Из опыта работы «Инновационный подход к формированию правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол-гимнастикой»
методическая разработка на тему
Представляю материал по опыту работы "инновационный подход к формированию правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол-гимнастикой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otpravit_iz_opyta_raboty.docx | 217.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Алёнушка" общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей рабочего
посёлка Солнечный Солнечного
муниципального района Хабаровского края.
Из опыта работы «Инновационный подход к формированию правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол-гимнастикой»
Воспитатель:
Земцова Юлия Игоревна
п. Солнечный, 2015 г.
Раздел I Информационный
Тема опыта: «Инновационный подход к формированию правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол - гимнастикой»
Опыт представлен:
-Теоретическим обоснованием вопроса формирования правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол-гимнастикой
- описанием системы работы по данной проблеме через различные формы работы(наблюдения, консультации, анкетирование, образовательную совместную деятельность с детьми).
- описанием условий, обеспечивающих эффективность системы работы.
- результативностью данного опыта.
Воспитание правильной осанки у детей – в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению,
что именно дошкольные учреждения могут и должны быть местом профилактики нарушений осанки.
Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, любое нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. (С.Н. Попова, 2005).
По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны сколиозы регистрируются у 6%, а нарушения осанки у 35-65% у детей дошкольного возраста (Г.А. Халемский, 2000).
Для решения этой проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому воспитанию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата. Одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики.
Исходя из актуальности данной проблемы, мною была определена тема: «Инновационный подход к формированиию правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол-гимнастикой»
Сделав теоретический анализ литературы, я для себя выдвинула гипотезу:
Если использовать систему комплексов фитбол-гимнастики, то это будет способствовать формированию правильной осанки у старших дошкольников.
Цель: корректировать нарушения осанки детей старшего дошкольного возраста при помощи комплексов фитбол-гимнастики
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме.
2. Разработать комплексы упражнений фитбол-гимнастики с учетом возрастных особенностей.
3. Провести сравнительный анализ антропометрических данных и показателей силы мышечного корсета для выявления нарушения осанки.
4. Выявить эффективность воздействия комплексов фитбол-гимнастики на коррекцию осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование
Осанка – внешность, манера держать себя. Проще говоря – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения.
На позу влияют многие причины, например, эмоциональные, недаром по тому, как человек сидит или стоит, можно догадаться о его настроении. Но главное, что определяет осанку, степень развития мускулатуры, положение и форма позвоночника.
С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизируется.
Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Поэтому мы решили использовать фитбол-гимнастику как метод коррекции нарушения осанки
Фитбол-гимнастика – занятия на больших упругих мячах.
Впервые фитбол появился в 50-е годы XX века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом.
В детской практике фитболы используются за рубежом уже более пятидесяти лет. В нашей стране впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С.Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников».
Фитбол имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, воспитательных и образовательных целей.
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Недаром Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Мячи могут быть разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Г.В. Каштанова, Е.Г.Мамаева, О.В.Сливина, Т.А.Чуманова раскрывают вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Педагогическая технология
Образовательную деятельность с детьми, я осуществляю согласно основной общеобразовательной программы ДОУ.
В своей педагогической практике, я всегда уделяю внимание на правильном положении спины при ходьбе и сидении за столом. Поэтому начав работу (в 2013 году) с детьми старшей группы, я сразу выявила наличие проблемы нарушения осанки у некоторых детей.
Работу я выстраивала через взаимодействие с детьми, педагогами, родителями. Реализацию поставленной цели, сделав теоретический анализ, я начала с выявления уровней физического развития детей.
В начале 2013 учебного года для диагностики отклонений опорно-двигательного аппарата у детей старшей группы в ДОУ были приглашены специалисты для осмотра детей. Для определения выявления нарушения осанки использовалось специальное тестирование. (Приложение 1)
Провела беседы с детьми «Значение правильной осанки для здоровья человека».(Приложение 2)
С детьми у которых были обнаружены незначительные и выраженные нарушения осанки мы в течение 2-ух лет поводила мероприятия, направленные на устранение данных нарушений.
Вначале я решила заинтересовать и привлечь к данной работе родителей. Мною была проведено родительское собрание по теме:« Красивая осанка ребёнка – залог вашего успеха»(Приложение3 ), изготовлен красочный тематический стенд(Приложение 5), проведены индивидуальные консультации с демонстрацией инновационного инвентаря.
