Проект "Будем добрыми и вежливыми"
проект (старшая группа) на тему
Одним из важных направлений нравственного воспитания детей дошкольного возраста является культура поведения. Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали: это правила вежливости, внимательности, такта, доброжелательности. В ходе проекта «Будем добрыми и вежливыми» дошкольники знакомились с нормами и правилами поведения, учились нравственным основам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_budem_dobrymi_i_vezhlivymi_.docx | 630.57 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Проект «Будем добрыми и вежливыми»
Выполнила творческая группа педагогов
МБДОУ 3 № «Чебурашка» г. Шарыпово:
Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель
Торчило Татьяна Александровна, воспитатель
Лазарева Оксана Владимировна, воспитатель
Десятникова Татьяна Васильевна, воспитатель
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель
Миллер Наталья Борисовна, муз. руководитель
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Проект «Будем добрыми и вежливыми»……………………………………5
Приложение…………………………………………………………………...9
Список используемой литературы…………………………………………34
Введение
Среди основных задач, которое ставит современное общество перед образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Одним из важных направлений нравственного воспитания детей дошкольного возраста является культура поведения. Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека. Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали: это правила вежливости, внимательности, такта, доброжелательности.
Освоение нравственных знаний важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или данного поступка для окружающих людей.
К сожалению современный ритм жизни не оставляет времени и на проявление вежливости. Люди порой забывают благодарить друг друга, здороваться при встрече. У большинства современных детей ярко выражено чувство тревожности, эгоизма, злости и враждебности по отношению к окружающим. Это выражается в агрессивном поведении, высказываниях, немотивированных поступках. Дети порой не понимают своего внутреннего состояния. Они не знакомы с такими понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость и взаимовыручка. Многие молодые семьи считают, что надо воспитывать не доброту, а сильный характер и все чаще не настоящие волевые качества противопоставляются отзывчивости, чуткости, честности, совести, состраданию, благородству. А ведь воспитанный ребенок – мечта каждого родителя. Не соблюдая сами правил этикета, родители зачастую требуют этого от детей. Если ребенок забывает поблагодарить, родители напоминают ему об этом при всех, что, по крайней мере, невежливо. Родители спешат напомнить ребенку, что нужно попрощаться, хотя сами еще не сказали «до свидания».
Учитывая это, считаем, что нужна целенаправленная работа по воспитанию культуры поведения у детей и родителей. Очень важно, чтобы с раннего детства дошкольников окружало как можно больше доброго и красивого. Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы нравственности, которые не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, а формируются под руководством взрослых с первых дней его жизни в процессе содержательной детской деятельности. Знакомясь с нормами и правилами поведения, дошкольники учатся и нравственным основам. Например, вежливость – это не свод правил, а образ жизни. И если это станет естественным для ребенка с самого раннего возраста, во взрослой жизни он будет чувствовать себя комфортно в любом обществе.
Планирование и содержание образовательной работы в нашем детском саду строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, что позволяет значительно повысить эффективность образования. Комплексно – тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Погружение в тему помогает детям лучше понять ее и усвоить.
Одной из ведущих форм комплексно – тематического планирования выступает проект. Использование метода проекта позволяет создать естественную ситуацию общения детей, задействовать различные виды деятельности. Кроме того открываются большие возможности в организации совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы творческой группой педагогов МБДОУ № 3 «Чебурашка» г. Шарыпово был разработан и реализован проект по нравственному воспитанию дошкольников «Будем добрыми и вежливыми».
Направление проекта: познавательно – творческий.
Руководитель проекта: Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель.
Участниками проекта, реализуемого поэтапно с октября 2013г. по март 2014г. стали дети 5-7 лет, педагоги, родители.
Цель проекта: - формирование у детей дошкольного возраста этических норм поведения, овладение речевым этикетом и культурой общения;
- формирование у родителей сознания необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно – этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.
В соответствии с целями были определены следующие задачи:
- формирование моральных качеств личности: вежливости, скромности, тактичности;
- воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости и жадности;
- обучение детей культуре поведения в общественных местах, дома и в гостях;
- формирование умения пользоваться хорошими манерами;
- осуществление тесного взаимодействия с родителями;
- соблюдение родителями и педагогами единых требований в рамках этического воспитания детей.
В ходе подготовительного этапа педагоги изучили методическую и художественную литературы по теме, подобрали и систематизировали различные виды игр (дидактические, подвижные, игры коммуникативного характера), сделали подборку наглядных пособий, иллюстраций, картин, репродукций художников. С целью выявления представлений детей о вежливости творческой группой педагогов были разработаны ряд вопросов для дошкольников: «Что значит вежливый человек?», «Как вежливо нужно обратиться за помощью?», «Как вести себя в общественном месте? и т.п. Ответы на вопросы определили представления детей о вежливости.
