Проект "В каждом доме свои традиции"
проект на тему

Пономаренко Любовь Александровна

Цель данного пректа - осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи  через приобщение  к народным и  семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_kazhdom_dome_svoi_traditsii.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В каждом доме свои традиции!»

«Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети.

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе!»

Актуальность проекта:

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

   Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемирное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Этот документ подтверждает актуальность темы данного проекта.

   Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

   Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому,  родной семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое.

   Приступая к составлению проекта, я, задумалась, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли продолжателями семейных традиций своих родителей и уважение к своей семье. Формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

   Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. Многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

   Я предполагаю, что данный проект :  «В каждом доме свои традиции!»  будет  направлен на знакомство детей и родителей с устоями и традициями каждой семьи, народными традициями и передачу их из поколения в поколение. С другой стороны на привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Их заинтересованное участие в педагогической деятельности важно не потому, что это хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое влияние на развитие личности детей. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия работа с родителями к понятию « взаимодействие».

Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: учебный год – с сентября по май.

Цель проекта: 
    Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи  через приобщение  к народным и  семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.


 Задачи проекта:
   1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и  семейных праздниках.
   2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.
   3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
   4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к  своим реликвиям и обычаям.
   5. Привлечь и вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

Научная новизна: Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, беседы, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент), обработка результатов.

 Предварительная работа: рассматривание семейных фотоальбомов; чтение и разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, отгадывание загадок о семье; беседы о семье и семейных традициях.

Оборудование и материалы: презентация о семье, магнитофон, фонограмма песни о семье, телевизор, мультфильмы, фотоальбомы.

Этапы реализации проекта:

I этап организационно – подготовительный:

- Создание необходимых условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных традиций;

- Составить перспективный план мероприятий;

- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;

- Подбор стихов, песен к праздникам;

- Вовлечение в совместную работу проекта родителей;

- Анкетирование родителей на тему: «Семья источник вдохновения »;

- Собеседование с детьми об их семье, о семейных праздниках.

II этап основной:

- Сбор различной информации по данной теме;

- Папка – передвижка: «Возрождение семейных традиций»;

- Фотовыставки: «Это я и вся моя семья!», «Хобби нашей семьи»;

- Фотогазеты: «Самый лучший папа!» (поздравление от мам и детей), «Мамы разные и самые прекрасные!» (поздравление от пап и детей);

- Оформление альбомов: «В каждой семье свои традиции», «Традиции семейной кухни»;

- Оформление альбома: «Мы играем в театр»;

- Картотека колыбельных песенок;

- Оформление книги «Традиции детского сада и нашей группы»;

- Изготовление масок, атрибутов к сказкам  (с участием бабушек);

- Разучивание стихов и песен к празднику.

III этап заключительный:

-  «Защита» творческих мини-проектов;

-  Досуг «Семья вместе – душа на месте!».

-  Вручение грамот, дипломов

Ожидаемый результат:

  -  В ходе реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители  приобретут определенные знания. В результате работы по проекту создадутся: альбомы семейных традиций, картотека песен, стихов, коллекция фотографий «Семейный калейдоскоп». Проведенная работа будет способствовать укреплению детско – родительских отношений, возрождению традиций семейного воспитания, воспитанию у  дошкольников духовно – нравственных качеств, любви к своей семье.

  -  При реализации данного проекта родители будут  непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду. Интерес и доверие друг к другу позволит  родителям узнать о культурных традициях других семей, поделиться опытом воспитания, появится  желание перенять традиции, создать у себя в семье новые. Польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовет искренне желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

   - Проведение совместной работы поможет  развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплоить детей, родителей, педагогов.

        В перспективе предполагаю  продолжить работу в данном направлении по:

- обогащению семейных традиций, традиций группы и детского сада

- использование разнообразных форм работы с семьей.

   

Необходимые условия реализации проекта:


- интерес детей и родителей,

- методические разработки,

- интеграция со специалистами детского сада,

- новизна материалов,

- нестандартный подход к организации познавательной деятельности,

- доступность для детского восприятия,

- активизация детей яркими увлекательными материалами


Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:


- подбор экспонатов для выставок, мини-музея.
- создание условий для проведения открытых мероприятий.


Кадровые:

   - педагоги и специалисты ДОУ.


Предполагаемые итоги.

В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

  • имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена
  • профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
  • прошлое своей семьи;
  • происхождение своей фамилии;
  • народные традиции, народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
  • смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе,
  • родословной, реликвии;
  • будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
    пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, и т.д.);
    приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
    научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью.


Родители:

  • приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • укрепят внутрисемейные связи;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью;
  • будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям   в доме;
  • научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
  • знать свою родословную, минимум до третьего колена;
  • откуда произошли их фамилии;
  • будут знать историю своих реликвий;
  • знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
  • научатся организовывать семейные праздники;
  • сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
  • соберут копилку семейных реликвий.


