"использование игры для ознакомления дошкольников с природой"
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
План.
- Теоретическая основа использования игры в ознакомлении дошкольников с природой.
- Игровые обучающие ситуации и их типы.
- Игры с правилами.
- Конспект занятия с использованием ИОС. (игрушки-аналога)
Используемая литература:
С.Н. Николаева. Теория и методика экологического образования детей.
Л.П. Молодова. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. Н.П. Бобиева. Все о загадочном лесе.
Игра, для детей дошкольного возраста, бесспорно, является ведущей деятельностью.
Игра в процессе обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающий эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Через игру легко формируется положительное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства.
Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний.
В таком новом направлении дошкольной педагогики, как экологическое воспитание ведется поиск связи игры с обучением, в частности с сюжетно – ролевой, как основным видом игры дошкольного периода. Тема игры берется из окружающей действительности. В соответствии с темой сюжет игры строится – это те события, которые изображаются в игре.
Возможность использовать сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений.
Это и эмоциональный фон, который обеспечит эффективный результат усвоения знаний.
Во–вторых, педагоги и психологи выявили структуру сюжетно-ролевой игры это воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами. В развитой форме все эти элементы функционируют взаимосвязано в едином процессе. Руководство игрой включает формирование необходимого круга знаний, о какой либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр. Далее с помощью прямого или косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые действия с предметами, ролевые действия и отношения. Необходимость получать знания и реализация их в игре - смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием.
Таким образом, включение сюжетно-ролевой игры в процессе обучения, в частности в занятия по экологии, ни в коей степени не противоречит, становлению самостоятельной игровой деятельности ребёнка. Реализация программного содержания посредством включения в занятия по инициативе взрослого различных элементов игры послужит для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая обязательно окажет влияние на содержание последующих игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые замыслы. Чем чаще воспитатель будет использовать игру на занятии, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее их влияние на самостоятельную игровую деятельность детей.
В зависимости от учебной задачи занятия, его программного содержания в равной степени могут быть задействованы сюжетная сторона игры, сказочные или литературные персонажи, ролевые отношения и т.д. Поэтому, с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее продумывает и подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. А.С.Макаренко писал о роли воспитателя в игре: «И я педагог должен с ними немножечко поиграть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен с ними немножечко играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Игра на занятии – это игра воспитателя с детьми, в отличии от самостоятельной игровой деятельности. При такой расстановке роль воспитателя во время занятия чрезвычайно ответственна, ибо от нее зависит весь процесс проведения игры. Замысел будет не реализован, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика.
Игры бывают, разнообразны по форме и содержанию; среди них есть сюжетные и бессюжетные. В-последних, отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет фабула событий, для воспроизведения которых дети наделяются ролями. Сюжет и ролевое распределение сближает сюжетно-ролевую и дидактическую игру.
В области экологического воспитания осуществляется поиск привнесения элементов сюжетно – ролевой игры в процесс обучения дошкольников и формирование у них осознанно – правильного отношения к растениям и животным, к себе как к части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.
Исследование И.А.Комаровой показало, что наилучшей формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных задач природоведческого характера.
Игровые обучающие ситуации появились не так давно (в1997 году) в методике экологического воспитания дошкольников, благодаря Николаевой С.Н., Комаровой И.А. И пользуются большой популярностью среди воспитателей и детей.
Выделяют три тапа ИОС, построенных с привлечением игрушек аналогов; кукол, изображающих литературных героев; различных вариантов сюжета «Путешествие».
К первому типу относятся использование игрушек – аналогов, которые изображают различные объекты природы. Конечно, очень мало существует игрушек растений, но зато достаточное количество и разнообразие игрушек животных. Требовании к игрушкам предъявляются следующие: игрушка должна быть опознаваема- независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные признаки строения животного; игрушка должна быть эстетична – отвечать современным требованиям дизайна, вызывать положительные эмоции.
Главный смысл использование такого рода игрушек – сопоставления живого объекта с неживым аналогом. Манипулируя игрушками, дети учатся правильно обращаться с живым существом. Игрушку можно использовать параллельно живому объекту. Дети не могут взять рыбку из аквариума, но они могут поиграть с неживым аналогом. Обратить внимание детей на, то, что животные чувствуют боль и нуждаются в пище, что от боли и от голода они страдают. Животное с настороженностью встречает незнакомого человека. Птички отлетают в сторонку, собака убегает, а игрушка как стояла, так и стоит на месте. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным или растением концентрирует на себе внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создаёт условия для нахождения различий.
Разнообразные игровые обучающие ситуации, включаемые в занятия, показали, что игрушка аналог может быть использована в дидактических целях при формировании реалистических представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Игрушка помогает воспроизводить игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения. Присутствие игрушек уместно всяких раз когда, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдения конкретных знаний. Особенно уместно присутствие игрушек аналогов, когда у детей нет возможности взять и подержать в руках животное. Они с удовольствие будут держать в руках игрушечного кролика, собачку и наоборот, если будет присутствовать живая собачка, которую можно погладить, интерес к игрушке пропадет.
Образная игрушка выполняет определённую дидактическую функцию в экологообразовательном процессе детского сада. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут использовать подходящие игрушки как демонстрационный или раздаточный материал.
Например, если воспитатель ставит задачу закрепить у детей реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу. Он может предложить детям рассмотреть картину. Дети старшей группы, рассматривая картину, на которой медведица купает медвежонка в реке. И тут можно привлечь игрушку, скучающую на полке. Неужели этот плюшевый медвежонок, такой же сильный и могучий зверь. И как жаль, что он ничего не знает, про то, как живут настоящие медведи в лесу. Предлагается детям рассказать о образе жизни этого крупного зверя, чтобы наш мишутка узнал о жизни в лесу. Можно передавать игрушку детям по очереди, чтобы они могли подержать её в руках. А можно ли взять в руки медведя? - Медведь, очень крупный зверь-до 2,5 метров длиной, а если станет на ноги, то все 3 метра. Живут медведи в глухих буреломах. Дети обязательно расскажут мишутке про зимнюю спячку. Просыпается медведь голодным, и может питаться падалью, ловит рыбу. Чем питается медведь летом? Если год был неурожайным, медведь не успевает откормиться и не залегает в берлогу, становится злым и опасным. Таких медведей называют шатунами. К сожалению, мало у нас осталось глухих и больших лесов, в которых любят жить медведи, да и охотятся на них без меры, поэтому и медведей стало мало. Включение игрушки – аналога в обучающий процесс вызывает интерес, влияет на эмоциональный настрой детей, концентрируется внимание, повышается познавательная и речевая активность. Включая данную ИОС, воспитатель достигает следующего эффекта:
- Усвоение детьми знаний о жизни и приспособлении бурого медведя к среде обитания. А это лесная экосистема с сезонно меняющимися погодно-климатическими условиями.
- Уточнение и углубление представлений о б отличии животного и игрушки, сказочного персонажа от реального.
- Благодаря игровой мотивации и косвенного воздействия (рассказывали мишутки, учили мишутку), обучение было лёгкое и высокоэффективное.
- Быстрая активизация интеллектуальных возможностей и способностей всех детей.
- Развитие игровой деятельности. Воспитатель действовал игрушкой, говорил с ней, говорил за неё.
Используя метод игры и правильного сочетания приемов в этой ИОС и, конечно же, специальной подготовки, можно достичь хорошего о результата.
Для большего эффекта обучения воспитатель должен оставить игрушку в группе. Напомнить детям, не забывать про мишутку показать и рассказать ему еще раз про жизнь в лесу. Дети обязательно будут играть с ним, закреплять, то содержание, которое они усвоили на занятии. Они найдут ему маму медведицу, построят берлогу из снега.
Больших результатов можно достигнуть, сопоставляя строение игрушки и настоящего зверя. Например, воспитатель, сопоставляет размер настоящего медведя и мишки – игрушки. Та не сумеешь, жить в лесу ты такой маленький. Тебя все будут обижать, даже трусливый заяц. Ты посмотри на свои лапы. Где у тебя когти? Ударом лапы медведь может убить оленя. С помощью когтей медведь может залезть на дерево. И. т. д.
Второй тип ИОС связан с использование кукол, изображающих персонажей литературных произведений.
Герои полюбившихся сказок, мультфильмов, литературных произведений воспринимаются детьми эмоционально, становятся объектом подражания. И воспитатели с удовольствием привлекают их в свои занятия, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей. Но было обнаружено, что их функция мало, в основном они используются с целью развлечения, снятию напряжения. Что иногда даже мешает занятию, так как потом приходится концентрировать детское внимание на главном.