Кроме того, на данном этапе обсудили план реализации проекта с родителями, провели анкетирование на тему «Вежлив ли ваш ребенок» (Приложение1), определили наиболее эффективные формы работы по воспитанию этических норм поведения у дошкольников, составили план реализации проекта с детьми 5 – 7 лет с определенной темой на каждый месяц, которая завершается итоговым мероприятием.
Уровень представлений детей о нравственности во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие формы и методы используются в воспитательно – образовательном процессе.
Учитывая, что вопросы морали всегда трудны для понимания ребенка, знакомили дошкольников с нормами и правилами поведения в такой форме, чтобы их было легко и интересно воспринимать и усваивать. Поскольку игра – основная деятельность детей дошкольного возраста, а присутствие игрового персонажа, сюрпризных моментов вызывает желание взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в качестве эффективного метода воспитания доброты, вежливости использовали различные виды игр, игровые обучающие ситуации, с включением персонажей. Например, Мальвина рассказала детям, как правильно встречать гостей и о правилах общения за столом. Незнайку ребята знакомили с правилами поведения в общественных местах и на улицах города.
Для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста использовали художественную литературу, особое внимание уделяли сказке, так как она способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. После прочитывания произведений привлекали детей к оценке поступков литературных героев, персонажей иллюстраций. По некоторым рассказам, сказкам делали небольшие инсценировки. Широко использовали этические беседы, содержание которых составляли в основном жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы. Этические беседы формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с нормами поведения. Через беседы дети узнали об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах.
Основными формами реализации проекта стали: беседы, дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные игры, решение игровых проблемных ситуаций, а также непосредственно – образовательная деятельность, чтение художественной литературы, открытые мероприятия для родителей.
Решение поставленных задач в ходе основного этапа осуществлялось через интеграцию образовательных областей в разных видах деятельности: игровой, познавательно – исследовательской, коммуникативной, художественно - продуктивной, трудовой, двигательной, восприятие художественной литературы, а также в процессе наблюдений, анализа проблемных ситуаций, что способствовало повышению эффективности воспитательно – образовательной работы с дошкольниками. Дети вместе с педагогами играли в дидактические, сюжетно – ролевые игры, решали проблемные ситуации, занимались продуктивной деятельностью, слушали сказки и рассказы, заучивали стихотворения, знакомились с пословицами и поговорками по теме проекта.
Тесно сотрудничали в рамках проекта с семьями воспитанников, так как считаем, что если требования педагогов к ребенку не будут поддерживаться в семье, то процесс воспитания культуры поведения чрезвычайно осложнится и не даст положительных результатов. Разъясняли родителям, что большое значение имеет личный пример взрослых, показывающий нормы поведения дома, в общественных местах. В ходе взаимодействия с родителями воспитанников на данном этапе провели семинар – практикум на тему «Умейте говорить комплименты», консультации «Рецепты хорошего отдыха всей семьей», «У моего ребенка скоро день рождение», круглый стол «Пример дружелюбия подают родители».
Кроме того, родители были вовлечены в совместную с детьми продуктивную деятельность, в оформление книги «Пословицы и поговорки о вежливости и дружбе», в составление герба семьи, генеалогического дерева, приняли участие в акции «Подари прохожему улыбку».
План совместных мероприятий по реализации проекта представлен в таблице (Приложение 2).
Заключительный этап проекта завершился участием детей и родителей в музыкально-театрализованном представлении «Вовка в тридевятом царстве» (Приложение 3) и оформлением в группах фотогазет «Наши добрые дела» (Приложение 4).
Подводя итоги, можно отметить, что данный проект имел большое значение для всех участников. Целенаправленная системная работа по воспитанию у дошкольников этических норм поведения расширила и обогатила их представления о нормах морали, этикета, правилах нравственного поведения, способствовала проявлению воспитанниками истинных чувств вежливости, добропорядочности и терпимости. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
Тесное сотрудничество с семьями воспитанников оказало положительное влияние на повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников и понимания его значения в становлении личности.
«Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитал в себя в юном возрасте» (Я. А. Коменский).
Приложение 1
Анкета для родителей «Вежлив ли ваш ребенок»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, выбрав и подчеркнув один из вариантов ответа. Полученная информация поможет педагогам спланировать педагогическую деятельность по формированию у детей дошкольного возраста этических норм поведения, овладение речевым этикетом и культурой общения.
1.Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения по вопросам воспитания ребенка? Читаете ли книги на эту тему? (да, нет, иногда.)
2. Единодушны ли вы с супругом (супругой) в вопросах воспитания ребенка? (да, нет).
3. Кого вы считаете ответственным за воспитание ребенка? (семью, социальную среду, детский сад).
4. Ваш ребенок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить? (да, нет, не знаю).
5. Считаете ли вы своего ребенка вежливым? (да, нет, не знаю).
