Проект "В каждом доме свои традиции"
проект на тему
Цель данного пректа - осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_kazhdom_dome_svoi_traditsii.docx | 46.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В каждом доме свои традиции!»
«Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети.
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе!»
Актуальность проекта:
В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.
Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемирное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Этот документ подтверждает актуальность темы данного проекта.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, родной семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое.
Приступая к составлению проекта, я, задумалась, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли продолжателями семейных традиций своих родителей и уважение к своей семье. Формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.
Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. Многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Я предполагаю, что данный проект : «В каждом доме свои традиции!» будет направлен на знакомство детей и родителей с устоями и традициями каждой семьи, народными традициями и передачу их из поколения в поколение. С другой стороны на привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Их заинтересованное участие в педагогической деятельности важно не потому, что это хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое влияние на развитие личности детей. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия работа с родителями к понятию « взаимодействие».
Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: учебный год – с сентября по май.
Цель проекта:
Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Задачи проекта:
1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.
2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.
3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
5. Привлечь и вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.
Научная новизна: Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, беседы, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент), обработка результатов.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотоальбомов; чтение и разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, отгадывание загадок о семье; беседы о семье и семейных традициях.
Оборудование и материалы: презентация о семье, магнитофон, фонограмма песни о семье, телевизор, мультфильмы, фотоальбомы.
Этапы реализации проекта:
I этап организационно – подготовительный:
- Создание необходимых условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных традиций;
- Составить перспективный план мероприятий;
- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
- Подбор стихов, песен к праздникам;
- Вовлечение в совместную работу проекта родителей;
- Анкетирование родителей на тему: «Семья источник вдохновения »;
- Собеседование с детьми об их семье, о семейных праздниках.
II этап основной:
- Сбор различной информации по данной теме;
- Папка – передвижка: «Возрождение семейных традиций»;
- Фотовыставки: «Это я и вся моя семья!», «Хобби нашей семьи»;
- Фотогазеты: «Самый лучший папа!» (поздравление от мам и детей), «Мамы разные и самые прекрасные!» (поздравление от пап и детей);
- Оформление альбомов: «В каждой семье свои традиции», «Традиции семейной кухни»;
- Оформление альбома: «Мы играем в театр»;
- Картотека колыбельных песенок;
- Оформление книги «Традиции детского сада и нашей группы»;
- Изготовление масок, атрибутов к сказкам (с участием бабушек);
- Разучивание стихов и песен к празднику.
III этап заключительный:
- «Защита» творческих мини-проектов;
- Досуг «Семья вместе – душа на месте!».
- Вручение грамот, дипломов
Ожидаемый результат:
- В ходе реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители приобретут определенные знания. В результате работы по проекту создадутся: альбомы семейных традиций, картотека песен, стихов, коллекция фотографий «Семейный калейдоскоп». Проведенная работа будет способствовать укреплению детско – родительских отношений, возрождению традиций семейного воспитания, воспитанию у дошкольников духовно – нравственных качеств, любви к своей семье.
- При реализации данного проекта родители будут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду. Интерес и доверие друг к другу позволит родителям узнать о культурных традициях других семей, поделиться опытом воспитания, появится желание перенять традиции, создать у себя в семье новые. Польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовет искренне желание продолжить сотрудничество в новых проектах.
- Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплоить детей, родителей, педагогов.
В перспективе предполагаю продолжить работу в данном направлении по:
- обогащению семейных традиций, традиций группы и детского сада
- использование разнообразных форм работы с семьей.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей,
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада,
- новизна материалов,
- нестандартный подход к организации познавательной деятельности,
- доступность для детского восприятия,
- активизация детей яркими увлекательными материалами
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор экспонатов для выставок, мини-музея.
- создание условий для проведения открытых мероприятий.
Кадровые:
- педагоги и специалисты ДОУ.
Предполагаемые итоги.
В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
- имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена
- профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
- прошлое своей семьи;
- происхождение своей фамилии;
- народные традиции, народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе,
- родословной, реликвии;
- будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, и т.д.);
приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; - у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- укрепят внутрисемейные связи;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью;
- будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
- научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
- знать свою родословную, минимум до третьего колена;
- откуда произошли их фамилии;
- будут знать историю своих реликвий;
- знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
- научатся организовывать семейные праздники;
- сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
- соберут копилку семейных реликвий.
Педагоги:
- расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
- пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
- разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
- пополнят словарный запас детей;
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
- создадут копилку народных и семейных праздников;
- будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.