И.А Комаровой было сделано предложение, что куклы и персонажи литературных героев на основе их литературной биографии могут быть использованы на природоведческих занятиях. Для этого не случайно были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон.
Чипполино, герой одноименной сказки Дж.Родари много знает об овощах и дети уверены, что он много расскажет что-то интересное. К тому же сходство с луковицей поможет глубже осознать разницу между настоящей луковицей и его игрушечным изображением.
Карлсон – знаком детям как хвастунишка и весельчак.
Герой книги Н.Носова Незнайка носит своё имя не случайно. Он много хвастается, но сам, за что бы не брался, ничего у него не получается.
Сказочным героям на занятия по экологии дается не миссия развлечения, а они должны способствовать решению дидактических задач. Л.С.Стрелкова показывает не только уместность, но и целесообразность проведения – после прочтения сказок – игр-бесед между детьми и куклами. При этом выходит из рамок сюжета сказок в реальные события из жизни детей. Автор настоятельно подчеркивает, что от имени отрицательного персонажа должен говорить взрослый, дети имитируют только положительных героев.
После прочтения стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» можно поиграть. Выбираются два, три Мазая, остальные дети зайцы. У каждого Мазая своя лодка, зайцы находятся на расстоянии 5-6 метров от лодок. Кто больше и быстрее спасет зайцев. Все спасенные зайцы встают в хоровод Мазая. Воспитатель просит зайчиков поднять правую лапку, топнуть ножкой, попрыгать, покланяться и сказать Мазаю спасибо! На роль Мазая надо назначать детей, которые чаще других совершают плохие поступки. Когда все зайцы спасены, делается акцента том, какие замечательные мальчики спасли зайцев. Следует дать мальчикам ощутить себя добрым Мазаем, ощутить внимание к их доброму поступку.
С помощью выбранных литературных героев можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография позволяет использовать либо сильную, либо слабую сторону персонажа. Например, слабая - незнание Незнайки, сильная – осведомленность Чипполино. Литературный герой не развлекает детей, а проявляет свои типичные особенности. Именно поэтому Незнайка всегда попадает в нелепые ситуации и без знания детей ему не обойтись. Благодаря таким ситуациям дети меняют свою позицию и из обучаемых они превращаются в обучающих. И это является положительным фактором в обучения – активизируется умственная деятельность. В традиционном занятии вопросы задаёт взрослый. Он все знает он умнее, а здесь дети стоят над Незнайкой, Карлсоном поправляют их, учат их. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети находятся во власти игровой ситуации, они уверены, что говорит именно Незнайка, а не воспитатель. Таким образом они упражняются в применении своих знаний, уточняя и закрепляя их.
Использования кукол - персонажей на основе их биографии – это косвенная форма обучения детей, основана на игровой мотивации дошкольников.
Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие.
« Путешествие на северный полюс», « Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад». Сюжет игры включает в себя знакомство с новыми явлениями и объектами. По сути, происходит прямое обучение детей, где дети выступают в роли туристов, экскурсантов, а воспитатель – руководитель туристической группы, гид. В ИОС этого типа большую помощь оказывает атрибутика. Например, мы отправляемся в путешествие на луг. Можно заранее приготовить картинки с изображением ( или макеты, игрушки) луговых цветов и растений. Рассмотреть с детьми объекты, сфотографировать. Можно заранее предложить детям по одному выучить стихотворению про эти цветы и во время экскурсии воспитатель спрашивает, кто из них знает стих про этот цветок. Дети с удовольствием рассказывают стихи. Если есть возможность дать понюхать ромашку. Чтобы полнее раскрыть роль шмелей в природе, целесообразно показать детям 10-минутный мультфильм по сказке В.Бианки «Сова», Беларусьфильм, 1998 г.
На лугу можно поиграть Воспитатель чередует слова: «кузнечики» прыгают; «травы» - приседают, «бабочки! – дети летают, и т.д.
Можно нарисовать большое панно, подготовить пространство, подумать о транспорте на котором будем добираться до объекта исследования. Нарисовать карту приготовить компас. Выбрать ответственных за экспедицию. Кто будет фотограф, кто корреспондент, Кто эколог, кто геолог и т.д.
Конечно, такое обучение с использованием ИОС может выйти за рамки отведенного времени, так оно получается очень увлекательным и дети хотят играть снова и снова.