6. Ваш ребенок чутко и отзывчиво относится к родителям, близким, друзьям?
(да, нет).
7. Послушен ли, исполнителен ребенок в семье, всегда ли охотно выполняет поручения родителей? (да, иногда, нет).
8. Знакомы ли вы с правилами этикета? (да, частично, нет)
9. Как вы считаете, нужно ли обучать ребенка правилам этикета? (да, нет, не знаю).
10. Согласны ли вы взаимодействовать с педагогами в воспитании и обучении детей? (да, нет, не знаю).
Приложение 2
2.Основной (деятельностный) этап
Образовательные области | Сроки проведения | |||
Содержание | Задачи | |||
Октябрь. Тема «Вежливые слова – наши верные друзья» | ||||
Социально - коммуникативное развитие | -дидактические игры: «Дружное сердце», «Волшебный клубочек; сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Спасатели» | Формировать навыки доброжелательного отношения друг к другу | ||
Речевое развитие | - этические беседы «В мире вежливых слов», «Волшебные слова»; - разучивание стихотворения «Здравствуйте» Р. Алдонина; - чтение произведений: С.Михалкова «Если вы вежливы», В. Осеевой «Волшебное слово», «Урок вежливости» Г.П. Шалаевой, Г.Остера «Вредные советы», «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Вежливый вальс» А. Барто, «Как лучше» Ю. Любимцева, сказки «Морозко»; - разбор ситуаций по сюжетным картинам | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающим, учить оценивать свои поступки и поступки сверстников, воспитывать культуру общения | ||
Познавательное развитие | - откуда пришел «День спасибо»; - дидактическое упражнение «Как принимать гостей»; -занятие – игра «День рождение куклы Маши»; - игра – этюд «Сервируем стол»; -моделирование жизненных ситуаций: «Разговор по телефону», «Приход гостей» и др. | Учить формам вежливого обращения, воспитывать желание быть вежливыми, формировать опыт доброжелательного общения и добрых поступков. | ||
Художественно– эстетическое развитие | - рисование на тему: «Мой самый лучший друг»; - музыкальная игра «Обнималки»; - прослушивание песни «Мисс Совершенство» муз. М. Дунаевского, «Настоящий друг» стихи Б. Савельева, муз. М Пляцковского | Учить отражать в рисунке свои впечатления, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к людям старшего поколения, помочь застенчивым детям обрести уверенность, развивать эстетические чувства, эмоции, переживания | ||
Физическое развитие | - подвижные и малоподвижные игры на прогулке: «Лохматый пес», «Эхо», «Карусель», «Веселые человечки» и др.; - совместные игры младших детей со старшими | Воспитывать положительное отношение между детьми, желание взаимодействовать в играх, помогать друг другу, вежливо обращаться, не конфликтовать | ||
Работа с родителями | - семинар – практикум «Умейте говорить комплименты»; - изготовление буклетов для родителей « Как помочь ребёнку стать вежливым», «Словарик вежливых слов» | |||
Итог месяца | Совместное оформление книги «Пословицы и поговорки о вежливости и дружбе» | |||
Ноябрь. Тема «В кругу семьи» | ||||
Социально - коммуникативное развитие | - дидактические игры «Найди маму», «Найди пару», «Волшебное сердечко», «Что делает мама?» и др.; - словесные игры «Наши имена», «Чья мама?» и др.; - сюжетно – ролевые игры «Семья», «Больница», «Дочки – матери» и др.; - игра – инсценировка «Наша дружная семья» | Формировать представления о нравственных взаимоотношениях в семье, воспитывать уважение к старшему поколению, учить любить семью, вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках. | ||
Речевое развитие | -беседы с детьми на тему: «Я радуюсь, когда…», «Мои мечты», «Скучен день до вечера, если делать нечего»; - разучивание пословиц и поговорок о семье; - составление рассказов по картинам «Мамины помощницы», «Мамин праздник» и др.; -непосредственно образовательная деятельность на тему «Подари мне радость»; -чтение стихотворения Е.Благининой «Мама спит», сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Закреплять представления о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, формировать представления о социальной роли каждого члена семьи, развивать коммуникативные навыки, способствовать развитию речи | ||
Познавательное развитие | - беседы о профессиях родителей; - игра «Поможем маме сварить кашу» (измерение сыпучих веществ); - беседы на тему «Что означают наши имена», «Наши фамилии»; -словесные игры: «Имена друзей», «Найди пару», «Наши имена»; - непосредственно образовательная деятельность на тему «Мой дом, моя семья» | Расширить представление детей о труде родителей и его общественном значении, дать детям знания о жизни и быте русских людей, их душевных качествах, формировать заботливое отношение к своим близким | ||
Художественно– эстетическое развитие | -рисование «Моя семья»; - пластилинография «Портрет любимой мамочки»; - конструирование из природного и бросового материала «Сувенир для ….», «Букет для мамы», «Рябиновые бусы»; -разучивание песни «От улыбки» муз В. Шаинского | Закреплять навыки самостоятельного воплощения своего замысла в работах, развивать творческие способности детей | ||
Физическое развитие | - беседы: «Любимый вид спорта нашей семьи», «Витамины на столе»; -пальчиковые игры: «Семья», «Мы делили апельсин»; - физминутка «Как живешь?»; - дидактические игры: «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь»; -физкультурный досуг «Папа, мама, - спортивная семья»; -организация подвижных игр с детьми и родителями на прогулке | Способствовать гармоничному физическому развитию детей, укреплению детско – родительских отношений | ||