Название этапа | сроки | Непосредственная образовательная деятельность с детьми | Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах |
I этап подготовительный. | Нод « Моя семья» | Беседа с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках. | |
II этап – формирующий. | Нод.«Кем я могу гордиться в моей семье»; | Беседа с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках. | |
Выставка детских рисунков на тему: «Праздник в нашей семье»; «Маму свою очень люблю»; «Папа и я – лучшие друзья». | |||
III этап - Итоговый | Нод. «Герб моей семьи» | Беседа: «Как жили люди в старину»; Выставка поделок к празднику « Наша дружная семья» |
Деятельность педагога, детей и родителей.
|
|
|
|
Постановка вопроса и определение темы, Выяснение актуальности.
| Совместно с педагогом обсуждение темы, определение проблемы Выявление уровня знаний детей. | Привлечение к проекту родителей, осуществлять совместный проект детей – родителей – педагогов «В каждом доме свои традиции». | |
Сбор материалов, приносимых детьми. | Продуктивно-исследовательская деятельность по составлению «Семейного древа», Продуктивная деятельность: аппликация, рисование, лепка; Рассматривание альбомов «Семейные традиции» и «Семейные реликвии», | Составление мини-рассказов о том, почему именно так назвали своего ребенка; | |
Организация семейного информационно-развлекательного мероприятия «Это я и вся моя семья». | принимают активное участие в мероприятии | Принимают активное участие в мероприятии, Высказывание впечатлений родителей о проекте |
- Реализация принципа интеграции в ходе проектной деятельности
«В каждом доме свои традиции»
|
|
«Здоровье» | Физкультминутки |
« Физическая культура» | Подвижные игры |
| Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», |
| Закрепление умений соблюдать правила пребывания в детском саду; формирование представлений о соблюдении техники безопасности |
| Потешка: «Как у нас семья большая», |
| Беседы на темы: «Наши имена», «Где на дереве я?», «Моя семья», «В гости к бабушке», «Дорогая вещь», «Как я получила свое имя», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Моя родословная», «Семейные праздники и традиции», «Песни, игры, хороводы наших бабушек», «Откуда произошла моя фамилия?», «Герб моей семьи». Беседа «Профессия моей мамы (моего папы, бабушки, дедушки)» Рассматривание семейных фотографий и беседы по ним . Коммуникация: составление рассказа из личного опыта «Интересные события прошедшего лета», «Мое имя», «Семейные традиции», «Хозяйство семьи», «Моя родословная», «Много у бабушки с нами забот». |
«Коммуникация» | Беседа «Профессия моей мамы (моего папы, бабушки, дедушки)» рассматривание семейных фотографий и беседа по ним. |
| Слушание музыкальных произведений совместно с родителями |
| Рисование , «Мое любимое занятие дома» «Моя мамочка», «Папа и я – лучшие друзья», «Праздник в нашей семье», «Неразлучные друзья – взрослые и дети» |
Методические советы необходимые для закрепления полученного результата.
Педагогическая деятельность:
- Сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
- Обобщение материалов проекта;
- создание слайдовых презентации.
Взаимодействие с родителями:
- сбор информации по итогам конкурсов ( анкетирование, беседы, опрос, отзывы);
- оценка эффективности в проекте;
Работа с детьми:
- рисунки детей;
- создание фотоколлажа по итогам участия в конкурсах:
- выступление с конкурсными номерами для детей ДОУ.
Оценка результатов.
Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
- участие одних и тех же семей ;
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями мероприятий;
- согласованность действий педагогов и родителей;
- заинтересованность родителей.
- положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
- слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями
- фотоматериалы
- новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
- Анкеты ,семейные стенгазеты
Кульминацией проекта «В каждом доме свои традиции» станет семейный праздник «Семья вместе – душа на месте», на который будут приглашены мамы, папы, бабушки, дедушки, дети и педагоги ДОУ. Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной ДОУ в этом направлении. На этом празднике предполагается провести следующие конкурсы:
Вывод: в связи с проделанной работой дети и родители получили большой запас знаний о семье и родственных связях, узнали о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям, воспитали желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним, легко владеют информацией (пополнили словарный запас по теме проекта).
Список используемой литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М,А. Васильевой , В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. Пособие по взаимодействию ДОУ и родителей « Вместе с семьей» Москва « Просвещение» 2005.
3. Программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников « Мой родной дом» Москва 2005.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
5. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
9. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
Приложение 1
Анкета для родителей
1.Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
__________________________________________________________________
2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?
__________________________________________________________________
3. Какие народные праздники вы знаете?
__________________________________________________________________
4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?
__________________________________________________________________
5. О каком празднике вы узнали у своих предков?
__________________________________________________________________
6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
__________________________________________________________________
7. Каковы особенности народных традиций вашей семьи?
__________________________________________________________________
8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Примите ли вы участие в организации и проведении народных праздников в детском саду?
__________________________________________________________________
10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА
В каждом доме свои традицииСчастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой Цели:Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями дорожат, так ка...
Родительское собрание: "В каждом доме свои традиции"
Родительское собрание...
В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ
В каждом доме свои традицииСчастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой Цели:1. Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими тради...
Родительское собрание по теме : "В каждом доме свои традиции"
Родительское собрание способствует тому, чтобы в семьях соблюдались традиции, чтобы ребенку отмечали дни рождения с приглашением друзей, с организацией игр....
Проект "В каждом доме свои традиции"
Проект"Вкаждом доме свои традиции" ориентирует на взаимодействие с семьями воспитанников. Работа в у словиях реализации Стандарта требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образованя...
Родительское собрание " В каждом доме свои традиции"
ИНформация для родителей...
Консультация для родителей « В каждом доме - свои традиции»
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а поэтому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоцион...