Публикация "«Роль речи воспитателя в развитии речи детей»"
статья на тему
Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его воспитанников. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Воспитатель
МДОУ ВМР «Детский сад № 9 «Малышок»
г. Вольска Саратовской области»
Давыдова К.С.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Дошкольники, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Не умея мыслить критически, дети подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей.
Воспитатель и его речь играют одну из главных ролей в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Речь воспитателя, при общении с детьми, является одним из основных источников, из которого дети получают образец родного языка. Она должна быть выдержанна в определённом темпе, громкости, быть интонационно выразительной, правильно оформлена грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Только при таком образце для подражания, речь ребёнка будет развивать в норме.
Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее:
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего - в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.
На практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общении с детьми:
- разговаривают с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно;
- употребляют специально педагогические, непонятные детям термины;
- допускают ненужную авторитарность в обращении к детям.
Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Воспитатель должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращается, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что говорить). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.
Очень часто послушав себя со стороны, мы замечаем множество недочётов в собственной речи. Поэтому, чтобы о них узнать, полезно записывать на диктофон открытые занятия. Во время их разбора можно будет детально обратить внимание на качество речи, произвести анализ её звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико – грамматическом оформлении, слова - паразиты и т. д.) необходимо фиксировать и организовать работу по их устранению.
Воспитатели должны предъявлять к собственной речи высокие требования:
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна! К сожалению, очень часто встречаются речевые ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь предлог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Бежи сюда” (вместо беги) и т. д.
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
В свою очередь у воспитателя должны быть свои требования к речи детей:
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить.
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.
Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его воспитанников. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в развитии речи детей.
консультация для воспитателей...
Статья. Роль речи воспитателя в развитии речи детей.
В данной статье речь идет о правильной постановке прежде всего речи воспитателя, а потом детей с нарушениями в речи и нет....
доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"
доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...
Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
"Роль речи воспитателя в развитии речи детей"
Консультация...
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь».
Консультация для воспитателей об особенностях развития речи в разных возрастных группах....
Роль речи воспитателя в развитии речи детей
Роль речи воспитателя в развитии речи детей...