Работа с родителями | Консультация «Рецепты хорошего отдыха всей семьей» | |||
Итог месяца | Составление герба семьи, генеалогического дерева | |||
Декабрь. Тема «Учимся дружить» | ||||
Социально - коммуникативное развитие | -игры «Слепой поводырь», «Сороконожка», «Живые картинки», «Добрые волшебники», «Ты мой друг, «Это я! Это я! Это все мои друзья!», «Мы – веселые ребята!»; - разбор ситуаций «Если друг заболел вдруг….», «Что мешает нам дружить?»; -игра – инсценировка «Учимся дружить»; Конкурс «Петушиный бой» | Создавать благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости, развивать умение видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства окружающих, формировать такие качества как сострадание, внимание, сочувствие | ||
Речевое развитие | - беседы на тему «Умеешь ли ты дружить», «Друг познается в беде» - чтение стихотворений «Друг» Л.Устиновой, «Доброта» Л. Поляковой, «Дружу с мальчишкой» Г. Ладонщикова; - заучивание наизусть стихотворения Н. Найденовой «Вот как весело у нас»; Чтение рассказа Л.Толстого «Два товарища», сказки «Зимовье зверей», «Теремок»; - этическая беседа по половицам о дружбе; - игра – драматизация по сказке «Два жадных медвежонка» | Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках, правильно называть нравственные качества настоящего товарища, воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
| ||
Познавательное развитие | - занятие на тему «Старый друг лучше новых двух»; - разбор ситуаций «Когда дружба мешает, а когда помогает», «Сам себя наказал»; - игра – путешествие по странам и континентам «Дети Земли»» | |||
Художественно– эстетическое развитие | -рисование на тему «Портрет моего друга», «Подарок другу на день рождение»; -разучивание и пение песен о дружбе: «Если с другом вышел в путь», «Улыбка», «Настоящий друг»; - танец «Поссорились – помирились» муз. Т. Вилькорейского | Закреплять навыки самостоятельного воплощения своего замысла в работах, развивать творческие способности детей | ||
Физическое развитие | - пальчиковая гимнастика «Дружба», «Дружба зверей», «Барашки»; - эстафета «Кто быстрее оденет друга на прогулку»; - организация подвижных и малоподвижных игр на прогулке: «Мышеловка», «Охотники и утки», «Море волнуется раз…», «Лохматый пес» и др. | Воспитывать решительность, выдержку, соблюдать правила игры | ||
Работа с родителями | - круглый стол «Пример дружелюбия подают родители»; - оформление папки – передвижки на тему «Учите детей уступать» | |||
Итог месяца | Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в город Дружбы» Оформление книжки «Золотые правила дружбы» | |||
Январь. Тема «Играем - в гости приглашаем» | ||||
Социально - коммуникативное развитие | -сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на бал», «Семья», «К другу на день рождение» и др.; -дидактические игры «Эхо», «Змейка» и др.; - игра – тренинг с Мальвиной «Ждем гостей», «Правила поведения в гостях» | Закреплять навыки детей самостоятельно договариваться между собой о распределении ролей, учить самостоятельно подбирать атрибуты и предметы – заместители, закреплять в игре знания социальных ролей, обязанностей, правил поведения. | ||
Речевое развитие | - непосредственно образовательная деятельность на тему «Правила вежливости»; - этическая беседа «Что такое этикет?»; -непосредственно образовательная деятельность на тему «Винни - Пух и все – все»; - чтение стихотворения «День рождения» А. Барто; - Сухомлинского «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница» | Закреплять умение вежливо, приветливо обращаться к окружающим, тактично предлагать свою помощь, свободно выражать свои мысли, учить оценивать поступки героев, воспитывать умение правильно вести себя в гостях | ||
Познавательное развитие | -составление свода правил «Как вести себя за столом»; -разбор проблемных ситуаций «Как поступить, если…?»; -моделирование жизненных ситуаций «Приглашение в гости с объяснением дороги к дому» и др. | |||
Художественно– эстетическое развитие | -аппликация на тему: «Праздничный стол»; -рисование на тему: «Фрукты в вазе»; - лепка на тему: «Посуда для бабушки Федоры»; - муз. упр. «Мы - два друга», «Чем друзей мы угостим» и др. | Закреплять навыки самостоятельного воплощения своего замысла в работах, развивать творческие способности детей | ||
Физическое развитие | - пальчиковая гимнастика «Мы за руки возьмемся»; - организация подвижных и малоподвижных игр: «Найди и промолчи», «Успей поймать», «Хитрая лиса», «Уголки» и др. | Воспитывать умение контролировать свои эмоции, развивать волевые качества, внимание к сверстникам | ||
Работа с родителями | Консультация «У моего ребенка скоро день рождение» | |||
Итог месяца | Сервируем стол. Чаепитие совместно с родителями | |||
Февраль. Тема «Правила поведения в общественных местах» | ||||
Социально - коммуникативное развитие | -словесные игры: «Письма доброго сказочника», «Хорошо – плохо», «Можно – нельзя»; - сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по городу», «Собираемся в театр» «Магазин», «Библиотека» и др. - игра – тренинг «Правила поведения на улице»; | Учить оценивать поступки и соотносить их с этими словами, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения | ||
