Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Захарченко Ираида Николаевна

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников. Описывается педагогический опыт автора по военно-патриотическому воспитанию, раскрывается содержание работы по данной теме, приводятся примеры поговорок, пословиц, стихотворений, демонстрирующих характер защитников Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

И.Н. Захарченко,  МБДОУ детский сад № 57 «Радуга»,

г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников. Описывается педагогический опыт автора по военно-патриотическому воспитанию, раскрывается содержание работы по данной теме, приводятся примеры поговорок, пословиц, стихотворений, демонстрирующих характер защитников Отечества.

Ключевые слова: Родина, родная страна, родной город, патриотические чувства, защитники Отечества, солдаты.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у них появляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

Уровень представления детей о патриотизме во многом зависит от того, какие формы работы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Цель нашей работы: формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, за свой народ, воспитание творчески развитой личности

Мы разработали годовой цикл занятий по ознакомлению с государственной символикой России. Образовательную деятельность проводим один раз в месяц в форме кружковой работы по подгруппам.

Наши дети знают историю возникновения флага и герба города Старого Оскола, флага РФ, текст и музыку гимна страны. Формируем первейшие представления об устройстве нашего отечества, объясняем значение цветов флага. Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападала и не нападает; синий цвет - это вера, верность; красный цвет - цвет силы, это кровь, пролитая за Родину. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

Наши дети знают, что у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн - песня, ее исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Устраиваем тематические выставки художественной литературы. В книжном центре подобрана необходимая литература. «Рассказы о полководцах», «Богатыри земли русской» издательство «Оникс», «Город- герой» А. Митяева, «Почему армия всем родная?» М. Чернявского, «Огненная баллада» С. Баруздина, Стихотворения о Победе и др.

Кроме этого имеется музыкальная фонотека, содержащая песни                  Ф.Филиппенко «Вечный огонь», Д. Тухманова «День Победы» и др.

Свободная деятельность воспитанников проходит в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды. Имеются атрибуты к играм на военную тему: «Мы военные» (летчики, моряки, пограничники), «полоса препятствий, «неприятель в море», «самолеты на защите мирного неба». С желанием ребятишки изготовляют ракеты, пароходы, самолеты, звезды корабли на рейде, парашютистов из бумаги и бросового материала. Интересно проходят беседы-рассказы о героях Великой Отечественной войны с использованием наглядного материала, посвященные войне «Навстречу Дню Победы», «Наше отечество», «Курская оборона», «Оборона Москвы», «Дорога жизни», «Прорыв блокады», «Солдаты идут в бой», «Письма с фронта», «Старый Оскол - город воинской славы». Имеются фотографии и иллюстрации, позволяющие детям глубже закреплять, в представлении образы героев, защитников нашего Отечества.

Кроме восприятия патриотизма, мы проводим, такие беседы, которые помогают развивать и обогащать словарный запас детей. Пополнить речевой запас детей пословицами и поговорками, словами: Русь, Россия, Отечество, защищать, оборонять, гордиться, сражаться, справедливая, священная, народная, героическая война, пехота, танкисты, блокада, окопы, траншеи, генералы, маршалы. С детьми подготовительной группы проводится викторина для знатоков военной истории. Они отвечают на вопросы: Какой праздник отмечает наша страна? Какие виды войск участвовали в освобождении г.Старого Оскола? Назовите героев Старооскольцев, какие подвиги они совершили? Какие улицы, микрорайоны в нашем городе названы в честь героев? (ул. Ватутина, ул. Матросова, микрорайон Жукова а др.). Чем награждали героев во время войны? Какие памятники погибшим воинам в нашем городе вы знаете? Какую боевую технику вы знаете времен Великой Отечественной войны? (танки Т-34, «Катюша» и др.). Какой памятник труженикам тыла есть у нас в городе? (Строителям железнодорожной ветки «Старый Оскол - Ржава»).

Таким образом, для создания развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста была проведена экскурсия, которая оставила незабываемое впечатление детям от посещения музея воинской славы в православной гимназии, где собраны материалы и экспонаты краеведческого характера.        

Интересно проходят праздники День Победы, День Защитника Отечества. В музыкальном зале нашего дошкольного учреждения совместно с родителями, где дети с гордостью читают стихотворения о Дне Победы, поют песни о России, о мире и др., соревнуются в знании пословиц, подготовленных родителями «Умелый боец - везде молодец», «Хорош в строю - силен в бою», «Русский солдат не знает преград» и др.

Надеемся, что наша работа оставит заметный след в детских душах. И наши выпускники вырастут достойными гражданами нашей необъятной родины.

Литература

1. Пчелова Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М: Русское слово, 1993.

2. Кондрыкенский Л.А. С чего начинается Родина? – М: Сфера, 2003.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: Детство пресс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».

Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....

Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и те...

Проект "Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Проект ориентирован на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учстников образовательного процесса через взаимодействие детского сада и семьи...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...