Авторская программа "Волшебный клубок"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Пояснительная записка
Вязание крючком известно давно и является одним из наиболее интересных занятий для взрослых и детей. Вязание - древнее, но не стареющее искусство рукоделия, которым люди занимаются с незапамятных времен. Соприкасаясь с древним искусством вязания, ребенок проходит сложный путь познания и откровений. Вязание является одним из видов декоративно-прикладного искусства, так как вязаные вещи имеют практическое назначение и отличаются декоративной образностью. Вязаные изделия относят к декоративно-прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы создать великолепные вязаные салфетки, кружевные скатерти, шторы, кружева для полотенца или носового платка. Вязаными изделиями можно украсить не только свой быт, но и себя, создавая художественно выполненные костюмы, составляющие ансамбль вместе с головными уборами, обувью и украшениями. Поскольку декоративно-прикладное искусство является составной частью народного искусства, то, привлекая детей к вязанию, мы тем самым способствуем сохранению исторической памяти и художественного опыта народа.
Актуальность данной программы обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Современными приоритетными направлениями деятельности дошкольных образовательных организаций являются усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника, решение общеразвивающих и коррекционных задач. Ручное вязание всегда было и остается одним из интереснейших и увлекательных занятий, способствует развитию различных функций детей дошкольного возраста, в частности, развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_volshebnyy_klubok.docx | 399.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Паспорт программы Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы Методическое обеспечение программы Список литературы Приложение 1 Приложение 2 | 3 4 13 16 21 25 26 28 |
Паспорт программы
№ | Наименование программы | Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста |
1. | По степени авторского вклада | Адаптированная |
2. | По направленности | Художественно-эстетическая |
3. | По уровню освоения предметной деятельности | Ознакомительная |
4. | По уровню организации творческой деятельности | Репродуктивная |
5. | По форме организации детских формирований | Программа рассчитана на работу педагога с группами воспитанников (обучающихся) |
6. | По возрасту и специфике развития детей | Программа предназначена для воспитанников 5-7 лет общеразвивающей и коррекционной направленности (ОНР) |
7. | Специфика контингента воспитанников (обучающихся) | Программа рассчитана на воспитанников (обучающихся) общеразвивающих и комбинированных групп |
8. | По приоритетному целепалаганию | Развивающая |
9. | Срок реализации программы | Два года |
10. | По масштабу | Учрежденческая |
По степени реализации программы | Полностью реализованная программа |
Пояснительная записка
Вязание крючком известно давно и является одним из наиболее интересных занятий для взрослых и детей. Вязание - древнее, но не стареющее искусство рукоделия, которым люди занимаются с незапамятных времен. Соприкасаясь с древним искусством вязания, ребенок проходит сложный путь познания и откровений. Вязание является одним из видов декоративно-прикладного искусства, так как вязаные вещи имеют практическое назначение и отличаются декоративной образностью. Вязаные изделия относят к декоративно-прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы создать великолепные вязаные салфетки, кружевные скатерти, шторы, кружева для полотенца или носового платка. Вязаными изделиями можно украсить не только свой быт, но и себя, создавая художественно выполненные костюмы, составляющие ансамбль вместе с головными уборами, обувью и украшениями. Поскольку декоративно-прикладное искусство является составной частью народного искусства, то, привлекая детей к вязанию, мы тем самым способствуем сохранению исторической памяти и художественного опыта народа.
Актуальность данной программы обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Современными приоритетными направлениями деятельности дошкольных образовательных организаций являются усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника, решение общеразвивающих и коррекционных задач. Ручное вязание всегда было и остается одним из интереснейших и увлекательных занятий, способствует развитию различных функций детей дошкольного возраста, в частности, развития речи.
Основания для разработки программы
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Устав учреждения;
Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.11г. № 174);
Приказ МОиН РФ № 1014 от 30 августа 2013г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса».
Новизна программы в создании модели деятельности дошкольной образовательной организации, позволяющей рационально организовать единовременную работу с воспитанниками общеразвивающей направленности и воспитанниками с общим недоразвитием речи.