Речевое развитие | -беседы о правилах речевого общения: «Когда мы говорим слова «разрешите спросить?», «скажите пожалуйста» и т.д.; -чтение произведений «Урок вежливости», «Светофор» С. Маршака, «Вежливый трамвайчик» Богдановича; -заучивание стихотворения «Вежливая песенка» Р. Алдониной | Учить вежливо обращаться с просьбой, накапливать опыт саморегулирования поведения | ||
Познавательное развитие | - беседы на тему «Мы идем в театр», «Я мальчик, я девочка»; -целевая прогулка с Незнайкой по улицам города; -выезд в муниципальный театр на спектакль «Все мыши любят сыр»; -игра – инсценировка «Невоспитанный Незнайка» | Приучать красиво и правильно вести себя в общественных местах, закрепить представления о том, как должна вести себя девочка, а как – мальчик. | ||
Художественно– эстетическое развитие | Коллективная деятельность - изготовление макетов в группах: - улицы города; - театра | Закреплять навыки самостоятельного воплощения своего замысла в работах, развивать творческие способности детей, развивать умение работать сообща, доводить начатое дело до конца. | ||
Физическое развитие | - организация подвижных и малоподвижных игр: - игр – эстафет; - игр соревновательного характера | Воспитывать решительность, выдержку, учить соблюдать правила игры, развивать физические качества | ||
Работа с родителями | - консультация «Культуре поведения дети учатся у родителей» - оформление газеты «Правила поведения в общественных местах» | |||
Итог месяца | Развлечение «Путешествие с Незнайкой по городу» | |||
Март. Тема «Добрые слова и поступки» | ||||
Социально - коммуникативное развитие | -словесные игры «Назови ласково», «Хорошо – плохо» и др.; -дидактическая игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»; - сюжетно – ролевые игры «Лечебница для зверей», «Спасатели», «Лесная школа» и др.; - игра – инсценировка «Поищем добрые слова»; - акция «Подари прохожему улыбку»; - просмотр и обсуждение мультфильма «Кто первый?» из цикла «Смешарики» | Формировать доброжелательное отношение у дошкольников в игровой деятельности, развивать умение видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства окружающих | ||
Речевое развитие | -занятие на тему «Добрый поступок»; -беседы на тему: «Как я помогаю своим родителям», Мои обязанности по дому»; -чтение произведений: «Брат и сестра» Э.Шима, «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского, «Я маму свою обидел» Э. Мошковской, «Две подружки» Н. Дуровой, рассказа «На горке» Н. Носова, Осеевой «Волшебное слово»; - чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Крошечка – Хаврошечка», «Кот. Петух и лиса» и др.; -заучивание стихотворения «Если был бы я девчонкой»; -пересказ худ. произведения «Два товарища» А. Толстого; - Уроки доброты | Учить оценивать поступки героев, воспитывать желание быть добрым и совершать добрые поступки | ||
Познавательное развитие | -конструирование на тему «Терем – теремок», «Избушка для зайчика»; -рисование на тему «Дом Дружбы»; -изготовление скворечников для птиц; -непосредственно образовательная деятельность на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»; -беседа на тему «Что доброго делают люди этих профессий»; -занимательная деятельность «Путешествие в волшебную страну» | Развивать умение работать коллективно, планировать этапы деятельности, уважительно относиться к людям разных профессий | ||
Художественно– эстетическое развитие | -изготовление приятных подарков для друга, мамы, сестры, брата и т.п.; -разучивание песни «От улыбки» -прослушивание звукозаписи песни «Дорога Добра», муз. В. Шаинского, сл. М.Танича., «Что такое доброта» в исполнении группы «Барбарики». - разучивание песни «Если добрый ты» (из мультфильма. «Кот Леопольд») сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева | Закреплять навыки самостоятельного воплощения своего замысла в работах, развивать творческие способности детей | ||
Физическое развитие | -организация подвижных игр: Коршун и наседка», «Смелые ребята», «Извилистая тропинка». «Опанас» и др. - пальчиковая гимнастика «Проглот – бегемот»; - физминутки «Ежик», «Мишка по лесу шагал» | Развивать физические качества, учить действовать по сигналу, воспитывать дружелюбие, закреплять умение действовать сообща | ||
Работа с родителями | - оформление папки – передвижки «Советы родителям «Не жалейте добрых слов»; - консультация «Как научить ребенка делать подарки» - участие в акции «Подари прохожему улыбку» | |||
Итог месяца | Оформление фотогазеты «Наши добрые дела» |
Приложение 3
Сценарий музыкально-театрализованного представления
«Вовка в тридевятом царстве»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: дать детям представление о речевом этикете, как о правилах поведения в различных ситуациях, обогатить речь детей вежливыми словами, совершенствовать практические навыки выразительного исполнения песен и танцевальных движений, развивать познавательную активность, умственные способности, любознательность, связную речь, воспитывать умение активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к окружающим людям, пользоваться разными формами прощания, приветствия, благодарности, обращение с просьбой.
