Статья "ВРЕДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"
статья на тему

Белозерцева Татьяна Александровна

Увы, но даже самые заботливые и внимательные мамы и папы не застрахованы от ошибок...

Потому что даже они, непременно желающие своему крохе счастья и успеха, могут, сами того не ведая, воспрепятствовать гармоничному развитию малыша, сформировав у него комплекс неполноценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

        

Статья "ВРЕДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Увы, но даже самые заботливые и внимательные мамы и папы не застрахованы от ошибок...

Потому что даже они, непременно желающие своему крохе счастья и успеха, могут, сами того не ведая, воспрепятствовать гармоничному развитию малыша, сформировав у него комплекс неполноценности.

СКРЫТАЯ УГРОЗА

Комплекс неполноценности заключается в том, что человек, страдающий этим психологическим недугом, стойко уверен в наличие у себя тех или иных недостатков. Трудно не согласиться с утверждением, что закомплексованность и низкая самооценка - не лучшие спутники ребёнка на пути к успеху и счастью. Ведь страдающий комплексом неполноценности малыш, и без того весьма зависимый от родителей, попадает в плен ложных представлений о себе самом, вместо того чтобы раскрывать свой потенциал. Так, например, из пугливого ребёнка, если его постоянно стыдить за робость и стеснительность, может вырасти неуверенный в себе человек, которого когда-нибудь кто-нибудь назовёт трусом. И избавиться от закомплексованности, прочно укоренившейся в сознании этого «труса», будет уже нелегко без помощи квалифицированного специалиста-психолога.

ПРИСТАВУЧИЕ ЯРЛЫЧКИ

Как ни странно, сформировать у своего ребенка комплекс неполноценности довольно просто. Для этого, например, родителям достаточно удостоить внимания его неуклюжесть, ошибку, оговорку, слишком эмоциональную реакцию с негативной точки зрения. Вот весьма распространённая ситуация:

Шестилетний Костя, гуляя с мамой по парку, заметил проходившего мимо друга и обернулся на него, но нечаянно споткнулся и, упав, разодрал свои новые джинсы.

Конечно же, реакция мамы была мгновенной и предсказуемой - шлепок и резкая оговорка: «Раззява! Вечно так! Надоел!». А по дороге к дому Костя прослушал получасовую «лекцию» о том, что он совершенно не ценит вещи, что от него в семье только одни неприятности и что у других родителей такие хорошие дети, а вот он такой плохой. Безусловно, мама любит Костю и для неё он самый лучший в мире ребёнок, а такая вспыльчивость может быть вполне объяснима её психологической и физической усталостью после тяжёлого рабочего дня или утомительных домашних хлопот. В подобных условиях взрослый человек нуждается в поддержке, участии, похвале, а малейший раздражитель действует на него с большей силой. Например, поводом для агрессии может послужить обида за то, что никто из домашних не заметил, что мама повесила на кухне новые шторы или приготовила блюдо по новому рецепту. Но ни усталость, ни плохое настроение не смягчают слова, сказанные ребёнку сгоряча. В том, что малыш испортил обновку, разумеется, нет ничего хорошего. И было бы абсурдом хвалить его за содеянное. Но ведь Костя не специально порвал джинсы, это произошло случайно. Поэтому маме следовало бы вместо навешивания на сына ярлыка «раззява», акцентировать внимание на его поступке, а не на нём самом. Реакция со словами «ты - хороший, но поступил плохо!» помогла бы малышу понять, что он сделал что-то не так, но у него есть возможность

справиться. При таком подходе смещаются акценты: ценность личности остаётся, а ошибки, которые время от времени совершаются, становятся стимулом к самосовершенствованию, а не клеймом.

Многократное повторение, как известно, ведёт к запоминанию, тем более, что детская психика очень восприимчива. И если мы хотим, чтобы ненаглядное чадо в скором времени стало «неряхой», «лентяем», «растяпой» или ещё каким-нибудь «прекрасным» человеком, то продолжайте в том же духе. Чтобы с ребёнком не случилось подобного перевоплощения, родителям следует не только контролировать свои эмоции и правильно (!) ругать ребёнка, необходимо и не скупиться на и этом не лишним будет отмечать ) будет стимулировать маленького

ВАЖНЫЕ ТАБУ

Проанализированный выше случай - далеко не единственный пример проявления родительской «несостоятельности». На заметку мамам и папам, желающим избежать или исправить ошибки в воспитании любимого непоседы, ещё несколько наиболее распространённых «приёмов» создания у малыша комплекса неполноценности:

1. Приказание, команда

«Меня не интересует, что ты там хочешь, немедленно подойди ко мне!» -выражает неприятие ребёнка родителем.

«Немедленно иди спать!», «Прекрати! Отойди от сестры!» - вызывает у одних малышей чувство злости, вспышки раздражения, у других - угнетение личности.

2. Предостережение, угроза

«Только попробуй так сделать, я тебе устрою!», «Сейчас же убери игрушки! Иначе я тебя накажу!» - вырабатывает чувство страха или провоцирует ребёнка на проверку серьёзности намерения родителей.

3. Насмешки, подшучивание

«Наша Маша, как всегда, черепаха!» - разрушает «образ - Я», ребёнок чувствует себя недостойным, плохим, даже если и не показывает виду, в силу своего темперамента и особенностей характера.

4. Саркастические комментарии

«С тобой никто никогда не будет играть, потому что ты тихоня!» - малыш может почувствовать себя в замешательстве, уверится в том, что он и впрямь «тихоня» и никогда не перестанет им быть. К тому же ребёнка может охватить стыд от того, что окружающие разгадали его состояние.

5. Льстивая похвала

Очень важно поощрять малыша без сарказма, иронии и елейности в голосе, чтобы потом не удивляться, почему ребёнок не воспринимает добрые слова похвалы, не веря в их искренность, - дети очень тонко чувствуют наше настроение и способны уловить даже малые нотки лицемерия.

Для мамы и папы малыш - это непременно самый лучший и самый любимый ребёнок в мире! Но, чтобы любимое чадо тоже чувствовало себя таковым, родителям необходимо не только ощущать любовь к нему, но и как можно чаще проявлять её в словах и поступках. Тогда и причин для возникновения комплекса неполноценности не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...