Цель: ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию. Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей.
Задачи:
- познакомить с историей, техниками работы по рукоделию;
- создать условия для освоения различных видов и способов вязания крючком сообразно возрасту воспитанников;
- развивать творческую активность воспитанников;
- развивать мышцы кистей рук;
-развивать художественный вкус воспитанников.
Задачи коррекционной направленности:
- преодоление и предупреждение у воспитанников с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы;
- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- развитие связной речи у воспитанников с общим недоразвитием речи;
- развитие коммуникативных навыков у воспитанников с общим недоразвитием речи.
Принципы содержания программы.
1..Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2..Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – родители, дети – педагог) продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3..Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4.Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний.
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; треугольное вязание: от угла к углу; круговое вязание от середины и т.д.).
В программе в раздел "Азы вязания" входит конструирование, аппликация, вязание. Программа предполагает широкое использование вязаных изделий, игрушек, панно, работ детей педагогов и родителей, для создания тематических выставок, украшения предметно – развивающей среды, интерьера ДОО.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы – 2 года.
Предусматриваются два этапа работы:
1. "Азы вязания" с детьми 5-6 лет (старшая группа);
2. "Первые изделия» с детьми 6-7 лет (подготовительная к обучению в школе группа).
Занятия проводятся один раз в неделю.
Дни занятий воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности нагрузки детей в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю, но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с группой детей – не более 20 - 25 минут в старшей группе. Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки), так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В работе принимают участие и родители воспитанников. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы студии предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После первого этапа (старшая группа) дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
-знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой;
-знают историю древнего рукоделия;
-правильно сматывают клубок;
-шьют швом "через край";
-различают нитки (шерсть, синтетика);
-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель;
-выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком.
После второго этапа (подготовительная группа) дети выполняют:
-вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);
-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);
-учатся обвязывать носовой платок по краю;
-владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);
-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);
-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;
-используют ручные умения в повседневной жизни детского сад и семьи, проявляя при этом творчество.
Условия для занятий.
1.Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
2.Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
3.Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
4.Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
5. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки работ детей, родителей и педагогов в детском саду;
-дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
-творческий отчет воспитателя на педсовете.
Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Логика деятельности логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
10. Развитие фонематического восприятия детей | 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы |
Программа реализуется в тесном сотрудничестве воспитателя и логопеда посредством интегративного подхода к образованию. Лексические темы недели вытраиваются в логике учебно-тематического плана программы.
Учебно-тематический план
Первый год обучения – "Азы вязания".
Наименование темы | Часы | ||
Всего | Теория | Практика | |
Знакомство со страной "Вязанией" | 20мин. | 5 мин. | 15 мин. |
Сказка "Волшебный крючок" |
|
| |
Сказка "В страну Вязанию" |
|
|
|
Азы вязания: цепочка из воздушных петель |
|
|
|
Сказка "Волшебные нитки" | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Освоение вязания цепочки из |
|
|
|
воздушных петель |
|
|
|
Сказка "Умелые пальчики" |
|
|
|
Самостоятельное вязание цепочки: у кого длиннее цепочка | 20мин | 5мин | 15мин |
Всего: | 60 мин | 15 минут | 45 минут |
Самостоятельное вязание цепочки толстым крючком. Советы бабушки | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
Самостоятельное вязание цепочки тонким крючком | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Советы "Как правильно смотать клубок" | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Вязание индивидуальных цепочек | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Всего: | 80 мин | 20 мин | 60 мин |