Персонажи: Сказочница, Царь, Мэри Поппинс- взрослые
Вовка, Мальвина, Артемон, Василисы Премудрые – дети.
Атрибуты: декорации царства, книга-ширма, забор, ведро с краской и кистью, трон, барабан, лавка, ткань, платок, стол, чашки, салфетки.
Ход представления:
Звучит музыка из ТВ-передачи «В гостях у сказки». Выходит Сказочница.
Сказочница: День добрый, гости дорогие! Я добрая сказочница! Ох, люблю я сказки! В сказках ложь, да в них намёк - добрым молодцам урок! Хочу я вам рассказать одну умную сказку, про мальчика Вовку. Ой, а вот, кажется, он сам сюда идёт.
(В зал заходит Вовка, исполняет песню «Хулиганишка», стреляет из рогатки).
Сказочница: Здравствуй, милый человек! Куда путь держишь?
Вовка: А тебе какое дело? Чего нос суёшь, куда не следует?
Сказочница: Да ты, дружок, поздоровайся сначала, а уж потом вопросы задавай!
Вовка: Некогда мне тут здороваться, видишь, делом занят!
Сказочница: Понятно, значит, не научили тебя хорошим манерам. А на вид кажется, что ты парень хороший, только грубоват малость. А я – Добрая Сказочница, много разных сказок знаю, уму-разуму научить могу. А тебя, как зовут-величают?
Вовка: Я - Вовка.
Сказочница: Вовка, ты в какую сказку хотел попасть?
Вовка: Про царскую жизнь! Вот красота, только и делай, что ничего не делай!
Сказочница: Тогда тебе нужно попасть в тридевятое царство
Вовка: Да разве туда попадёшь?
Сказочница: А почему и нет? С помощью моей любимой книги ты можешь попасть в любую сказку. Не боишься? Тогда вперёд!
Сказочница говорит волшебные слова:
Вы – листочки шелестите
Вовку в сказку пропустите,
Вы листочки шелестите
Уму-разуму учите!
(Вовка заходит за книгу-ширму с одной стороны. А через какое-то время выходит с другой стороны. Занавес открывается, на сцене стоит трон. Царь красит забор и поёт).
Царь: Имею я пирожных горы, и есть, что есть и есть что пить! Но крашу, крашу я заборы, чтоб тунеядцем не прослыть!
(Вовка подходит ближе, наблюдает за царём, садится на трон).
Вовка: Царь! Царь!
(Звучит барабанная дробь, царь подбегает к трону, надевает корону).
Царь: (сердито) - Как я испугался! Я уже подумал, что нашу сказку кто-то почитать взял, а у меня такой вид!
Вовка: Да кому нужна твоя сказка про заборы? Мне про царскую жизнь обещали!
Царь: А ты кто такой? Зашёл. Не поздоровался, накричал, меня испугал! И вообще старших надо уважать и место уступать!
Вовка: (уходит с трона) – Подумаешь, нашёлся старший! И ещё Царь называется.
Царь: Так, так, с тобою всё ясно! Диагноз - полная невоспитанность. Отправлю я тебя к Василисам Премудрым на перевоспитание. Они из тебя быстро принца сделают!
(Царь берёт Вовку за руку и уводит за занавес, проговаривая волшебные слова):
Вы листочки шелестите,
Вовку в сказку вы пустите!
Вы листочки шелестите,
Уму-разуму учите!
(Звучит музыка. Занавес открывается: лавка, на ней сидят три девочки - Василисы Премудрые. Они вышивают на пяльцах и поют песню. Звучит песня «Как на пяльцах девица вышивала» (русская народная мелодия).
Вовка: Это вы, что ли Василисы Премудрые?
Василисы: Да, это мы. А ты кто?
Вовка: А я Вовка, меня к вам царь направил на перевоспитание.
Василисы: Знаем, знаем. Ты самый невоспитанный мальчик в нашем тридевятом царстве-государстве! Тогда начнем наш сказочный урок вежливости.
Вовка: Урок чего? Сказочной свежести?
Василисы: Урок вежливости и трудолюбия! Тебе нужно назвать три пословицы о правилах поведения.
Вовка: Что-о! Какие такие правила поведения? У меня только одно правило - никаких правил!
Василисы: Так значит ты не знаком с этикетом?
Вовка (чешет затылок) Этикет, этикет, скоро много съем конфет!
Василисы: Тогда нам нужно объяснить Вовке, что такое этикет!
Звучит песня « Что такое этикет?» муз. Еремеевой
Вовка: Всё теперь понятно. Так сразу бы и сказали. Ну, какое там у вас задание?
Василисы: Назови три пословицы о правилах поведения.
Вовка: Я так, наверное, сразу не смогу.
Василиса: Ну, хорошо, мы будем с ребятами начинать, а ты продолжай…
Первая пословица: «Доброе слово и…(кошке приятно!);
Василиса: Как аукнется, так…(и откликнется!);
Василиса: Доброе слово лежит…(а худое бежит!).
Вовка: Урра! Я справился!
Василиса: Скажи спасибо нашим гостям. Это они тебе помогли.
Вовка: Спасибо!
Василиса: Ну, вот Вовка, первые успехи на лицо! А теперь мы приглашаем тебя на танец.
Русский танец с платком
Василиса: Пора нам в свою сказку возвращаться. До свидания Вовка, до свидания гости дорогие!
(Василисы Премудрые кланяются и уходят).
Вовка: Ушли, а меня оставили одного. Зайду-ка я в волшебную книгу сказок скорее.
(Вовка уходит за ширму, выходит Сказочница).
Сказочница: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот научили Василисы премудрые Вовку уму-разуму, сказал он волшебное слово – спасибо! Но только не словами, а делами красен человек. И есть у меня к вам, ребятушки, дело важное, тайное, загадочное. В свитке этом слово заколдовано. Отгадаем, узнаем куда дальше, Вовка путь-дорогу держит.
Первое слово отгадываем: Перво-наперво скажи, в клетку первую впиши.
Если ходишь ты опрятный, про такого говорят
С ним общаться нам приятно. Этот мальчик….
(аккуратный)
Сказочница: Второе слово отгадываем: Если «здравствуй» говоришь,
Если всех благодаришь,
Помогаешь пожилым,
Вырастишь ты… (вежливым)
Сказочница: Третье слово: Маму ты поцеловал, слово доброе сказал,
Не ударил, не толкнул, никого не обманул
Это чувство вновь и вновь называется (любовь)
Сказочница: И последнее слово: Лучше правду ты скажи,
И с обманом не шути,
Лгать не нужно, не юлить
Это значит……(честным) быть!
(В кроссворде складывается слово «ключ»).
Сказочница: Ну, добры молодцы да красны девицы, а теперь догадайтесь, в какую сказку отправится наш герой? Верно, в сказку «Золотой ключик». Давайте и мы туда пойдём.
(Звучит музыка, открывается занавес. Стол, за столом сидит Мальвина, рядом пудель Артемон. Мальвина пьёт чай).
Вовка: Вот это да! Какая смешная девчонка! Тебя как зовут?
Мальвина: Во-первых, я с незнакомыми мальчиками не разговариваю. Во-вторых, сначала поздоровайтесь. А в-третьих, пожалуйста, представьтесь сами.
Вовка: Ещё чего не хватало! Буду я перед какой-то недотрогой ещё и раскланиваться!
Мальвина: В таком случае я не угощу вас чаем с пирожным, и скажу Артемону, чтобы он прогнал вас!
Вовка: Чай с пирожным! Ну ладно, так и быть! Что там нужно сначала сделать?
Мальвина: Сначала нужно поздороваться.
Вовка: Здравствуйте!
Мальвина: А теперь громко назовите своё имя.
Вовка: Я – Вовка! Прошу любить и жаловать! Ну, где мой чай?
Мальвина: Будьте скромнее, мальчик Вова! Артемон, прими нашего гостя.
(Артемон ставит стул, Вовка неловко садится. Артемон наливает чай).
Мальвина: А теперь повяжите салфетку.
Вовка: Не хочу салфетку! ( Артемон начинает рычать) Ладно, ладно, где ваша салфетка? (Повязывает салфетку).