Результатом моей работы с родителями стало приобретение фитбол- мячей, спортивной формы, многие родители изъявили желания приобрести фитболы дополнительно, для занятий с детьми в домашних условиях.
Я попыталась создать психологический комфорт при проведении занятий: окружающая обстановка, музыка, доступ свежего воздуха, отсутствие спешки, терпимость к ошибкам, требование периодов работы и отдыха.
Для этого провела беседы с детьми о том, что такое фитбол- гимнастика, правильное дыхание, значение правильной осанки для здоровья человека.Я заметила, что дети с большим интересом и любопытством слушали рассказы воспитателя и задавали вопросы.
Перед тем как приступить к занятиям фитбол-гимнастикой я предложила детям фитбол-мячи для обследования. (фото) Они были разного цвета. Я учла, что с помощью цветов можно регулировать психо-эмоциональное состояние человека. Красные и оранжевые шары повышали активность. Их раздали детям с холерическими чертами. Синий цвет успокаивает, эти мячи брали дети с флегматичными чертами. Желтые и зеленые способствовали проявлению выносливости. Дети с восхищением рассматривали мячи. При этом, мячи обладают вибрационным воздействием. Я увидела большой интерес к необычным шарам. Знакомство прошло на высокой положительной ноте. Дети с радостью и с большим нетерпением ждали проведение занятий с фитболами.
Занятия фитбол-гимнастикой проходили не менее двух раз в неделю по 30 минут. Группы подбиралась с учетом двигательных и индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, мы разделили детей на две группы:
- Группа с нормальной осанкой- 14 чел.
- Группа с выраженными нарушениями осанки- 6 чел.
С детьми (Горбунова Ксения, Асламов Влад, Онацкий илья, Герасимов Семен, Барковский Ярослав, Лукоянова Дарья) в первый год занятия проходили индивидуально. Был разработан комплекс упражнений, направленный на коррекцию осанки. (Приложение 7) Я выяснила, что у детей данной группы слабо развиты мышцы спины и брюшного пресса, поэтому вначале им было тяжело справляться с физическими нагрузками. С ними проводились индивидуальные занятия, составлялся комплекс упражнений для занятий в домашних условиях. На занятиях в группе данным детям уделялось особое внимание, я старалась следить, что бы дети правильно сидели за столами, не сутулились.
С детьми проводились беседы и занятия в игровой форме, направленные на развитие у детей правильного отношения к здоровому образу жизни. Моя задача состояла в том, чтобы у детей появилась потребность в здоровом образе жизни, овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
На занятиях рассказывала детям о пользе и значимости занятий спортом, ежедневных прогулках, закаливании организма, правильном сбалансированном питании и т.д. дети принимали активное участие в занятиях, с удовольствием включались в тематические игры и беседы.
На занятиях использовались следующие методические приемы:
- рассказы и беседы воспитателя; (презентации)
- заучивание стихотворений;(Приложение 8)
- подвижные игры; (Приложение 9)
- дыхательная гимнастика; (Приложение10)
- упражнения для релаксации (Приложение 11)
- танцевальные комплексы (Приложение 12)
- кинезиологические упражнения (Приложение 13)
При проведении работы использовали положительную оценку, похвалу, поощрение.
Таким образом, проведение занятий повысили у детей знания, умения и навыки валеологического характера, что станет прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Занятие подразделялось на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходил настрой детей на работу и подготовку организма к основной части тренировки. В основной части происходила максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия мы учитывали индивидуальные физические особенности детей. Заключительная часть способствовала улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходило под музыкальное сопровождение.
Начинала занятие с веселой и задорной игры. Это сразу поднимало настроение у детей и настраивало их на веселое занятие. Начиналась разминка с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой (“Аэробика для малышей”). Все движения выполнялись по тексту песен, только сидя на мяче. Далее занятие проходило под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий менялся. В начале, я использовала мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в работу. Если ребёнок пришел в первый раз, то мы давали ему время привыкнуть к мячу, помогали правильно принять нужное положение для выполнения упражнений.
Я заметила, что после занятий фитбол-гимнастикой, дети не хотели с ними расставаться, сам мяч дарил детям свободу и радость движения, значительно улучшал самочувствие и надолго сохранял настроение.
В конце первого года занятий я объединила две группы и выяснила, что дети с выраженными нарушениями осанки значительно прибавили в физическом развитии.
С помощью родителей была приобретена красочная спортивная форма, я заметила, что дети, приходя в спортивный зал в форме, чувствовали себя как взрослые. Красивая форма дисциплинирует, объединяет и располагает к занятиям спортом.
Проведенные беседы с детьми и их родителями, совместные и индивидуальные занятия фитбол-гимнастикой выявили проявление интереса у дошкольников к физической культуре, что безусловно доказывает необходимость внедрения занятий фитбол - гимнастикой, как средства формирования правильной осанки, а соответственно и физического здоровья ребенка в целом.
Результативность опыта.
В результате проведенного мониторинга за 2 года я убедилась в правильности выбранного мною подхода к формированию правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол-гимнастикой. Использование системы работы позволило получить стабильно высокий процент детей с правильной осанкой.
Обследование показало:
1. Результаты первичного исследования с целью определения нарушений осанки
№ | Ф.И.Ребёнка | Состояние осанки | |
Нормальное | Выраженное нарушение | ||
1 | Асламов Влад | + | |
2 | Барковский Ярослав | + | |
3 | Боркова Кристина | + | |
4 | Бех Захар | + | |
5 | Бухтин Алексей | ||
6 | Герасимов Семен | + | |
7 | Горбунова Ксения | + | |
8 | Грахов Костя | + | |
9 | Демидась Камилла | + | |
10 | Есауленко Илья | + | |
11 | Жижимонтова Марианна | + | |
12 | Князев Иван | + | |
13 | Лукоянова Дарья | + | |
14 | Мироманов Влад | + | |
15 | Морозова Дарья | + | |
16 | Онацкий Илья | + | |
17 | Рожкова Александра | + | |
18 | Ткаченко Демид | + | |
19 | Тищенко Вика | + | |
20 | Тюкавкина Ольга | + | |
21 | Хайдарова Люба | + | |
22 | Черемисова Анна | + | |
23 | Шкуренко Диана | + |
Рис 1. Результаты первичного медицинского обследования на выявление нарушения осанки у детей
2. Результаты повторного исследования с целью определения нарушений осанки
№ | Ф.И.Ребёнка | Состояние осанки | |
Нормальное | Выраженное нарушение | ||
1 | Асламов Влад | + | |
2 | Барковский Ярослав | + | |
3 | Боркова Кристина | + | |
4 | Бех Захар | + | |
5 | Бухтин Алексей | + | |
6 | Герасимов Семен | + | |
7 | Горбунова Ксения | + | |
8 | Грахов Костя | + | |
9 | Демидась Камилла | + | |
10 | Есауленко Илья | + | |
11 | Жижимонтова Марианна | + | |
12 | Князев Иван | + | |
13 | Лукоянова Дарья | + | + |
14 | Мироманов Влад | + | |
15 | Морозова Дарья | ||
16 | Онацкий Илья | + | |
17 | Рожкова Александра | + | |
18 | Ткаченко Демид | + | |
19 | Тищенко Вика | ||
20 | Тюкавкина Ольга | + | |
21 | Хайдарова Люба | + | |
22 | Черемисова Анна | + | |
23 | Шкуренко Диана | + |
Рис. 3 Результаты повторного проведенного медицинского обследования состояния формирования осанки у детей
2. Результаты первичного исследования «Значение правильной осанки для здоровья человека»
№ п/п | Ф.И. Ребенка. | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос |
1 | Асламов Влад | Да | Да | Да |
2 | Барковский Ярослав | Нет | Не знаю | Не знаю |
3. | Боркова Кристина | Да | Да | Конечно |
4 | Бех Захар | Да | Важна | Не знаю |
5 | Бухтин Алексей | Не знаю | Да | Да |
6 | Герасимов Семен | Да | Важна | Не знаю |
7 | Горбунова Ксения | Думаю, что да | Да | Конечно |
8. | Грахов Костя | Да | Да | Не знаю |
9 | Демидась Камилла | Не очень | Конечно | Нет |
10 | Есауленко Илья | Конечно | Важна | Не знаю |
11 | Жижимонтова Марианна | Нет | Нет | Нет |
12 | Князев Иван | Да | Да | Да |
13 | Лукоянова Дарья | Не знаю | Нет | Нет |
14 | Мироманов Влад | Нет | Не знаю | Нет |
15 | Морозова Дарья | Да | Да | Конечно |
16 | Онацкий Илья | Да | Да | Да |
17 | Рожкова Александра | Да | Да | Не знаю |
18 | Ткаченко Демид | Не совсем | Нет | Да |
19 | Тищенко Вика | Конечно | Нет | Можно попробовать |
20 | Тюкавкина Ольга | Да | Да | Да |
21 | Хайдарова Люба | Не совсем | Нет | Да |
22 | Черемисова Анна | Да | знаю | да |
23 | Шкуренко Диана | Не совсем | Важна | Да |
Рис. 2 Результаты первичной диагностики детей по выявлению познаний в области значения правильной осанки для здоровья человека.
