Формирование адаптационно - развивающей среды при переходе детей из ДОУ в начальную школу
консультация
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fomirovanie_adaptatsionno_-_razvivayushchey_sredy.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе уже сегодня
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»
Л. А. Венгер
Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Так или иначе, переход из детского сада в школу всегда связан с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Это сложный и ответственный период, и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Когда этот процесс развивается достаточно успешно, ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но учителя начальной школы, опираясь на свой опыт, отмечают, что часто поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.
Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.
Мы считаем, что необходимо готовить детей, а также и родителей, к переходу в школьную жизнь. Именно на это направленна работа по организации преемственности дошкольного учреждения и школы. Необходимо обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения, сделать его более мягким и безболезненным. Мы считаем, что совместная целенаправленная работа воспитателей и учителей дает возможность детям чувствовать себя комфортно в начальной школе.
Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране. И как трактуется в законе об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ - дошкольное образование - это первый уровень единой системы образования РФ.
Для достижения большего эффекта мы особое внимание уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в детский сад. Родители – наши первые помощники во всех делах дошкольного учреждения, будь то выставки, собрания, субботники, экскурсии и т. д. В своей работе мы опираемся на высказывание Сухомлинского В. А. : «Все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение) детский сад должен сделать своим достоянием, и наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др., должно находить продолжение и опору в семье».
В ходе нашей работе мы столкнулись с проблемой: многие родители уделяют внимание тому, чтобы ребенок умел бегло читать, писать. У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Но как считают А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. Ф. Говоркова, Я. Л. Коломинский, А. А. Люблинская, А. М. Леушина, В. Д. Лысенко, Н. Н. Поддъяков и др. если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Исследования И. С. Кона, В. В. Столина позволяют отметить, что формирование у дошкольника образа будущего школьника помогут ему адаптироваться к социально значимой позиции школьника в системе общественных и межличностных отношений, научат оценивать свою социальную сущность.
Дети в детском саду и в школе поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно - образовательные задачи решаются по-разному.
В соответствии с этими принципами в нашем детском саду спланирована и организована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основной целью такой подготовки стало как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.
Нами были определены три основные направления работы.
1. Методическая работа
2. Работа с родителями
3. Работа с детьми
Методическая работа заключается в разработке соответствующего методического обеспечения (конспекты занятий, экскурсий, бесед и т. д.) . Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документов. Методическая работа осуществляется через различные формы: проведение педагогических советов, семинаров, взаимопосещений занятий и уроков воспитателями и учителями, круглые столы, конференции, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и т. д.
Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе, необходима согласованность взглядов ДОУ и семьи. В этом направлении используются такие формы работы как проведение семинаров-практикумов с участием педагогов детского сада и школы, индивидуальные консультации родителей, разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе, проведение конференции с участием медицинского работника, педагогов по итогам диагностики, участие родителей в дне открытых детей в школе, проведение открытых занятий и т. д. Использование нетрадиционных форм собраний (педагогическая гостиная, дискуссионный клуб,круглые столы). Эти формы работы знакомят родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка.
Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. После анализа литературы по преемственности между школой и ДОУ мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно изготовление коллективной газеты «Первый раз в первый класс», организация праздника «День знаний», встреча с учениками школы, сюжетно-ролевые игры, использование элементов сказкотерапии и т. д. Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу, резко повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы. Дети на практике проживают ситуации из повседневной жизни школы, приобретают коммуникативные умения, которые играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых.
Плохо то, что школа находится сейчас далеко и совершить обзорную экскурсию пока не предоставляется возможным, чтобы дети увидели школьную жизнь своими глазами.
Для отслеживания результатов и проверки достоверности поставленной цели в начале учебного года нами был подобран комплекс диагностических методик. Он включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями.
Диагностический комплекс помогает выявить отношение ребенка к школе, его школьную мотивацию, коммуникативную культуру, т. е. умение осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты, договариваться. В ней уделено внимание выявлению тревожности детей перед поступлением в школу, в связи с тем, что это один из важных факторов влияющих на адаптацию к школьной жизни.
Много внимания уделяется и работе с родителями. В основном мы использовали метод анкетирования, на основе которого хотели выяснить, что важно для родителей при поступлении ребенка в школу, что их тревожит в этот переходный период, на какие моменты в воспитании ребенка нужно обратить особое внимание.
После подведения итогов диагностического исследования детей подготовительной группы было установлено, что воспитанников волнует переход из дошкольного учреждения в новую школьную жизнь, не сформированы представления об условиях школьной жизни, о взаимодействии с учителями и др.
У родителей возникают опасения о завышенных требованиях к готовности ребенка в школе, о том, как более безболезненно перестроить уклад жизни семьи будущего первоклассника.
Главное назначение нашей работы - специально организованный переход дошкольников на следующую ступень образования. Мы надеемся, что вся система работы, разработанная и проведенная нами, поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе. Все полученные сведения, связанные с данной проблемой, лягут в основу комплексно-целевой программы, представляющей собой содержательно-организованную основу управления деятельностью педагогического коллектива по направлению преемственность школы и ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: "Адаптационно – развивающая среда при переходе детей из ДОО в начальную школу"
«Быть готовым к школе уже сегодняне значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значитбыть готовым всему этому научиться»Л. А. Венгер. Проблема обеспечения непрерывности до...
«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу»
Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь м...
«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу»
Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и мето...
Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...
Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в школу
Методические рекомендации для педагогов по созданию оптимальной адаптационно-развивающей среды для детей подготовительной группы...
Формирование адаптационно – развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу
Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения,...
«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из ДОУ в начальную школу»
Выступление на районной педагогической конференции...