Мальвина: Уберите со стола локти и не дуйте на чай! Смотрите, как это делаю я. (Вовка всё повторяет за Мальвиной).
Мальвина: Спасибо, Артемон. А теперь пора переходить к урокам.
Вовка: Не хочу к урокам! Все меня учат, учат, надоели!
(Артемон лает на Вовку).
Мальвина: Первый урок танца. Мои подружки куклы, покажите своё умение!
Танец кукол
Мальвина: Второй урок труда. Пора поработать в саду, Артемон!
(Мальвина, куклы выстраиваются за Артемоном и идут в обход по залу. Вовка встаёт последний и потихоньку от них отстаёт).
Вовка: Работать, ещё чего! Мне тут царскую жизнь обещали. Загляну-ка я ещё разок в книгу сказок.
(Заходит за ширму, выходит Сказочница).
Сказочница: Много ли, мало ли, времени прошло, набрался Вовка ума да разума. Стал он дальше путь держать. А у нас-то на Руси дорожного человека злым словом не встречают, а добром привечают. Сперва напоют, накормят, а потом разговор ведут да ласковое слово говорят. Знаете ли вы, детушки ласковые слова?(Ответы детей).
Сказочница: Тогда вставайте и поиграйте со мной в ласковые слова.
Игровое упражнение «Ласковое слово»
Сказочница: Заигрались мы с вами. Да про нашего Вовку забыли. Ох, как интересно. Где же он сейчас?
(Звучит мелодия песни «Мисс Совершенство» муз. Дунаевского. Выходит Мэри Поппинс, к ней подбегают дети в бальных костюмах).
Танец с Мэри Поппинс
Вовка: Алле! Здравствуйте! Я – мальчик Вова. А вы кто такие?
Мэри: Я – Мэри Поппинс, самая лучшая в мире воспитательница.
Вовка (недовольно) Опять сейчас воспитывать начнут.
Мэри: Нет, нет, мы будем играть!
Вовка: Фу, ну наконец-то можно поиграть! Во что играем?
Мэри: Игра называется «Танцуем вдвоём», нужно разбиться на пары, внимательно слушать музыку. По окончании музыки пара делает любую красивую фигуру.
Мэри: Следите за осанкой, выше голову, плавней движения!
Вовка: Ничего себе. Сколько всему новому я научился! А главное, я научился правильно вести себя в гостях, красиво танцевать и узнал, что такое этикет!
Мэри: А сейчас я предлагаю тебе, Вовка, научиться петь весёлую песенку. Внимание, музыка!
Звучит песня из к\ф «Мэри Поппинс» и «Лев и брадобрей» муз. М.Дунаевского
Сказочница: Вот такая удивительная история приключилась с мальчиком Вовкой. А где же он сам?
Вовка: Тут я! Здравствуйте, добрая Сказочница!
Сказочница: Вот теперь я вижу, ты стал воспитанным, вежливым, а главное у тебя появилось много друзей. Зови их скорей сюда!(Выходят все участники представления).
Песня «Будьте добры» муз. Флярковского
Приложение 4
Наши добрые дела
Список используемой литературы:
1.Баотнова Е.В.»Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/ Изд. 2-е, перераб., Ростов н/Дону: Феникс. 2014г.- 89с.
2. Блинова Г.М. Занятия Познавательное развитие детей 5- 7лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. -128с.
3. Васильева М.И. Лекции по дошкольной педагогике. Учебное пособие. г.Абакан, 2007г.
4. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М: Айрис – пресс, 2004г.
5. Жучкова Г.Н. нравственные беседы с детьми 4-7 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М.: «издательство ГНОМ и Д», 2008г. – 64с.
6. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру./Катаева Л.И. Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2000г.- 224с.
7. Пахомова О. Н. Добрые сказки: этика для малышей/О.Н. Пахомова.- М.: Книголюб, 2004.
8. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс/сост. Е.В. Погодина. – Харьков: Фолио, 1997.
9. Черенкова Е.Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик, ООО издательство «ДОМ ХХ I век», 2008г. – 188с.
10. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. М.: ТЦ Сфера, 2011г. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный досуг "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!"
На примере музыкального досуга раскрываются основные правила общения людей, нормы поведения, которые помогают человеку в самых разнообразных ситуациях. Здесь отражены культурно - речевое общение (закр...
Сценарий развлечения: "Праздник добра и вежливости"
"Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее в жизни — от человека". М. Пришвин....
Дидактическая игра "Подбери добрые и вежливые слова"
Данная дидактическая игра разработана для образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста...
Беседа: «Добрые и вежливые слова»
Беседа: «Добрые и вежливые слова»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»
К сожалению в наше время наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, демонс...
«Праздник добра, и вежливости»
Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках....
Сценарий развлечения «День дружбы, добра и вежливости» для дошкольников
Развлечения «День дружбы, добра и вежливости» для дошкольников....