Конструктивно- художественная деятельность | |||
Самостоятельное вязание разноцветных цепочек | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Применение цепочки петель в виде завязок к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Конструирование букв, цифр | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Оформление работ | |||
Всего: | 60 мин | 15 мин | 45мин. |
Выкладывание узоров из вязаных цепочек. | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Декоративная окантовка для открыток» | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Украшения для одежды, карманов | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Подарок маме (мимозы) | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Подарок папе (кораблик) | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Оформление детских работ для выставки "В стране Вязании" | 20мин. | 5мин. | 15мин. |
Всего: | 120 мин. | 30 мин. | 90 мин. |
Второй год обучения - "Первые изделия"
Наименование темы | Часы | ||
Всего | Теория | Практика | |
Вязание столбиков без | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
накида (прямоугольное | |||
полотно) | |||
Рассматривание изделий "Мамы вяжут куклам" | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
Освоение нового способа вязания и вязание шарфов, подушек для кукол | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
Вязание разноцветных прихваток (мамам). | |||
25мин. | 10мин. | 15мин. | |
Всего: | 100 мин | 40 мин | 60 мин |
Первое изделие. Обвязывание носового платка столбиками без накида ( папам) | 25 мин | 5 мин. | 20 мин. |
Вязание салфеток | 25 мин. | 5 мин. | 5 мин. |
Вязание ажурных цветов и листьев | 25 мин. | 5мин. | 20 мин. |
Выкладывание заготовок к панно. Оформление панно | 25 мин. | 5 мин. | 20 мин. |
"Красивые цветы" | 25 мин. | 5 мин. | 20 мин. |
Всего: | 125 мин. | 25 мин. | 100 мин. |
Обучение Треугольному вязанию ( от угла к углу). Дашино письмо. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин |
Вязание косынки, платка для куклы | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
Вязание разноцветного платка для куклы | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
Украшение платка кисточками | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
Всего: | 100 мин | 40 мин. | 60 мин. |
Круговое вязание от середины. Вязание прихваток(подарок бабушкам). | 25мин. | 5мин. | 20мин. |
Двухцветные прихватки"яблочко, сердечко". | 25 мин. | 5 мин. | 20 мин. |
Сказка "Цветик- семицветик". Вязание прихватки"Цветочек". | 25мин. | 10 мин. | 15 мин. |
Оформление панно"Здравствуй школа!". | 25мин. | 5мин. | 20мин. |
Выставка работ детей и родителей "Умелые ручки" | 25 мин. | 5 мин. | 20 мин. |
Всего | 125 мин | 30 мин | 95 мин. |
Содержание программы
Блок "Знакомство со страной Вязанией" дает детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно-прикладного искусства – вязание крючком. Данный блок знакомит детей с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, иголкой, шилом, ножницами и нитками.
Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика), завязывать узелки, выполнять воздушные петли.
Знакомятся с разными крючками, различными по материалу:
- алюминиевый или стальной;
- пластмассовый;
- деревянный;
- костяной.
С разными крючками по длине:
- короткий (10-15 см.);
-длинный (22-25 см.).
С разными крючками по толщине:
-тонкий (№1,5-2,5);
-толстый (№3-6).
Дети овладевают знаниями о разных нитях: ручного и машинного прядения, натуральные и синтетические. Дети учатся выбирать нитки для вязания, обращая внимание на:
-№ пряжи (показатель толщины);
- ровность (характеристика качества);
-скрученность;
- упругость;
-прочность окраски.
Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так:
1. Крючок держать, как карандаш.
2.Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.
3. Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.
4. Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.
5. Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязаная петля воздушная.
6. Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы.
7. Вязание крючком имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность.
Блок "Самостоятельное вязание цепочки" - это освоение практических навыков вязания. Лучше всего начинать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой крученой ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. Использование разноцветных нитей способствует развитию эстетического восприятия и развивает творческое воображение, а также моторику кистей рук, художественное видение.
В процессе занятий дети овладевают:
-знаниями об особенностях разных крючков, нитей;
-умением подбирать нити разного цвета, толщины, структуры;
-техникой завязывания узелка;
-навыками безопасности при работе с крючком, шилом, иглой и ножницами;
- приемами вязания цепочки.
Блок "Конструктивно- художественная деятельность" – это объемное художественное конструирование, в котором новые целостные модели букв, цифр, имен создаются из вязаных цепочек разной структуры и цвета. Дети знакомятся с разными техниками работы с вязаными цепочками:
- аппликации;
- конструирование.