Педагоги:

  • расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
  • пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
  • разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
  • пополнят словарный запас детей;
  • будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
  • создадут копилку народных и семейных праздников;
  • будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.

Название этапа

сроки

Непосредственная образовательная деятельность с детьми

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

I этап подготовительный.

Цель этапа: Выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных   традициях.

Нод « Моя семья»

Нод « Наши имена»

   Беседа с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
  С-р игра « Семья»
  Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок.
  Развлечение « День матери»
  Дидактические игры: «Назови ласково», «Я знаю пять имен девочек (мальчиков)
  Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственнику», «Если папу зовут…, то отчество сына будет…»

II этап – формирующий.

Цель этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными и семейными   праздниками через разные формы работы.

Нод.«Кем я могу гордиться в моей семье»;

Нод.«Моя родословная»;

Нод.«Семейные праздники и традиции»;

Нод.«Песни, игры, хороводы наших бабушек»;

Нод.«Откуда произошла моя фамилия?»;

Беседа с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
С-р игра « Семья»
Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок.
Развлечение « День матери»
Дидактические игры: «Назови ласково», «Я знаю пять имен девочек (мальчиков)
Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственнику», «Если папу зовут…, то отчество сына будет…»

   Выставка детских рисунков на тему: «Праздник в нашей семье»; «Маму свою очень люблю»; «Папа и я – лучшие друзья».
  Рассматривание альбомов « Хохлома», « Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»
  Беседа на тему: «Имя придумали мама и папа, а отчество мне досталось от папы», «Где на дереве я?», «Семейные традиции», «Моя семья», «В гости к бабушке», «Дорогая вещь», «Как я получила свое имя», «Тряпичные куклы наших бабушек « Русская народная игрушка», « Быт русских людей»
  Оформление страницы альбома» « Мудрость народная» ( пословицы, загадки, поговорки»
  Оформление страницы альбома «Это я и моя семья!»
Развлечения :
« Широкая масленица»
«Посиделки»

III этап - Итоговый

Нод. «Герб моей семьи»

   Беседа: «Как жили люди в старину»; Выставка поделок к празднику « Наша дружная семья»

  Презентация праздника «Наша дружная семья»

Деятельность педагога, детей и родителей.


Этапы


Деятельность педагога.


Деятельность детей.


Деятельность родителей

   Постановка вопроса и определение темы, Выяснение актуальности.


  Анкетирование родителей, составление  плана.


  Распределение заданий.
  Подбор материала.


  Объяснение заданий.


  Внесение мероприятий в план воспитательно-образовательной работы

Совместно с педагогом обсуждение темы, определение проблемы

Выявление уровня знаний детей.

Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.

Чтение произведений.

Привлечение к проекту родителей, осуществлять совместный проект детей – родителей – педагогов «В каждом доме свои традиции».

Консультации, беседы по данной теме,

Просмотр фильма о жизни детей в детском саду.

Объяснение заданий и консультации по реализации проекта,

Беседы о истории и взаимоотношении в семье.

Сбор материалов, приносимых детьми.

Организация  продуктивной деятельности: аппликация, рисование, лепка.

Беседы.

Чтение художественной литературы.

Разучивание песен, стихов на семейную тематику.

Помощь в составлении рассказов из личного опыта.

Изготовление информационного листа «Что в имени твоем», изготовление карты-схемы «Откуда мы родом»,

Составление альбомов для мини-музея «Семейные традиции» и «Семейные реликвии».

Анкетирование детей по вопросу «Что ты можешь рассказать о своей семье?».

Выпуск информационной стенгазеты.

Продуктивно-исследовательская деятельность по составлению «Семейного древа»,

Продуктивная деятельность: аппликация, рисование, лепка;

Сюжетно-ролевые и дидактические игры;

Рассматривание альбомов «Семейные традиции» и «Семейные реликвии»,

Рассматривание «Семейного древа»,

Обсуждение и рассказы детей о своих семьях,

Чтение выученных стихов

Дети составляют рассказы о семейных традициях и реликвиях, о истории своего имени,

Составление мини-рассказов о том, почему именно так назвали своего ребенка;

Продуктивно-исследовательская деятельность совместно с детьми по составлению «Семейного древа»;

Сбор экспонатов для мини-музея «Семейные традиции» и «Горница» Ответы на вопрос: «Откуда мы родом?»,

Беседы о семейных традициях, увлечениях, интересах

Организация семейного информационно-развлекательного мероприятия «Это я и вся моя семья».

Обеспечение видео материалом в виде презентации.  Подведение итогов проекта.

Вручение символических медалей каждой семье, участвовавшей в проекте.

принимают активное участие в мероприятии

Высказывание детьми своих впечатлений о проекте

Принимают активное участие в мероприятии,

Подготавливают выступление на мероприятии в соответствии со своими интересами.

 Высказывание впечатлений родителей о проекте

  • Реализация принципа интеграции в ходе проектной деятельности
    «В каждом доме свои традиции»


Образовательная область


Формы организации деятельности детей

«Здоровье»

Физкультминутки

« Физическая культура»

Подвижные игры


«Социализация»

Сюжетно-ролевые игры:  «Семья», «Дочки-матери»,
Дидактические игры: «Назови ласково», «Я знаю пять имен девочек (мальчиков)»


« Безопасность»

Закрепление умений соблюдать правила пребывания в детском саду; формирование представлений о соблюдении техники безопасности



«Чтение художественной литературы»

Потешка:  «Как у нас семья большая»,
Я. Аким «Моя родня», «Кто кому кто?»,
А. Барто «Перед сном»,
О. Липатова «Я люблю свою сестричку»,
Л Толстой «Отец приказал сыновьям», «Дед и внук»,
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша»,
И. Ищук «У деда Вани»,
М. Яснов «Вот как я семью нарисовал»


«Познание»

Беседы на темы: «Наши имена», «Где на дереве я?», «Моя семья», «В гости к бабушке», «Дорогая вещь», «Как я получила свое имя», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Моя родословная», «Семейные праздники и традиции», «Песни, игры, хороводы наших бабушек», «Откуда произошла моя фамилия?», «Герб моей семьи». Беседа «Профессия моей мамы (моего папы, бабушки, дедушки)» Рассматривание семейных фотографий и беседы по ним . Коммуникация: составление рассказа из личного опыта «Интересные события прошедшего лета», «Мое имя», «Семейные традиции», «Хозяйство семьи», «Моя родословная», «Много у бабушки с нами забот».

«Коммуникация»

Беседа «Профессия моей мамы (моего папы, бабушки, дедушки)» рассматривание семейных фотографий и беседа по ним.


« Музыка»

Слушание музыкальных произведений совместно с родителями
Разучивание песен на семейную тематику
Праздники и развлечения совместно с родителями


«Художественное
творчество»

Рисование , «Мое любимое занятие дома» «Моя мамочка», «Папа и я – лучшие друзья», «Праздник в нашей семье», «Неразлучные друзья – взрослые и дети»
Аппликация «Птица счастья», Лепка «Мамочка любимая».

Методические советы необходимые для закрепления полученного результата.


Педагогическая деятельность:

  • Сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
  • Обобщение материалов проекта;
  • создание слайдовых презентации.


Взаимодействие с родителями:

  • сбор информации по итогам конкурсов ( анкетирование, беседы, опрос, отзывы);
  • оценка эффективности в проекте;


Работа с детьми:

  • рисунки детей;
  • создание фотоколлажа по итогам участия в конкурсах:
  • выступление с конкурсными номерами для детей ДОУ.


Оценка результатов.

Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.
 

Риски:

  • трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
  • участие одних и тех же семей ;

Критерии эффективности:

  • рост посещаемости родителями мероприятий;
  • согласованность действий педагогов и родителей;
  • заинтересованность родителей.
  • положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.


Продукты проектной деятельности:

  • слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями
  • фотоматериалы
  • новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
  • Анкеты ,семейные стенгазеты


Кульминацией  проекта «В каждом доме свои традиции»   станет  семейный праздник «Семья вместе – душа на месте», на который будут приглашены мамы, папы, бабушки, дедушки, дети и педагоги ДОУ. Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной ДОУ в этом направлении. На этом празднике предполагается провести следующие конкурсы:

Вывод: в связи с проделанной работой дети и родители получили большой запас знаний о семье и родственных связях, узнали о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям, воспитали желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним, легко владеют информацией (пополнили словарный запас по теме  проекта).

Список используемой литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М,А. Васильевой , В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. Пособие по взаимодействию ДОУ и родителей « Вместе с семьей» Москва « Просвещение» 2005.
3. Программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников « Мой родной дом» Москва 2005.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
5. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
9. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.

Приложение 1

Анкета для родителей



1.Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

__________________________________________________________________
2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?

__________________________________________________________________

3. Какие народные праздники вы знаете?

__________________________________________________________________

4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?

__________________________________________________________________

5. О каком празднике вы узнали у своих предков?

__________________________________________________________________

6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

__________________________________________________________________

7. Каковы особенности народных традиций вашей семьи?

__________________________________________________________________

8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Примите ли вы участие в организации и проведении народных  праздников в детском саду?

__________________________________________________________________

10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА

В каждом доме свои традицииСчастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой Цели:Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями дорожат, так ка...

В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ

В каждом доме свои традицииСчастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой Цели:1.     Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими тради...

Родительское собрание по теме : "В каждом доме свои традиции"

Родительское собрание способствует тому, чтобы в семьях соблюдались традиции, чтобы ребенку отмечали дни рождения с приглашением друзей, с организацией игр....

Проект "В каждом доме свои традиции"

Проект"Вкаждом доме свои традиции" ориентирует на взаимодействие с  семьями воспитанников. Работа в у словиях реализации Стандарта требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образованя...

Консультация для родителей « В каждом доме - свои традиции»

Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а поэтому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоцион...