Консультация "Гнев"
консультация

Лейман Оксана Николаевна

Гнев – вызывается, как правило, чувством физической или психологической несвободы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gnev.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Гнев – вызывается, как правило, чувством физической или психологической несвободы.

    Ученые Сампос и Стенберг (1984) обнаружили, что сковывание свободы движений рук вызывает даже у 4-х месячных младенцев реакцию гнева. Запреты же подросткам на что-то побуждают их делать именно запретное.

    Препятствия достижения цели, постоянно происходящие неприятные событие, чувства правила, разочарования в себе, чувства несправедливого устройства лица, чувство, что тебя обманули, использовали   - все эти факторы не могут выступать в качестве причин гнева.

    Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, предают индивиду ощущение силы храбрости. А это в сваю очередь стимулирует индивида отстаивать свои права, т. е. защищать себя как личность.

    Вот почему необходимо развивать у малышей механизмы, при помощи которых можно регулировать эмоцию гнева.

    Управление эмоциями гнева, отвращения и презрения – это непростая проблема. Взрослый должен научить ребенка различать ситуации, в которых действия против источника были необходимы, от тех ситуациях, в которых такие действия будут неадекватными (укол, мытье головой шампунем…)

    Нерегулируемое влияния этих эмоций может привести к серьезным нарушениям адаптации и развитию психомоторных симптомов.

    Страх – складывается из ряда физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, обусловленного ожиданием угрозы, опасности, боязни физического повреждения (особенно у малышей).

    Причинами страха могут стоить любая эмоция, результат оценки  какой-то ситуации, как потенциально опасный, чувств неминуемого провала, ощущения собственной неадекватностью, ожидание боли.

    Являясь очень сильной эмоцией, страх оказывает влияние на познавательные процессы и поведение ребенка.

     Когда малыш испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряется на объекте, предмете. Сильный страх создает эффект “тоннельного восприятия”, т. е. ограничения восприятия, мышления, свободы поведения человека.

    С другой стороны, страх – это адаптивная эмоция, в норме, побуждает поиск безопасной ситуации, заставляет нас учитывать возможный риск.

    Разумный подход предполагает включение некоторой доли страха, обучение приёмов противостояния страху, а также развитие на….. избежание опасных стимулов, или снижения их интенсивности.

    Стыд – мало изучена. Однако некоторые материалы позволили нам рассмотреть ее аспекте личностного развития ребенка.

    Стыд это, как, правило ощущения поражения, унижения, отчужденности. Х. Льюист так определяет стыд: “Человек, переживающий стыд, ощущает себя объектом презрения и насмешки”. Он чувствует себя смешным, униженным маленьким. Он ощущает беспомощность, неадекватность. Неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд может спровоцировать печаль или гнев, который в свою очередь вызывают переживания стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на все общее обозрения. Пристыженный человек ощущает, что любовь в праве смеяться над ним и презирать его. Любой в праве отвернуться и отречься от него. Комплекс стыда объединяет  в себе такие чувства как смущения, робость, сдержанность, стеснении, досаду, унижение.

    Причинами стыда являются и чувства (разочарование в себе, печаль, неловкость), и мысли (о неудачах, о том, что сделал что- то не так и т. п.), и действия (аморальный поступок, вредный для окружающих). Эмоция стыда выполняет жизненно важные функции для человека.

    Во первых, переживание стыда повышает восприимчивость ребенка к чувствам и оценкам окружающих, и таким образом активизирует самооценку своего “Я”.

    Во вторых, стыд разоблачает “Я”.

     В третьих обостренное переживание стыда побуждает боли острое, нежили другие эмоции, осознание собственного тела. Это внимание по отношению к своему физическому “Я” заставляет ребенка обратить внимание на чистоплотность, на гигиену, одежду и пр.

    Способность к стыду означает, что ребенок реагирует на мнения других, и это хорошо, это может развить адекватные формы поведения.

    Стыд обеспечивает навыков самоконтроля  и обучение самостоятельности. Эмоция стыда неразрывно связанно с другими аффектами и социальным поведением. Стыд помогает формировать, обходительность, скромность и т. п.

    Вина – это эмоция, как и другие, прошла долгий путь развития. Человека не обучают этой эмоции, оно уже заложено социокультурным фактором. И хотя не имеет ярко выраженного мимического проявления, зато оказывает сильное влияние на внутреннею жизнь.

     Причиной вины, как правило, выступает неправильный поступок, результаты которого потом и переживаются. В нашем случае специфическая функция эмоции вины заключается в том, что она побуждает ребенка исправить ситуацию.

     Но для этого он должен научиться понимать, что его поступки могут причинить вред другим людям, он должен уяснить, что способы управлять своим поведением, и что он отвечать за него. Многие исследователи (Зам – Уоксер, Радия – Япроу, Кинг и др.) отмечают, что уже в возрасте полутора лет дети демонстрируют признаки понимания последствий своего поведения.

    Именно вина играет плачевную роль в становлении совести, которая потом и регулирует нравственное поведения человека.

    Главной предпосылкой развития личной и социальной ответственности является вина, она пробуждает альтруизм, переживании положительных эмоций, и именно они обеспечивают освоение, усвоение ребенком высших форм поведения: поведения этического, нравственного.

    Рассмотренные эмоции являются основой для развития эмоционально – волевой сферы, через которую возможно коррекция и поведения, и речь, и мышлении!