Игра как метод экологического обучения – это игра специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную цель, т. е. ИОС, характеризует следующие:
- Имеется короткий несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- Использование в игре игрушек, атрибутов, для чего специально подбирается пространство, среда.
- В содержании игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и т. д.
- Иргу проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет на себя одну роль и исполняет её на протяжении всей ИОС.
- Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Важное развивающие значение, в формировании у детей эмоционально-заинтересованного отношения к природе, имеют игры с правилами- подвижные, сюжетно- подвижные, дидактические( настольно-печатные, словесные).
Правила, побуждают детей, подчинятся обстоятельствам. На первых этапах игры с правилами принимает участие воспитатель. Взрослый является носителем игровых умений. Игру надо многократно повторять с детьми, чтобы дети запомнили правила игры. Частое повторение развивает самостоятельную деятельность – д6ети начинают играть без взрослого.
Освоение игр с правилами для старших дошкольников - это способ вхождения в детское общество6 дети умеющие организовать игры, исполняющие правила, требовательны к себе и к другим пользуются авторитетом среди сверстников.
На первое место структуры игры с правилами ставится правило, затем игровые действия, и последнее дидактическая задача.
В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе. Они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.
Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно – печатные игры ( «Зоологическое лото», « Что где растёт?» и т. д.), предоставляя им возможность играть самостоятельно только тогда, когда они научились соблюдать правила.
Словесно – дидактические игры могут скрасить прогулку в дождливый день. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета.
Интересны игры загадки – описания – в них дети упражняются в описании ив выделении характерных признаков предмета.
Конспект занятия
в подготовительной группе детского сада
ЕДЯТ ЛИ ЯБЛОКИ ЕЖИ.
Воспитатель: Бозюкова Э.В.
Педагогические задачи. Учить детей понимать животных. Объяснить детям, что только тогда можно помочь дикому зверьку или птице, когда узнаёшь из книг или от специалистов, в каком уходе и корме он нуждается.
Сообщу, что вчера я прогуливалась по лесу и нашла там вот этого персонажа.
- Кто это?
Для наглядности, если игрушка не очень удачная, можно использовать картину.
Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками. Черные как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными.
Ёжей в лесах России предостаточно, и встреча с ним дело не такое уж редкое. Но как очутился этот еж в лесу? Он же не настоящий.
А давайте его спросил об этом.
Ёжик, рассказал, что его зовут Шустрик. Он жил у мальчика Саши. И Саша его очень любил. Кормил яблоками, укладывал спать в свою постель, брал с собой на прогулку. Саша, конечно уже мальчик большой. Он ходит в первый класс. И вот, Саша с ребятами пошел гулять в лес. Они играли в салки, собирали ягоды земляники. И вдруг ребята под кустом нашли настоящего, живого ёжика. Саша такой находке очень обрадовался. Он забыл про свою игрушку, взял ёжика на руки и убежал домой. Вот так и очутился в лесу наш ёжик. Ему, конечно, было грустно, что мальчик про него забыл, но в тоже время было интересно, ведь ежик никогда не бал в лесу. Захотелось ему пожить в лесу, так как живут настоящие ежи.
Закончив рассказ, воспитатель спрашивает у детей.
- Как вы думаете, сможет ли наш ежик жить в лесу?
Ёжик садится на колени к тому ребёнку, который отвечает.
Воспитатель предлагает ответить, что буде с ежиком, если он попадет под дождь. Конечно же, промокнет, ведь он не настоящий.
Воспитатель, напоминает об опасностях, которые еж может встретить в лесу. - Какие это такие опасности, спрашивает Шустрик.
- Как вы думаете, готов ли еж ним?
- А у тебя есть колючки?
- Какие, колючки, уточняет ёж.
- Ну, такие иголки на спине? – говорит воспитатель.
Зачем они мне? – испугался ежик. Тогда Саша не сможет играть со мной, он же может уколоться и заплакать.
Ребята, давайте расскажем Шустрику, зачем ежику нужны колючки.
А как же ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй – ка съешь его! Правда, хитрая кумушка лиса придумала способ, как перехитрить ежа. «Свернувшегося в колючий клубок ежа лисица скатывает по-тихонько с берега в воду, где ёж быстро развертывается, и лисица легко расправляется с ним» (И.Сококлов – Микиктов)
Настоящего ежа спасают колючки. А у тебя нет колючек, и ты можешь,
погибнуть в лесу.
Воспитатель дополняет. Скоро осень, что же будет делать Шустрик в лесу?
Дети, конечно же, вспомнят про запасы на зиму. Можно показать картинку, где ежик нарисован с яблоками на иголках. Такая картинка очень распространена, но на самом деле, лесные ежи не едят яблок.
- А я очень люблю яблоки, и ем только яблоки - говорит Шустрик.
- Ну, ты же не настоящий еж, а игрушечный и поэтому, можешь любить яблоки, и тоже не по настоящему - уточняет воспитатель. Но в наших лесах нет яблок, и тебе там нечего будет есть.
А что же едят тогда лесные ежи? – спрашивает еж, обращаясь к детям.
Вы поднимайте руки, а я подойду поближе и послушаю.
Воспитатель делает обобщение ответов детей.
Ежик не делает запасов на зиму. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый домик и крепко проспит до весны.
Его пищевой разнообразен. Яблоки едет те зверьки, которые обитают около сада. Но в основном яблоки носят на иголках, чтобы перебить свой запах и меньше привлекать к себе клещей. Чаще накалывают себе на иголки опавшие листья. И больше всего ежи любят насекомых, их личинки, куколки. Ежи едят и беспомощных мышат, и голых беззащитных птенцов, если гнездо в траве, под кустом. Ежи едят змей. На взрослых мышей и птиц ежи не охотятся, так как такая охота ему не под силу. Днем еж спит, а ночью выходит на охоту: уничтожать вредных насекомых, воюют с крысами, ядовитыми змеями. И в лесу, и людям от них польза!
Ёжик очень огорчился. Что случилось? Он загрустил, что он ничего не умеет, и никакой пользы не приносит.
Ёжик, ты тоже приносишь пользу! Ты радуешь ребят, даешь возможность, познакомится им с тобой. Ребята не могут поиграть с настоящим ёжом, так он колючий, да и может погибнуть в неволе, зато с тобой они могут поиграть.
- А как же там Саша? – грустит Шустрик. Наверное, катается на велосипеде…
Подожди Шустрик – встревает воспитатель. А у твоего Саши, случайно не красный велосипед и еще с такой синей полосой.
- Да, а как вы узнали? – удивляется еж.
- И твой Саша учится в первом классе «А»?
- Да.
Значит, я его знаю. Он в том году ходил в наш детский сад. И у меня есть его телефон. Воспитатель достает списки, ищет. – Вот Саша. Телефон- 22332. Вот мы ему сейчас и позвоним.
Ало! Здравствуйте, это вам звонят из детского сада, из подготовительной группы. Нельзя ли позвать к телефону Сашу. Ах, это Саша. Здравствуй, Саша. Мы узнали, что у тебя живет настоящий лесной ежик.
( Можно включить громкую связь на сотовом телефоне и прослушать заранее записанный разговор)
- Да, я взял его в лесу поиграть. Но он играть не хочет. Днем спит, а ночью шумит и никому не дает спать. Мама ругается. Я наливаю ему молоко, а он не пьет. Не знаю, что и делать?
Саша, сейчас тебя ребята, скажут, как надо тебе поступить и почему.
Дать телефон одному из детей, чтобы он высказал, свою точку зрения.
Воспитатель подводит итог. Диких животных нельзя брать из природы иначе оно может погибнуть. Брать животное можно лишь в том случае, если твердо знаешь, что оно в беде, ранено, и ты сможешь ему помочь и без твоей помощи ему не выжить. И для того, чтобы поиграть не обязательно, искать зверька, ведь играть можно с игрушками, для того они существуют и очень огорчаются, если вы перестаете с ними играть.
А с Сашей мы договорились, что сегодня я занесу ему Шустрика. И он, обязательно извиниться перед ним, что забыл игрушку в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль игры в ознакомлении дошкольников с природой
данная статья адресована педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. раскрываются вопросы методики огранизации игр по ознакомлению с природой дошкольников. а также предлагаются некоторые виды...
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края" ...
"Игра метод ознакомления дошкольников с природой"
"Игра метод ознакомления дошкольников с природой"...
Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей среды детского сада. Извес...
Учебно-методическое пособие на тему: "использование игры для ознакомления дошкольников с природой"
...
Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей среды детского сада....
Консультация на тему «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой»
Известно что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности....