «Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа».
В презентации представлен продукт проектной деятельности. Описаны виды деятельности детей по образовательным областям....
Творческий ПРОЕКТ « Календарь тряпичной куклы в возрождении народных культурных традиций русского народа»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и...
ПРОЕКТ « Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа» Для детей 5-6 лет
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа ра...