На первом этапе работы наиболее доступными являются пришивание завязок, шнурков к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам. На втором этапе из разноцветных вязаных цепочек дети выкладывают буквы (цифры, имена). В процессе работы у детей развивается поисковая деятельность и способность экспериментировать. Эти занятия приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, закрепляется знание букв, цифр.
Блок «Выкладывание узоров из вязаных цепочек» – это более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т.к. ошибку почти невозможно исправить.
Знакомство детей сданной деятельностью позволяет:
- научить различению цвета, длины, высоты, месторасположения (сверху, снизу, над, под и т.д.), форм конструируемых объектов;
- формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики);
- развивать сенсорно-аналитическую деятельность – умение вести целостно-расчлененный анализ объектов: выделение целого, его частей, деталей и их пространственного расположения.
Второй год обучения.
Блок «Вязание столбиков без накида» знакомит детей с элементами полотна (петель и столбиков); с правилом: крючок вводят в петлю цепочки так, чтобы сверху крючка было две нити, а снизу одна; с графическим изображением столбик без накида (короткий столбик).
Вязание столбиков без накида.
Введите крючок в петлю цепочки, подведите крючок под рабочую нить и захватите ее. На крючке получилось две петли, теперь снова захватите рабочую нить и протяните ее через обе петли.
Знакомится со способом вязания крючком – прямое вязание: по лицевой и изнаночной стороне, связав один ряд на петлях цепочки, вязание поворачивают, и следующий ряд выполняют на петлях первого ряда. В процессе вязания шарфов (подушек для кукол, разноцветных прихваток) дети применяют разные приемы и способы вязания. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их конструктивно – художественной деятельностью.
Блок «Обвязывание носового платка столбиками без накида».
Знакомит детей со свойствами ткани-ситец, правилами безопасного обращения с шилом, ножницами, способом по протыкания дырок шилом по краю ткани и выполнением вязаной отделки.
Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя обвязывание платка, дети придерживаются определенного направления, соблюдают необходимую длину петель. Наиболее доступными являются вязание ажурных цветов, листьев, стеблей и оформление общего панно «Самые красивые цветы». Принимая участие в украшении интерьера ДОО, дети создают общую работу, договариваются об условиях участия в работе, дети учатся располагать детали, сочетать размеры, цветовую гамму. Развивается эстетический вкус, аккуратность.
Блок «Обучение треугольному вязанию» (от угла к углу) включает в себя:
- освоение детьми нового способа вязания от угла к углу;
- формирует умение работать по выкройке, подбирать определенное цветовое решение;
-развивает умение украшать связанное изделие кистями.
Дети осваивают вязание кукольных косынок, платков в качестве подарка куклам.
Блок «Вязание от середины по спирали» (круговое вязание) предполагает освоение детьми нового способа от середины, по периметру детали, только по одной стороне вязания, причем ряд можно замкнуть встык и следующий начать с воздушных петель, а можно по спирали. Применение способа вязания от середины развивает у детей:
-способность самостоятельно находить творческое решение;
-художественное видение;
-навыки мыслительного анализа последовательности выполнения задания;
-умение создавать схематичный рисунок (поэтапное изготовление).
Данный блок предусматривает вязание салфеток, прихваток в подарок бабушкам.
План взаимодействия педагога с родителями:
1. Экскурсия в Дом Творчества.
2. Консультация "Чем занять ребенка дома?''
3. Семинар "Сказки из клубочков".
4. Анкетирование с целью изучения удовлетворенности родителей дополнительными образовательными услугами.
5. День открытых дверей.
6. Спектакль "Колобок - шерстяной клубок!"
7. Ярмарка "Умелые ручки".
8. Книга успехов и достижений детей.
9. Видеофильм "В страну Вязанию".
10. Праздник "Семейный час!".
11.Встречи в семейном клубе "Рукодельница".
Методическое обеспечение программы
Название блоков | Формы занятий | Средства реализации программы | Дидактический материал и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Первый год освоения программы | ||||
1.3накомство со страной «Вязанией» | Экскурсия на выставку работ студии "Петелька". Занятие-путешествие "В страну вязанию». | Познавательный рассказ "История вязания крючком". Игра-сюрприз "Что в корзинке". Загадки о клубке, крючке, пословицы. Рассматривание вязаных изделий на выставке работ студии «Петелька». Показ способа вязания петли. Гимнастика для глаз. Упражнение в вязании цепочки. Игры «Волшебный узор», «Путанка».Хоровод. Подарки детям – крючки. Упражнение "Клубочек", «Вяжем разноцветные клубочки». Индивидуальная помощь. | Демонстрационный материал: работы детей студии "Петелька"; корзина с клубками и инструментами, костюм для рукодельницы, магнитофон с аудиозаписью музыки Д. Шостаковича "Вальс цветов", Римского-Корсакова "Три чуда . Раздаточный материал: клубки разного цвета, крючки разных размеров, ножницы, линейка. | Диагностика знаний умений детей. Индивидуальная работа. наблюдения. |
2.Самостоятельное вязание цепочки | Посиделки с Рукодельницей. Совместное творчество детей и педагога | Сказка "Как правильно смотать клубок". Показ способа вязания цепочки. Метод индивидуального обучения. Игра "Королевство ниток", Упражнения "Вяжем разноцветные шнурочки". | Демонстрационный материал: нитки- синтетика, шелк, лен, хлопок. Раздаточный материал: трубочки из газеты, клубки, крючки, ножницы. | Конкурс "У кого длиннее цепочка' |
З.Применение цепочки петель | Посиделки с Рукодельницей. Творческая деятельность детей и взрослых. | Игровой метод "Посылка куклам''. Рассматривание вязаных изделий. Показ образца, способа пришивания цепочки к изделию. Игры "Одень кукол", "Необычное письмо». Индивидуальная помощь. Похвала. | Образцы с именами. Письмо. Раздаточный материал: цветной картон, линейки, иголки с игольницей, клей, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы. Аудиокассета "Веселый праздник". | День открытых дверей. Вручение подарков малышам. |
4. Выкладывание узоров из вязаных цепочек | Посиделки с Рукодельницей. Творческая продуктивная деятельность детей. | Беседа "Украсим открытку". Обсуждение с показом образцов декоративной окантовки. Показ способа украшения. Индивидуальная помощь, похвала. Игровая ситуация «Сюрприз маме и папе». | Демонстрационный материал: образцы оформления рамок для открыток. Раздаточный материал: вязаные цепочки, клей, клеенки, открытки, салфетки, ножницы. | Подготовка выставки "В стране Вязании". День презентации детских работ. |
Второй год освоения программы | ||||
1.Вязание без накида (прямоугольное полотно) | Посиделки с рукодельницей. Творческая деятельность детей. | Игровая ситуация "Мамы вяжут куклам шарфы". Объяснения с показом приема вязания столбика без накида. Сказка "Бабушкины советы". Упражнения в вязании кукольных шарфов и подушек. Игры "Пальчики", "Мы вяжем." Гимнастика для глаз. | Образец вязания столбика без накида. Готовые вязаные изделия: кукольные шарфы, подушки. Разноцветные клубки, крючки, ножницы, линейки. Аудиозапись песен В Шаинского. | Индивидуальные наблюдения. Совместная с сестренками Выставка "Мы - мамины помощники!". |
2. Обвязывание носового платка столбиками без накида | Посиделки с Рукодельницей - творческая деятельность. | Игровая ситуация "Дашина посылка" рассматривание обвязанных платков, беседа "Правила безопасного обращения с шилом, крючком и ножницами". Показ способа протыкания дырок шилом по краю платка и приема обвязывания платка. Пальчиковая гимнастика "Солнышко", "Пальчик- мальчик". Игра "Найди такой же платок". Индивидуальная помощь. Метод мотивации: платок в подарок папам. | Готовые обвязанные носовые платки, заготовки ткани ней для платков, шило, крючки, ножницы, нитки разных цветов. Аудиозапись "Малыши у реки". | Выставка "Наш подарок»
|