4. Результаты повторного исследования «Значение правильной осанки для здоровья человека»
№ п/п | Ф.И. Ребенка. | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос |
1 | Асламов Влад | Да | Да | Да |
2 | Барковский Ярослав | Думаю, да | Да | Да, иногда |
3 | Боркова Кристина | Нет | Да | Да |
4 | Бех Захар | Да | Важна | Да |
5 | Бухтин Алексей | Думаю, да | Не знаю | Иногда |
6 | Герасимов Семен | Нет | Теперь знаю, что важна | Да |
7 | Горбунова Ксения | Да | Конечно | Нет |
8 | Грахов Костя | Да, очень | Важна | Нет |
9 | Демидась Камилла | Нет | Важна | Да |
10 | Есауленко Илья | Наверное | Важна | Да |
11 | Жижимонтова Марианна | Нет | Важна | Да |
12 | Князев Иван | Да | Конечно | Да |
13 | Лукоянова Дарья | Теперь, да | Важна | Да |
14 | Мироманов Влад | Нет | Важна | Нет |
15 | Морозова Дарья | Да | Да | Да |
16 | Онацкий Илья | Да | Конечно | Да |
17 | Рожкова Александра | Да | Да | Не знаю |
18 | Ткаченко Демид | Нет | Нет | Да |
19 | Тищенко Вика | Конечно, да | Да | Да |
20 | Тюкавкина Ольга | Да | Да | Нет |
21 | Хайдарова Люба | Да | Да | Конечно |
22 | Черемисова Анна | Теперь, да | Важна | Да |
23 | Шкуренко Диана | Да, очень | Важна | Конечно |
Рис. 4 Результаты повторной диагностики детей по выявлению познаний в области значения правильной осанки для здоровья человека.
Рис.5. Результаты сравнения первичной и вторичной диагностики.
Вывод:
Формирование правильной осанки – это сложный процесс. работа по использованию фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы; развиваются физические качества ребёнка, повышается работоспособность, понижается утомляемость; улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.
Фитбол – гимнастика является инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребёнка.
РАЗДЕЛ III ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
Результаты опыта работы:
- обсуждались на педсовете в ДОУ;
- отражены в докладе районного семинара воспитателей ДОУ по теме: «использование здоровьесберегающих технологий и реализации принципов интеграции на занятиях по физической культуре»
Опыт работы может быть использован в практической работе воспитателей дошкольных учреждений, инструкторов по физической культуре в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Работа с детьми по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия в ДОУ.
С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и т. ...
ДЕТСКИЙ СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА.
На современном этапе развития нашей цивилизации очень остро стоит вопрос сохранения здоровья будущего поколения. Особенно беспокоит устойчивая тенденция к росту патологии костно-мышечн...
Из опыта работы. "Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании" (Публикация в сборнике)
Выступление на конференции по теме : "Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании"...
Открытое занятие по формированию правильной осанки для старших дошкольников,, Красивая осанка, спинка как тростинка,,.
Занятие для профилактике сколиоза....
Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)...
Обобщение опыта работы. Выступление на педсовете "Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста"
Знакомство с формированием финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Методические рекомендации для воспитателей «Правильная осанка. Просто и весело» по использованию общеразвивающих упражнений с целью формирования правильной осанки у старших дошкольников.
Содержание Методических рекомендаций:Введение1. Общая характеристика формирования правильной осанки у старших дошкольников2. Подбор оборудования для проведения комплексов общеразвивающих упражнений по...