З.Обучение Треугольному вязанию (от угла к углу) | Посиделки с Рукодельницей. Творческая деятельность детей и бабушек. | Игровая ситуация "Дашино письмо". Метод игровой ситуации. "Подарки куклам", "Рукодельница учит делать кисточки". Рассматривание вязаных изделий. Показ способа вязания. Наблюдение за деятельностью детей. Игры "Раздай куклам платки", "Украсим платочки для кукол". Стихи "Ай да куклы!". Похвала детям. | Схемы – карточки этапов работы, альбомные листы, карандаши, куклы, клубки, крючки, магнитофон с ауиозаписью Д.Шостаковича «Вальс цветов» | Индивидуальная работа наблюдения подготовка к выставке работ. |
4. Круговое вязание от середины | Посиделки с Рукодельницей. Творческая деятельность. Экскурсия в Дом творчества на выставку детских поделок. | Рассказ Рукодельницы "Об искусстве вязания". Игровая ситуация "Поможем бабушке". Объяснения с показом способа кругового вязания. Упражнения "Вяжем разноцветные прихватки". Сказка "Цветик-Семицветик". Обсуждение и подбор ниток для вязания прихваток. Индивидуальная поддержка детей. Похвала. Демонстрация действий Рукодельницей. Игра "Пальчики". Упражнение "Волшебный крючок". | Готовые вязаные прихватки. Разноцветные клубки, крючки, ножницы. Аудиозапись "Голоса попугая"
|
Список литературы
- Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М.:, ТЦ Сфера, 2010.
- Лыкова И.А. Волшебное кружево. Альбом для детского художественного творчества. – М.: Карапуз, 2007.
- Новикова И. Вязание крючком и вышивка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Академия развития. 2010.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999.
- Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. - М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. - М.: ИД «Цветной мир», 2011.
- Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: ИД «Цветной мир», 2012.
- Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. - М.: Русское слово, 2012.
- Тарасенко С.Ф. Вязанная игрушка. – Минск: Полымя, 2000.
- Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: Просвещение, 1992.
Приложение 1
Методика диагностики результативности реализации программы
Констатация результата | + 2 + 1 0 - 1 -2 | Констатация результата |
5-6 лет | ||
Ребенок умеет держать крючок | Ребенок не умеет держать крючок | |
Ребенок правильно сматывает клубок. | Ребенок не умеет правильно сматывать | |
Ребенок знает цвета нитей | Ребенок не знает цвета нитей | |
Ребенок умеет вывязывать петли | Ребенок не умеет вывязывать петли | |
Аккуратность в работе | Не аккуратен в работе | |
Самостоятельность в работе | Копирует замысел других | |
Правильное положение пальцев | Неправильное положение пальцев | |
Отношение к выполнению задания | Невнимателен, с ошибками | |
Отношение к помощи педагога или товарища | Не принимает | |
Точность выполнения задания рукодельницы | Другие способы выполнения задания | |
Быстрый темп вхождения в деятельность | Долго входит в деятельность |
Методика диагностики результативности реализации программы
Констатация результата 6- 7 лет | + 2 +1 0 -1 -2 | Констатация результата |
Ребенок умеет держать крючок и вывязывать петлю | Ребенок не умеет держать крючок и не вывязывает петлю | |
Ребенок умеет вязать разными способами | Ребенок не умет вязать разными способами | |
Ребенок умеет подбирать цветовое сочетание ниток | Ребенок не умеет подбирать цветовое сочетание ниток | |
Самостоятельно вяжет простые изделия | Не умеет самостоятельно вязать простые изделия | |
Ребенок умеет работать с иголкой | Ребенок не умеет работать с иголкой | |
Соблюдает правила безопасного обращения с крючком | Ребенок не осторожен в обращении с крючком | |
Ребенок умеет делать разметку | Ребенок не умеет делать разметку | |
Умеет планировать работу | Не умеет планировать работу | |
Оригинальность замысла | Ребенок повторяет замысел других | |
Предпочтительная избирательность | Не проявляет избирательности | |
Увлеченность деятельностью | Не проявляет стремления |
Приложение 2
Диагностика развития речи у детей в возрасте от 6 до 8 лет
Методика Эббингауза.
Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".
Инструкция: "Расставь точки".
Плохой Сторож
У Одной Хозяйки Мыши Поели В Погребе Сало Тогда Она Заперла В Погребе Кошку А Кошка Поела И Сало, И Мясо, И Молоко
Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.
Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.
Задание 1.
1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".
Галка и голубь.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Самые красивые.
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?
- А какие они?
- Самые красивые!
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.
Задание 2.
Обращаясь к ребенку, педагог говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".
Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3. Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.
Шкала оценивания.
Количество правильно составленных предложений | Оценка |
4 и более | 5 |
3 | 4 |
2 | 3 |
1 | 2 |
0 | 1 |
Задание для углубленной диагностики.
"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".
1. В, поют, хоре, девочки.
2. Пассажиры, трамвая, выходят.
Задание 3.
Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:
Педагог говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками педагог раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.
Далее педагог говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".
Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает педагог. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.
Задание для углубленной диагностики.
"Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом; - круг на квадрате; - круг над квадратом".
Тест различения и выбора фонем.
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики.
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое - фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза.
Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.
К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Задание 1.
Обращаясь к ребенку, педагог говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку. Слушай:
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".
После выполнения воспитанником этой части задания педагог продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3' (зъ). Слушай:
С', Ц', 3', Т ', 3' ".
И, наконец, педагог говорит: "Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".
Примечание: Звуки Ш, 3', Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.
Задание для углубленной диагностики.
"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как ребенок дает ответ, педагог продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".
Задание 2.
Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее педагог говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках".
Далее педагог называет следующие пары:
трава - дрова, уточка - удочка, крыша - крыса, мишка - мышка, бочки - почки.
Задание 3.
Педагог раскладывает на столе перед воспитанником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее педагог спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно.
Затем педагог раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Педагог вновь обращается к воспитаннику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика - со звуком Д".
Задание 4.
Обращаясь к воспитаннику, педагог говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".
Задание 5.
Вначале педагог просит ребенка написать на листочке слово
"сковородка".
Как правило, воспитанник отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Педагог успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные".
Затем педагог по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка.
Задание для углубленной диагностики.
"Назови первый и последний звук в слове
СЛОН".
Задание 6.
Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Педагог уточняет, знает ли воспитанник названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к воспитаннику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка".
Задание для углубленной диагностики.
"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".
Задание 7.
Педагог выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Ч Ш Ц Т
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее педагог говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".
Задание для углубленной диагностики.
"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".
О У А М
Задание 8.
Обращаясь к воспитаннику, педагог говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)
Задание для углубленной диагностики.
"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)
"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебный клубок
Статья рассказывает об интереснейшем виде рукоделия - прядении и о поделках из ниток, которые можно изготовить для игр детей вместе с ними....
"Клубок для котёнка" (образовательная область "Познавательное развитие")
Методическая разработка для детей 2 младшей группы....
Конспект открытого занятия в младшей группе "Ты катись, катись клубок.."
Открытое занятие...
Новогодний утренник " Волшебный клубок".(с родителями)
Цель мероприятия : создание новогоднего настроения детям и родителям....
Сценарий новогоднего утренника "Волшебный клубок" для детей старшей и подготовительной группы с ТНР,
Новый год-это праздник , который любят и маленькие и взрослые. И принято его встречать всей семьёй. Открывает новогодний карнавал, как обычно утренники в детском саду. И мы в нашем сценарии в традиции...
Программа дополнительной услуги «Волшебный клубок» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 23 «Гуси - лебеди»
Формирование у дошкольников старшего возраста художественно – познавательных способностей, ручной умелости, через использование специально организованных форм обучения воспитанников, в процессе освоен...
Игровое занятие по развитию коммуникативных навыков в подготовительной к школе группе «Волшебный клубок понимания»
Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....